Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в работе учителя-логопеда
методическая разработка по теме

Одной из задач ФГОС  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым. Цель моей работы - сохранение здоровья воспитанников посредством использования здоровьесберегающих и инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.88 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий

в работе учителя-логопеда»

Цель: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Слайд 2

       Одной из задач ФГОС  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым

        Цель моей работы - сохранение здоровья воспитанников посредством использования здоровьесберегающих и инновационных технологийЗдоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

Слайд 3

      Дети с речевыми недостатками как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Слайд 4

Особенности физического развития:

нарушение дыхания и голосообразования;

нарушения общей и мелкой моторики;

расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

повышенная утомляемость;

заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;

нарушение темпоритмической организации движений

Особенности психического развития:

нарушения оптико-пространственного праксиса;

неустойчивость внимания;

расстройство памяти (особенно слуховой);

несформированность мышления;

     Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Слайд 5

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

  • артикуляционная гимнастика
  • дыхательная гимнастика
  • пальчиковая гимнастик
  • су – джок  терапия
  • самомассаж, точечный массаж
  • фонетическая ритмика
  • тонирование

Слайд 6

Одним из этапов логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Цель: нормализация мышечного тонуса органов артикуляции, стимуляция двигательных функций артикуляционного аппарата.

Видео 1

Слайд 7

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

Слайд 8   фото

Слайд 9

Развитию мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.Развитие движения пальцев подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Видео 2

Слайд 10

Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи). Эффективен и ручной массаж пальцев.

Видео 3. Видео 4.

Слайд11

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

 Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

- массаж и самомассаж лицевых мышц;

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

- массаж ушных раковин;

- массаж язычной мускулатуры.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Слайд 12

Фонетическая ритмика - обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.

Например: звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт; звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя.

Звук О – чуть присели, руки подняли к верху и соединили, в овал, губы округлены.

Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны.

Слайд 13 ФОТО

Слайд 14

Тонирование представляет собой произнесение или напевание гласных звуков, ежедневно в течение 5 минут рекомендуется выполнять следующие упражнения. Например:

«Мычание» – расслабить челюсть и ощутить энергию мычания внутри организма. Можно положить руки к щекам и следить, как генерируется вибрация во рту. Это упражнение восстанавливает голос в случае ларингита и подготавливает связки перед речевой нагрузкой.

«А-А-А» расслабили челюсть и произносим звук вместе с выдохом.

«И-И-И» - действует как кофеин, может после усталости повысить активность организма и стимулировать мозг.

Слайд 15

Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с младшими школьниками даёт положительные результаты, у учащихся:

- снижается уровен заболеваемости;

- повышается работоспособность, выносливость;

- формируются двигательные умения и навыки;

- развивается общая и мелкая моторика,

- повышается речевая активность.

 Применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

 «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости» (народная мудрость).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в работе учителя-логопеда Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16» с.Казьминское Кочубеевского района Ставропольского края Школьный логопункт Подготовила: учитель-логопед Яковлева О.Н.

Слайд 2

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития

Слайд 3

Портрет ребёнка, имеющего речевую патологию: это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью с несформированной произвольностью психических процессов и часто болеющий

Слайд 4

Особенности физического развития : нарушение дыхания и голосообразования; нарушения общей и мелкой моторики; расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; повышенная утомляемость; заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости; нарушение темпоритмической организации движений

Слайд 5

Традиционные и нетрадиционные методы в логопедической практике : артикуляционная гимнастика дыхательная гимнастика пальчиковая гимнастик су – джок терапия самомассаж , точечный массаж фонетическая ритмика тонирование

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика Регулярное выполнение поможет: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов ВИДЕО 1

Слайд 7

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника

Слайд 9

Пальчиковая гимнастика Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место в наших занятиях с детьми ВИДЕО 2 ВИДЕО 2А

Слайд 10

Су-Джок терапия Оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи ВИДЕО 3 ВИДЕО 4

Слайд 11

Самомассаж , точечный самомассаж Способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи

Слайд 13

Фонетическая ритмика Фонетическая ритмика - обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом

Слайд 15

Тонирование Тонирование представляет собой произнесение или напевание гласных звуков, ежедневно в течение 5 минут рекомендуется выполнять упражнения

Слайд 16

«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости» (народная мудрость)

Слайд 17

Спасибо за внимание! Крепкого здоровья, успехов в работе !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда

В статье говорится о возможностях использования сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической деятельности....

Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда

Доклад на тему: «Использование элементов  ИКТ - технологий в работе учителя - логопеда, как способ повышения  мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы  в у...

Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.

В основе реализации  ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление,  которого возможно при использовании  ИКТ. Информационные технологии принадле...

Использование ИКТ в коррекционно-педагогической работе учителя-логопеда

Значение и способы использования ИКТ в практической работе....

Использование авторских интерактивных игр в работе учителя-логопеда на разных этапах автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи.

Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.Автоматизация звука  – это выработка ...

Песочная терапия как инновационная форма работы учителя - логопеда в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлены упражнения песочной терапии и их значение для коррекции речевых нарушений  у  детей дошкольного  возраста....

презентация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия  человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов....