Салахова Лилия Мидхатовна

По страницам учебника истории

Бороться и искать, найти и не сдаваться

Профессия: Учитель истории и обществознания

Профессиональные интересы: Русская культура XVIII века

Увлечения: Живопись,литература, дизайн

Регион: Самарская область

Населенный пункт: с.Старое Ермаково, Камышлинский район

Место работы: ГБОУ СОШ с.Старое Ермаково

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/salahov-liliya-midhatovna
Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать
Л.Н.Толстой

 Осенним утром, озарённом  бесконечным счастьем,  1сентября 19.. какого-то года   по деревенской улице шли двое. Шли, держась за руки, и, широко улыбаясь своему счастью, -  Мама  провожала Дочку в Первый класс. Ничто  не смущало девочку: ни пыль на новеньких сандалиях,ни великоватая школьная форма, ни хмурое утро...Она светилась ИЗНУТРИ.  И вот её маленькая ладошка из ттёплой маминой ладони очутилась в такойдоброй и мягкой ладони учительницы. Мир запел и заискрился... 

Таким я запомнила своё Первое сентября. Я бзумно любила и люблю учиться. Наверное поэтому таким было и остаётся  моё каждое Первое сентября.

Но всё течёт и всё меняется. Это я о времени. Прошли 5 лет студенческой жизни, наполненных такой же любовью и тоской по школе. И вот вся в гордом смятении я иду в школу: я - учительница.

Школа- это самое большое чудо и наслаждение в моей жизни. Школа- это целый мир хитросплетения межличностных отношений. В школе две главных составляющих - учитель и ученик, но один общий мир. Поэтому считаю важной своей педагогической задачей стать союзником ученика. Только тогда мой труд станет результативным.

Мне хочется, чтобы уроки проходили интересно, активно и каждый ученик был не гостем, а заинтересованным участником образовательного процесса. Поэтому я в постоянном поиске новых форм и методов обучения. В своей практике наряду с традиционными уроками использую и нетрадиционные типы уроков, как уроки-семинары, лекции, зачёты, диспуты, уроки-путешествия, игровые уроки, уроки-сказки. Многое в моей работе постигалась кропотливым трудом и опытом. Были сомнения, поиски, ошибки.  Я постоянно учусь у коллег,книг, учеников. В последние годы открытием для меня стали электронные уроки, которые ярко и увлекательно мобилизируют внимание учащихся и настраивают на поиск новых идей и их решений.

Общеизвестно, что учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Серьезным аспектом в работе с учениками считаю расширение кругозора школьников,учить ориентироваться в современных общественных проблемах. Для достижения эффективного взаимодействия со своими учениками стараюсь прибегать к активным и интерактивным стратегиям обучения и воспитания.

Каждодневно учитель решает множество задач по воспитанию и обучению развивающейся личности. Это особенно актуально для учителя граждановедческого цикла, который нацеливает на воспитание личности гражданина.

Сегодня в образовании приветствуется все, что отличается новизной. Для меня в широком спектре инновационного поля наиболее близкой является область философии образования. Она помогает учителю, прежде всего определить отношение к тому, чем он занимается, увидеть ориентиры заглянуть вперед. Моим ориентиром является внутренний мир ученика. 

Преподовая историю и обществознание в школе, понимаешь, наверное, более отсро те проблемы, которые существуют в обществе. И появляется естественное желание защитить, уберечь своих ученикав от "странностей общественного бытия": когда провозглашается одно, а на деле реализуется совсем другое. Стараюсь выстраивать свою систему воззрений на основах гуманизма. Обратить внимание на некоторые аспекты гуманистического образования, выделить то, что является главным и важным - путь, которым я иду.

Свобода и ответственность - вот что важно, вот те гуманистические ценности, которые определяют, на мой взгляд, отношение человека к жизни. Это особенно актуально сегодня, когда мир, да и простые человеческие отношения часто оказываются на грани человечности. Именно поэтому формирование толерантного поведения учащихся, формирование менталитета толерантности я считаю главным в моей работе. Ценностной установкой для меня как педагога является то, что человек - не объект  и конечный продукт социальных явлений, а субъект свободного и ответственного самосозидания. Для достижения этих целей на каждом уроке я стараюсь разбудить душу ребенка и показать ему ценность каждого человека незавизимо от его национальной и религиозной принадлежности. Особенно актуально этот вопрос встал в последние годы, когда в наших семьях появились приемные дети другой национальности и вероисповедования, когда в средствах массовой информации часто проскальзывают, а иногда откровенно муссируются религиозные и националистические взгляды. Именно поэтому особое внимание уделяю урокам по изучению религии, истории религии и изучению национального вопроса. В воспитательной работае со своим классом использую спецкурс "Психология общения" , которая позволяет межличностному сближению и общению, в работе с родителями опираюсь на спецкурсы "Типы семейного общения", "Я и мой ребенок".

