Практико-значимая работа по теме "«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО. Технология проблемного обучения»
учебно-методический материал по физике (11 класс)

Круглова Зинаида Анатольевна

Обзор современных образовательных  технологий  и их применение на уроках физики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-znachimaya_rabota.docx37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-значимая работа по теме

 «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО.Технология проблемного обучения»

Выполнил:

Круглова Зинаида Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории

Рекомендованные технологии:

- технология организации самостоятельной деятельности школьников;

-технология организации исследовательской деятельности школьников;

-технология организации проектной деятельности школьников; технология проблемного обучения;

-технологии развития критического мышления;

-технологии диалогового взаимодействия;

- технология «Педагогическая мастерская»;

-технология проблемного обучения;

-технология кейсов.

Технология организации самостоятельной деятельности школьников. Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции.

Технология организации исследовательской деятельности школьников предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте под руководством учителя

Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

Технология развития критического мышления.

Цель – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.

Технологии диалогового взаимодействия.

Технологии, в которых чередование разговора двоих и нескольких является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в индивидуальной, парной, групповой и коллективной формах.

Технология «Педагогическая мастерская».

 Необычная система обучения, предоставляющая каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании, базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности.

Технология кейсов.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.

Технология проблемного обучения.

«Мышление начинается с проблемной ситуации.» (С.Л.Рубинштейн.) Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).

Технология проблемного обучения естественным образомизначально заложена в методике преподавания физики, а в соответствии с ФГОС нового поколения она становится более актуальной, так как носит  деятельностный характер, способствует развитию личности обучающегося, оптимизация обучения. 

Причины возникновения теории проблемного обучения:

-  потребности самого учебного процесса   (обучение -   бинарный,  двусторонний процесс);

- социальная потребность в  самостоятельной, творческой исаморазвивающейся личности.

Мотивы:

Традиционное обучение-непосредственное побуждение

(учитель интересно рассказывает, показывает и т.д.).

Проблемное обучение- интеллектуальное побуждение

(обучающиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от преодоления сложностей и найденных догадок).

Концептуальные аспекты проблемного обучения:

-провозглашение  тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося;

-оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности;

-организация изложения учебного материала специальным образом;

-вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством постановки проблемносформулированныхвопросов  и заданий;

-активизация их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности;

-основой для реализации концепции является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Этапы продуктивной познавательной деятельности:

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Постановка проблемы
  3. Поиск способов решения
  4. Решение проблемы

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.

Способы создания проблемной ситуации:

-постановка проблемного вопроса;

-проблемная задача или задание;

-демонстрация опыта;

-сочетание слова и наглядности.

Прогнозируемый результат:

-умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;

-способствование переходу знаний в убеждения;

-пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях);

-пробуждение интереса к научному знанию.

Умение - это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Оно дает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Умения детей разрешать проблемные ситуации включают:

- умение видеть проблемы и ставить их самостоятельно;

- умение создавать гипотезу решения, оценивать ее, переходя к новой в случае непродуктивности первоначальной;

- умение направлять и изменять ход решения в соответствии со своими интересами;

- умение оценить свое решение и решения собеседников.

Умения педагога по управлению процессом разрешения проблемных ситуаций:

-умение предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации;

-умение мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов;

-умение выбрать проблемные ситуации в соответствии ходом мысли решающих проблему;

-умение непредвзято оценить варианты решений детей, даже в случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.

Технологическая карта деятельности по проблемному обучению:

( фрагмент урока физики «Атмосфера. Атмосферное давление» ,

 7 класс)

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

I

Постановка проблемы

Вопрос.
Как мы пьем воду?
Мы приставляем стакан с жидкостью ко рту и «втягиваем» в себя содержимое. Почему жидкость устремляется в рот? 
Захватив губами горлышко бутылки, вы не «втянете» из нее воду в рот? Почему ?

Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗА, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока.

Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему).

Осознают создавшееся противоречие. Участвуют в формулировке проблемы. «Присваивают» проблему. Осознают цель поиска.

Отвечают на вопросы учителя.
Ответы:
Причина в том, что при питье мы расширяем грудную клетку и разрежаем воздух во рту, под давлением наружного воздуха жидкость устремляется в то пространство где давление меньше, т.е. проникает в рот.

Мы пьем не только ртом, но и легкими, т.к.расширение легких – причина того, что жидкость устремляется в рот.

Выдвигают предположения о теме урока «Атмосферное давление».
Записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку
.

II

Актуализация знаний

Сейчас мы проведем опыты, доказывающие существование атмосферного давления. А вы попробуете объяснить их.

Демонстрации: опыт — определение массы воздуха; опыт ( — всасывание воды в насос, в шприц; опыт  — фонтан в сосуд с разреженным воздухом, работа пипетки.

ЯЙЦО В БУТЫЛКЕ.

Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений.

Активизируют необходимые для решения проблемы знания (анализируют, синтезируют, обобщают, систематизируют). Осознают потребность в новых знаниях. Концентрируются на поиске новых знаний.

III

Выдвижение гипотез , предположений

Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы.

Участвуют в обсуждении плана поисковых действий. Размышляют, рассуждают и выдвигают идеи, гипотезы, обосновывают их. Участвуют в обсуждении гипотез других детей. Ведут дискуссию по обсуждению других точек зрения. Проводят самостоятельно поисковую деятельность, работая с учебником.

IV

Проверка решения

(Работа по карточкам,

сборник качественных задач по физике)

Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска.

Проверяют полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывают правильность выбранного пути поиска. Оценивают результат. Формулируют выводы на основе умозаключений.

V

Введение в систему знаний

Послушайте одну историю: «Однажды Маша вымыла банки горячей водой и сразу надела на них пластмассовые крышки. Спустя некоторое время мама не смогла снять крышки. Призванный на помощь папа с большим трудом справился с заданием, поругивая атмосферное давление. Скажите, а причем здесь атмосферное давление?»

Самостоятельная работа

(индивидуальные задания,
тесты по физике
.)

Анализирует конечный результат и процесс деятельности детей. Проводит самоанализ по результатам  организации проблемного обучения.

Присваивают новые знания и умения. Обогащают субъектный опыт. Определяют уровень достижений своих результатов. Оценивают свой рейтинг за урок 

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Литература:

1.О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина и др, «Современные педагогические  технологии»,СПБ.: КАРО, 2014

2.Т.В.Машарова, «Современный урок в условиях федерального образовательного стандарта», Киров, 2014

3.Мельникова Е. Л., «Проблемный урок, или как открывать знания с учениками»: Пособие для учителя. - М., 2002.

4.Селевко Г.К., « Современные образовательные технологии.» – М.: Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".

Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Описание опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках физики»

В данной статье содержатся :     Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий                ...

Роль современных образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий школьников

Показана роль современных образовательных технологий, применяемых учителем на уроке и во внеурочной деятельности, для формирования УУД школьников...

Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования

Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных  результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...

"Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования".

. В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная ...

Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделат...