Исследовательская работа "Язык современного подростка"
проект по русскому языку (8 класс) на тему

Михеева Анна Владимировна

Ссылаясь на исследовательскую работу по данной теме, было выявлено, что такую проблему исследуют учащиеся совместно со своими руководителями. Все опрошенные ребята отметили, что жаргоны считают распространенной речью среди подростков. При этом такую речь используют, в основном, юноши. Сегодня ребята всё чаще сталкиваются в своей жизни с безразличием, жестокостью, злостью. Именно это и приводит к употреблению жаргонизмов среди учащихся, приятелей, товарищей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc173.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ивановская основная общеобразовательная школа»

Исследовательская работа на тему

«Язык современного подростка».

        Работу выполнила

        ученица 8 класса

        Сухотина Вероника.

        Руководитель работы:

        учитель русского языка

                                                                              и             литературы

        Анна Владимировна Михеева

2014 год

Аннотация к исследовательской работе.

Цель нашей работы – выявить, что такое подростковый жаргон и как он используется молодежью в современном мире.

Методы исследования:

  1. подбор и изучение литературы;
  2. опрос учащихся школы;
  3. обработка данных.

     Разработанность проблемы.

      Ссылаясь на исследовательские работы  по данной теме, было выявлено, что данную  проблему исследуют многие ученики совместно со своими руководителями. Мы выбрали эту тему потому, что в нашей школе существует та же проблема. И очень хочется, чтобы наши ребята разговаривали на родном русском языке.

Выводы:

1. Все опрошенные учащиеся отметили, что жаргоны считают распространенной речью среди подростков.

2. При изучении уровня жаргонной речи выявлено, что данную речь больше используют юноши, чем девушки. Девушки не всегда понимают значение произнесенных жаргонов.

 3. Сегодня употребление этой речи объясняется отчасти тем, что ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. Именно это и приводит к употреблению жаргонизмов среди учеников, товарищей, друзей, с которыми они проводят большую часть своего времени.  

Введение.

      Язык подростков  XXI века не всегда понятен их родителям, учителям, чья непосредственная обязанность – поиск взаимопонимания с юным поколением. Совсем нелишне было бы разобраться, какой смысл подопечные вкладывают  в свои дела. Тем более что особенности лексикона молодежной субкультуры, похоже, отражают и своеобразие менталитета молодых людей.

Обоснование актуальности темы.

       Мы считаем, что выбранная нами тема в настоящее время является актуальной. Ярким подтверждением  этому может служить современное состояние литературного языка. Проникновение арготизмов, жаргонизмов на радио и телевидение, в рекламу, в повседневную речь, расширение социальной и возрастной базы жаргонов стало предметом изучения социологов, педагогов, лингвистов.

      Думается, что существуют достаточно веские основания для выявления современного подросткового жаргонизма. По отношению к словам подросткового жаргонизма должны быть применены самые решительные меры с целью ликвидации, искоренения их в языке школьников и пресечения их дальнейшего проникновения туда, так как этот фонд «блатных слов» создаёт чрезвычайно благоприятную почву для появления и развития хулиганства.

     Обратите внимание, на этом, довольно таки, распространённом языке говорят не только обучающиеся школ, студенты, но также молодёжь. Порой, не всегда понимаешь значение жаргонизмов, но этот язык в нашем современном мире в лексиконе занимает чуть ли не первое место.

Постановка и формулировка проблемы исследования.

      Проблема данной работы заключается в том, что жаргоны, к сожалению, использует большинство школьников, начиная с учащихся начальных классов. И такую речь полностью искоренить невозможно. Она передаётся из уст в уста, несмотря на то, что находится за пределами литературного языка. Мы думаем, чтобы решить эту проблему, необходимо нам, подросткам, научиться разговаривать друг с другом на «чистом, непорочном, литературном  языке».

Разработанность исследуемой проблемы.

Оказывается, изучением и выявлением причин активного употребления жаргонизмов в речи учащихся занимаются не только социологи, педагоги, лингвисты, но и сами учащиеся школ.      

  1. festival.1september.ruarticles/573917/. Урок словесности в 10-м классе по теме «Должны ли мы так говорить, или Речь современных подростков». Автор: Анисимова Н.В., учитель русского языка и литературы.
  2.  idea.mosuzedu.ruprojects/project.html. Исследовательская работа по теме «Слова – паразиты в речи современных подростков». Автор: Глотова Анна, ученица 8 класса. Руководитель: Давыдова-Мартынова Е.И., учитель информатики.
  3. rudocs.exdat.comdocs/index-67937.html. Исследовательская работа по теме «Сленг в нашей школе». Авторы: Смирнова М., Мухутдинова Л., ученицы 10»Р» класса.
  4. pandia.rutext/77/156/23074.php. Научно-исследовательская работа на VII  школьную конференцию молодых исследователей. Тема работы «Молодёжный сленг». Авторы: Рудик Денис, Харя Дан., ученики 6 «Б» класса. Руководитель: Суханова О.В., учитель русского языка и литературы.

