Рабочая программа 5 класс история с ОВЗ
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Салахова Лилия Мидхатовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_istoriya_s_ovz.docx117.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.СТАРОЕ ЕРМАКОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАМЫШЛИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»                                  «Согласовано»                                    «Утверждаю»

                                                  Руководитель РМО                               Зам. директора                                Директор ГБОУ  СОШ

_______/Салахова ЛМ ./                        школы по УВР                                  с. Старое Ермаково

                                               Протокол № ____                             _______/Шайхутдинова Р.И./           ________/Габидуллина М.М/    

                                               от  «____» ______ 2016г.                    «___» _______ 2016г                              «___» _______ 2016г

  1. Рабочая программа по истории. 5 класс.

2016-2017учебный год

Учитель:

Салахова Лилия Мидхатовна

с. Старое  Ермаково

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. .

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2015. – 342с. (Стандарты второго поколения);
  3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2015. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
  4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2016
  5. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы : История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2016

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.  

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.  

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

  1. Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2016.
  2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2016.
  3. Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2016.
  4. Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2014.
  5. Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2008».

Настенные исторические карты

  1. Древние государства мира.
  2. Рост территории государств в древности.
  3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
  4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).
  5. Древняя Греция (до середины Vв. до н. э.).
  6. Древняя Греция (Vв. до н.э.).
  7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
  8. Древняя Италия.
  9. Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
  10. Римская республика в III—I вв. до н. э.
  11. Римская империя в I—III вв. н. э.
  12. Римская империя в IV—V вв. Падение Западной Римской империи.

Изучение истории Древнего мира рассчитано на 68 часов, 2 часа в неделю.

Цель изучения предмета  «История Древнего мира»:

  • освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Требования к уровню подготовки учащихся по истории Древнего мира

 

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся  компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Знать/ уметь:

            Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий  истории изучаемого периода;
  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

Описание (реконструкция):

  • последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;        
  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

 Применение знаний и умений в общении, социальной   среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
  • способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • информации в соответствии с целью;
  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • способность способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.  

     Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной   организации содержания; обучающих средств; методов обучения.

 Виды учебных занятий:

практическое занятие, сюжетно-ролевые игры, игры-обсуждения, беседы, лабораторные работы, проектная деятельность, дискуссия,  киноурок, урок-презентация, решение и составление познавательных задач, рассказ по рисунку, историческое сочинение, характеристика исторического деятеля по памятке, составление  и разгадывания кроссвордов, ролевые и интеллектуальные игры, викторины и конкурсы, в том  числе конкурс рисунков,  работа с документами, контурными картами и др.

 Учебно - тематический план  с указанием выделяемого времени в часах

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Введение

2

2

Жизнь первобытных людей

5

3

Счёт лет в истории

1

3

Древний Восток  

20

Древний Египет

8

Западная Азия

7

Индия и Китай

4

Урок обобщения

1

4

Древняя Греция

21

Древнейшая Греция

5

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

5

Македонские завоевания в IV в. до н.э.

3

Повторение

1

5

Древний Рим

17

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

Гражданские войны в Риме

4

Римская империя в первые века нашей эры

5

Падение Западной Римской империи

2

6

Повторение

2

Итого:

68

II. СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2 часа

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Счёт лет в истории.1час

 Хронология — наука об измерении времени. Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.

РАЗДЕЛ I. Жизнь первобытных людей. 7 часов.

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 3 часа.

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности.. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. 3 часа.

Возникновение земледелия и скотоводства. Мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие  ремёсел.

Тема 3. Счёт лет в истории. 1 час.

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.

РАЗДЕЛ II. Древний Восток. 20 часов.

Тема 4. Древний Египет. 8 часов.

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи.

Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Тема 5. Западная Азия в древности. 7 часов.

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Финикийские мореплаватели. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства.      Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности. 4 часа.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. Индийские касты.. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. Первый властелин единого Китая. Объединение. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. 1 час.

РАЗДЕЛ III. Древняя Греция. 21 час.

Тема 7. Древнейшая Греция. 5 часов.

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий.

Микены и Троя. Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7 часов.

Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География,  ландшафт Лаконии. Полис Спарты.. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. колонистов с местным населением. Единство мира и Эллада — колыбель греческой культуры.. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Нашествие персидских войск на Элладу.. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков.. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии. 5 часов.

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.

В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления.

Афинская демократия при Перикле. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. 3 часа.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, Походы Александра Македонского на Восток.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. 1час.

РАЗДЕЛ IV. Древний Рим. 17 часов.

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3 часа.

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. Завоевание Римом Италии. Возникновение республики.

           Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья. 3 часа.

Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном.. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии.

Рабство в Древнем Риме. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме. 4 часа.

Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики.. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 5 часов.

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией  Рим при императоре Нероне..

  Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

 Расцвет Римской империи во II в. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. 2 часа.

Римская империя при Константине.. Вторжения варваров. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.

Итоговое повторение.2 часа.

 Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

IV. Список литературы

Литература для учителя

  1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
  2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.
  3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.
  4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стратановский. — М, 2008.
  5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
  6. Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
  7. Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.

10.        Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.

Тематическая литература

  1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.
  2. Геродот. История / Геродот. — М., 1993.
  3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.
  4. Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
  5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.
  6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб., 2003.
  7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.
  8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.
  9. Мифы Древней Греции. — М., 2001.
  1. Низолм Д. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. — М., 2001.
  2. Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. — М., 1994.
  3. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. — М., 2003.
  4. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сергеенко. - СПб., 2000.
  5. Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидорина. - М., 2001.
  6. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.
  7. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.
  8. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. — СПб., 2005.
  9. Шайд Дж. Религия римлян/Дж. Шайд. — М., 2006.
  10. Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиаде. - М., 2002.
  11. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004.

Интернет - ресурсы

1.        Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2.        Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

3.        Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:

История Древнего Египта:

  • http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru

Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:

Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:

Античная мифология:

Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71

Электронные ресурсы

  1.         Атлас Древнего мира. — М.: Новый диск


V.  Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол.

час

Дата

Дом. задание

овз

Характеристика  УУД

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

1-2

Введение.

Что изучает наука история.

науки -  помощницы истории

2

09

Выучить определения

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельнанализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

Раздел I. Жизнь первобытных людей. 6 ч

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 3 ч

3

Древнейшие люди.

1

09

§1

Устно описывать первые орудия труда Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Изображать  в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека.  Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.

Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.

4

Родовые общины охотников и собирателей.

Знать своих предков – знать историю.

1

09

§2

Называть  новые изобретения человека для охоты.  Характеризовать новые способы охоты.

Знание о своей этнической принадлежностиуважение к ценностям семьи, любовь к природе.

Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.

Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.  Характеризовать новые способы охоты.

Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.

5

Возникновение искусства и религии.

Археология – помощница истории.

1

09

§3

Охарактеризовать первобытные верования людей.

Освоение общемирового культурного наследия.

Охарактеризовать первобытные верования людей.

Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах

Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

Тема 2.  Первобытные земледельцы и скотоводы. 2 ч

6

Возникновение  земледелия и скотоводства.

1

09

§4

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.   Выделить и прокомментировать ремёсла

Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе.   Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.  Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.   Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.  Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

7

Появление неравенства и знати.

1

09

§5

Выделять  признаки родовой и соседской общин. показыватьизменения отношений в общине с выделением в ней знати.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.

Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.  

Тема 3. Счёт лет в истории. 1ч.

8

Счёт лет в истории

1

09

задачи

Уметь определять историческое время по ленте времени

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.

Уметь определять историческое время по ленте времени.

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Раздел II. Древний Восток.  20ч.

Тема 4. Древний Египет. 8ч.

9

Государство на берегах Нила.

1

10

§6

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору.

Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.

10

Как жили земледельцы и ремесленники

Наука о народах и наука о прошлом.

1

10

§7,8

Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф.

Экологическое сознание.

Оценивать достижения культуры.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф,  и самостоятельно формулировать их.

11

Жизнь египетского вельможи.

1

10

§8

Учиться работать в малой группе над общим заданием.

Ориентация в особенностях  и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Учиться работать в малой группе над общим заданием.

Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе.  Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

12

Военные походы фараонов.

1

10

§9

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.

Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.

13

Религия древних египтян.

1

10

§10

Характеризовать религию древних египтян.

Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Характеризовать религию древних египтян.

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

14

Искусство древних египтян.

1

10

§10

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства.