Решение этой проблемы зависит, на мой взгляд, и от отношения учителя к ученику, и от содержания, и от организации урока. Традиционное "должностное" отношения учителя к ученику по формуле: "ученик должен знать,должен уметь и т.д.", - в указанной выше системе приоритетов вряд-ли может сработать,потому как само слово "должен" по своей сути антигуманно, от него веет насилием и подавлением. И поэтому,чтобы решать эти задачи, стремлюсь переходить из плоскости "должностных" отношений в плоскость отношений соучастия и сотрудничества,когда объектом взамидоействия учителя и ученика выступает учебный предмет, а учитель и ученик выступают в роли  субъектов совместной образовательной деятельности. Именно эта установка, как мне думается, и обеспечивает реализацию гуманистических принципов образования.

Еще одной из целей моей работы является формирование целостностного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Но с годами у учащихся пропадает интерес к учебе и знаниям. Для активизации учебно- познавательной деятельности в школе, а затем и в жизни, важной считаю организацию научно- исследовательской работы школьников. Эта потребность продиктована ежегодными правовыми и обществоведческими олимпиадами, введеним ЕГЭ по истории и обществознанию, где важны не только знания дат и терминов, но и умение написания творческой работы, сочинение -эссе. Опыт участия моих учеников в ЕГЭ показывает, что и взрослые люди должны обладать навыками творческого представления, устраиваясь на работу. Научно - исследовательская работа это трамплин для будущего развития личности. В последние два года мои ученики работают над краеведческим проектом, изучая родословные ермаковцев.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его воприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности- игры. Ребенок не устает играть и в шесть , и в шестнадцать лет. Поэтому урок-игра интересна для ученика в любом возрасте. Именно поэтому компьютер естественно вписывается в образовательно - воспитательный процесс и становится партнером и учителя, и ученика. Благодаря сочетанию традиционных методов и информационных технологий, ученики открывают для себя многообразный мир, полный созидания. В последние два года я учусь проводить уроки с использованием электронных учебников.  Эти интегрированные уроки позволяют раскрыть целостность процесса обучения и воспитания, потому что на них используются межпредметные связи с мировой художественной культурой и компьютерные технологии. Они позволяют за короткое время дать большой объем информации, активизировать творчество и развивают стремление к саморазвитию, то есть, то чему должен научить учитель. Я думаю, что только творческий учитель, может даже фанат своего дела, способен выжить и изменить современную школу.

Я отдаю себя школе, и все это во имя детей, их свободного и отвественного самосозидания. Сегодня обществу нужен человек активный, умеющий принимать самостоятельные решения, способный к саморазвитию. Свою миссию как учителя, учителя истории и обществознания, вижу в том, чтобы показать ученикам, что человек во все исторические эпохи если и не был, то остается высшей ценностью, капитаом, обеспечивающим развитие общества в целом. 

О себе

Родилась и выросла в живописнейшем месте России - селе Старое Ермаково. В 1987 году, закончив Ульяновский Государственный Педагогический Институт им. И.Н.Ульянова по специальности география-биология, вернулась  на малую родину и с огромным наслаждением работаю учителем истории, обществознания, экономики и права в родной школе.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С.Макаренко "Педагогическая поэма";

Л.Н.Толстой "Война и мир"

Моё портфолио

Каждый ребенок - это личность, маленькая здвездочка,которая может загореться, а может и нет. Как много в этом зависит от нас, учителей. Уча других, учусь сама, и поэтому, стараюсь вложиться в полную силу в этот своеобразный, неповторимый, чудесный мир, который складывается из характера способностей, желаний, талантов. Люблю детей, свою работу, всегда стараюсь найти что-то новое, интересное мне, моим ученикам, моим коллегам.

Мои публикации:
Внеклассная работа
История
Классное руководство
Обществознание
Право
Разное
Экономика
Публикации моих учеников:
Научно-техническое творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы