Исследовательский проект "Современная семья глазами подростков"
проект по обществознанию (10 класс) на тему

Запрягаева Наталья Юрьевна

Опрос «Современная семья глазами подростка»  проводился по анкете, составленной учащимися на основе анкет ВЦИОМ. Первое исследование  проведено в 2008, второе – в апреле 2016.  В исследовании анализировались многие  проблемы семьи, воспринятые школьниками как значимые. Знакомство со статьей поможет учителям обществознания в разработке собственных исследовательских проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Исследовательские  проекты учащихся.

 О результатах  проекта «Современная семья глазами подростка».

                           

                                        Дети – не случайное приобретение

                                                                                 Иоанн Златоуст

   Учащиеся школы № 38, выбравшие социально-экономическое направление, знакомятся с  основами социологии,  что помогает в работе над  проектами. Как правило, это проекты информационного и исследовательского типов.

    Информационные проекты направлены на сбор сведений о проблемах  школьной жизни. Для их реализации  подбираются типовые анкеты различных  организаций (ВЦИОМ, Левада-центр и др.) по заданной проблеме, и результаты социологического опроса сравниваются с общероссийскими. Презентация результатов проходит через сайт школы и школьную газету.

   Исследовательские проекты создаются в соответствии с интересами  учащихся и предполагают  самостоятельную разработку социологических анкет,  их обработку и презентацию результатов на мероприятиях различного уровня.

  Среди  социологических проектов, созданных школьниками за последние годы, можно выделить наиболее значимые, такие, как:  «Проблемы толерантности в школе № 38», «Сквернословие есть смерть души», «Современная семья глазами подростков», «Как прекрасен этот мир.  О культуре», «Как прекрасен этот мир. О любви»

     Некоторые проекты выполняются в режиме мониторинга.

Опрос «Современная семья глазами подростка»  проводился по анкете, составленной учащимися на основе анкет ВЦИОМ. Первое исследование  проведено в 2008, второе – в апреле 2016.  В исследовании анализировались многие  проблемы семьи, воспринятые школьниками как значимые. Опрос 2008 года проводился среди учащихся 10 и 6 классов – 55 анкет. В опросе 2016 года приняли участие 45 человек из 10 и 5 классов. 19 семей – 42% неполные.

     Представим результаты мониторинга, исходившего от предположения, что семья — это тот специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого в отдельности.

В настоящее время для среднестатистической семьи характерны определенные жизненно важные функции, с исключением которых теряется смысл самого существования семьи. Среди важнейших функций, применительно к современной семье, можно выделить следующие:

1. Воспитательная функция.

2. Функция психологической разрядки.

3. Функция интеллектуального общения.

4. Функция хозяйственно-бытовых отношений.

Опираясь на результаты  исследования семей школьников ГБОУ № 38, рассмотрим те из функций, которые исследовались в опросе.

  1. Воспитательная функция

Во всех семьях, принявших участие в исследовании, воспитание детей осуществляется на основе «женской психологии» (мамы занимаются воспитанием детей в 90 % случаях, а в 35 % случаях — бабушки). Отрадно, что 48% отцов заботятся о воспитании детей.  (В 2008: 90 % - мамы, 20%– бабушки, 20% - отцы)

Общественное воспитание детей дошкольного и школьного возраста осуществляется также в основном женщинами. Поэтому из-за отсутствия в воспитании в ряде семей роли отца, с каждым годом более острыми становятся вопросы гендерной самоидентификации мальчиков, воспитания у них «мужских» качеств личности.

Во всех семьях детей наказывают. Наказание — один из методов воспитания. Лишь один подросток отметил, что его не наказывают, в его семье метод воспитания:  «Любовь, прощение и ещё раз любовь»

Основные формы наказания: (первая цифра – результаты 2008 года, вторая – результаты 2016 года)

чтение морали (70 %);     60%

— домашний арест (6 %);  8% (пятиклассников ставят в угол)

— окрики (35 %);  33%

— работа по дому (6 %); 27 % Работа по дому не должна быть наказанием!

— снизился показатель «отказ родителя от общения с ребенком» (16 %); 8%

— физическое наказание применяют в 11% семей. В 2008 году лишь 3 % семей применяли физическое наказание

— отказ в деньгах или покупке вещей, пользовании компьютером (17 %) 11%

Вопросы взаимоотношений родителей и детей в семье рассматривались  с точки зрения  детей. Анализ результатов показал:

— Большая часть детей (61 %) 88% удовлетворена отношениями с матерью, (15 %) 48% — отношениями с отцами. Т.е. каждый второй ребенок в 2016 году  полностью  адаптирован к условиям семейной жизни, воспринимает их как приемлемые для себя. В 2008 году только каждый шестой ребенок  был адаптирован к условиям семейной жизни

Эмоциональная близость ребенка с родителями, как правило, является источником сотрудничества. При этом эмоциональная дистанция детей с отцами может рассматриваться как тревожащий фактор.

