Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".
статья

Киршинцева Алла Михайловна

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс коррекции речи дошкольников должен быть более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения. Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, ведение документации (анкеты, речевые карты, индивидуальные карточки с заданиями, конспекты занятий по темам) в электронном виде, создание презентаций по лексическим темам: «Одежда», «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные» и т.д., облегчает работу, сокращает время, на ведение необходимой документации.

Только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

   Таким образом, новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kirshintseva.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Киршинцева Алла Михайловна

учитель-логопед

МКОУ Садовская СОШ

Краснозерского района, Новосибирской области, Россия.

Использование современных инновационных технологий в работе

учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС.

В современных условиях модернизации системы образования перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Сегодня наиболее острой проблемой для дошкольных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей  с ограниченными возможностями здоровья. В рамках введения   федеральных государственных образовательных стандартов разных ступеней образования приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами  вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на мой взгляд,  является использование игровых технологий в логопедической работе. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще,  педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся  при помощи игровых приёмов и ситуаций,  выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Игровые технологии предоставляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития,  формирования познавательного интереса  и творческого мышления.

   К традиционным соревнованиям, конкурсам добавились интеллектуально-развлекательные игры по типу популярных телепередач: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Вопрос на засыпку», «КВН», «Зов джунглей», «Счастливый случай»  и др. В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление. Регулярное проведение  мероприятий именно в такой форме обусловлено рядом причин. Во-первых, участие в подобных конкурсах формирует у детей интерес к процессу обучения, повышает их мотивационную направленность, способствует расширению словарного запаса и развитию связной речи, что очень важно для преодоления речевого нарушения. На чувства детей оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово. Ведь если каждое занятие будет похоже одно на другое, ребенок теряет интерес, поэтому мы стараемся внести в игру элементы новизны, занимательности. Во-вторых, у дошкольников  с речевыми нарушениями повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление ее улучшить, преодолевается застенчивость, робость,  неуверенность  при выступлении перед  аудиторией.

   В-третьих, в числе важных факторов, влияющих на воспитание детей в ходе таких праздников и развлечений – деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок учится планировать совместную партнерскую деятельность, проявляет свои способности,  мыслит нестандартно,   а радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, пробуждает любознательность и интерес к победе.

   В-четвертых, немаловажную роль в повышении результативности работы играют ценностные установки и знания у родителей. Опора на семью, серьёзный настрой родителей на проведение таких мероприятий оказывает эффективное воздействие. Только информированные и заинтересованные родители могут стать активными помощниками учителя-логопеда в полноценном формировании речи дошкольников.

   Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс коррекции речи дошкольников должен быть более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения. Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, ведение документации (анкеты, речевые карты, индивидуальные карточки с заданиями, конспекты занятий по темам) в электронном виде, создание презентаций по лексическим темам: «Одежда», «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные» и т.д., облегчает работу, сокращает время, на ведение необходимой документации.

   Современные технологии позволяют мне использовать компьютер в диагностических целях (диагностический материал для разных видов речевых нарушений, создание банка данных речевых показателей воспитанников в начале и в конце коррекционной работы, проводить анализ результатов в виде диаграмм ).

   Для реализации коррекционных задач на индивидуальных занятиях, в сочетании с традиционными методами использую  ИКТ, с соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических требований. Наиболее широкое применение в моей практике нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать презентации к консультациям, семинарам-практикумам, подгрупповым и индивидуальным занятиям с воспитанниками.

   Применение данного вида информационных технологий, позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность. Активно использую такие виды игровых  презентаций, как «Веселый язычок» (наглядные презентации с видео приложениями артикуляционной гимнастики), «Четвертый лишний», «Чего не стало?». «Что с чем поменяли местами?», «Подбери схему к слову» и пр.

   Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Существует даже простой мини-тест речевой готовности ребенка: его просят поочередно показать один, два, затем три пальца руки. Если ребенок делает это свободно, это говорит о том, что артикуляционная моторика практически сформирована. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу, это относится и к работе зрительного анализатора. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере.

   Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его. Никакой самый лучший компьютер не заменит у педагога при обучении ребенка. Поэтому не использую в своей работе озвученные презентации, за исключением ситуаций, когда звуковое сопровождение необходимо. Например, в презентации «Волшебный мир звуков», помимо анимации и изображений, присутствуют звуки дождя, голоса животных и птиц, шелест бумаги и пр., что позволяет детям полноценно погрузиться в тему знакомства с неречевыми звуками. Только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

   Таким образом, новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Статья  "Инновационные технологии в работе учителя-логопеда" раскрывает возможности ИКТ технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Инновационные технологии в работе учителя - логопеда

В данном материале представлены инновационные технологии, которые применяются в работе  учителя - логопеда....

Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в работе учителя-логопеда

Одной из задач ФГОС  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В процессе коррекционной работы логопеда во...

Презентация обобщения педагогического опыта «Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда»

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё боль...

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности....

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении.

Опыт работы учителя-логопеда "Использование инновационных технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ"....