Использование Современных Образовательных Технологий в педагогической практике.
статья по информатике и икт на тему

Разина Анна Анатольевна

Выбор образовательной технологии при изучении конкретной темы (или модуля) я обычно осуществляю в соответствии с целями обучения, особенностями учебного материала, а также с учетом особенностей аудитории, что делает процесс обучения динамичным и способствует росту познавательной активности учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sot-razina_a.a.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование Современных Образовательных Технологий  
в педагогической практике
учителем МБУ лицея №67  Разиной А.А.

Обоснование использования современных образовательных технологий.

Имея почти двадцатилетний опыт работы учителем информатики и информационно-коммуникационных технологий, я являюсь непосредственным участником процесса информатизации общества в целом и области образования в частности, и хорошо понимаю, что сегодня  конечным результатом обучения должна стать способность моих учеников использовать компьютер в качестве инструмента решения разнообразных задач, коммуникации и организации деятельности. При этом существует также большое количество факторов, которые мне необходимо учитывать:

  • изменения, которые происходят в обществе,
  • задачи модернизации образования в России,
  • необходимость выполнения  основных направлений федеральной и региональной политики в сфере образования,
  • вызовы, которые ставит перед нашими детьми Время.

Всё это является теми стимулами, которые постоянно заставляют искать новые подходы к обучению, выбирать современные образовательные технологии из накопленного педагогами арсенала инструментов обучения.

Часть современных образовательных технологий (СОТ), активно используемых мною с целью реализации новых задач образования, представлены ниже:

И хотя в реальности я интегрирую в учебный процесс гораздо больше инструментов, чем показано на данной схеме, это наиболее значимые технологии, которые позволяют мне строить образовательный процесс разнообразно и максимально эффективно.

Выбор образовательной технологии при изучении конкретной темы (или модуля) я обычно осуществляю в соответствии с целями обучения, особенностями учебного материала, а также с учетом особенностей аудитории, что делает процесс обучения динамичным и способствует росту познавательной активности учеников.

Личностно-ориентированная технология (метод проектов)

Актуальность личностно-ориентированной технологии в современном образовании объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования индивидуальной и независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся мире. Данная технология включает в себя различные подходы и методы, одним из которых является метод проектов.

Я использую метод проектов в своей профессиональной практике уже много лет. Впервые он был применен мной в 2002 году, во время работы учителем информатики в Военно- техническом кадетском корпусе г. Тольятти. В этом учебном заведении много внимания уделялось проектной методике обучения, проводились открытые уроки, мастер классы, которые я посещала. Занимаясь самообразованием, я читала книги по данной тематике. И в настоящее время этот метод находится в фокусе моего внимания. Так, в апреле 2013 года, на базе МАОУДПОС ЦИТ, я прошла обучение по программе - «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века», в рамках которого были получены дополнительные знания по структуризации проектной деятельности и созданию портфолио проекта.

Использование проектной методики в своей деятельности учителя информатики и ИКТ позволяет мне формировать у учащихся такие ключевые компетентности как: технологическую, коммуникативную, информационную, познавательную и др. В рамках классно-урочного обучения я наиболее часто применяю небольшие, индивидуальные проекты, проблематика которых не выходит за рамки моего предмета. Цель таких проектов заключается, прежде всего, в закреплении пройденного учебного материала и в формировании, например, таких компетентностей, как технологическая и познавательная.

Проекты  открывают перед учащимся  более широкий круг проблем, которые требуют от них умения искать необходимую информацию, анализировать и систематизировать ее, работать с различными информационными системами, например в сети Интернет. Тем самым происходит формирование информационной компетентности ученика и навыков самостоятельного подхода к решению проблемы. Взаимодействие, в рамках проектной работы, с учителем и с другими учащимися формирует коммуникативную компетентность. Результаты работы учащиеся демонстрируют в день защиты проектных работ. Как правило, готовится презентация в среде MS PowerPoint или с использованием интернет - технологий, что закрепляет технологическую компетенцию ученика.

