Инновационные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в дошкольном учреждении.
методическая разработка

Глушакова Елена Анатольевна

Опыт работы учителя-логопеда "Использование инновационных технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Применение инновационных логопедических технологий

в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Материал из опыта работы подготовила:

учитель-логопед Е.А. Глушакова

МБОУ Зайцевореченская ОСШ

Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Речь - средство познания окружающей действительности, однако у детей с речевыми проблемами, как правило, наблюдаются психическое недоразвитие (страдают память, внимание, восприятие и т.д.), психопатологические и неврологические нарушения, у них часто наблюдается речевой негативизм. Развитие речи детей дошкольного возраста - цель логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Деятельность учителя-логопеда в современных условиях не только коррекционно-развивающая, но и диагностическая, организационная, консультативная, просветительская, методическая. В таких случаях необходима комплексная логопедическая работа.

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма ребенка, использование как традиционных, так и нетрадиционных, как классических, так и инновационных технологий является актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. К тому же проводить занятия с применением инноваций могут и сами педагоги-воспитатели, и родители.

Актуальность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, средствами инновационных технологий несомненна, они способствуют оздоровлению организма ребенка в целом. При этом идет постоянная работа над постановкой и развитием речи, включаются различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста (внимания, памяти, мышления), которые отвечают новым требованиям.

К таким инновационным и нетрадиционным технологиям относят: арттерапию, кинезиотерапию, музыкотерапию, акватерапию.

Среди перечисленных, наиболее популярными являются арттерапии, которые отличаются творческим характером занятий. Различные виды искусства все больше исследуются в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных и коррекционных средств.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Выделяют следующие направления арт-технологий: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология); музыкальная арт-технология; драматехнология; сказочная арт-технология). Коррекционные возможности использования арт-технологий обусловлены предоставлением ребенку с нарушениями развития возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания.

Известны различные виды арттерапии:

Имаготерапия (куклодрама, образно-ролевая драмтерапия, психодрама);

Изотерапия (нетрадиционные техники рисования, работа с глиной);

Библиотерапия (разновидность сказкотерапии);

Песочная терапия.

Не менее распространенной является музыкотерапия (прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, пение и т.п.). Музыкальные занятия способствуют снятию психического напряжения, эмоциональной зажатости, раскрытию творческих способностей, развитию ритма.

К инновационным технологиям в последнее время относят и так называемые информационные технологии, включающие использование БОС-терапии, тренажера «Дельфа-142», интерактивных досок, детских интерактивных планшетов. Применение таких технологий значительно сокращает время на формирование языковых умений и навыков у детей.

Особенность методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС в оказании общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребенка, в том числе психического и психологического здоровья, профилактики нарушений функционирования голоса и речи.

Здоровьесберегающие технологии являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Основные здоровьесберегающие инновационные технологии в логопедической деятельности в дошкольном образовательном учреждении —это пальминг ( упражнения для развития речевого дыхания, общей моторики), Су Джок терапия, аурикулотерапия, кинезиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, мнемотехника, смехотерапия, дидактический синквейн, биоэнергопластика.

В последнее время в коррекционной работе особое место занимает работа с интерактивной доской.  Интерактивная доска – полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д., они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка. Дети лучше и быстрее запоминают графический символ буквы, с огромным интересом выполняют задания звукобуквенного анализа и синтеза, учатся ориентироваться как в книге, так и в электронном пособии.

Логопедический тренажер «Дельфа-142» способствует формированию короткого и длинного выдоха, развитию диафрагмального дыхания, развитию навыков звукобуквенного анализа и синтеза, формированию навыков чтения, пониманию значений предлогов и использованию их в речи, развитию навыков составления предложений и рассказов.

Одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), мультимедийные интерактивные проекты (аудиальные, аудиовизуальные, компьютерные игры и программы. Применяются они методами демонстрации наглядного материала, показа фотографий, рисунков, репродукций картин, слайд-презентаций, видеофильмов в виде игр и игровых упражнений на электронных носителях, использования ПО SmartBoard, Smarttable, Microsoft Office (PowerPoint), ЭОР. При помощи компьютерных игр и программ можно развивать речевое дыхание, работать над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков, работать над произношением, разучивать скороговорки, стишки, песенки, развивать фонематический слух и обучаться грамоте. Применение мультимедийных технологий позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в материал. Использование в коррекционной работе, образовательном процессе ЭОР, в том числе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей, в том числе с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми. Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Целью инновационных технологий является качественное изменение личности воспитанников. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных методов и средств.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:

1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. В работе с детьми и родителями мы используем творческие, исследовательские, экспериментальные проекты. В результате применения этого вида технологий дети могут проявлять самостоятельность, фантазию, креативность, развивать образное мышление, восприятие и речь.

3. Развивающие технологии: в традиционном обучении детям представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении дети самостоятельно должны прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников с ОВЗ.

5. Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в  дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания дошкольников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

6. Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

7. Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и педагогом, а также обеспечение условий для развития личности дошкольников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников с ОВЗ и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

Литература

  1. Дорофеева Т.В., Хлистун И.В., Войнова Н.Н., Кондрашева Н.А. Использование инновационных технологий в детском саду Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XIII международной научно-практической конференции (13 ноября 2015 года).
  2. Трифонова И.А. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ как средство успешной реализации ФГОС ДО. Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций Номер: 4 г. 2016. С. 705-711.
  3. Викулина О.Н. Использование метода биологической активной связи (БОС), как средства формирования диафрагмально-релаксационного типа дыхания и коррекции речи. / Логопед в детском саду № 4, 2017.
  4. Бражникова А. В. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО. // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Статья  "Инновационные технологии в работе учителя-логопеда" раскрывает возможности ИКТ технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Инновационные технологии в работе учителя - логопеда

В данном материале представлены инновационные технологии, которые применяются в работе  учителя - логопеда....

Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в работе учителя-логопеда

Одной из задач ФГОС  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В процессе коррекционной работы логопеда во...

Презентация обобщения педагогического опыта «Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда»

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё боль...

Инновационные технологии в работе учителя – логопеда

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности....

Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделат...

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...