Главные вкладки

    Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
    рабочая программа по истории (6 класс) на тему

    Ахметов Мулланур Зуфарович

    Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon istoriya_6_klass.zip46.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Тат. Шуранская средняя общеобразовательная школа

    «Согласовано»

    Руководитель МО

    _______  _З.Г.Ахметов

    Протокол №___от

    «____»_____________2012г

    «Согласовано»

    Заместитель директора школы по УВР МОУ Тат.Шуранской СОШ

    _________Шаева В.М.

    «____»__________2012г.

    «Утверждено»

    Директор МОУ Тат.Шуранской СОШ

    __________ Ахметов З. Г.

    «____»__________2012г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по учебному курсу

    «Всеобщая история и История России» 

    6 класс

    Базовый уровень

    Учитель Ахметов М.З.

    Приказ №_______

    от  «___»___________20__г.

    Рассмотрено на заседании педагогического совета школы протокол № ___

    от «___»___________20__г.

    2012 – 2013 учебный год


    Пояснительная записка

    Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года.

    Календарно-тематический план для 6 классов по истории России ориентирован на использование:

    - «История средних веков» Е.В.Агибалова, Г.М.Донской/ изд. «Просвещение» М.2010.

    - «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» Е.В.Пчелов изд.»Русское слово» М.2009.

    – учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, 2008;

    1. для учащихся:

    Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года.

    Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:

    – учебника «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донского. – М.: Просвещение, 2008.

    История Татарстана 6 класс ---------------------------------------------------------

    1. Дополнительные пособия для учителя:

    – Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. – М.: Экзамен, 2006.

    1. Для учащихся:

    – Петрова, Н. Г. История средних веков: рабочая тетрадь / Н. Г. Петрова. – М.: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2006;

    – Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 1990.

    Календарно-тематический план предусматривает на изучение истории России в 6 классах 30 учебных часов, на изучение всеобщей истории всего

    28 часов. На изучение историю Татарстана 10 часов.  Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М. В. Короткова; О. В. Давыдова по истории средних веков.

    Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «Романовы» и «Мировая историческая энциклопедия»; видеофильмов: «Невская битва», «Куликовская битва», «Как жили древние славяне».

    Требования к уровню подготовки обучающихся:

    должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты  и итоги событий с древнейших времен до XVII в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;

    должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

    владеть компетенциями:

    ● коммуникативной компетенцией;

    ● смыслопоисковой компетенцией;

    ● компетенцией личностного саморазвития;

    ● информационно-поисковой;

    ● рефлексивной компетенцией;

    ● учебно-познавательной компетенцией;

    ● профессионально-трудовой компетенцией.

    Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

    Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России с древнейших времен до XVI, а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач.


    Литература:

    - «История средних веков» Е.В.Агибалова, Г.М.Донской/ изд. «Просвещение» М.2010.

    - «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» Е.В.Пчелов изд.»Русское слово» М.2009.

    – учебника «История России. С древнейших времен до конца XVI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, 2008;

    1. для учащихся:

    Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года.

    Преподавание всеобщей истории ориентировано на использование:

    – учебника «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донского. – М.: Просвещение, 2008.

    История Татарстана 6 класс ---------------------------------------------------------

    1. Дополнительные пособия для учителя:

    – Давыдов, О. В. Задания и тесты по истории средних веков / О. В. Давыдов. – М.: Экзамен, 2006.

    1. Для учащихся:

    – Петрова, Н. Г. История средних веков: рабочая тетрадь / Н. Г. Петрова. – М.: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2006;

    – Запорожец, Н. И. Книга для чтения по истории средних веков: пособие для учащихся / Н. И. Запорожец; под ред. А. А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 1990.


    Тематическое планирование
    Всеобщая история (28 ч)


    урока

    Тема уроков

    Содержание темы

    Планируемый результат

    Педагогические

    средства

    Вид

    деятельности

    учащихся

    Информационно-методическое обеспечение

    Дата

    Выпол.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Раздел I. Раннее Средневековье (12 ч)

    Тема 1. Западная Европа в V–XI вв. (7 ч)

    1

    Введение (1 ч)

    Основные понятия: 
    «Средние века».

    Исторические источники: письменные, вещественные, изобразительные

    Репродуктивный уровень:

    Называть хронологические рамки периода Средневековья.

    Продуктивный уровень:

    Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам

    Вводная лекция
    с элементами беседы

    Индивидуальная.

    Анализ иллюстраций учебника, с. 6–11

    2

    Великое переселение народов и образование варварских государств. § 1

    Основные понятия: Великое переселение народов, государство.