Результат работы по проектной методике ощущается, прежде всего, в желании учащихся узнавать что-то новое для себя, в их повышенной мотивации к изучению предмета. Опросы учащихся показывают, что им нравится создавать свои проекты и демонстрировать их окружающим. Положительную стабильность  качества знаний учащихся по информатике и ИКТ за последние два года также можно привести в качестве доказательства эффективного влияния использования мною проектной методики на уроках информатики.

Главная проблема, возникающая при использовании в образовательном процессе проектной методики, на мой взгляд, заключается в ее органичном сочетании с традиционной системой предметного классно-урочного обучения. В умении найти разумный компромисс между двумя этими подходами, наверное, и заключается искусство преподавания с использованием метода проектов. Решая данную проблему, я пытаюсь определить, как построить проектную деятельность так, чтобы она дополняла классно-урочную систему и способствовала, в частности закреплению практических навыков, отработке межпредметных связей и т.п.  Большое внимание я уделяю и тщательному, предварительному планированию проектной работы при помощи соответствующих программных продуктов, например программы GanttProject

Вывод: я применяю и буду продолжать применять проектную методику в своей практической деятельности учителя информатики и ИКТ, как метод, позволяющий разнообразить подчас рутинный школьный образовательный процесс и раздвигающий рамки восприятия окружающего мира.

Информационно-коммуникационная технология

Одной из основных технологий, которая применяется мною в образовательном процессе, является информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Выбор этой технологии оправдан не только тем, что я являюсь учителем информатики и должен применять ее, что называется, по определению, но и теми огромными преимуществами, которые можно получить, используя компьютер, и связанные с ним возможности работы в локальной сети образовательного учреждения и в глобальной сети Интернет, на своих уроках. Вот перечень лишь некоторых из них:

  1. Разработка дидактических и раздаточных материалов.

Для их создания можно, например, использовать текстовый процессор MS Word, в который заложена возможность подготовки документов практически любого уровня сложности с использованием таблиц, графических объектов, организационных диаграмм и т.п. Наглядность уроку можно придать, используя программу создания презентаций MS PowerPoint. Большое количество рисунков в презентации, наличие анимированных объектов, со вкусом подобранная цветовая гамма добавляют зрелищности уроку, вызывают неизменный интерес у учащихся, и, в конечном счете, способствуют лучшему запоминанию учебного материала.

  1. Доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР).

В сети Интернет за последние годы накоплено огромное количество качественного учебного материала в самой разнообразной форме. Это презентации, видео-уроки, учебники и т.п. В своей учебной деятельности я нередко использую понравившиеся мне ЦОР, так как это позволяет значительно сократить время на подготовку такого материала. Кроме того, к этому материалу могут напрямую получить доступ и сами ученики, так как компьютерный класс, в котором я работаю, подключен к сети Интернет.

  1. Быстрая диагностика результатов обучения.

В последние годы, с переходом российского образования на систему проверки знаний при помощи ГИА и ЕГЭ, стали популяры тесты, в которых учащиеся выбирают один из предлагаемых вариантов ответа. Использование компьютерных тестов в таком формате, вместо бумажных, позволяет учителю за сравнительно короткое время получить объективный срез знаний у всех учащихся. При этом сама компьютерная программа может выдать развернутую статистику ответов на вопросы с указанием допущенных ошибок и выставить итоговую оценку. Здесь важным является то, что результат тестирования становится известен сразу и у учащегося не возникает сомнений в его объективности, так как оценку выставила программа. Подобные компьютерные тесты можно найти в сети Интернет или разработать самой, что для учителя информатики не представляет особой сложности.

  1. Интенсификация процесса обучения.

Используя компьютер, подключенный к проекционному оборудованию можно вывести на экран наиболее важные части учебного материала, которые предназначены, например, для записи учащимися в тетради. При этом, у учителя отпадает необходимость в частом повторении текста этого материла, так как его можно держать на экране до тех пор, пока он не будет записан всеми учениками и появляется возможность более плавного перехода к следующей         части урока. Здесь следует также отметить работу принципа «лучше один раз увидеть». Не только вербальное, но и визуальное восприятие информации, безусловно, способствует быстрому и качественному запоминанию учебного материала.  

