"Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования".
методическая разработка по английскому языку на тему

Гудема Ирина Владимировна

. В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная технология отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно - РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Именно поэтому я сделала свой педагогический выбор в пользу стратегии обучения английскому языку с использованием технологии  КМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_itogovogo_proekta_ms_novyy.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра образовательного менеджмента

Практико-значимая работа        

на тему

«Использование современных образовательных технологий

при формировании новых образовательных  результатов в условиях реализации ФГОС общего образования»

                                                                               Выполнил слушатель

Ивантеевской зональной

стажировочной площадки

учитель английского языка, МБОУ «СОШ № 2», г.Ивантеевки

Гудема Ирина Владимировна

Руководитель:   преподаватель Басиева Т.Б.

Москва 2016

    Содержание  

  1. Введение...............................................................................................3
  2. Теоретическая часть..........................................................................5
  3. Практическая часть...........................................................................8
  4. Технологическая карта урока..........................................................9
  5. Заключение.........................................................................................16
  6. Список используемых источников................................................17                                                               

Введение

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Основное требование  к успешной реализации ФГОС – системно-деятельностный подход: усвоение новых знаний через активную деятельность.

Использования современных педагогических технологий для достижения новых образовательных результатов в соответствии с реализацией ФГОС основного образования как основное условие успешной учебной деятельности: применение педагогической технологии нацелено на формирование универсальных учебных действий. Технология универсальна, может применяться при преподавании любого предмета, следовательно формирует надпредметные компетенции ученика, которые он может использовать при изучении любой науки, формируется умение учиться, которое ученику понадобится в течении всей жизни. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории.

Технологии: информационно-коммуникативные, проектная, проблемного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель итоговой проектной работы – проанализировать технологии системно-деятельностного подхода, выявить резервы использования в учебном процессе для достижения новых образовательных результатов.

Задачи итоговой проектной работы:

  1. Усилить фундаментальную подготовку, дающую обучаемому умение выделить в конкретном предмете базисную инвариантную часть его содержания, которую после самостоятельного осмысления и конструирования он сможет использовать на новом уровне при изучении разного рода дисциплин, при самообразовании;
  2. Разработать и провести урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
  3. Провести самоанализ урока;
  4. Создание условий для развития навыков путём нестандартной организации учебно-воспитательного процесса, поддержание стойкого интереса к изучению иностранных языков через практическое применение полученных знаний.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной модели, которая в свою очередь связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения,  которые открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по английскому языку.

Таким образом, уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся.

Теоретическая часть.

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС ОО, возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который  является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром»  действий ученика, который становится активный участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и  который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих  обучающимся, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Во время прохождения стажировки познакомились с опытом использования следующих технологий: информационно-коммуникативной, проектной, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная технология отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно - РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Именно поэтому я сделала свой педагогический выбор в пользу стратегии обучения английскому языку с использованием технологии  КМ.

Что же такое «критическое мышление»? Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление».

Д. Халперн определяет  критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное  мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, важно развивать в нем ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

  1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
  2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
  3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
  4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
  5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Урок с применением ТРКМ делится на три основные стадии: Evocation - Realization of Meaning – Reflection. В русском переводе эти стадии получили названия: Вызов – Осмысление новой информации (Смысловая стадия) – Рефлексия (Размышление):

  1. стадия вызова, предполагающая актуализацию субъектного опыта,
  2. стадия осмысления, показывающая, каким образом учащиеся осмысляют содержание урока
  3. стадия рефлексии, ориентированная на выводы о том, какую пользу извлекут учащиеся из основного содержания урока

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Существуют конкретные приемы и стратегии работы на этапе вызова (Evocation), на этапе осмысления (Realization of Meaning) и на этапе рефлексии (Reflection). Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:

  • информативный материал, способствующий развитию КМ;
  • метод (отдельный прием, стратегия) занятия.

Разумеется, не все приемы могут быть использованы в повседневной работе, но, вооружившись даже несколькими из них, превратив их в «интересные нотки» урока, учитель может повысить результативность учебного процесса, его эмоционально-мотивационный уровень.