— Как фактор внутрисемейных отношений может рассматриваться также восприятие детьми авторитета родителей.  (67 %)  71%  матерей и  (42 %)      48 % отцов имеют полный авторитет у своих детей.

2. Функция психологической разрядки

Психологическая разрядка тесно связана с досугом, организацией свободного времени.

(30%) 48 %  школьников любят проводить свободное время с родителями, (30%) 28 % предпочитают одиночество. (70%)  77 % готовы делить свободное время с друзьями.

Как показало данное исследование, есть родители, которые совсем не принимают участие в организации свободного времени своих детей.

«Важнее всего в воспитании — личный пример!» — все знают этот лозунг, но редко кто его глубоко осознает и тем более осуществляет.

3. Функция интеллектуального общения

    Назначение функции интеллектуального общения — обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи.  Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но, главное, человек нуждается в том, чтобы его выслушали, поняли и приняли таким, какой он есть.

    Обеспечение функции интеллектуального общения происходит на фоне дефицита времени для общения и свидетельствует о том, что данная функция является особенно проблематичной. Поэтому настораживает тот факт, что  каждый десятый родитель использует «отказ от общения с ребенком» как одну из форм наказания, и что родители чаще всего беседуют с детьми об учебе (в 62%)  70 % случаях. Для большинства родителей именно учеба, успеваемость являются наиболее актуальными проблемами воспитания, поэтому, в первую очередь, они говорят о ней, а уже потом о друзьях – (45%)  62 %. Чаще стали говорить о событиях дня: 91 % против 60% в 2008; реже  о  будущем  - 40 % против 50 % в 2008, «о другом» 13% (раньше  25%). В одной семье ведутся беседы  о фильмах.

 Школьные годы воспринимаются родителями и педагогами как некий промежуточный этап жизни, а, скорее всего, как этап подготовки к будущей жизни. Дети с раннего детства оказываются в условиях не детства, а взрослой жизни («Учеба — твоя работа!») Вслед за проблемами успеваемости значимыми являются проблемы дисциплины, а также будущего профессионального образования, выбора профессии.

 Требуя от детей, в первую очередь, успехов в учебе, родители способствуют понижению значимости семьи как условия счастливой жизни.

4. Семья как ведущий фактор воспитания

Семья может  выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Лучший способ сделать ребенка хорошим – сделать счастливым.

Что же думают дети о своих родителях, о семьях, в которых воспитываются?

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. значимость семьи для подростков, участвовавших в опросе, достаточно велика. Об этом говорит факт, что (55%) 60% расценивают отношения в семье как хорошие и (30%)  22%- как нормальные. Увеличилось количество детей, с 8% до 18%, оценивающих отношения как конфликтные, треть детей не хотят иметь в будущем такую же семью, как семья родителей. 67 % хотят иметь семью, похожую на родительскую (раньше только треть хотела иметь подобную семью)
  2.  Главной ценностью в жизни современного человека семью называют 100 % подростков. (66% из них считают семью очень важной для себя ценностью, остальные – важной). В 2008 ГОДУ – 76 %
  3. К сожалению,  только четверть опрошенных считает, что семья полностью подготовила их к встрече с первой любовью, материнством, отцовством, научила умению строить  счастливую семью и быть за неё в ответе. С 10% до  22%  повысилось количество ответов детей, считающих, что  родители им ничего не дали в этом плане. С  60% до  46% уменьшилось  число детей, считающих, что семья подготовила их частично. 6 % не могут ответить на этот вопрос
  4. (70 %)  57 % опрошенных считают счастливой семью, где царят любовь и доверие. 97% подростков назвали любовь одной из главных ценностей современного человека. (78% - 2008) Интересно, что наличие в семье двух родителей считают  фактором счастливой семьи 55% опрошенных. Раньше – всего 20%. Свою семью считают счастливой 26 % учащихся.
  5. На вопрос, сколько детей хотели бы иметь в семье,  более половины подростков ответили, что двоих- троих, четверть планирует иметь одного ребенка. Треть опрошенных ответили положительно на вопрос о возможности в будущем взять приемного ребенка на воспитание.

26 % не хотят воспитывать приемного ребенка.

На основании этих данных можно сделать вывод о позитивном отношении к семье и материнству у современных подростков.

5. Ценностные приоритеты современных подростков.

Помимо семьи и любви, среди главных ценностей в жизни современного человека подростки назвали:

Дружба (75 %) - 97 % (51% отметили особую важность для себя)

Здоровье (72 %) - 90 % (44 %- очень важно)

Образование  (67 %) 95 % (из них 40 % ответов - очень важно. Почти все ответы об особой важности принадлежат пятиклассникам)

Карьера (35 %)  59%

Интересная работа   (37 %) 53%

Богатство  (18 %)  46% (важно – оценили одним баллом)

Патриотизм – (18 %) - 55% (15% - очень важно). Рост значительный.

Религия – 28 % (важно). В 2008 году эту позицию не отмечали

Хобби – 69% (важно). В 2008 году эту позицию не отмечали.

   Итак, полученные данные позволяют выявлять некоторые  тенденции развития  взаимоотношений в современной семье.

Приложение 1. Анкета для проведения опроса ( мониторинга)

Анкета «Современная семья» Анкетирование анонимно. Выбор ответа отмечайте любым значком В графе «Другое» можно дополнить ответ.

1 .Поддерживаете ли вы отношения с бабушками и дедушками?

Живем вместе

Оказываем помощь при болезни

Ходим к ним в гости

Они помогают воспитывать детей

Помогаем друг другу материально

Не общаемся

Другое

2.На ком в Вашей семье, как правило, лежат заботы о воспитании детей?

Мама

Соседи

Отец

Друзья

Бабушка

Учитель, школа

родственники

Ни на ком

Другое,

З.С кем Вы любите проводить свободное время? С родителями С друзьями Один (одна)

4.0бщаясь с родителями, о чем Вы беседуете?

Об учебе

Беседуем очень редко

О друзьях

О будущем

О событиях дня

другое

5.К кому (куда) Вы обратились бы за помощью и поддержкой в случае острой необходимости?

Мама

Друзья

Отец

В школу

Родственники

Другое

б.Кто в Вашей семье является безусловным авторитетом для Вас?

Мама

Отец

Бабушка, дедушка

Брат, сестра

Другое

7.Как Вы оцениваете отношения в Вашей семье?
Хорошие
                               Конфликтные

Нормальные                          Не знаю

8.Хотите ли Вы в будущем иметь такую же семью, как у Ваших родителей? Да

Нет

9. Кто является для Вас авторитетом:

Мать

Бабушка, дедушка

Брат, сестра

Нет доверительных отношений

10.Как Вы считаете, подготовила ли Вас семья к встрече с первой любовью, отцовством,
материнством, умению строить счастливую семью, быть за неё в ответе?
Да
        Частично

Нет        Не знаю

11. Какую семью Вы считаете счастливой? Полную, где есть отец и мать Семью, где царит любовь и доверие Другое (что именно)

12.Сколько детей Вы хотели бы иметь в своей будущей семье?

13.        Могли бы Вы взять в свою будущую семью приемного ребенка?

Да

Нет

Не знаю

Да, если не будет своих детей

14.        Основные формы наказания в Вашей семье?

Чтение морали        Отказ родителей от общения с ребенком

Физическое наказание        Домашний арест

Отказ в деньгах или покупке вещей

Окрики        Работа по дому

Другое

15.        Что, на Ваш взгляд, является главной ценностью в жизни современного человека:
семья        
        хобби        

интересная работа                карьера        

богатство                образование        

любовь                религия        

дружба                патриотизм        

здоровье                другое        

Оцените Ваш ответ в баллах: 0 - не важны; 1- важны; 2- очень важны

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

Ваш пол        Возраст        Количество детей в семье        

В полной или неполной семье проживаете (нужное подчеркнуть)

Спасибо за сотрудничество!

 Список литературы

  1. Современная семья http://www.vevivi.ru/best/Sovremennaya-semya-ref227920.html
  2. Функции современной семьи http://doshkolniki.org/doshkolnaya-pedagogika/246-funkczii-sovremennoj-semi.html
  3. Социально-педагогические особенности современной семьи http://www.ronl.ru/dissertatsii/pedagogika/256170/
  4. С.Н.ВарламоваА.В. Носкова, Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян. Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 61-73.
  5. Н.Ю.Пахомова. Метод учебного проекта. Москва: АРКТИ. – 2004.- 78 с.
  6. И.С.Сергеев.  Как  организовать проектную деятельность учащихся. Москва: АРКТИ. – 2004.- 78 с. http://ecsocman.hse.ru/articles/16000363/j16075282/page9.html
  7. В.В. СолодниковСемья: социологическая и социально-психологическая парадигмы.  Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 130-138. http://ecsocman.hse.ru/articles/16000363/j16075282/page9.html
  8. Е.Р. Ярская-СмирноваП,В. РомановЕ.П. Антонова Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия

Социологические исследования. 2008.  Т. 7. № 1  http://ecsocman.hse.ru/articles/16000363/j16075282/page9.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Семья - глаза в глаза"

Форма проведения дискуссия,тренинг,игра. Способствует сближению родителей и детей....

Совместное родительское собрание "Семья - глаза в глаза"

 Родительское собрание "Семья - глаза в глаза" проводится в начале учебного года с целью выявления наиболее существенных проблем в семейных отношениях ваших воспитанников и их родителей, п...

Методическая разработка классного часа в 7 классе "Семья - глаза в глаза"

Это методическая  разработка классного часа в 7 классе, посвященная Дню семьи. Цель: способствовать укреплению взаимодействия семьи и школы....

Исследовательские проекты учащихся. О проекте "Современная семья глазами подростка". Статья

Представлено описание проекта (мониторинга), изучения  мнений учащихся о проблемах семьи. Проект проводился в два этапа. Первое социологическое исследование проведено школьниками в 2008 году, вто...

Родительское собрание, 7-ой класс. «Семья – глаза в глаза»

Родительское собрание, 7-й класс. "Семья-глаза в глаза"...