Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.
статья по немецкому языку по теме

Мусихина Светлана Эдуардовна

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством, позволяющим достичь этой цели, выступает общение. Радость и удовольствие в процессе общения могут возникнуть только в психологически комфортной обстановке, в которой ученик как можно чаще переживает ситуацию успеха. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы заинтересовать ученика изучением немецкого языка, пробудить его пытливость, показать, что иностранный язык – это не механическое заучивание слов и грамматических структур, а окно в новый для него мир иноязычной культуры, где есть место для творчества, поиска, самостоятельных открытий.

 В своей педагогической деятельности я использую современные образовательные технологии, ставящие целью развитие личности ученика: личностно-деятельностный подход к обучению иностранного языка, проектная методика, концепция коммуникативной иноязычной культуры, интерактивное обучение.

Кратко остановлюсь на некоторых приемах и способах развития творчества учащихся на уроках немецкого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_opytom.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Бездарных людей, а тем более детей, не бывает. Моя задача как педагога - помочь каждому ученику максимально раскрыть свой потенциал и дар. Один из основных и важных талантов человека – общение, коммуникация. От них зависят успешность в делах, отношениях с людьми, комфортность человека в обществе и в семье. На мой взгляд, ни один учебный предмет не имеет такого огромного образовательного, воспитательного  и развивающего потенциала как иностранный язык. Прежде всего, потому, что ведущей целью обучения яляется коммуникативная. Это значит, что общение является средством приобщения к культуре изучаемых стран и народов, средством и механизмом познания, воспитания, учения и развития личности. Я вижу свою задачу не столько в обучении общению на иностранном языке, сколько в обучении общению с носителем другой культуры, неотъемлемой частью которой является и язык.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством, позволяющим достичь этой цели, выступает общение. Радость и удовольствие в процессе общения могут возникнуть только в психологически комфортной обстановке, в которой ученик как можно чаще переживает ситуацию успеха. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы заинтересовать ученика изучением немецкого языка, пробудить его пытливость, показать, что иностранный язык – это не механическое заучивание слов и грамматических структур, а окно в новый для него мир иноязычной культуры, где есть место для творчества, поиска, самостоятельных открытий.

 В своей педагогической деятельности я использую современные образовательные технологии, ставящие целью развитие личности ученика: личностно-деятельностный подход к обучению иностранного языка, проектная методика, концепция коммуникативной иноязычной культуры, интерактивное обучение.

Кратко остановлюсь на некоторых приемах и способах развития творчества учащихся на уроках немецкого языка. Деятельностный характер обучения задаю уже в формулировке темы урока, которая содержит проблему, а поиск решения происходит на уроке. Например, «Что значит для тебя понятие Родина?», «Что бы ты изменил в нашей школе?», «Какой должна быть школьная форма?», «Компьютер: за и против», «Распределение домашних обязанностей в семье», «Хорошо ли быть единственным ребенком в семье?» Дальнейшие задания также стимулируют речемыслительную деятельность учащихся. Это составление ассоциограммы по теме урока, лексической таблицы, семантических лексических полей и семей слов.

На стадии размышления я предлагаю следующие творческие задания: расшифровка нового понятия с помощью известных лексических единиц, что означают «говорящие» числа или географические названия, написание акростихов, алфавитных стихов и стихов в жанре конкретной поэзии. На уроках ребята с удовольствием сочиняют стихи в жанре конкретной поэзии. Каждый вид такого стихотворения пишется по определенной модели. Так, например, выглядит «Sieben» (Семерочка):

Первый ряд – 1 слово

Второй ряд – 2 слова

Третий ряд – 3 слова

Четвертый ряд – 4 слова

Пятый ряд – 3 слова

Шестой ряд – 2 слова

Седьмой ряд – 1 слово

Вот, например, какое стихотворение в жанре конкретной поэзии было написано учениками 6 класса при работе над лексическим материалом по теме „Schule“ (Школа):

Schule                                           Школа

Meine Schule                                Моя школа  

Meine liebe Schule                       Моя любимая школа

Du bist unser Haus                        Ты являешься нашим домом

Wir lernen hier                              Мы учимся здесь

Und spielen                                  И играем

Klasse!                                         Классно!

Ученики пишут также “стихи”, состоящие из одних инфинитивов, причастий, “Elfchen” (Одинадцать), «Dreieck» (Треугольник) и другие.

Большое внимание на своих уроках я уделяю формированию продуктивного и рецептивного грамматических навыков. Грамматика – обьект постоянных споров в методике. Считаю, что обучать грамматике надо не ради грамматики, как раздела языкознания, а ради оформления устной речи, то есть практической грамматике. Ученики могут знать правила, прекрасно склонять и спрягать, но не могут грамотно использовать свои знания в речевой практике. Решить данную проблему мне помогает технология, предложенная немецким дидактом Г. Функом. Изучение грамматики по модели SOS, что значит S – sammeln (собираем), O – ordnen (приводим в порядок), S – systematisieren (систематизируем), развивает логическое мышление учащихся, умения наблюдать, сравнивать и на этой основе самостоятельно формулировать правила.