Практическая часть

Предмет: английский язык.

Тема урока: « Праздники и традиции» (страноведение).

Класс: 8

Название технологии: образовательная технология развития критического мышления (ТРКМ).

Цель урока: познакомить обучающихся с основными традициями праздников в России, США и Великобритании.

Задачи урока:

  1. Проверить знания учащихся о традициях и праздниках в России, США и Великобритании (вопросы «Знаете ли вы?»);
  2. Организовать индивидуальную работу с текстами о символах празднования в России, США и Великобритании с помощью «Инсерт»;
  3. Составить ответы-презентации (опорные кластеры) и озвучить их у доски;
  4. Организовать творческую работу учащихся – написание синквейнов по пройденной теме.

Приемы используемой технологии: модельный урок (вызов-осмысление-рефлексия), вопросы «Знаете ли вы?», прием «Инсерт» (чтение с пометками), презентация (составление опорных кластеров), синквейн.

Оборудование: компьютер, мультимедия проектор, основная доска ( в виде раскрытой книги)(кластеры), раздаточный материал (файлы с текстами).

Ход урока:

Учащиеся делятся на группы.

Стадия вызова

На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изучаемой теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания.

Используется видеоряд с изображением праздников Ивана Купалы в России, Дня Благодарения в Америке и Хэллоуина в Великобритании; вопросы «Знаете ли вы?»  (учащиеся обсуждают темы в группах) (3 группы);

Знаете ли вы?

До прочтения текста

После прочтения текста

…что праздник Ивана Купала в России ассоциируется с солнцем, водой и огнем?

…что высокие костры являются символами праздника Ивана Купала?

… что День Благодарения празднуют в последний четверг ноября?

…. что одним из ключевых блюд  Дня Благодарения является приготовленная индейка?

… что Хэллоуин в Великобритании празднуют 31 октября?

… что важной частью праздника является обычай, который называется «Trick or Treat»?

Стадия осмысления:

На этой стадии необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Используется:

1. Прием «Инсерт»  - индивидуальная работа с текстами «Ivan Kupala in Russia», «Thanksgiving day in America», «Halloween in Great Britain» с пометками.

Задание для индивидуальной работы с текстами: прием «Инсерт» (чтение с пометками)

Описание приема «ИНСЕРТ»

Когда учащиеся читают текст очень важно не упустить важные детали, позволяющие достаточно полно раскрыть его смысл, а так же сформировать свою точку зрения на ту информацию, которая в нем содержится. Внимательно читая, можно использовать следующую систему пометок.

ИНСЕРТ

I - interactive        самоактивизирующая                     « V » - уже знал

N - noting             системная разметка                   « + » - новое

S - system             для эффективного                          « - » -  думал  иначе

E - effective          чтения и размышления            « ? » - не понял, есть

R - reading and                                                                    вопросы

T - thinking

При работе с текстом ученикам следует соблюдать определенные правила:

1. Делать пометки, используя либо два значка «+» и «v» или четыре – «+» ,  «v», «-», «?».

2. Ставить значки по ходу чтения текста.

3. Прочитав один раз, вернуться к своим первоначальным предположениям, вспомнить, что они знали или предполагали по данной теме раньше.

4. Обязательно прочтать текст еще раз, поскольку количество значков может увеличиться.

        После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ. В нее лучше записывать ключевые слова или словосочетания.

ИНСЕРТ

V

+

-

?

        После заполнения таблицы, информация, представленная в ней может стать предметом обсуждения на занятии, а сама таблица может пополниться новыми фактами, которые не были занесены в нее первоначально.

2. Учащиеся расходятся по группам и составляют кластеры «Ivan Kupala, Thanksgiving day, Halloween», готовят презентации к ответам у доски. Цель систематизировать полученные знания.

Описание метода «Кластеры»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична: 

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «центром» идеи, темы.

2. Вокруг употребить слова или предложения, выражающие точку зрения, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с главным (центром) понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», наблюдаем логическое взаимодействие.

