Современные образовательные технологии в моей практике
материал на тему

Салахова Лилия Мидхатовна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_moey_praktike.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

       Начало  XXI века  –  особая стадия  в развитии  человечества – это время его вступления в информационную  эру.  Как невозможно  представить современную жизнь без использования инновационных технологий, так же трудно представить человека будущего, не владеющего компетентностными знаниями, умениями и навыками. Именно поэтому, на мой взгляд,  

  использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.  В моём понимании  современный урок  истории и обществознания – это   мышление  и самостоятельность -  качества, без которых нет  развивающего обучения.

         На протяжении всей педагогической деятельности  с огромным удовольствием и большим успехом  применяю активные  или, как их сейчас  называют, интерактивные методы обучения, позволяющие взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

      Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.     Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества,

      В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации. Как один из примеров, хочу предложить  урок обществознания в V классе на тему «Государственные символы Российской Федерации», размещённый на сайте

      Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность.  Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.

     Особое  место на моих уроках  занимают  информационно-коммуникационные технологии и  электронно - образовательные ресурсы,     актуальность и перспективность   использования которых  в образовании сегодня понятна всем. Использование ИКТ является одним из значимых направлений развития информационного общества и учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.  Активное применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей.   За годы моей  работы у меня сложились следующие формы применения ИКТ на уроках истории и обществознания:

– работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;

 – работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников ( на моём сайте вниманию коллег представлена интерактивная презентация у уроку истории России в 6 классе на тему «Культура Древней Руси» ;

– работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

– использование Internet и ЭОРов: дополнительный материал  (Фильм

 « Романовы», «История Государства Российского» по М. Карамзину, мульфильмы и фрагменты из них, научно-порпулярные и документальные фильмы и др) ;

– работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих материалов.

     Применение данных форм работы позволяет  стимулировать и развивать познавательный интерес учащихся, формировать у них навыки работы с информацией.          

      Ещё одна разновидность электронных  средств обучения - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся. На сегодняшний день, рынок электронных образовательных ресурсов предлагает преподавателю десятки обучающих, контролирующих программ учебного назначения. Это электронные учебники: прототипы традиционных учебников, оригинальные электронные ресурсы, предметно обучающие системы, разработанные по модульному принципу.

     Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что

1)        программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;

2)        задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;

3)        повышается  роль самоконтроля в процессе обучения.

     В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые  позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука.  Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями ; кинохрониками, документами, уникальными фонограммами.  Они являются одновременно учебником,  атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. « Ярко, понятно, наглядно, интересно», - так мои ученики любого звена и уровня  оценивают их применение. Очень хорошим подспорьем на моих уроках выступают презентации, как мои или коллег, так и ученические. Мои ученики с большим интересом создают презентации по темам  « Исторический протрет», «Я вижу музыку»  (  несколько работ на сайте),  виртуальные экскурсии по музеям, выставкам, галереям, тем самым увлекая себя и своих одноклассников в мир культуры, совсем неинтересный в учебниках. Курс краеведения оживает в глазах учеников благодаря активному внедрению в образовательный процесс ИК-технологий и ЭОР.  В моей учительской коллекции более двухсот презентаций, среди которых цифровые фотографии и видеофрагменты  школьных мероприятий, встреч с интересными людьми, интервью, рассказов ветеранов и др.

    Музейные технологии - использование краеведческого, школьного и классного материала на уроках значительно расширяют возможности урока истории, краеведения. Я часто практикую на уроках истории и краеведения  презентации по материалам школьного музея,  отрывки из видеозаписей воспоминаний и рассказов ветеранов войны, интервью с интересными людьми, учителями и родителями, ветеранами и руководителями школы. Этот «местный» материал вызывает огромный интерес учащихся, тем более, что они зачастую являются его авторами. Ребята с удовольствием готовят по заданию учителя презентации-отчеты о проведенных поездках, мероприятиях, соревнованиях, поисковой и научно-исследовательской деятельности и активно используют их на уроках и классных часах. Такая система  незаменима и в воспитательной работе, например на родительских собраниях( на сайте вывешены некоторые работы учащихся, например,

 « Мои земляки в битве за Москву», «Ак каен»и др.)

      Эти технологии способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную деятельность школьников.

     Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

     Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, при этом он   ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную и групповую. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов  всегда «осязаемы» - заканчиваются конкретным результатом.  Исследовательская проектная  деятельность  моих учеников   дала  свои плоды:  они успешно представляют свои работы на муниципальном, окружном и региональном уровнях, становились призёрами, обогатили фонд школьного музея  и стали информационным источником в написании истории родного села ( см. сайт  проект « Живые свидетели Великой Войны», презентация к нему, проект «Цветущий храм» ( «Райский  храм») с презентацией). И в своей дальнейшей практике я рассчитываю опираться на эту технологию, ведь выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость.

     Другая технология, особо полюбившаяся старшеклассникам  - это, бесспорно, технология критического мышления. Уроки-диспуты,  дебаты, уроки-суды развивают обучающихся,  учат  оценивать  события, факты, персоналии, формируют коммуникативные  навыки,  ораторские способности. Учащиеся  самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают у себя исследовательские умения, развивают системное мышление. Урок-дебаты на тему « Смертная казнь: за и против»  - один из примеров, представленным на моём сайте.

  Как известно, самой ранней формой человеческой деятельности является игра, и нет ничего удивительного  в том, что на моих уроках всегда имеют место игровые технологии. Это может быть целый урок-игра, к примеру «Счастливый случай» на тему «Петровская эпоха», так и фрагмент, например,  на уроке

       На повышение эффективности обучения истории и обществознания оказывает большое влияние внедрение принципов развивающего и разноуровневого обучения.

    Многоуровневое обучение предполагает  учёт индивидуальных типологических особенностей учащихся (черт характера, способностей, темперамента),   умение составлять психологическую характеристику детей (тип мышления, особенности памяти и др.),  анализ имеющегося опыта школьников, накопленных ими знаний и умений,  учёт направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей).

        Разнообразные диагностические работы  разных уровней позволяют дифференцированно  подойти к  каждому  ученику, в том числе не оставить без внимания   детей с особыми образовательными возможностями.

   Есть  множество педагогических  технологий, которые  в большей или меньшей степени имеют место  в моей практике, но есть одна, которую я обозначила как наиглавнейшую:    здоровьесберегающая,   ибо обучение , воспитание, развитие  ничто  без здоровья, поэтому  музминутки, физкультминутки, хорошее настроение, уважение к ученику обязательные атрибуты моих уроков.

    Подводя итог:   новые образовательные технологии  ворвались в современное образование,  и чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет учебный процесс, как для учащихся, так и для нас самих.

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В  ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА – ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ...

Современные образовательные технологии в практике преподавания географии.

Современные образовательные технологии в последние годы стали неотъемлемой частью урока географии, а важность и необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучен...

Творческий отчет "Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству".

«Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству».Важнее ответить на вопрос «чему учить?» и «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополните...

Использование Современных Образовательных Технологий в педагогической практике.

Выбор образовательной технологии при изучении конкретной темы (или модуля) я обычно осуществляю в соответствии с целями обучения, особенностями учебного материала, а также с учетом особенностей аудито...

Внедрение в практику работы современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Доклад на тему: «Внедрение в практику работы современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»(Уроки - исследования с использованием краеведения)...

Использование современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности.

Я - учитель английского языка. В своей педагогической деятельности я использую современные образовательные технологии, о чем  и повествует моя краткая статья....