    Исторические факты: образование германских государств

    Репродуктивный уровень:

    Показывать на исторической карте территорию расселения германских племен на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германских племен.

    Продуктивный уровень:

    Объяснять значение понятий; называть существенные

    Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

    Индивидуальная.

    Решение проблемных заданий.

    Рабочая тетрадь для учащихся, с. 3–5,
    задания 1, 2, 3. Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории средних веков / М. Ю.

    Составление схемы, сравнительной


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    черты процесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государством франков».

    Творческий уровень:

    излагать суждения о деятельности и личности вождя франков Хлодвига

    таблицы.

    Участие в дискуссии

    Брандт. –
    С. 6, № 6, 8

    3

    Королевство франков. Возникновение, расцвет и распад империи Карла Великого. § 2, 3

    Основные понятия: франки, государство, империя.

    Исторические факты: образование и распад государства Каролингов.

    Исторические личности: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий

    Репродуктивный уровень:

    называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого.

    Продуктивный уровень:

    объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого.

    Творческий уровень:

    излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого

    Изучение и первичное закрепление
    новых знаний

    Групповая форма работы.

    Карта «Раздел империи Карла Великого».

    Рабочая тетрадь для учащихся: с. 10–13, задания 2, 3, 4, 5.

    Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории средних веков / М. Ю. Брандт. –
    С. 8, № 13, 14, 18, 19.

    Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы

    Участие в дискуссии


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах (раннее Средневековье). – М., 1999. – С. 7, 17, 31

    4

    Христианская церковь в раннее Средневековье.
    § 2, с. 23–26

    Основные понятия: церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри.

    Исторические факты: изменения в положении Церкви, структура и иерархия духовенства, монашество, жизнь средневекового монастыря

    Репродуктивный уровень:

    описывать устройство Христианской церкви; давать определение понятий.

    Продуктивный уровень:

    систематизировать исторический материал в виде схемы; организация Христианской церкви.

    Творческий уровень:

    излагать суждения о роли Христианской церкви в период раннего Средневековья

    Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

    Индивидуальная форма работы: составление схемы;

    выполнение заданий в рабочих тетрадях.

    Рабочая тетрадь для учащихся, с. 5–8,
    задания 1, 5

    Участие в дискуссии

    5

    Складывание феодальных отношений в странах
    Западной Европы. § 3, с. 33–37

    Основные понятия: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность.

    Репродуктивный уровень:

    описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества.

    Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов

    Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради.

    Рабочая тетрадь, с. 13,
    задание 7.

    Хрестоматия по истории


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Исторические факты: усиление власти майордомов; бенефиций и феод

    Продуктивный уровень:

    систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница»

    Работа по составлению схемы.

    Анализ фрагментов исторического документа

    Средних веков, с. 43–49

    6

    Западная Европа
    в IX–XI вв. § 4,
    с. 37–44

    Основные понятия: норманны, викинги.

    Исторические факты: норманнское завоевание, создание Священной Римской империи.

    Императоры и церковь

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи.

    Продуктивный уровень:

    сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе

    Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы учащихся

    Работа в парах.

    Составление сравнительной таблицы.

    Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях

    Историческая карта «Европа в конце IX–XI в.».Рабочая тетрадь, с. 14– 16, задания 1, 2, 3, 4, 6.Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах (раннее Средневековье). – М., 1999. – С. 85

    7

    Повторение

    Систематизация и обобщение
    изученного материала

    Урок контроля,
    оценки и коррекции знаний

    Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю.Брандт. – С. 13, № 24


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)

    8

    Византийское
    тысячелетие.

    § 6–7

    Основные понятия:
    басилевс, торговый путь из варяг в греки, базилика, иконопись, фреска.

    Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси, рождение христианского храма.

    Исторические личности: Юстиниан

    Репродуктивный уровень:

    называть существенные признаки политического устройства Византии.

    Продуктивный уровень:

    сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого.

    Творческий уровень:

    высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора
    Юстиниана

    Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника

    Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника,

    с. 55–59.

    Участие в дискуссии

    Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. –
    С. 25, № 19, 20.

    Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах

    (раннее Средневековье). –
    М., 1999. – С. 23. Видеофрагмент «Собор Святой Софии»

    9

    Образование славянских государств.
    § 8

    Основные понятия:
    миссионеры, глаголица, кириллица.

    Исторические факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши.

    Исторические личности:
    Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте средневековые славянские государства.

    Продуктивный уровень:

    сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н. э.; определять

    характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств.

    Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

    Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии.

    Работа с фрагментами исторического документа

    Историческая карта «Византийская империя в IV–XI вв.»

    Рабочая тетрадь для учащихся, с. 14– 16, № 1–7.

    Энциклопедия школьника.


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

     

    Творческий уровень:

    высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия

    Всемирная история в лицах (раннее Средневековье). – М., 1999. – С. 69.

    Хрестоматия по истории
    Средних веков, с. 93–100

    10

    Культура Западной и Центральной Европы в V–XI вв. § 5, 7

    Исторические факты: достижения в области образования, искусства, архитектуры и литературы

    Репродуктивный уровень:

    называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

    Продуктивный уровень:

    составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья.

    Творческий уровень:

    на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

    Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся

    Групповая форма работы:

    участие в беседе.

    Энциклопедия «Изобразительное искусство». – М.: Мир книги, 2005. –

    С. 22

    Сообщения учащихся по данной теме


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Тема 3. Арабский мир в VI–XI вв. (2 ч)

    11

    Арабский халифат и его распад. § 9

    Исторические факты: территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата.

    Продуктивный уровень:

    объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру

    Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

    Работа в парах: анализ фрагмента исторического документа.

    Решение проблемного задания.

    Выполнение
    заданий в рабочих тетрадях
    для учащихся

    Историческая карта «Арабы в VII–IX вв.».

    Рабочая тетрадь для учащихся, с. 28–31, № 3, 4.

    Хрестоматия по истории
    Средних веков,
    с. 143–150

    12

    Возникновение
    ислама. § 10

    Основные понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат.

    Исторические факты: путь пророка, распространение ислама.

    Исторические личности: Мухаммед

    Репродуктивный уровень:

    давать определение понятий; называть имя основателя ислама.

    Продуктивный уровень:

    характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан

    Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа

    Работа в парах

    Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю.Брандт. – С. 30–31, № 4, 7; с. 35, № 13.

    Хрестоматия по истории Средних веков, с. 142


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Раздел II. Расцвет Средневековья (10 ч)

    Тема 4. Феодальное общество (5 ч)

    13

    Крестьяне
    и сеньоры. § 12

    Исторические факты: крестьянская община: ее функции и значение, повинности, быт и культура крестьян.

    Основные понятия: барщина, оброк, натуральное хозяйство

    Репродуктивный уровень:

    описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества.

    Продуктивный уровень:

    анализировать исторические
    явления на примере положения различных сословий.

    Творческий уровень:

    составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия

    Комбинированный урок

    Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей
    тетради.

    Составление рассказа о быте
    и жизни феодалов, используя текст учебника
    и хрестоматии

    Рабочая тетрадь для уча-

    щихся,

    с. 39–41, № 1, 2, 3. Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. –
    С. 42, № 9, 8,
    11, 12.

    Хрестоматия по истории
    Средних веков, с. 69–77

    14

    Рыцарство: на войне и дома.

    § 11

    Основные понятия:
    рыцарь, турнир, герб,
    замок, рыцарская
    культура.

    Исторические факты: вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия

    Репродуктивный уровень:

    описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника.

    Продуктивный уровень:

    раскрывать особенности рыцарской культуры.

    Урок-реконструкция исторического прошлого

    Групповая форма работы

    Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. – С. 44–45, № 15, 17, 18.


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    и образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести

    Творческий уровень:

    на основе текста учебника и дополнительной исторической литературы составить кодекс рыцарской чести

    Хрестоматия по истории
    Средних веков, с. 83

    15

    Возникновение
    и расцвет средневековых городов.

    § 13–14

    Основные понятия: 
    отделение ремесла
    от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское
    самоуправление.

    Исторические факты: борьба городов с сеньорами, социальная структура города, организация управления, облик средневекового города

    Репродуктивный уровень:

    описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города.

    Продуктивный уровень:

    раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа

    Изложение нового материала с элементами лабораторной работы

    Групповая форма работы

    Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков, с. 50–54, № 3, 7, 12.

    Рабочая тетрадь для учащихся, с. 44,
    № 4.

    Хрестоматия
    по истории
    Средних веков,
    с. 172–183

    16

    Ремесло и торговля в средневековой Европе.

    § 13, с. 109–115

    Основные понятия: мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк.

    Исторические факты: средневековое ремесло, цехи и их

    Репродуктивный уровень:

    описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов.

