«Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ»
статья по теме

Жаксиликова Наталья Николаевна

 

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной на современном этапе. Как социальная группа в обществе дети с ОВЗ нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhaksilikova_n.n.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ»

                                                               Жаксиликова Наталья Николаевна

ГБОУ ООШ пос. Ильичевский, Алексеевский район

        

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной на современном этапе. Как социальная группа в обществе дети с ОВЗ нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. Считается, что к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, испытывающих различного рода физические ограничения.

В ст.43 Конституции РФ записано, «каждый имеет право на образование», «РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». В настоящее время предусмотрено расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения.

В соответствии  с задачами проекта «Наша новая школа» предусмотрено расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе, дистанционного образования. Оно предоставляет учащимся возможность освоения любых базовых и профильных программ независимо от места проживания и обучения, это возможность самостоятельно изучить курс, углубить свои знания по какому-то предмету, ликвидировать пробелы в своих знаниях, а так же вести обучение детей, не посещающих обычную школу. На помощь учителям  приходят современные информационные технологии. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

 С помощью ИКТ педагог может решить следующие дидактические задачи:

- повышение уровня личного профессионализма  в области информационных технологий и методики коррекционно-развивающей работы;

- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ;

- формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся;

- повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

- активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности.

Дети с ОВЗ быстро утомляются на занятиях, много пропускают уроков по состоянию здоровья и не всегда усваивают программу полностью, целесообразно будет при организации учебной деятельности разработать материал уроков с использованием ИКТ. Боязнь ребенка отвечать на уроке или учителю при личном контакте можно заменить электронными тестами, которые  можно разместить на сайте учителя, дать ребенку интерактивные задания или в виде презентации.

Основная проблема детей с ЗПР в школе - трудности в обучении. Они возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребенка становятся необдуманными. Часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать, говоря «не знаю», «не могу». Отмечаются своеобразные изменения личности: дети вялые, неинициативные, склонны к повышенной фиксации на своем самочувствии. Здесь на помощь педагогу приходит ИКТ.

Применение электронных учебных материалов на уроках истории и занятиях внеурочной деятельности не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

Наша жизнь движется вперёд и школа должна идти в ногу со временем. Стоять в стороне от общих процессов и тенденций в развитии образования наша страна более не может и не должна. Усиливается роль компетенций в образовании. А развитие компетенций, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Для этого нам нужно перейти на новый вид работы с учащимися. И чтобы научить и развить образовательные компетенции помогает такой вид работы как мультимедийная презентация.  

Во-первых, презентация -  это представление чего-либо нового,  она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

      Во-вторых, презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок  не только воспринимает информацию, но и  запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица. 

Дома ребенок самостоятельно будет просматривать информацию, полученную на уроке, но не усвоенную им в полной мере по причине быстрой утомляемости. Ребенок будет учиться самостоятельно планировать интервал работы с материалом. После изучения каждого урока ему нужно будет выполнить практическое задание, что позволит отследить степень усвоения им материала. Например, ребенок с ЗПР соматогенного происхождения боится отвечать в классе, так в конце освоения темы, он может сдать электронный тест, что также позволит оценить результат усвоенного ребенком материала.

Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

  • возможность подобрать материал разной степени сложности;
  • сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков;
  • обучающийся стремится исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;
  • у детей появляется уверенность в своих силах и желание продолжить свое обучение, повышается мотивация в трудной для них работе;
  • дольше сохраняет работоспособность.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Итак, мы видим, что информационные технологии предполагают:

1. Работу со специализированными компьютерными программами для лиц с ОВЗ.

2. Использование общеразвивающих компьютерных игр, презентаций и программ в работе с детьми и подростками, имеющими ОВЗ.

3. Оптимизацию процесса обучения детей с ОВЗ с помощью интерактивной доски.

4. Применение текстового редактора как средство развития самостоятельной письменной речи детей с ОВЗ.

5. Использование мультимедийных презентаций в обучении детей с ОВЗ.

На уроках истории, технологии, биологии, на занятиях внеурочной деятельности удобно использовать проектную деятельность, которая позволяет формировать базовые компетентности детей с ОВЗ. Применение данной технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности.

Школьники учатся работать с информацией, систематизировать материал, демонстрировать результаты своей деятельности. Включение элементов метода проектов в учебный процесс даёт учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу школьников.

В современных условиях глобальный характер приобретает проблема здоровья детей. В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Это смена динамических поз, реализация специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление, смена динамических пауз, применение различных игровых технологий.

Формирование у детей тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Также способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда. Аутотренинги помогают снять напряженность, расслабиться, развивают пространственное воображение (можно применить релаксирующую музыку – звуки леса, дождя, пение птиц – попросить детей закрыть глаза и представить все, что они слышат). Такие упражнения помогают детям расслабиться и затем вновь включиться в работу.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Подводя итог, можно отметить, что ребята становятся более активными, они с интересом участвуют в конкурсах (чаще дистанционных «Знатоки родного края» СИПКРО, всероссийские викторины «Безопасность школьников в сети Интернет», «Россия – родина моя», межсетевой творческий конкурс детей с ОВЗ «Спасибо деду за победу» Саратов и др.). У детей появляется  интерес к учебе, стремление к достижению новых результатов, уверенность в себе, расширение контактов с обучающимися из других образовательных учреждений.

Таким образом, в результате применения  современных образовательных технологий в процессе обучения у школьников с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

                                                         Литература

1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - №1.

2. Герасимова В.А. О методах и приемах использования информационных технологий на уроках. /Интернет и образование, Октябрь, Том 2008, № 1/ http://www.openclass.ru/io/1/metody

3.Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/ 

4. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.

5. Крючкова О. Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения. Издательский дом «Первое сентября» , 2003 – 2009.

6. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67-76.

7.. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
http://pedsovet.org/content/view/5850/241/
http://mon.gov.ru/files/materials/5233/09.03.16-nns.doc

8. «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации»   http://www.kremlin.ru/transcripts/819
http://www.rost.ru/themes/2008/11/051545_15534.shtml

9. Пять основ «новой школы». Д.А. Медведев. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года. http://www.kremlin.ru/news/5210

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе

     Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

Творческий отчет "Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству".

«Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству».Важнее ответить на вопрос «чему учить?» и «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополните...

Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ

Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ ...

Использование современных образовательных технологий в практике обучения детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Внедрение современных образовательных технологий играет большую роль в повышении качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При работе с детьми, имеющими интеллектуал...