Основное содержание.

Цель работы – как жаргон используется в речи современного подростка.  Язык для любого человека является важнейшей частью его культуры. И что же мы наблюдаем сейчас? Говорящие стали употреблять ругательства и нецензурные выражения. С экрана телевизора звучат пошлые шутки, слова, которые раньше употреблялись только в уголовной среде! Похоже, что сейчас можешь говорить,  что хочешь и как хочешь.

     Основные задачи исследовательской работы:

1. изучить теоретический материал по проблеме «Употребление жаргонов в подростковой речи»;

2. выявить источники возникновения жаргонов;

3. познакомиться со словами, используемыми подростками в речи;

4. исследовать уровень использования и восприятия жаргонов подростками.

       Особенно много жаргонизмов возникало до революции в речи господствующих классов, что объясняется попыткой искусственно создать особую разновидность языка путем привнесения специфических элементов и тем самым несколько отделить людей своего круга от остальных носителей национального русского языка.

       Иногда жаргонная лексика появлялась в учебных заведениях дореволюционной России, например: в бурсацком жаргоне слямзил, стибрил, свистнул в значении «украл», объегорил в значении «обманул», засыпался в значении «не выдержал экзамена» и пр.

      В советское время изменилась социальная сущность жаргонов, изменилось и их понимание. В современном русском языке имеются лишь отдельные слова «жаргонно окрашенной» лексики, которые или связаны с факторами профессиональной речи, или являются характерным признаком возрастной общности поколения, преимущественно молодого. Например: шпоры, шпаргалка, контролка, петух (пятерка), туфтаи др. у школьников.

      Те, чье взросление пришлось на 60-70-е годы, наверное, припомнят, что и в ту далекую пору подростки стремились обособиться от старших в своей  языковой непохожести. Однако их жаргон был совсем иным, чем нынешний. Молодежный жаргон изобиловал корявыми англицизмами: пипл ( people )- народ, люди; шузы (shoes) – ботинки и вообще любая обувь; батл (bottle) – бутылка и т.д.

      В то время эта пагубная тенденция не стала массовой, она «обогатила» молодежь элементами жаргона наркоманов – типа облом, прикол, отстой, улёт и т.п. показательно, что этот лексикон сохранился и по сей день.  

      Казалось бы, надо порадоваться патриотизму молодежи. Но радоваться особо нечему, ибо слова родного языка, составляющие костяк современного молодежного жаргона, используются преимущественно в тех значениях, которыми их наделила криминальная субкультура. Про отмазки, разборки, наезды и откаты сегодня говорят не только безусые мальчишки, но и государственные мужи. В этом особая примета нашего времени, а разводить и наваривать – почётно. Огорчает то, что  такая извращенная система ценностей все сильнее овладевает умами молодежи.  И, вероятно, можно даже заключить: чем больше юноша употребляет словечек из лексикона новорусского сброда, тем сильнее в нем стремление войти в этот круг.      

      Давно подмечено, что наиболее развитые и толковые ребята в целом менее комфортны и, соответственно, менее склонны к употреблению жаргона. К тому же их, вполне успешных в учёбе, не так достают предки, и нет особой нужды шифроваться, дабы избежать осуждения.

      Как правило, в среде сверстников подросток, умеющий изъясняться без жаргона и мата, да и к тому же постоянно получающий заслуженные высокие оценки, имеет репутацию ботана , или ботаника.   К науке ботанике эта пренебрежительная кличка отношения не имеет. Она происходит от глагола работать, сокращенно – ботать. Иными словами, ботаник – это тот, кто своим трудом пытается пополнить содержание своей головы, а, возможно, при этом ещё и наивно полагает, что впоследствии это поспособствует и пополнению кошелька.

       По большому счету наиболее показательны для массового подросткового менталитета даже не специфические молодежные жаргонизмы и не особая склонность к их использованию, а широкое распространение малозначимых, казалось бы, «вводных» словечек (так и хочется назвать их паразитами)- короче, типа, прикинь, не тормози и т.п. их на самом деле намного больше, но для компактности изложения разберём хотя бы эти.

        Короче. Частенько доводится это слышать, причем нередко из одних юных уст по несколько раз в минуту. Означает ли это, что перед нами серьёзный, деловой человек, дорожащий временем и не склонный к многословным рассуждениям?  Увы, вовсе нет – достаточно просто прислушаться к сказанному. Фактически многократное даже навязчивое короче означает: «Конечно, всё это можно было бы выразить интересно и подробно, но мой словарный запас настолько беден, что и слов-то подходящих мне не подобрать. Короче, скажу как умею.»

Похожую функцию выполняет и популярное словечко типа в значении вроде бы, как бы. Затрудняясь подыскать правильную формулировку, говорящий пользуется тем, чем владеет, указывая при этом, что возможно и более точное определение, но оно ему не по силам. А призыв прикинь! Заставляет слушателя самого додумать то, что в силу убожества речи оказался не в силах выразить говорящий.

      Тормоз – как известно, техническое устройство для замедления и остановки движения. С недавних пор активно употребляется в молодёжном жаргоне в значении «тугодум, человек недалёкий, медленно соображающий». Соответственно, тормозной – «неадекватный, не умеющий быстро и правильно реагировать»,  тормозить – «пребывать в прострации, замешательстве». Призыв Не тормози! Обычно бывает адресован человеку, который слишком долго размышляет над простыми и понятными вещами либо колеблется, не в силах принять решение. Такой призыв часто встречается и в рекламных объявлениях, адресованных молодёжи, и означает: «Перестань колебаться! Скорее прими правильное решение и сделай покупку!» Такую рекламу мы ежедневно видим по нашим телевизорам Не тормози! Сникерс ни!

       Однако  частота употребления этого слова заставляет призадуматься. Что означают упрёки в тормознутости, раздаваемые направо и налево? Не слишком ли много вокруг развелось тормозов?

       О связи мышления и речи на протяжении веков говорили многие умные люди - от Сенеки до Выготского. А вот американец  Брюс Бартон  выразился бесхитростно и прямо: «Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа». Но всё же, прислушайтесь внимательнее, о чём, а главное -как, говорят друг с другом подростки.

      Обращаясь к словарям, мы обнаружили, что слово жаргон является иноязычным, заимствованным.

      ЖАРГОН ( фр.jargon). Речь какой-либо социальной группы, объединенной общими интересами, отличающаяся от общенародного языка словами, выражениями преимущественно искусственного образования. Школьный жаргон. Воровской жаргон.

      В значении «чириканье» слово жаргон употреблялось во французском языке в средние века (XII в.), затем оно стало означать «непонятный язык», а ещё позже – «испорченный язык». До революции в составе русского языка было много жаргонов. На них говорили люди, принадлежащие к какой-либо группе и ставящие своей целью скрыть что-либо от окружающих. Использование жаргонов или частое употребление жаргонных слов нежелательно, оно свидетельствует о плохом языковом вкусе или о невладении  литературной нормой языка. [литер.1]

      ЖАРГОН ( фр.jargon), социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией. Иногда термин «жаргон» применяется для обозначения искаженной неправильной речи. [литер. 2]

      Мы провели исследование среди учащихся нашей школы по употреблению жаргонов.И выяснили, что, практически, все ребята, кроме начальных классов, используют жаргоны. Которые, как они считают, пополняют школьный словарный запас. На основании этого мы составили небольшой словарик тех слов – жаргонов, которые используют учащиеся нашей школы.

Фигня – ерунда, что-то плохое

Прикольно, классно, здорово, круто – хорошо

Офигеть, опупеть, очуметь – удивление

Вооще – вообще

Чувак, карифан – друг, товарищ

Отпадно – удивительно

Ласты – ноги

Дыня, тыква, чайник – голова

Отвали, отвянь – отстань

Копец – конец

Оборзел -  обнаглел

Беспонтовый – бестолковый

Не гони – не говори

Базар – разговор

Стрёмно – некрасиво, безобразно

Атас – беги

Паливо – осторожность, предупреждение

Без балды – без проблем

Тусняк, денс, скачки – дискотека

Контрошка – контрольная

Универ – университет

Общага – общежитие

Прикинь – представь, подумай

Комп – компьютер

Туфта – ерунда, малостоящее доказательство;

Филонить – бездельничать;

Блеск, сила, жесть, потрясно – превосходно;

Как штык - обязательно

Фишка – что-то оригинальное, потрясающее

Глюк поймать – что-то кажется

Лох, тюфяк – слабак

Хавать, точить, уплетать – кушать, обедать

Отстой – плохо

Фиолетово – безразлично

В натуре – действительно

В одну каску – в одиночку

Тёлка – девушка

Бабло, зелень – деньги

Рожу мять, рожу давить – спать, дремать

Не парься – не переживай

Полученные результаты:

  1. Мы считаем, что мы изучили теоретический материал по данной теме;
  2. Используя литературу, узнали о происхождении слова «жаргон», «Молодежный жаргон»;
  3. Познакомились с жаргонами, употребляемыми учениками нашей школы; составили словарик жаргонизмов;
  4. Исследовав уровень использования и восприятия жаргонов подростками, выяснили, что речь современного подростка очень своеобразна.  Она отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, которое балансирует на грани литературного языка и жаргона.