В результате получается схема, которая графически отображает наши размышления, определяет информацию данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Пример кластера  № 1.

Пример кластера № 2.

Пример кластера № 3.

Рефлексия

  1. Озвучивание презентаций в группах (эксперт комментирует составленный кластер, помощники дополняют).
  2. Возвращение к вопросам «Знаете ли вы?»

Знаете ли вы?

До прочтения текста

После прочтения текста

…что праздник Ивана Купала в России ассоциируется с солнцем, водой и огнем?

…что высокие костры являются символами праздника Ивана купала?

… что День Благодарения празднуют в последний четверг ноября?

…. что одним из ключевых блюд  Дня Благодарения является приготовленная индейка?

… что Хэллоуин в Великобритании празднуют 31 октября?

…что важной частью праздника является обычай, который называется «Trick or Treat»

  1. Составление Синквейна по теме.

«Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке называется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке  приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;  в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения.

На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны,  облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать  наиболее точные.

Схема синквейна:

Название (обычно существительное)

Описание темы (обычно два прилагательных)

Описание действия в рамках этой темы (обычно три глагола)

Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Одно слово – повторение сути - синоним или чувство.

Пример синквейна № 1.

Ivan Kupala

Magic, interesting

Jump, bathe, collect

Bonfires are the symbols

Holiday

Пример синквейна № 2.

Thanksgiving Day

Grateful, ancient

Thank, eat, remember

Festival of harvest and freedom

Holiday

Пример синквейна № 3.

Halloween

Interesting, fancy

Decorate, dress up, play

Give money or sweets

Holiday

Заключение

Подводя итог такого урока, мы может отметить, что основной на уроке была деятельность учащихся, в то время как основной функцией учителя являлась координация деятельности учащихся. Используя ТРКМ, мы способствуем развитию у учащихся способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Главная цель образования - развитие личности.  ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность ребенка, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая не быть передатчиком знаний, а проектировать образовательную среду ученика, класса, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться, что во много раз сложнее.

Технология развития критического мышления дает возможность определять и ставить личные цели, поддерживать активность на уроке, вызывать продуктивную дискуссию, способствует тому, чтобы учащиеся сами могли формулировать и задавать вопросы, помогает выражать собственное мнение, поддерживает мотивацию к чтению, воспитывает уважительное отношение к чужому мнению.

Таким образом, рассмотрев несколько приемов  технологии критического мышления, который можно использовать на уроках английского языка, можно сделать выводы, что данная технология обучает учащихся:

- мыслить логично;

- выражать свои мысли логично и связно;

- оценивать и запоминать факты;

- формировать свою точку зрения;

- отстаивать свою точку зрения;

- уважительно относится к мнению других.

Технология критического мышления дает учителю большие возможности в развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроке иностранного языка, как в основной, так и в начальной школе. Необходимо только адаптировать приемы данной технологии к возрастным особенностям учащихся.

Список использованных источников.

  1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 13 июля 2015 года,  редакция, действующая с 24 июля 2015 года),  http://docs.cntd.ru/document/902389617
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17»  декабря  2010 г. № 1897,      минобрнауки.рф/документы/543
  3.  Загашев И.О., Критическое мышление: технология развития.- СПб: Альянс –Дельта., 2003
  4.  Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».-Киров: 1999-2002
  5.  Манвелов С.Г. Конструирование современного урока.- М.: Просвещение, 2002
  6.  Нечаева Е.Н. Технология критического мышления. М.: Высшая школа., 2005
  7.  Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. – М.: Высшая школа., 2002

Список интернет источников

  1. http://novokik.ning.com
  2. http://kuvmetodist.ucoz.ru
  3. http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий для достижения личностных метапредметных результатов в нормативном диапазоне ФГОС»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предмет...

Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования

Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных  результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС....

Современные образовательные технологии формирования и оценки результатов образования как условие реализации ФГОС ( портфолио)

Современные образовательные технологии формирования и оценки результатов образования как условие реализации ФГОС ( портфолио)...

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознанияв условиях реализации ФГОС.Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя,...