Использование ИКТ в коррекционно-педагогической работе учителя-логопеда
статья на тему

Золотухина Марина Михайловна

Значение и способы использования ИКТ в практической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_kor-ped._rabote_teoriya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе

с детьми с ОНР

Компьбтерные технологии в логопедической практике

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности, с общим недоразвитием речи.  И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.

    Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

   Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

    Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.

     Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед. Одним из видов икт является презентация. Она активно входит в  практику учителей — логопедов.  Презентации – это авторские медиапродукты, которые могут создаваться по всем разделам коррекционной работы.

Что даёт применение презентаций в работе с детьми?

*  Неисчерпаемый источник информации.
*  Развитие познавательной активности ребёнка.
*  Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.
*  Повышение мотивационной составляющей.
*  Формирование учебной деятельности.
*  Доступность изложения материала.
*  Наглядность и красочность подачи материала.                                            

      Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии речи.         У детей необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая их к этому. Здесь же формируется умение быть услышанным и вслушиваться в речь собеседников, то есть вырабатываются элементарные коммуникативные навыки. Заинтересовать детей в данной деятельности поможет применение компьютерных презентаций. Проецируемые на экране яркие образы, возможность движения предметов и персонажей, интерес детей к компьютерной технике даёт возможность более полно решить поставленные задачи. Так же использование презентаций даёт возможность учителю – логопеду перенести у детей радость игровой деятельности в радость учения.                                            

       Не малую роль в логопедической работе имеет, в зависимости от патологии, формирование или развитие познавательной деятельности воспитанников. Презентации дают широкий простор деятельности в этом направлении. Удобство для педагога составляет и то, что можно как разработать материал самому, так и воспользоваться работой коллег (необходимо указывать автора, используемого материала и источник (адрес сайта), где была выставлена работа).                                                                                                      

       В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.                                                         

Применение  компьютера на логопедических занятиях       помогает:

* решить дефицит наглядных пособий;                                                                     * оптимизировать запоминание учебного материала;                                          * создать ситуацию занимательности, заинтересованности;                               * вызвать интерес и желание к выполнению задания.

Применение  компьютерных технологий позволяет:

* использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;

* задействовать как визуальный канал восприятия информации дошкольниками (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и  аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает  лучше понять и усвоить материал;                                                                          

* оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;                                                                                                              

* интенсифицировать процесс коррекции.

В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как:                                                                                                  * информационная емкость;                                                                                    * компактность;                                                                                                                 * доступность;                                                                                                            * наглядность;                                                                                                            * эмоциональная привлекательность;                                                                             * мобильность;                                                                                                          * многофункциональность,                                                                                   что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем, компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.                                                                                                                            

    В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Интерактивная доска (ИД) – это полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и  презентации, видеоролики, компьютерные игры и т.д.

    Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий, как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает как обычный экран. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать. Управлять доской на расстоянии позволяет мышь.

    Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с детьми.

При работе с интерактивной доской у детей задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения.

Направления работы логопеда с использованием информационно-                        коммуникационных технологий. 
 I.  Диагностика речевых нарушений.                                                                    II.  Применение интерактивных и демонстрационных компьютерных   технологий, для коррекции речевых нарушений.                                                 * Развитие связной речи– пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.                                                                                                 * Обучение грамоте– формирование навыков фонематического анализа.          * Формирование зрительно-пространственных отношений.                               * Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.                                      * Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.                                                                                                        * Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.                                                                                              Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.                                                                                             Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий. А ещё -  компьютер очень "терпелив" и никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

   Хотелось бы сказать о применении компьютера в моей  работе. В этом учебном году я начала работать с детьми среднего возраста.

Практика показывает, что трудности современных детей в обучении непосредственно связаны с недостаточно сформированным и развитым процессом произвольного внимания и в том числе недостаточностью развития слухового внимания. Умение слушать окружающие нас звуки, вычленять их из огромного потока, узнавать и называть их очень важно для дальнейшей успешной коррекционной работы логопеда при любых  формах нарушения речи. Важность этого навыка в  логопедической работе сложно переоценить. Пожалуй, это основа основ.

