Технология КРМ на уроках словесности
презентация к уроку по русскому языку на тему

Плугатырева -Полях  Ольга Николаевна

Данная работа  поможет учителям русского языка и литературы овладеть технологией критического мышления ,  умело применять ее на уроках

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

технология КРМ на уроках словесности это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Слайд 2

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Модель данной технологии состоит из трех этапов: стадии Вызова стадии Смысловой стадии Рефлексии стадии Особенности организации

Слайд 3

В левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, в правой колонке - требующие подробного, развернутого ответа. «тонкие» Кто…..?Что……?Когда…..?Верно ли….?Было ли ….?Как звали….? И т.п. «толстые» Дайте три объяснения, почему…Почему вы считаете….?В чем различие…?Что, если…..?Предположите, что будет, если….?Почему вы думаете….?Объясните, почему …. Таблица «тонких и «толстых» вопросов.

Слайд 4

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» ) Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто». Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Слайд 5

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом. 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений. Мозговая атака

Слайд 6

Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов. Подготовительная работа: 1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: - Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); - Динамичный, событийный сюжет; - Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал. 2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух» Чтение с остановками и Вопросы Блума

Слайд 7

Беспощаден кто-то к человеку! И.Бунин

Слайд 8

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». . Кластеры

Слайд 10

Перепутанные логические цепочки В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность. В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов. Озаглавьте иллюстрации к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд 11

Одним из приёмов РКМ является социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Основной задачей для выполняющих это социо-игровое является описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается. Р А Ф Т

Слайд 12

Спасибо за внимание Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ с.Красный Яр» Плугатырева -Полях Ольга Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"

Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....

Использование инновационных технологий на уроках словесности

Доклад на заседании Методического совета школы. Содержит сравнительный анализ  традиционного урока и  урока с элементами инноваций. Доклад содержит перечень используемых автором на уроках сл...

Средства информационных технологий, используемые для реализации словесных методов обучения.

Выступление на заседании предметно-цикловой комиссии колледжа по теме: «Средства информационных технологий, используемые для реализации словесных методов обучения»...

Доклад на тему"Здоровьесберегающие технологии на уроках словесности"

Здоровье ребенка – тема в настоящее время очень актуальная.  Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу. В 21 веке здоровье школьников ухудшилось по сравнению  с 20 и даж...

Статья "Методика использования на уроках словесности и во внеурочное время информационных технологий".

Статья содержит информацию для  учителей - предметников о пользе использования информационных технологий на уроках и во  внеурочной деятельности. Создана в помощь учителям....

Статья. Уроки словесности - уроки культуры и нравственности.

Статья посвящена роли учителя-словесника в формировании и воспитании молодого поколения на уроках русского языка и литературы....