  Освоение общекультурного наследия древних египтян.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

15

Письменность и знания древних египтян.

1

10

§11

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

16

Повторение по теме «Древний Египет»

Географические названия  - свидетели прошлого.

1

10

выполнять задания в рабочих тетрадях к шарадам кроссвордам  

Понимание культурного многообразия мира,  уважение к культуре других народов.

Анализировать достижения в земледелии.

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индив и в сотрудн с соседом по парте).

Тема 5. Западная Азия в древности  7ч.

17

Древнее Двуречье.

1

10

§13

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни.

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

10

§14

выполнять задания в рабочих тетрадях к теме

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим

Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.

Выделять основные понятия  параграфа, раскрывающие  его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.  

19

Финикийские мореплаватели

1

11

§15

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей

20

Библейские  сказания.

1

11

§16

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен

Проводить аналогию и устанавливать  какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям

Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами

21

Древнееврейское царство.

1

11

§17

Дать оценку поступков Давиду и Самсону

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Дать оценку поступков Давиду и Самсону

Выделять  в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)

Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи

22

Ассирийская держава.

1

11

§18

Работать с исторической картой и дополнительным источниками

формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.

Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала

Определять причины падения Ассирийской державы

23

Персидская держава «царя царей».

1

11

§19

Работать с исторической картой и дополнительным источниками

Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях

Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.

Установить причины возникновения Персидской державы

Тема 6. Индия и Китай в древности. 4 ч.

24

Природа и люди  Древней Индии.

1

11

  §20.

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии

Формировать уважение к истории  Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии

Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах)

Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

25

Индийские касты.

1

12

§21.

Формировать уважение к истории  Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

Формировать уважение к истории  Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

Дать собственную оценку буддисткой религии;  составлять простой план пунктов параграфа по плану

Подготовить сообщение о жизни Будды

Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

12

§22

Вести поиск по карте  местоположение Китая особенности китайской религии

Формировать уважение к истории  Китая культурным и историческим памятникам  китайского народа

Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая

Определять и формировать особенности китайской религии

27

Первый властелин единого Китая.

1

12

§23

Формировать уважение к истории  Китая культурным и историческим памятникам  китайского народа

Формировать уважение к истории  Китая культурным и историческим памятникам  китайского народа

Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации

Составлять кроссворды по тематике урока

Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены

Раздел III. Древняя Греция.  21 ч

Тема 7. Древнейшая Греция.    5ч.

28

Греки и критяне.

1

12

§24

Работать с картой, заданиями рабочей тетради

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам  греческого народа

Работать с картой, заданиями рабочей тетради

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах)

Называть отличительные признаки критской культуры

29

Микены и Троя.

1

12

§25

Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации

Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации

Показывать по карте местоположение Микен

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты

Выделять различия между микенской и критской культурой

30

Поэма Гомера «Илиада».

1

12

§26, 27

Принимать участие в ролевой игре

Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.

Характеризовать образы основных героев «Илиады»

Принимать участие в ролевой игре.

Раскрывать кратко суть поэмы Гомера

31

Поэма Гомера «Одиссея».

1

12

§28

рассказать о  приключениях Одиссея

Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея»

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой

Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события

32

Религия древних греков.

1

12

§29

Работать с  заданиями рабочей тетради

Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.

Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)

Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7ч

33

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

12

§30

Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции

Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции

Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики  за собственное благополучие и нормальную жизнь

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)

Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом

34

Зарождение демократии в Афинах.

1

01

§31  

Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем

Выразить свое собственное отношение  к демократическим процессам, происходящим в древней Греции

Дать собственную  оценку поступкам Солона

Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения

35

Древняя Спарта.

1

01

§30-31

Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.

Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение  к спартанскому воспитанию

Показывать на карте расположение Спарты

Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.

Анализировать ответы одноклассников.

Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты

36

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

01

§32

показывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты

Осознавать принадлежность греков к единой культуре

Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты

Составлять план «Причины переселения греков»

Объяснять причины и значение возникновения колоний

37

Олимпийские игры в древности.