На этапе предъявления ученикам предлагается модельный текст, содержащих большое количество примеров с новым грамматическим явлением. Задача учащихся – подчеркнуть или выписать новые грамматические формы. На следующем этапе ученики пытаются осознать новое грамматическое явление, выявить закономерности его образования (наличие определенных приставки или суффикса, вспомогательного глагола, порядок слов в предложении и т.д.). На этапе систематизации учащиеся самостоятельно формулируют правило и сочиняют собственные модельные тексты, содержащие новый грамматический материал. Мною разработаны и используются на уроках модельные тексты практически ко всем грамматическим темам, изучаемым в 5-9 классах:

  • спряжение глагола
  • склонение прилагательных
  •  степени сравнений прилагательных и наречий
  • безличное предложение
  • неопределенно-личное предложение
  •  сложносочиненное предложение
  • разные виды  придаточных предложений
  •  образование прошедших и будущего времен
  • пассивный залог

Как показывает практика, использование модели SOS позволяет ребенку провести элементарное исследование, самому открыть способ образования того или иного грамматического явления и осознанно его принять. Нелегкий процесс овладения грамматикой немецкого языка становится интересным, увлекательным, так как носит проблемный и игровой характер.

На этапе тренировки лексики и грамматических явлений я часто использую различные игры, как настольные, так и подвижные. Кроме уже ставших традиционными игр, таких, как „Лексическое лото“, „Домино“, „Бинго“, детям нравится выполнять задания, сотавленные по образцу известной обучающей игры „LÜK“, разработанной немецкими дидактами. LÜK означает: L – Lernen/ Учимся, Ü – Üben/ Упражняемся, K – Kontrolieren/Проверяем. С этой игрой я познакомилась в Германии, принимая участие в работе лингвострановедческого семинара. С помощью родителей было иготовлено 6 комплектов игры. Эта игра универсальна, она может использоваться как на этапе тренировки, так и контроля лексики и грамматики. Мной разработаны и используются задания по темам: „Пассив“, „Склонение прилагательных“, „Система образования в Германии“, „Школьные принадлежности“,  „Продукты“ и др.

Огромные возможности иностранный язык имеет для развития социальной сферы  личности. Здесь на помощь приходит интерактивное обучение, то есть обучение, погруженное в общение. С помощью партнерской и групповой работы на уроке я стремлюсь убедить детей в том, что путь к овладению иноязычной культурой – это непрерывный диалог с партнером по общению. На уроках я использую такие приемы, как „мозговой штурм“, „социологический опрос“, „зигзаг“. „интервью“, „плюсы, минусы, идеи“, „ранжирование“, „карусель“, „банк информации“ и т.д. Эти приемы способствуют развитию умений сотрудничества, учат аргументировать свою точку зрения и уважать мнение других.

Овладение приемами коллективного взаимодействия и самостоятельной работы позволяет учащимся включиться в проектную деятельность, без которой немыслим современный образовательный процесс.

Одним  из способов усиления мотивации в изучении иностранного языка, развития творческой активности ученика является проектная методика. Эту форму организации учебной деятельности я использую обычно при завершении изучения определенной темы. Проектная деятельность – это личностно-ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о себе, о своей семье, о своем городе, доме, увлечениях. Все этапы работы над проектом направлены на взаимодействие учащихся, на создание ситуации, в которой употребление детьми иностранного языка является естественным и свободным. Роль учителя в работе над проектом меняется, он становится консультантом, партнером. Работа над проектом имеет несколько этапов:

- тема проекта, сбор информации;

- обсуждение первых результатов, поиск новой, дополнительной информации.

- обсуждение новой информации, выбор формы презентации (коллаж, викторина, выставка, фотоальбом, книга и т. д.);

- подведение итогов и презентация проекта.

В своей практике я использую как мини-проекты, так  и большие проекты. Первые рассчитаны на 1-2 урока, на вторые требуется больше  времени. Ребята представляют свои проекты в парах, тройках, ролевых играх, и индивидуально.

Приобщение к проектной деятельности я начинаю уже в 5 классе. Один из первых проектов – это „Книга о себе“, над созданием которой пятиклассники работают в течение нескольких месяцев. Учащимися разных классов были также разработаны проекты  „Моя семья“, „Школа моей мечты“, „Карнавал сказочных героев“, „Мои увлечения“, „Портрет нашего класса“  и другие.

Личностно-ориентированные технологии, обучение в сотрудничестве, ролевые игры  предполагают учет индивидуальных особенностей ребенка, способствуют развитию его интеллектуальных способностей, а, следовательно, являются здоровьесберегающими технологиями. Работая в группе, сильные учащиеся помогают более слабым, а слабые учащиеся не испытывают страха за невыполненное задание, так как вместе с другими учащимися ребенок сможет его выполнить. Я вижу, что применение этих технологий позволяет сократить время на выполнение домашнего задания, снижает утомляемость ребят.

Обучение в сотрудничестве позволяет сделать урок эмоциональным, деятельностным. На уроках, особенно в младших классах, я использую такие приемы, которые помогают ребенку комфортно чувствовать себя на уроке: игры с мячом, инсценировка диалогов, исполнение песенок на немецком языке, игра в команды, пантомима.

В современном мире преподавание иностранного языка невозможно без использования современных образовательных технологий. Учителю важно самому уметь работать с компьютерными программами, создавать презентации к урокам, ориентироваться в Интернете. Компьютерные презентации по различным темам стимулируют формирование и развитие творческих, учебных, коммуникативных, деятельностных умений учащихся. Вместе с учениками мы разработали презентации по темам: «Европейский Союз», «Федеральное устройство Германии», серия презентаций «Города Германии», «Праздники и обычаи». Презентации по страноведческим темам расширяют кругозор учащихся, их общую и филологическую культуру, развивают социально-культурную компетенцию. Использование новых информационных технологий неоценимо при подготовке к олимпиадам, к единому государственному экзамену по немецкому языку. С помощью ресурсов Интернета я получаю доступ к немецкоязычным сайтам, могу воспользоваться методической помощью преподавателей из разных стран, найти актуальные тексты для аудирования, тесты, позволяющие объективно оценить уровень владения немецким языком старшеклассников. Много полезной информации можно найти на сайтах www.goethe.de, www.wikipedia.de, www.testdaf.de, www.fipf.ru и др.

В своей работе я использую современные методы  оценивания  учебных достижений. На каждом уроке обязательно присутствует рефлексия, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Я оцениваю не только конечный результат, но и процесс его получения, при этом ученик сравнивается не с одноклассниками, а с самим собой, но вчерашним. Для того, чтобы показать прогресс в обучении я веду мониторинг успехов моих учеников, создаю их портфолио. Я постоянно ищу новые способы контрольно-измерительных материалов, составляю тесты для 5-11 классов с целью промежуточного и итогового контроля говорения, чтения и письма. Для этого я пользуюсь контрольно-измерительными материалами федерального института педагогических измерений, материалами Гете - Института, учебными пособиями, изданными в Германии, Интернет-ресурсами. Итоговые тесты, которые выступают как средство оценивания достижений учащихся в овладении иностранным языком, я провожу в конце года. В средних и старших классах такие тесты носят коммуникативный характер. У одного и того же ученика владение языком в различных видах деятельности может проявляться по-разному, коммуникативный тест должен иметь несколько измерений. Обязательными объектами контроля являются понимание речи на слух, говорение, чтение и письмо. Опыт показывает, что новые технологии имеют достаточно преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации. Упражнения, заложенные в мультимедийные обучающие программы, нацелены на отработку грамматического материала, развитие умений письменной речи, чтения, аудирования. и разработаны по принципу от простого к сложному. Учитель имеет возможность подобрать каждому ученику  индивидуальное задание, с которым учащиеся обычно успешно справляются.

Каждый день в мире науки происходят открытия и развиваются новые образовательные методики и технологии. Преподавание – это подвижная развивающаяся система, которая требует постоянного совершенствования со стороны педагога. Задача современного учителя – освоить новые достижения в методике преподавания иностранного языка  и применять их  в учебном процессе.

Я убеждена,  что учитель иностранного языка не может довольствоваться только знаниями, полученными в университете. Регулярное чтение прессы, литературы на преподаваемом языке, просмотр фильмов, телепередач, общение с носителями языка – все это должно быть потребностью учителя иностранного языка. Любить язык – значит постоянно работать над ним. Нельзя не согласиться с Г. Пальмером: «Изучение языка имеет начало, но не имеет конца».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе

     Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...

"Использование современных образовательных технологий в процессе обучения».

Презентация к педсовету по теме: "Использование современных образовательных технологий в процесе обучения"....

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе.

Изучение английского языка, как и изучение любого другого предмета, требует нелёгкой систематической работы, тем более, что наши ученики не имеют возможности общаться с носителями языка.Передо мной, к...

Презентация с докладом на тему «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения учебной дисциплине «Иностранный язык»

Презентация даёт хороший методический материал по интернет-ресурсам для создания уроков (в том числе и по дисциплине "Английский язык")....