Внедрение в практику работы современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Доклад на тему: «Внедрение в практику работы современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

(Уроки - исследования с использованием краеведения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnedrenie.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Новомеловатская СОШ Калачеевского муниципального района

Доклад на тему:

 «Внедрение в практику работы современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

(Уроки - исследования с использованием краеведения)

Учителя русского языка и литературы

Тертышниковой Тамары Андреевны

Хвощеватое, 2014 г.

Знание и грамотное внедрение в педагогическую практику современных образовательных технологий – важное условие успешной деятельности педагога. Современные образовательные технологии сегодня рассматриваются в качестве одного из направлений инновационного развития системы образования. Развитие заложенных природой в ребенке талантов, воспитание положительных качеств его личности – основные задачи применения новых технологий.

Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Не случайно еще Н.В. Гоголь говорил: «Уча других, также учишься».                                                                В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современный учитель, задумываясь о качестве образования, не может замыкаться только на своём предмете.                                                                                Проникновение современных технологий в образовательную практику открывает новые возможности, поэтому стараюсь применять информационно-компьютерные технологии. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны.                                        Использую помощь компьютера при проверке знаний, изучении нового материала, при составлении презентаций, а также при проверке знаний по темам с помощью тестов – опросников в электронном виде.                        Всё это на уроках использую как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом.                                                        Использование ИКТ позволяет существенно повысить интерес детей, их активность, а следовательно, и улучшить качество знаний учеников.                        В своей педагогической практике использую множество педагогических технологий. На протяжении многих лет работаю над проблемой – воспитание патриотических чувств учащихся на уроках русского языка и литературы с применением  краеведения и компьютерных технологий.                                Задача учителя - словесника состоит не только в активизации художественно - эстетических потребностей детей, в приобщении их к искусству слова, но и в формировании умения создавать исследовательские проекты в процессе подготовки к уроку и непосредственно на уроке. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, если они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.                                        В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно – воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель, как правило, ставит цель: развивать познавательную активность учащихся. Ведущую роль в достижении этой цели играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников.                                                Учебное        исследование отличается от научного некоторыми существенными особенностями. То, что учащиеся открывают в процессе исследования, для науки не является новым и уже было давно открыто. Но эти знания являются новыми для учеников, они часто чувствуют себя «первооткрывателями». В основе понятия - исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т. е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришёл к знаниям.                                                                                Учебные исследования можно разделить на три вида:                                   монопредметные, межпредметные, надпредметные. Монопредметное исследование – это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по данному вопросу. Результаты выполнения этого вида исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Межпредметное исследование – это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения этого вида исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета. Надпредметное исследование – это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно значимых для учащихся проблем.                                                                                                         Проведение исследования имеет следующие цели:        

1. Приобщить учеников к процессу выработки новых знаний.

2. Освоить один из нестандарных видов получения новых знаний.

3. Научить пользоваться учебной, справочной, монографической литературой, практическими материалами, Интернетом.

4. Выработать умение работать с основными компьютерными программами.

5. Предоставить возможность выступать публично, проводить полемику, доносить до слушателей свою точку зрения, обосновывать ее.

В своей работе практикую  проведение нестандартных уроков, в частности уроков – исследований, в результате которых создается творческая атмосфера, благодаря которой у учащихся появляется состояние поиска, творческой активности, возможность проявить свои потенциальные способности.                                                                                                 В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности" (И.И. Лернер).                                В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».                                                                Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.                        Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной        направленности).                                
         
Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.        

Для исследовательской деятельности характерны следующие этапы:         1. Определение объекта исследования (основополагающий вопрос).                 2. Постановка проблемы и определение предмета (темы) исследования (проблемный вопрос учебной темы).                                                                 3. Определение цели и задач исследования, выдвижение гипотезы.                 4. Изучение теории - литературный обзор, связанный с выбранной темой, сбор собственного материала.                                                                         5. Анализ теоретических положений и практических данных, собственные выводы.                                                                                                         6. Оформление результатов исследования.                                                 7. Представление, защита полученных результатов по исследуемому материалу.        

Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большей части этапов исследования. Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определённый срок (неделя, месяц).                                                                Под учебной исследовательской деятельностью учащихся обычно понимают процесс решения ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющим своей целью построение субъективно нового знания.                                                                                Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только:                                                                                                        - 10 %  того, что он читает;

-  20 % того, что слышит;

- 30 % того, что видит;  

- 50 – 70 % запоминает при участии в дискуссиях;

- 80 % - при    самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90 %. Близкие к приведенным данные были получены американскими и российскими исследователями.

Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного        обучения.                                                                                        Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.                                                        Если говорить об этимологии слова "исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто "из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.                Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из        них        выводы.                                                                                        Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.                                                                                Приобщать к исследовательской деятельности следует уже в младших классах. Применение исследовательского метода на уроках и во внеклассной деятельности является составной частью работы по совершенствованию общеучебных навыков в условиях модернизации школы.                        Открывать, искать, исследовать - эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном уроке.         Главной задачей школы, учителя, какой бы предмет он ни преподавал,- научить ребёнка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие истины, о которых говорится в школе, могут остаться для ученика абстрактными, если он сам не выстрадает их, не придёт к ним своим путём, через свои открытия, свои прозрения и неудачи. «Только этот, часто трудный и мучительный путь может сделать абстрактную истину своей, личной»,- писал М.Бахтин. Важно, чтобы этот поиск начинался на        уроках.                                                                                                 При таком подходе к урокам преподавание предмета приобретает творческий характер, повышает процесс общения учителя с учениками, способствует рождению новых идей, открывает широкое поле деятельности для поиска, формирует интерес у учащихся к самопознанию. В результате учащийся приобретает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания, опыт творческой        деятельности.                                         Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.

Тема исследования должна представлять интерес для учащихся, по выбранной теме должно быть достаточно материала. После определения темы, обязательно составляется план исследования. Выдвигается гипотеза. Цель исследования - это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели можно представить различными способами. Например, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать. Оформление работы может быть самым различным, но обязательно составляется вывод по всей работе, прилагается библиографический список. В исследовательской работе могут содержаться приложения – это материалы, имеющие дополнительное значение. Они размещаются после основного текста. Приложения могут содержать копии документов, статистический или справочный материал, иллюстрации, фотографии.
         Цели и задачи работы:
                                                                        - вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;                                                                        -  развитие самодостаточности учащихся;                                                - формирование у учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков;
         - обогащение духовной культуры;

- развитие творческих задатков личности.

Рассмотрим специфику ученического исследования по литературе и русскому языку, методику организации исследовательской деятельности школьников.                                                                                                 В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе        можно        разделить        на        следующие        виды:                                        1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов.                2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер - теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический,        культурологический.                                                                 3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений        искусства                                                                                        4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей.                 Теперь о структуре исследовательской работы. Начинается исследование с выбора темы, которая должна быть интересна ученику.                                         Вслед за выбором темы, уточнением её формулировки ученик вместе с учителем и библиотекарем подбирает необходимую литературу, изучает её и конспектирует. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, аргументировано доказать её решение. Обращение к литературоведению, основным трактовкам произведений, обязательно, как это принято для научно-исследовательской деятельности, первоначальное представление о которой и даёт школьная работа.                                                Учитель консультирует школьника, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции.                                                                                 Структура работы включает следующие компоненты:
название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения.                                                                                                 Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, доклад, тезисы докладов и выступлений.                                        В своей работе использую различные типы уроков, как традиционные, так и комбинированные: уроки – путешествия, уроки – семинары, уроки – диспуты, уроки – экскурсии. На протяжении нескольких лет практикую уроки – исследования с применением краеведческого материала.

        Считаю, что знакомство с историей и литературой, национальными традициями родного края, малой родины, готовность к ежедневному общению с культурой и участию в ней обязательными во всей системе обучения учащихся. Использование краеведения помогает мне выполнять требования стандарта современной школы: вести поисково-исследовательскую работу в целях усиления духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся. На уроках литературы практикую поэтические пятиминутки под рубрикой «Поэты – калачеевцы о родном крае», приобщаю учащихся к обзору литературной страницы районной газеты «Калачеевские зори», проводила литературное чтение поэтов: Н. Садовского, М. Босиковой., Н. Пугачева,             И. Азаровой. Более подробно веду знакомство с творческой биографией поэта, уроженца с. Хвощеватое, Виктора Люсина (Грищенко). В 2008 г. Провела открытый урок-исследование  по литературе в 8-ом классе на тему «Поэты земли Калачеевской о родине, родной природе и о себе (на примере творчества поэта – земляка)». Краеведение использую и на уроках русского языка при написании сочинений на темы: «Любимые уголки родного села», «Удивительное рядом», «Монумент мужества», «За что я люблю свой край». Поисково-исследовательская работа требует много усилий, но в конечном результате оправдывает себя. Самое главное – исследование побуждает детей к творчеству. Итогом кропотливой работы стали выставки рисунков и фотографий о родном селе, сочинения – описания памятника погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны, а также о прошлом, настоящем и будущем своего края.

        Собранный материал оформлен в компьютерные презентации на темы: «Наш земляк – поэт, скульптор, художник», «О чем поведал Вечный огонь?», «Осень на Калачеевской земле».

        Мои ученики принимали участие в районных конкурсных сочинениях: «Сегодняшнее и будущее села», «Мой дедушка в годы Великой Отечественной войны», «Самый близкий и родной человек». Неоднократно писали заметки и печатались в районной газете. Уделяю внимание одаренным детям, привлекаю к выпуску школьной литературной газеты, веду рубрику «Проба пера».