1

01

§33

С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя

Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека

Описывать основные правила проведения Олимпийских игр

С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя

Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции

38

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

01

§34

Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства

Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства

Описывать ход боевых действий между персами и греками

Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве

Объяснять причины победы греков в Марафонской битве

39

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

02

§35

Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения

Описывать чувства человека-защитника своего государства

Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения

Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства

Тема 9. Возвышение  Афин в V в. до н.э. и расцвет  демократии.  5ч.

40

В гаванях афинского порта Пирей.

1

02

§36

устно описывать торговый порт Афин

Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»

устно описывать торговый порт Афин

Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа

Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции

41

В городе богини Афины

1

02

§37,39

Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились

Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились

Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культ наследие

Описывать произведения древнегреческой архитектуры

Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей

42

В афинских школах и гимнасиях.

1

02

§38

Описывать особенности древнегреческого воспитания

Описывать собственные представления о важности образования

Описывать особенности древнегреческого воспитания

Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте

Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции

43

В театре Диониса.

1

02

§37,39

Объяснять отличия трагедий и комедий

Высказывать суждения о роли театра в жизни греков

Объяснять отличия трагедий и комедий

Сравнивать современный театр и древнегреческий

Рассказывать о развитии древнегреческого тетра

44

Афинская демократия  при Перикле.

1

02

§40

Иллюстрация «Перикл», Рассказывать  о Перикле

Объяснять значение участия граждан в управлении государством

Рассказывать об особ развития демократии при Перикле

Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте

Характеризовать афинскую демократию при Перикле

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.  3ч

45

Города Эллады подчиняются Македонии

1

02

§41

Характеризовать  македонское войско Показывать на карте места сражений

Описывать значение потери Грецией независимости

Показывать на карте места сражений

Характеризовать  македонское войско

Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии

46

Поход Александра Македонского на Восток

1

02

§42

Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского

Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского

Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского

Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского

47

В Александрии Египетской.

1

02

§43.

Составлять рассказ- описание города Александрия

Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней

Составлять рассказ- описание города Александрия

Объяснять причины распада державы Александра Македонского

48

Повторение по теме «Древняя Греция»

03

Раб с картой, заданиями раб тетр

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам  греческого народа

Планирование последовательности действий

Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимп. игры.

Раздел IV. Древний Рим.    18ч

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.   3ч

49

Древнейший Рим.

1

03

§44

Показать природные условия Италии.

Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Планирование последовательности действий

Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками

Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия

50

Завоевание Римом  Италии.

1

03

§45

по карте территории, завоёванные Римом.

Формирование мотивации к обучению и познанию

Планирование последовательности действий

Организация и планирование работы в группе

Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. 3ч

51

 Карфаген – преграда на пути к Сицилии.

 Вторая война Рима с Карфагеном.

1

03

§47

Характеризовать цели и поступки Ганнибала

Характеризовать цели и поступки Ганнибала

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Анализировать ответы одноклассников

Называть причины и характер карфагенских войн. Формир умений работы с истор картой.

52

Установление господства Рима во всем Восточном  Средиземноморье.

1

03

§48

Работать с картой в процессе изучения событий.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Работать с картой в процессе изучения событий.

Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме

53

Рабство в Древнем Риме.

1

03

§49

Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебн

Составление плана и последовательности действий

Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах

Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебн

Тема 13. Гражданские войны в Риме.  4ч

54

Земельный закон братьев  Гракхов.

1

04

§51

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познав задач

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы разл групп

55

Восстание Спартака.

1

04

§52

Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака

Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»

Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения

56

Единовластие Цезаря.

1

04

§53

Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря

Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Умение работать в группе

Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем

57

Установление империи.

1

04

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять  термины

Организация и планирование работы в группе

Формирование умений работать с исторической картой.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 5 ч.

58

Соседи Римской империи.

1

04

§54.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам

Умение составлять простой план

Обмениваться в группе результатами поиска

Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структур-вание информации

59

 Рим при императоре Нероне.

1

04

§55

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем

Планирование и организация деятельности

Планирование учебных действий

Уметь  самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрац, давать оценку  Нерону

60

Первые христиане и их учение.

1

04

§56

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историч док.

61

Расцвет Римской империи во II в.

1

04

§57

Формирование умений работать  с учебной и дополнительной литературой.

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Формирование умений работать  с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельн факты

Умение слушать и вступать в диалог

Постановка и решение проблем. Самост. решения творч. характера

62

«Вечный город» во времена империи и его жители.

