Использование инновационных технологий на уроках словесности
статья по русскому языку ( класс) на тему

Кузьменко Наталья Михайловна

Доклад на заседании Методического совета школы. Содержит сравнительный анализ  традиционного урока и  урока с элементами инноваций. Доклад содержит перечень используемых автором на уроках словесности приёмов, позволяющих повысить интерес детей к учёбе  в условиях массовой школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий на уроках словесности

(Доклад на заседании методического совета МБОУ СОШ №37)

Кузьменко Н.М.

Современный урок представляет сложный комплекс педагогических технологий, ядром которого остаётся традиционное обучение. Однако в ответ на вызовы времени традиционное единство знаний, умений и навыков дополнено целями развивающего обучения и личностно-ориентированным подходом, что нашло отражение в системе Федеральных образовательных государственных стандартов. В связи с этим перед современным учителем стоит трудная задача: он должен реализовывать разнообразные, сложные цели и задачи образовательного процесса, которые зачастую, кажется, противоречат друг другу.

 Например, как совместить авторитарную педагогику требований к обучающемуся и существующую систему оценок с гуманно-личностным подходом? Как дать необходимую сумму знаний  для сдачи ЕГЭ и  при этом  не упустить  возможности личностного и творческого развития ученика? Как осуществить индивидуальный подход в условиях переполненности классов? Как добиться эффективности урока при общем снижении уровня мотивации учеников?

Инновационные технологии – это тот инструмент, который в идеале должен помочь учителю реализовывать разнообразные, зачастую, противоречивые цели и задачи образовательного процесса.

Само понятие инноваций было введено в педагогическую теорию и практику в 80-е годы прошлого века. Это была эпоха относительной свободы и экспериментов в педагогике. Именно тогда зазвучали имена С. Соловейчика –  педагога-новатора и основателя газеты «Первое сентября», Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Е.А. Ямбурга и других педагогов-новаторов. Их опыт стал основой для инновационных образовательных технологий, актуальность и ценность которых с течением времени только усиливается. Сегодня массовая школа работает в условиях, когда на уроке уместно использовать и традиции, и инновации. В данной таблице синим цветом  выделена система приоритетов, которыми, на наш взгляд,  руководствуются учителя-словесники:

Параметры

Традиционный урок

Инновационные компоненты урока

Уровень применения

Общепедагогическая  технология

Категория обучаемых

Массовая школа

Философская основа

Педагогика принуждения

Педагогика сотрудничества (личностно-ориентированная): «Умножать, а не только уважать человека в человеке» (Е.Н. Ильин)

Подход к ребёнку

Авторитарный («Учитель всегда прав»)

Гуманно-личностный, сотрудничество

«Дари себя детям!» (Из «Заповедей Ш.А. Амонашвили)

Ориентация на личностные структуры

Информационная (ЗУНы) «Традиционная школа – школа знаний»

Развитие компетенций («Компетенция – личностное образование, включающее в себя личностно значимые ЗУНы, вошедшие в индивидуальный опыт как успешные» - определение Е. Бондаревской). Коммуникативно-деятельностный подход: «Учимся, общаясь и воплощая свои знания в конкретных делах»

Тип управления

Традиционное, фронтальное (учитель – класс) + ТСО

Групповые формы работы, дифференцированное обучение (работа с одарёнными, с отстающими), коллективные формы работы. Использование электронных интерактивных средств

Метод

Объяснительно-иллюстративный

Проблемно-поисковый, диалогический, проектные технологии

Методические приёмы и принципы, используемые автором доклада для повышения качества образования на уроках русского языка и литературы:

  1. «Здесь и сейчас» - основная работа по освоению  учебного материала  проводится в классе под руководством учителя. Коллективная или групповая работа  над составлением планов, конспектов, черновиков сочинений, выборочная проверка классных и домашних работ  - в присутствии ученика. Следствие: оптимальное накопление оценок, минимум домашних заданий, отказ от объёмных письменных домашних упражнений в пользу устных (на дом остаётся повторение теории,  устный анализ, решение тестовых заданий, поисковая работа с разными источниками информации и т.д.)
  2. «Свобода выбора» - дифференцированные задания (включая домашние) по русскому языку и литературе (выбор тем сочинений, стихотворений для заучивания наизусть, вопросов для письменного ответа). Например, для сочинения по фотографии предлагаются несколько снимков, рецензию или отзыв можно писать на любую прочитанную книгу или просмотренный фильм. Следствие: снижается нагрузка на слабоуспевающих, мотивируются на более высокий результат как сильные ученики, так и  «троечники». Формируется чувство ответственности за результат своего выбора, расширяется кругозор.
  3. «Оцени себя сам» - знакомство учеников с критериями оценки (как традиционной, так и в системе ЕГЭ), с условными обозначениями типов ошибок, с планом работы на урок, четверть, год. Следствие: осознание детьми целей и задач работы, возможность планировать деятельность.
  4. «Учимся, общаясь» -   учитель организует диалог детей, ребята учатся задавать друг другу вопросы  по изучаемой теме: вопросы по прочитанному тексту, вопросы к фильму, вопросы к докладчику и т.д. Следствие: высокая активность детей, концентрация внимания, продуктивный тип деятельности,  развивается речь, формируется критическое мышление. Исчезает необходимость монолога учителя. При систематическом использовании этого приёма вопросы, которые задают ученики  и на которые, соответственно, отвечают, становятся более интересными, проблемными.
  5. «Нам это по силам» - постепенное обучение заданиям ЕГЭ. Важное условие – позитивный эмоциональный настрой («мы уже решаем то, что решают в 11 классе»), ситуация успеха. Оптимальное время – 10 минут в начале урока из раздела повторения и закрепления соответствующей темы. Инновационная составляющая – метод предполагает опережение.
  6. «Действуем сообща на пользу всем» - нужно, чтобы проектная деятельность  носила межпредметный, коллективный характер и имела общественно значимый результат (публичное выступление, участие в концерте, выставке, печатная работа и т.д.). Например, проектом является подготовка и выступление на смотре самодеятельности, связанное с изучаемым на уроках литературы материалом (Басни И.А. Крылова – 5 класс), или урок-викторина, в подготовке и проведении которой принимали активное участие сами обучающиеся. Опыт осуществлённых  мной на базе уроков русского языка и литературы  проектов: урок по сказам П.П. Бажова (5 класс),  издание сборника сочинений в жанре путевых заметок (9-е и 6-е классы), урок-экскурсия в школьном музее,  подготовленная и проведённая учениками средней школы для младших классов  в рамках занятий по развитию речи (5-9 класс), статья в газету (коллективное  редактирование текста).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование инновационных технологий на уроках словесности в МБОУ СОШ №37 Кузьменко Н.М., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Современный урок – сложный комплекс педагогических технологий Личностно-ориентированный подход Развивающее обучение Традиционное обучение (ЗУНы)

Слайд 3

Объективная проблема современного урока – разнообразие целей и задач, противоречие требований и условий их реализации авторитарная система требований к обучающемуся и оценок проблема подготовки к ЕГЭ Норматив наполняемости класса гуманно-личностный подход личностное и творческое развитие ученика Индивидуальный подход и инклюзивное образование

Слайд 4

Инновации в современной школе – это… бюрократическая формальность? излишняя роскошь? дань моде? паллиатив (средство лишь временно облегчить проблему)? эволюция традиционной системы?

Слайд 5

Инновационные технологии Инновационные технологии – это тот инструмент, который в идеале должен помочь учителю реализовывать разнообразные, зачастую, противоречивые цели и задачи современного образовательного процесса.

Слайд 6

Инновации – не новость Инновации вошли в теорию и практику образования в 80-е годы прошлого века. Это была эпоха относительной свободы и экспериментов в педагогике. Именно тогда зазвучали имена С. Соловейчика – педагога-новатора и основателя газеты «Первое сентября», Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Е.А. Ямбурга и других учителей-новаторов.

Слайд 7

Использование традиции и инноваций на уроке словесности Параметры Традиционный урок Инновационные компоненты урока Применение Общепедагогическая технология Категория обучаемых Массовая школа Философская основа Педагогика принуждения Педагогика сотрудничества (личностно-ориентированная): «Умножать, а не только уважать человека в человеке» (Е.Н. Ильин) Подход к ребёнку Авторитарный («Учитель всегда прав») Гуманно-личностный, сотрудничество «Дари себя детям!» (Из «Заповедей Ш.А. Амонашвили) Ориентация на личностные структуры Информационная (ЗУНы) «Традиционная школа – школа знаний» Развитие компетенций («Компетенция – личностное образование, включающее в себя личностно значимые ЗУНы, вошедшие в индивидуальный опыт как успешные» - определение Е. Бондаревской). Коммуникативно-деятельностный подход: «Учимся, общаясь и воплощая свои знания в конкретных делах» Тип управления Традиционное, фронтальное (учитель – класс) + ТСО Групповые формы работы, дифференцированное обучение (работа с одарёнными, с отстающими), коллективные формы работы. Использование электронных интерактивных средств Метод Объяснительно-иллюстративный Проблемно-поисковый, диалогический, проектные технологии

Слайд 8

Инновационные принципы на уроках русского языка и литературы «Здесь и сейчас» - основная работа по освоению учебного материала проводится в классе под руководством учителя. Коллективная или групповая работа над составлением планов, конспектов, черновиков сочинений, выборочная проверка классных и домашних работ - в присутствии ученика.

Слайд 9

Инновационные принципы на уроках русского языка и литературы «Свобода выбора» - дифференцированные задания (выбор обучающимся тем сочинений, стихотворений для заучивания наизусть, вопросов для письменного ответа) «Оцени себя сам» - знакомство учеников с критериями оценки (как традиционной, так и в системе ЕГЭ»), с условными обозначениями типов ошибок, с планом работы на урок, четверть, год.

Слайд 10

Инновационные принципы на уроках русского языка и литературы «Учимся, общаясь» - учитель организует диалог детей, ребята учатся задавать друг другу вопросы по изучаемой теме: вопросы по прочитанному тексту, вопросы к фильму, вопросы к докладчику «Нам это по силам» - постепенное обучение заданиям ЕГЭ. Важное условие – позитивный эмоциональный настрой («мы уже решаем то, что решают в 11 классе»), ситуация успеха.

Слайд 11

Инновационные принципы на уроках русского языка и литературы «Действуем сообща на пользу всем» - нужно, чтобы проектная деятельность носила межпредметный, коллективный характер и имела общественно значимый результат (публичное выступление, участие в концерте, выставке, печатная работа и т.д.)