   Упражнения, направленные на развитие слухового внимания проводится на первом этапе коррекционной работы практически на каждом занятии.

Чтобы задействовать не только аудиальный канал, но и  визуальный канал восприятия информации детьми все звуки  сопровождаются яркими, красочными картинками. Это позволяет создать определенный эмоциональный настрой. На занятиях по развитию слухового внимания, а именно на узнавание и различение речевых и неречевых звуков, особенно повышает интерес детей использование специальных компьютерных игр, таких, как «Музыканты», «Колокольчики», «Дождик», «Наш дом» и др.

      Теория  и практика логопедической работы убедительно  доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление  всей речевой системы в целом.          Эффективная и стойкая коррекция  дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Поэтому для его формирования используются такая игра, как: «Голосистые» звуки». На данном этапе дети учатся слушать, узнавать и различать гласные звуки: А, У, О, И, Э. А по мере ознакомления и согласные звуки.

   При обследовании детей моей группы была ярко выявлена грубая недостаточность объёма всех видов словаря. Поэтому большой помощью в моей работе по развитию и уточнению словаря детей стали такие игры, как:

«Скотный двор», «Птичий двор», «Наш дом», «Голоса» и др., где дети  закрепляют обобщающие понятия.

В играх «Скажи, какой», «Скажи, что делает» развивается и закрепляется глагольный словарь и словарь признаков. А также дети учатся строить предложения.  

    У дошкольников, имеющих недоразвитие речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание  и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность  связно, последовательно, логично передать содержание текста.  

    Для коррекции перечисленных нарушений также  используются такие компьютерные игры как: «Опиши предмет», где дети учатся описывать предметы по картинно-графическому плану.

   В игре «Прослушай рассказ» дети учатся пересказывать небольшие рассказы, опираясь на картинный план, который они должны составить сами.

   Для активизации артикуляционного аппарата представлена серия артикуляционных упражнений  в форме мультимедийной презентации.

    Таким образом, посредством всех перечисленных видов и вариантов игр происходит, с интересом для детей, коррекция речевых нарушений и развитие таких психических процессов, как внимание, память и мышление.

Однако, родителей и педагогов волнует вопрос влияния компьютера на здоровье ребёнка.

Вред компьютер приносит в том случае, когда не соблюдаются простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник). При работе с компьютерной техникой в детском саду следуют СанПиНу 2.4.1.2660-10:

- 6.9. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости (указаны нормативы к правильности использования проекционного экрана);

- 12.21. Занятия с использованием компьютеров для детей 5 — 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 — 7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет — до 10 мин.

Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.         Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога.

   Строгое соблюдение данных правил дают возможность безопасного использования компьютерной техники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

     Таким образом, использование ИКТ в коррекционной логопедической  работе с детьми с общим недоразвитием речи позволило сделать  следующие выводы:

* компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;

* использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;

* способствует повышению самооценки ребенка;     

* формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями, активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи;

* значительно повышает эффективность работы логопеда;    

* дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.                                                                    В дальнейшем планирую использовать компьютер в диагностических целях. Вижу необходимость обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда

В статье говорится о возможностях использования сенсорной комнаты в коррекционно-логопедической деятельности....

Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда

Доклад на тему: «Использование элементов  ИКТ - технологий в работе учителя - логопеда, как способ повышения  мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы  в у...

Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.

В основе реализации  ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление,  которого возможно при использовании  ИКТ. Информационные технологии принадле...

Использование авторских интерактивных игр в работе учителя-логопеда на разных этапах автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи.

Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.Автоматизация звука  – это выработка ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС.

В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение...

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с детьми, что позволяет значительно повысить эффективность коррекцион...