1

05

§58

Развитие эстетического сознания

Развитие эстетического сознания

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Анализировать ответы одноклассников

Инсценирование виртуальной экскурсии по Риму с использ.  ИКТ

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.  2ч.

63

Римская империя при Константине

1

05

§59

Умение выражать и отстаивать свою позицию

Умение выражать и отстаивать свою позицию

Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях

64

Взятие Рима варварами.

1

05

§60

Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей

Организация самоконтроля и самооценивания

Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем

Умение структурировать знания, строить речевые высказывания

65

Повторение по теме «Древний Рим»

1ч.

05

Формирование умений работать  с учебной и дополнительной литературой

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется

Осознание  учащимися качества и уровня усвоения

Планирование учебных действий

Рефлексия способов и условий действия

66

О прошлом рассказывают гербы.

1ч.

05

Формирование умений работать  с учебной и дополнительной литературой

Формирование уважения к государственной символике.

Устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации.

Планировать общие способы работы.

Давать определение науки  геральдика.

67-68

Итоговое повторение.

2ч.

05-05

Осознание  учащимися качества и уровня усвоения Рефлексия способов и условий действия

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется

Осознание  учащимися качества и уровня усвоения

Планирование учебных действий

Рефлексия способов и условий действия


VI. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Промежуточное тестирование
  2. Итоговое тестирование.

Промежуточный тест

Контрольный тест по истории Древнего мира по итогам I полугодия  

I вариант

1.Укажите главное отличие древнейших людей от животных:

а) внешний облик;

б) умение изготавливать орудия труда;

в) физическая сила;

г) приспособление к природным условиям

2.Укажите, какое наказание было самым страшным для первобытного человека:

а) лишение пищи;  б) удары плетью;  в) штрафы;  г) изгнание из племени

3. Найдите лишнее. Основными занятиями древнейших людей были:

а) охота; б) земледелие; в) собирательство; г) рыбная ловля

4.  Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Высший правитель, главный судья, живой бог, высший военачальник:

а) это название высших должностей в Египте;

б) это титулы фараона;

в) это обязанности верховного жреца

5. Назовите понятие, которому соответствует данное описание.

Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Они заботились о сохранении тела умершего: в него,  думали они, должна вернуться душа. Для фараонов возводились особые гробницы. Они считаются первым из чудес света: 

а) саркофаги;  б) пирамиды;  в) храмы

6. Приведите в соответствие:

а) бог солнца                                                                       1) Тутмос;

б) фараон, при котором Египет достиг наивысшего      2) Тутанхамон

могущества

в) фараон, чья гробница сохранилась до наших             3) Амон-Ра

дней в первозданном виде

а)

б)

в)

7. Когда были совершены самые успешные военные походы египетских фараонов?

а) в 1792г. до н.э.;  б) в 1500г. до н.э.;  в) в 3000г. до н.э.

8.Выберите правильный ответ.

Древнее Двуречье – это страна, находившаяся:

а) на северо-восточных границах Египта между реками Тигр и Евфрат;

б) в нескольких сотнях километров к северо-востоку от Египта между реками Тигр и Евфрат;

в) в нескольких сотнях километрах от Египта между реками Нил  и Тигр

9. Назовите имя царя, в годы правления которого в Междуречье были созданы первые законы:

а) Ашшурбанапал;  б) Дарий I;  в) Хаммурапи

10. Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

Поселения, основанные финикийцами в местах, которые они постоянно посещали.

а) гавани; б) колонии;  в) деревни

11. Выберите правильный  и полный ответ.

Древние евреи:

а) подобно египтянам и вавилонянам поклонялись многим богам;

б) в отличие от египтян и вавилонян поклонялись одному богу;

в) подобно египтянам и вавилонянам поклонялись многим богам, но постепенно пришли к единобожию

12.Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Железные мечи, надувные кожаные мешки, окованные железом тараны:

а) это предметы вооружения, которые использовали египтяне, вавилоняне, ассирийцы и воины других государств  Древнего Востока;

б) это предметы вооружения, которые впервые применили ассирийцы;

в) это предметы вооружения, которые ассирийцы заимствовали  у жителей Вавилона

13. Найдите лишнее.

Столица Ассирии была сожжена в 612 году до н.э. В пожаре погибли:

а) царский дворец;  б) последний царь Ассирии;

в) знаменитая библиотека

14. Восстановите последовательность событий:

а) победа персов над Вавилоном;

б) победа персов над Лидией;

в) победа персов над Мидией;

г) победа персов над Египтом

15. Найдите лишнее. Крупнейшие правители древних государств Западной Азии:

а) Соломон; б) Ашшурбанапал;  в) Шамаш; г) Кир; д) Хаммурапи

16. Выберите правильный ответ.

Выдающиеся мудрецы Древней Индии и Древнего Китая:

а) Будда и Ашока;

б) Конфуций и Цинь Шихуан;

в) Будда и   Конфуций

17. Выберите неправильный ответ.

Великие реки Китая:

а) Хуанхэ; б) Евфрат; в) Янцзы

Ответы на вопросы теста:

Б

Г

Б

Б

Б

1в,2б,3а

Б

Б

В

Б

Б

Б

А

вбаг

А

В

Б

II вариант

1. Оцените утверждение. Люди разумные, в отличие от древнейших людей, могли общаться друг с другом при помощи слов:

а) верно; б) неверно

2. Приведите в соответствие:

а) человеческое стадо        1) древнейшие занятия людей;              

б) вождь                              2) древнейший коллектив  людей;

в) собирательство              3) глава племени во время войны

и  охота

а)

б)

в)

3. Укажите, какое наказание было самым страшным для первобытного человека:

а) лишение пищи;  б) удары плетью;  в) штрафы;  г) изгнание из племени

4. Оцените утверждение.

Древний Египет – страна, которая располагалась на берегах Нила от первого  порога до Средиземного моря:

а) верно                б) неверно

5. Найдите лишнее.

Рассказывая об  египетской письменности, мы обязательно назовем эти слова: 

а) иероглифы; б) бумага; в) папирус; г) чернила

6. Восстановите последовательность событий:

а) строительство пирамиды Хеопса;

б) военные походы Тутмоса;

в) объединение Египта

7.  Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

 Материал для письменности в Древнем Двуречье:

а) иероглифы; б) папирус; в) глиняные таблички

8. Назовите имя царя, в годы правления которого в Междуречье были созданы первые законы:

а) Ашшурбанапал; б) Дарий I; в) Хаммурапи

9. Финикия славилась:

а) виноградниками и оливковыми рощами;

б) обширными полями  и пастбищами;

в) строительным лесом

10. Выберите правильный ответ.

В отличие от Египта и Двуречья основным занятием финикийцев было:

а) торговля; б) ремесло; в) земледелие

11.Выберите правильный ответ.

Ассирия находилась:

а) В Двуречье, по верхнему течению Тигра;

б) В Двуречье, по верхнему течению Евфрата;

в) В Палестине, по течению Иордана

12. Найдите лишнее слово.

Ассирия покорила финикийские города:

а) Тир; б) Библ; в) Вавилонию; г) Сидон

13. Назовите понятие, которому соответствует данное определение.

а) Цинь Шихуан – Сын Неба;

б) Цинь Шихуан – Первый властелин Цинь;

в) Цинь Шихуан –Вечный властелин Цинь

14. Выбери неправильный ответ.

Касты в Индии:

а) брахманы; б) буддисты; в) воины

15. Назовите принцип, объединяющий эти  слова.

Осирис, Шамаш, Иштар, Яхве:

а) это боги, которым поклонялись на Древнем Востоке;

б) это боги, которым поклонялись в Египте;

в) это боги, которым поклонялись в Двуречье

16. Восстановите последовательность событий:

а) победа персов над Вавилоном;

б) победа персов над Лидией;

в) победа персов над Мидией;

г) победа персов над Египтом

17. Приведите в соответствие:

а) Ассирия                          1) царская дорога;

б) Египет                            2) использование конницы;

в) Персия                            3) мумия;

г) Китай                              4) компас

а)

б)

в)

г)

Б

1в,2а,3б

Г

А

Г

ваб

В

В

В

А

Б

В

А

Б

А

вбаг

1в,2а,3б,4г

Итоговое тестирование

1. Какому событию присущи следующие признаки?

«Это война между гражданами одного государства; длительные, кровопролитные бои за власть в одной стране, длятся, как правило, долго...»

а) мировая война; б) межпланетные войны; в) гражданская война;

г) Отечественная война

2. Полис- это:

а) область в южной Греции

б) небольшой город на острове Крит

в) небольшой самостоятельный город - государство в Греции    

г) страна

 3. Вера в существование в природе сверхъестественных сил называется:

а) колдовством;  б) религией; в) магией; г) искусством

4. Замените, одним словом следующие выражения:

а. «говорящие орудия»

б. знак на теле раба  

в. письменность Двуречья

г. поселения финикийцев за пределами Финикии

д. человек, дающий имущество «в рост»

е. высокий тростник в Египте, из которого делали материал  для письма

5. Главой древнеегипетского государства был:

а) фараон б) вождь в) князь г) вельможа

6. Первая часть Библии - Ветхий Завет - написана:

а) ассирийцами б) евреями в) египтянами г) Финикии

7. Соотнеси названия и государства:

а) Нил;                           1. Финикия;

б) Аравийский п-ов;      2. Египет;

в) Иордан;                     3. Вавилония;

г) Сидон;                       4. Еврейское царство;

д) Евфрат и Тигр          5. Междуречье

8. Определите, какие из перечисленных достижений человечества относятся к семи чудесам света:

а) Храм Артемиды в Эфесе

б) Великая китайская стена

в) Колосс Родосский

г) статуя Зевса в Афинах

д) Колизей

е) «висячие сады» Семирамиды

ж) Египетские пирамиды

з) Мавзолей Мавзола в Галикарнасе

и)  Фаросский маяк

к)  Преображенская церковь в Кижах

9.Что означают крылатые выражения:

а) Пиррова победа -

б) Яблоко раздора –

в) Троянский конь -

г) Нить Ариадны –

д) Рубикон перейден –

Ответы  на вопросы теста

В

В

Б

а- раб; б – клеймо; в – клинопись; г – колония; д – ростовщик; е- папирус

А

Б

1г,2а,3д,4в,5б

а,в,г,е,ж,з,и

Пиррова победа -  доставшаяся слишком высокой ценой; победа, равносильная поражению.

Яблоко раздора – предмет спора.

Троянский конь - подарок, приносящий вред.

Нить Ариадны - о, что помогает найти выход из затруднительного положения.

Рубикон перейден - выражение, означающая готовность к решительным действиям, сделать бесповоротный шаг, совершить решительный поступок, пройти «точку невозвращения».


Список дополнительной литературы для обучающихся:

Учебные пособия:

  1. Вигасин А.А. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М., Просвещение, 2010 – 2012 гг.

Литература для дополнительного чтения по истории Древнего мира. 5 класс:

  1. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. 5 класс
  2. Энциклопедия для детей. Аванта+, Всеобщая история, часть 1

Первобытное общество

  1. Рони Старший Ж. Борьба за огонь: Доисторический роман.

История Древнего Востока

  1. Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света.
  2. Керрам К. Боги, гробницы, ученые.
  3. Крамер С. Н. История начинается в Шумере.
  4. Лившиц И.Г. Сказки и повести Древнего Египта.
  5. Лурье С. «Заговорившие таблички». Серия «Ученые России – детям»
  6. Матье М. Э. День египетского мальчика: Историческая повесть.
  7. Матье М. Э. Кари, ученик художника: Историческая повесть.
  8. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы.
  9. Моисеева К. М. Дочь Эхнатона.
  10. Мора Ф. Золотой саркофаг.
  11. Нейхардт А. А. и Шишова И. А. Семь чудес света.
  12. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока
  13. Петровский Н. С., Белов А. М. Страна Большого Хапи. Л.
  14. Рак «Мифы и легенды Древнего Египта»
  15. Рубинштейн Р. И. Глиняный конверт: Историческая повесть.
  16. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии.