  1. Рост мотивации и познавательной активности.

Компьютерные технологии позволяют разнообразить формы и методы учебной деятельности, например, включить в канву урока игровой компонент. Играя, разгадывая ребусы, отвечая на вопросы викторины, учащиеся испытывают удовольствие от процесса обучения, при этом задействуется их эмоциональная память и стимулируется творческая и познавательная активность, а также интерес к предмету, что не может не сказаться на результатах обучения.    

  1. Организация и анализ информации.

Моя личная практика доказывает, что использование ИКТ для организации и анализа информации намного более эффективно, чем известные традиционные способы. Для централизованного хранения данных и их обработки я использую электронные таблицы или базы данных, созданные в MS Excel и MS Access. Например, в этих программах можно хранить результаты тестирования учащихся, а заложенная в данные программы функциональность позволяет быстро проводить анализ этих результатов за любой диапазон времени.  

Мною, как учителем информатики и ИКТ, использование данной технологии на уроках является вполне естественным. Я не только применяю ее, но и обучаю других пользоваться возможностями этой технологии. Одним из примеров ее применения может служить разработанная мной презентация по теме «Электронные таблицы в нашей жизни», которую я использую на уроках в 7-х классах и кроссворд по этой теме опубликованный на сайте ТолВики. Также в качестве примера можно привести создание учащимися 11-х классе Web-сайтов  в рамках открытого урока, в которых они должны были продемонстрировать свое умение.

Результатом применения данной технологии можно считать уверенное использование учащимися компьютера в повседневной жизни, например, для поиска информации в сети Интернет, а также качественное усвоение учебного материала, о чем свидетельствуют результаты ГИА и ЕГЭ.

Главная проблема, возникающая при использовании ИКТ, заключается в том, что учащиеся часто отвлекаются на игры, не санкционированные выходы в сеть Интернет и т.п. Решением данной проблемы является постоянная загруженность учащихся во время урока и использование различных форм и методов работы с целью удержания их мотивации на должном уровне.

Вывод: как учителю информатики и ИКТ, мне сложно представить себе свои уроки без использования информационно-коммуникационной технологии. Эта технология, с оснащением школ компьютерами, проекторами и другим необходимым оборудованием настолько прочно вошла в жизнь каждого учителя, что ее, безусловно, можно отнести к разряду основных. Мне следует лишь повышать свое мастерство в ее применении, изучая новые программные продукты и новые возможности предоставляемые компьютерной техникой.

Здоровье-психосберегающая технология

С моей точки зрения, необходимостью для любого учителя является использование здоровье-психосберегающих технологий, поскольку сохранение здоровья ученика - принципиально важная  задача школы. А учитывая все более ухудшающееся состояние экологии, негативные нравственные изменения, происходящие в обществе (как в нашей стране, так и в других странах), всё это заметно сказывается на уровне здоровья людей, как физического, так и психического. И особенно детей. Поэтому я уделяю большое внимание вопросам сохранения здоровья и психического состояния учеников.

Использование учениками информационных технологий привносит дополнительные  особенности учебному процессу, которые обязательно необходимо учитывать, чтобы учебный процесс был экологичным.

Чтобы реализовывать здоровьесберегающие технологии, я руководствуюсь нормами СанПин, в которых очень подробно расписаны требования к состоянию физической среды и эргономические требования. Я постоянно читаю актуальную информацию из интернет-источников по тематике информационной безопасности учащихся.  

Все факторы, которые я учитываю при реализации здоровье и психосберегающих технологий, я свела в таблице ниже. Там же систематизированы возможные трудности и пути их преодоления:

Факторы, влияющие на здоровье ученика

Элементы педагогической технологии (профлактические и минимизирующие негативные факторы)

Возможные сложности при реализации технологии

Возможные пути преодоления сложностей

Состояние физической среды (Состояние воздуха, освещенность, объем помещения, высота мебели,
электромагнитное излучение, исходящее от технических устройств и пр.)

Выполнение требований норм СанПин при организации пространства и учебного процесса.

Старые здания не всегда соответствуют  современным нормам СанПин.

Устаревшая техника более вредно воздействует на среду.

Не всегда известно, как влияет на среду новая техника.

Частое проветривание помещений,

Максимальный учёт требований при организации пространства,замена устаревающей техники на более экологичные  устройства.

Постоянный мониторинг информации о возможно вредном влиянии новых устройств на состояние среды.

На физическом уровне (неправильное  и статичное  положение тела, глаз в течение длительного периода)

Учет требований эргономики при подборе  и расстановке мебели в классе.

Смена деятельности во время урока каждые 7-10 минут,

Рассадка детей с учетом группы здоровья, роста, состояния зрения

Физкультминутки,

Гимнастка для глаз,

Смена форм активности на уроке,

позволяющих  смену положения тела (например, чередование индивидуальных и групповых форм работы)

Учащиеся быстро растут, меняется соотношение их роста размера мебели

На физ упражнения может не хватать времени.

Учащиеся могут  не желать выполнять упражнения.

Необходимо регулярно мониторить, соотвествует ли высота стула и стола росту ученика, пересматривать и оптимизировать  планировать урок с учетом встраивания разминок и чередования различных форм активности.

Продумать и чередовать упражнения, которые учащиеся будут выполнять с удовольствием.

Систематически проводить разминки, тогда система будет поддеривать сама себя.

На уровне духа, способностей (приоритеты, ценность знаний, стремление быть успешным, способности к усвоению информации)

Использование различных способов повышения познавательной активности.

Подбор тематики проектов, упражнений с учетом ценностей знаний

Стимулирование участия учащихся в различных мероприятиях, способствующих успешной реализации способностей учеников

Стимулирование познавательной активности учащихся

Влияние СМИ на падение общего уровня культуры и ценности знаний

Целеустремленность и личный пример учителя.

Реализация личностно-ориентированных образовательных технологий

Состояние души

Создание комфортной обстановки обучения

Учет психологической совместимости учеников при рассадке и распределении по группам

Проявление уважения, сострадания, интереса к ученикам

Возможен закрытый психологический климат в классе, сформировавшийся ранее.

Пропаганда антиценностей в СМИ

Целеустремленность, ценностная целостность и личный пример учителя.

Формирование у учащихся понимания происходящего и формирование у них выработки личного отношения к происходящим негативным процессам

Информационная среда

Профилактика медиазависимости учеников

Обеспечение безопасного контента при использовании Интернета

Развитие критического отношения к распространяемой через Интернет информации

Обучение безопасному поведению в социальных сетях

Развитие информационной культуры.

Контроль информационных перегрузок учащихся и обучение их профилактике

Негативные факторы, способные разрушить информационную безопасность учащихся, часто не распознаются учащимися в силу их незрелости.

Постоянное увеличение информационных угроз создает сложности для их отсечения

Обеспечение информационной безопасности учащихся всеми возможными средствами

Регулярный мониторинг состояния информационной среды, на которую возможно повлиять учителю.

Выработка у учащихся принципиального понимания происходящих процессов и способствование формирование у них иммунитета к негативным информационным влияниям.

Выводы: систематическая реализация здоровье-сберегающих принципов и  технологий дает хорошие «плоды». По данным опросов, которые я провожу в начале и в конце учебного года учащиеся не чувствуют себя перегруженными как физически, так и эмоционально и информационно (89%), начинают понимать негативное воздействие медиазависимости (прирост 20%), умеют использовать средства фильтрации информации (прирост 26%), чувствуют себя психологически комфортно на уроках (100%).

В заключении хочу еще раз подчеркнуть, что использование СОТ на уроках информатики и ИКТ позволяет мне достигать запланированных результатов по повышению качества обучения, максимально сохраняя при этом здоровье своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ»

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной на современном этапе. Как социальная группа в обществе дети с ОВЗ нуждаются, главным образом, в создании реал...

Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ

Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ ...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий. Технология творческих мастерских."

Технология творческих мастерских или «французские демарши» является одним из направлений развивающего обучения. Авторами данной технологии являются французские педагоги, психологи, обществ...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Внедрение современных образовательных технологий играет большую роль в повышении качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При работе с детьми, имеющими интеллектуал...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...