Выводы.

 О необходимости очищения языка от «паразитического хлама» подобного рода писал еще М.Горький. Конечно, борьба против жаргонизмов не потеряла остроты и в наше время. Увлечение жаргонными словечками – это как бы «детская болезнь» в языке. Одни жаргоны исчезают из обихода, а другие появляются. Примечательно, что особенно рьяными поклонниками жаргона оказываются те, у кого недостаточна литературная начитанность и беден собственный словарный запас. Путь очищения языка от жаргонной шелухи не в диктаторском запретительстве, а в обогащении речи молодежи истинными ценностями отечественной и мировой культуры.

      Нужно пробуждать в нас, подростках, чувство собственного достоинства и самоуважения. Общаясь друг с другом, необходимо  помнить о назначении человека, который несёт в этот мир добро и красоту. А ведь правильная и грамотная речь – это тоже красота и добро.

    “По отношению каждого человека к своему языку, - писал К.Г.Паустовский, - можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”.

Библиографический список:

  1. Школьный словарь иностранных слов. В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая,  Е.И.Голанова,И.А., Василевская; под ред. В.В. Иванова.-М.: Просвещение, 1983-с.59-60.
  2. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд .М.: Сов. Энциклопедия, 1988-с.433.
  3. Методическая газета для учителей-словесников №16. Русский язык. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.  А.И. Тощева.М.: 2007-с.19.
  4. Методическая газета для учителей-словесников №17. Русский язык. Слово о родном языке.  Л.А. Кульматов. М.: 2007-с.2.
  5. Методическая газета для учителей-словесников №20. Русский язык. Как говорит современный подросток.  С.С. Степанов.М.: 2007-с.40-41.
  6. Современный русский язык. Учеб. для  филол. спец. Вузов. Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. 5-е изд. М.: Высш. шк., 1987-с.34-35.
  7. Нормы современного русского литературного языка. К.С. Горбачевич. 3-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1989-с.9-10.
  8. festival.1september.ruarticles/573917/. Урок словесности в 10-м классе по теме «Должны ли мы так говорить, или Речь современных подростков». Автор: Анисимова Н.В., учитель русского языка и литературы.
  9.  idea.mosuzedu.ruprojects/project.html. Исследовательская работа по теме «Слова – паразиты в речи современных подростков». Автор: Глотова Анна, ученица 8 класса. Руководитель: Давыдова-Мартынова Е.И., учитель информатики.
  10. rudocs.exdat.comdocs/index-67937.html. Исследовательская работа по теме «Сленг в нашей школе». Авторы: Смирнова М., Мухутдинова Л., ученицы 10»Р» класса.
  11. pandia.rutext/77/156/23074.php. Научно-исследовательская работа на VII  школьную конференцию молодых исследователей. Тема работы «Молодёжный сленг». Авторы: Рудик Денис, Харя Дан., ученики 6 «Б» класса. Руководитель: Суханова О.В., учитель русского языка и литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Обзор компьютерных игр и их влияние на современного подростка"

В работе мы рассматривали зависимость современного подростка от компьютерных игр, попробовали выяснить соотношение пользы и вреда компьютерных игр....

Исследовательская работа -презентация: " Подростки. Легко ли быть подростком. "

В нашей школе № 41 им. Г.А. Тарана ЗАО г.Москвы ежегодно проходит смотр проектных и исследовательских работ учащихся .Победители  представляют свои работы в округе.В данном конкурсе рискнули выст...

Исследовательский проект "Современная семья глазами подростков"

Опрос «Современная семья глазами подростка»  проводился по анкете, составленной учащимися на основе анкет ВЦИОМ. Первое исследование  проведено в 2008, второе – в апреле 20...

Исследовательская статья "Художественная литература как основа формирования патриотических идеалов современных подростков и духовного возрождения нации"

В статье автор исследует проблему отношения учащихся общеобразовательной школы к событиям Великой Отечественной войны средствами художественной литературы ....

Психологическое просвещение для родителей "Современные подростки в современном мире"

Статья для публикации в районной газете "Приволжская новь"...

Сравнительная психологическая характеристика типичного современного подростка и подростка из прошлого на примере книги «Тимур и его команда»

Для сравнения образов современного подростка и подростка из прошлого я взяла книгу «Тимур и его команда», в которой главный герой Тимур является своеобразным героем. На мой взгляд данное с...