История Древней Греции

  1. Аристофан "Лягушки".
  2. Ботвинник, Рабинович, Стратановский "Жизнеописания знаменитых греков и римлян"
  3. Бутромеев «Детский Плутарх»
  4. Говоров А. А. Алкамен – театральный мальчик: Историческая повесть.
  5. Гомер "Илиада", "Одиссея".
  6. Грин П. Александр Македонский
  7. Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света.
  8. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции.
  9. Лурье С. «Письмо греческого мальчика». Серия «Ученые России – детям»
  10. Нейхардт А. А. и Шишова И. А. Семь чудес света.
  11. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады.
  12. Рубинштейн Р. И. За что Ксеркс высек море: Рассказы из истории Греко-персидских войн.
  13. Трухина Н.Н. «История древней Греции»
  14. Тудоровская Е. А. Троянская война и ее герои: Приключения Одиссея.
  15. Эсхил "Прикованный Прометей".
  16. Озерецкая Е. Олимпийские игры. Знаменитые греки. Жизнеописания выдающихся деятелей древней Греции, составленные по Плутарху.

История Древнего Рима

  1. Ботвинник, Рабинович, Стратановский "Жизнеописания знаменитых греков и римлян"
  2. Кравчук А. Император Август.
  3. Линдсей Дж. Ганнибал.
  4. Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима.
  5. Немировский А.И. Слоны Ганнибала: Исторический роман.
  6. Немировский А.И. Три войны. Книга для чтения в 5 классе.
  7. Остроменцкая Н. Ф. Ветеран Цезаря.
  8. Трухина Н.Н. «История Древнего Рима»
  9. Ян В. Г. Финикийский корабль. Спартак: Исторические повести.

Образовательные сайты:

  1. Яndex-энциклопедии.-  http://encycl.yandex.ru 
  2. Рубрикон. - http://www.rubricon.ru/ 
  3. Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.-  http://www.megabook.ru/
  4. http://www.lib.ru  -  Библиотека Максима Мошкова
  5. Каталог археологических ресурсов -http://www.archaeology.ru/
  6. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki
  7. Мифологическая энциклопедия - http://www.myfhology.narod.ru/
  8. Всемирная история - http://historic.ru/
  9. Древний мир - http://err.h18.ru/error500.shtml
  10. http://www.rusedu.ru – презентации по истории Древнего мира
  11. http://school-cjllection.edu.ru/ - презентации и материалы по истории Древнего мира
  12. http://maat.org.ru/ , http://www.kemet.ru - история Древнего Египта
  13. http://www.earth-history.com/ - электронная библиотека исторических источников «Древняя история мира»
  14. http://www.mhk.spb.ru/ - МХК: Древний мир от первобытности до Рима
  15. http://www.myfhology.sgu.ru/ - античная мифология
  16. http://www.verigi.ru/ - античное христианство

Электронные пособия и DVD:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (с видеоприложением)
  2. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  3. Электронная библиотека Максима Мошкова
  4. Просвещение, история, 5 класс
  5. 1С:Образовательная коллекция. История Древнего мира, 5 класс
  6. История искусства, №1
  7. История искусства, №2
  8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства
  9. Эрмитаж. Искусство Западной Европы
  10. Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир
  11. НГО: Египет: тайны фараонов. Загадки Великого Нила. Затерянное королевство майя. Святая земля. Мекка. Внутри Ватикана. (ДВД)
  12. ВВС. Крестовые походы. Тайны ордена тамплиеров. Мифы и герои. Чингисхан. Черная борода. Нострадамус. Леонардо да Винчи. Ганнибал. Загадки Иеронима Босха. (ДВД)
  13. ВВС: Нацизм. Секреты рейха: тайны нацизма. Загадки истории: кто убил Сталина? Загадки истории: кто убил Распутина? Загадки истории: кто убил Ивана Грозного? Изобретения древних: война и конфликты. Че Гевара. Величайшие книги: Дракула. Код да Винчи. 1914 г..: Николай Романов. !915 г.: Григорий Распутин. 1916 г.: Александра Федоровна. 1917 г.: Александр Керенский. (ДВД)
  14. ВВС. Номо сапиенс – человек разумный. Одиссея первобытного человека. Через Анды к великой реке. Мечта об Африке. Коралловый рай. Генезис. (ДВД)
  15. Лучшие познавательные фильмы. Ганнибал – легендарный полководец. Александр Македонский. Александр Великий. Древняя Греция. Мифы и герои. Чингисхан
  16. Детская энциклопедия древних цивилизаций
  17. Большая детская энциклопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...