        При подготовке к ГИА в 9 классе практикую повторение материала по блокам, где также применяю   элементы исследования. При этом использую тестовые задания, материалы интернет - ресурсов. В целях изучения изобразительно-выразительных средств использую тексты со стихами родных поэтов.

Этапы проведения исследовательской работы с текстом:

- выбор текстов;

- составление плана анализа текста;

- предварительная работа с произведением;

- создание творческих групп;

- дифференцированное распределение отрывков;

- исследование художественного текста под  «лингвистическим микрокопом»;

- подготовка группы к «защите» исследования;

- представление текста (художественное чтение) одноклассникам;

- лингвистический анализ отрывка;

- обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;

- подведение итогов урока;

- оценивание работы учащихся;

- объяснение домашнего задания.

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.

На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом. Уроки и внеклассные занятия с применением краеведческого материала и компьютерных технологий дают каждому возможность работать как в коллективе, так и индивидуально. Дети проявляют инициативу, интерес, вкладывая при этом частицу своей души. Деятельностные формы внеклассных занятий по литературе организовываю на основе рубрики «После уроков», учитывая уровень подготовленности класса и отдельных учащихся. Осуществляя культуроведческий подход, уделяю внимание работе с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов и готовых презентаций, предлагаю учащимся вопросы и задания, которые носят развивающий характер и позволяют формировать представление о специфике художественной литературы как искусства слова. Применяю связь литературы и русского языка с другими видами искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Так, исследуя художественные особенности языка стихотворений В. Люсина, выбрала для углубленного анализа текста 4 понравившихся стихотворения. Взяла то, что нам близко и дорого, что актуально и своевременно, стихи о нашем селе: «Покровский храм», «Родное село», «Глубинка», «Отчий край». Заранее разделила класс на 4 творческие группы. Каждой дала вопросы  с заданиями: определить тему, идею, настроение лирического героя, отношение к поднятой проблеме, найти изобразительные средства языка. На уроке объявила конкурс на лучшее чтение стихотворений наизусть и предоставление отчета о проделанной работе. В результате групповых исследований учащиеся смогли ответить на поставленный в начале урока проблемный вопрос: «Зачем мы будем читать стихи нашего земляка?» В конце урока сделали вывод: перед нами человек – патриот, гражданин, мастер слова, который помогает видеть то, что увидел он, заставляет задуматься нас о судьбе нашего села, края.                                                                                Используя прием синхронизации урочной и внеурочной работы, продолжила знакомство с творческой биографией В. Люсина на внеклассном мероприятии «Священнее места нигде нет на свете». Таким образом, кругозор знаний расширился. Ученики узнали, что перед нами творческая личность – не только поэт, но и скульптор, художник. К участию подключила всех своих учеников, среди них были историки,  искусствоведы, биографы, художники, чтецы, экскурсоводы, лингвисты, фотографы. При подготовке к занятию – отчету ребята использовали материалы летописи села, сведения из исторической справки села в годы ВОВ, материалы о главной достопримечательности села – памятнике погибшим односельчанам в годы ВОВ, изучили биографию В. Люсина, подготовили выставку его книг, пейзажей, скульптурных работ в г. Калаче, узнали о реставрации В. Люсиным нашего памятника. Затем мы заочно вместе с поэтом совершили экскурсию по родным уголкам и выполнили творческие работы: фотовыставку на тему «Любимые уголки родного села» и выставку рисунков «Родное село глазами детей». К каждой фотографии ученики подобрали цитаты из стихов В. Люсина.        Защита результатов исследования представляет собой очень важный этап, и к нему необходимо тщательно подготовиться. Защита не должна сводиться к пересказу содержания работы. Особое внимание нужно обращать на речь докладчика. Обычно на все выступление отводится от 7 до 15 минут. После выступления ученик должен быть готов ответить на вопросы «зрителей».                 На протяжении нескольких лет вела поисково – исследовательскую работу над сбором материала об истории села, создании памятника погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной и гражданской войны. Собранный материал оформлен в презентацию «Монумент мужества», используется при написании сочинения – описания памятника. Исследовательская работа является огромным творческим потенциалом – это бескорыстный поиск истины. Ученики собирают информацию из журналов, газет, книг, сети Интернет, интервью, бесед, встреч.                                                 Недавно мною был проведен открытый урок – урок – исследование по русскому языку в 7-ом классе (подготовка к сочинению по картине                            А. Григорьева «Вратарь»).  Ученики проявили творчество, оформили фотовыставку на тему «Герои спорта».

В заключение хочу подчеркнуть, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из представленных образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем. Чтобы увлечь детей в поиск, нужно самому уметь творить, дерзать, искать, идти в ногу со временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.

Из опыта работы. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы....

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....

Внедрение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Как за минуту провести опрос всего класса?Нам поможет в этом новое современное приложение Plickers/...