    Продуктивный уровень:

    характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства;

    Урок комплексного применения ЗУН

    Групповая форма работы.

    Решение проблемного задания.

    Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. –


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    организация, торговые пути, возникновение банков, мировоззрение горожан

    раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения

    Анализ фрагмента исторического документа

    С. 54, № 13, 14, 15.

    Рабочая тетрадь для учащихся, с. 44–45, № 5, 6.

    Хрестоматия по истории
    Средних веков,
    с. 161–168, 186–187, 189–190

    17

    Повторение

    Обобщение и систематизация изученного материала

    Урок контроля, оценки, коррекции знаний

    Тема 5. Католическая церковь в XI–XIII вв. (2 ч)

    18

    Католическая церковь: путь к вершине могущества.

    § 15, 14, с. 129–132

    Основные понятия:
    индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу.

    Репродуктивный уровень:

    называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей.

    Изучение нового
    материала с постановкой проблемного задания

    Работа в парах.

    Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. –
    С. 62–66,


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Исторические факты: разделение церквей, борьба папства

    и империи в XI в, основы могущества церкви, ереси, борьба церкви с еретиками

    Продуктивный уровень:

    раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу;

    систематизировать исторический материал в виде схемы.

    Творческий уровень:

    излагать суждения о связи средневековой истории с современностью

    Составление схемы.

    Участие в дискуссии

    № 1, 3, 7, 10.

    Хрестоматия

    по истории Средних веков, глава 5

    19

    Крестовые походы. § 16

    Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден.

    Исторические факты: причины крестовых походов, участники крестовых походов, государства крестоносцев на Востоке, значение крестовых походов

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений.

    Продуктивный уровень:

    выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы

    Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

    Индивидуальная форма работы.

    Анализ текста учебника, работа с исторической картой.

    Составление таблицы

    Исторические карты «Крестовые походы
    в XI–XI вв.»;
    «Четвертый Крестовый
    поход».

    Брандт, М. Ю. Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. –
    С. 66–69, № 11, 13, 14–15.

    Хрестоматия по истории


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Средних веков, с. 214, 232

    Тема 6. Страны Западной Европы в XI–XIV вв. (3 ч)

    20

    Франция: объединение страны.

    § 17

    Основные понятия:
    Генеральные штаты,
    сословная монархия.

    Исторические факты: слабость и сила королевской власти, сословная монархия, возникновение Генеральных штатов, конфликт с папством.

    Исторические личности: Филипп II Август, Филипп IV Красивый. Бонифаций VIII

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства.

    Продуктивный уровень:

    выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы

    Урок изучения
    и первичного закре-
    пления новых знаний

    Групповая форма работы

    Историческая карта «Англия и Франция в XI–XIV вв.».

    Рабочая тетрадь для учащихся,

    с. 58–60, № 1, 3, 4, 5.

    Хрестоматия по истории
    Средних веков, с. 235, 240

    21

    Англия: от норманнского завоевания до парламента.
    § 18

    Основные понятия: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент.

    Исторические факты: воздействие норманнского завоевания на развитие

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки

    Урок комплексного применения ЗУН

    Групповая форма работы

    Историческая карта «Англия и Франция XI–XIV вв.».

    Рабочая тетрадь для уча-

    щихся,


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    феодальных отношений в Англии, реформы.

    Генриха Плантагенета, великая хартия вольностей, отличительные черты английского парламента.

    Исторические личности: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный

    сословно-представительной монархии.

    Продуктивный уровень:

    раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции

    с. 61– 63,

    № 1–4.

    Брандт, М. Ю.

    Тесты и задания по истории Средних веков / М. Ю. Брандт. –
    С. 79, № 11;
    с. 81, № 16;
    с. 82, № 17.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах (раннее Средневековье),
    с. 135, 149

    22

    Германия в XII–XIV вв. § 23

    Основные понятия: междоусобица, курфюрст.

    Исторические факты: борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян, усиление князей и ослабление императорской влас-

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи.

    Продуктивный уровень:

    раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии; сравнивать исторические процессы

    Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

    Групповая форма работы

    Рабочая тетрадь для учащихся,
    с. 77–78.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах (позднее Средневековье)


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    ти во 2-й половины XIII–XIV вв.

    Исторические личности: Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен

    на примере особенностей развития Германии.

    Творческий уровень:

    высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны

    Раздел III. Позднее Средневековье (6 ч)

    Тема 7. Страны Западной Европы в XIV–XV вв. (3 ч)

    23

    Крестьянские восстания во Франции в Англии. § 20

    Основные понятия: рабочее законодательство, ростовщичество.

    Исторические факты: ухудшение условий
    жизни европейцев в XIV в., освобождение крестьян от личной зависимости, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

    Исторические личности: Уот Тайлер

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте ход восстаний; рассказывать о события и о бедствиях в жизни европейцев в XIV–XV вв.

    Продуктивный уровень:

    выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий эпидемии чумы на экономику и общество;
    сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерия и Уота Тайлера; систематизировать исторический материал в виде таблицы

    Урок комплексного применения ЗУН

    Групповые формы работы.

    Индивидуальная работа

    Историческая карта «Англия и Франция во время Столетней войны».

    Хрестоматия
    по истории средних веков, с. 248.

    Книга для чтения по истории средних веков, с. 111


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    24

    Столетняя война.

    § 19

    Основные понятия: дофин, национальная независимость.

    Исторические факты: причины, этапы, ход, итоги войны.

    Исторические личности: Жанна д’Арк

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны.

    Продуктивный уровень:

    анализировать причины, характер войны и последствия.

    Творческий уровень:

    высказывать свое суждение
    о деятельности Жанны д’Арк
    и Карла VII

    Изучение и первичное закрепление
    новых знаний

    Групповые формы работы

    Историческая карта «Англия и Франция во время Столетней войны».

    Хрестоматия по истории
    Средних веков, с. 242–245

    25

    Усиление королевской власти
    во Франции,
    в Англии.

    § 21

    Основные понятия: централизация, неограниченная власть короля, уния.

    Исторические факты: завершение объединения Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии.

    Исторические личности: Людовик XI, Генрих VII Тюдор

    Репродуктивный уровень:

    рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях  войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны.

    Продуктивный уровень:

    сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII

    Урок комплексного применения ЗУН

    Групповые формы работы

    Историческая карта «Англия и Франция
    во 2-й половине XV в.».

    Рабочая тетрадь для учащихся,
    с. 69–71,
    № 2, 3, 5.

    Хрестоматия по истории
    Средних веков, с. 264–271


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Тема 8. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв. (2 ч)

    26

    Гуситское движение в Чехии. § 25

    Основные понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные.

    Исторические факты: социальные, этнические, религиозные противоречия, гуситские войны и их значение.

    Исторические личности: Ян Гус, Ян Жижка

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения.

    Продуктивный уровень:

    анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем.

    Творческий уровень:

    давать оценку деятельности

    руководителям гуситских войн

    Изучение нового
    материала на основе анализа теста учебника и беседы

    Групповые формы работы

    Историческая карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в.»

    «Чехия и Польша в XIV–XV вв.».

    Рабочая тетрадь для учащихся, с. 82–83, № 2, 3.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах (позднее Средневековье), с. 71

    27

    Завоевание турками-османами Балканского полуострова. § 26

    Основные понятия: турки-османы, янычары, блокада, церковная уния.

    Исторические факты: усиление Османской империи, османские завоевания на Балканах,

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической
    карте территории, завоеванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков-османов, о последних веках существования Византийской империи.

    Организация самостоятельной работы учащихся

    Индивидуальная работа

    Историческая карта «Османская империя в XIV–XV вв.».

    Рабочая тетрадь для учащихся,


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Флорентийская уния

    Продуктивный уровень:

    выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи

    с. 83–85,

    № 2–4

    28

    Повторение

    Обобщение и систематизация изученного материала

    Урок закрепления
    знаний

    ИСТОРИЯ РОССИИ

    Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (22 ч)

    Тема 1. Русь Древняя (12 ч)

    29

    Введение.

    Что изучает история Отечества
    (IX–XV вв.),

    с. 5–6

    Исторические события: история России – часть всемирной истории, история края – часть истории России

    Репродуктивный уровень:

    называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

    Продуктивный уровень:

    выявлять типологию исторических источников по истории России

    Вводная лекция
    с элементами беседы

    Восточные славяне. § 1

    Основные понятия: 
    родовая община, племя, производящее хозяйство, Великое переселение народов, индоевропейцы.

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.

    Изучение нового
    материала

    Групповые формы работы

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 3–6.


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Исторические факты: происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения

    Продуктивный уровень:

    анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян

    Хрестоматия по истории России

    30

    Соседи восточных славян. § 2

    Основные понятия: 
    колонизация, каганат,
    дань.

    Исторические факты: Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе.

    Продуктивный уровень:

    анализировать взаимоотношения славян и их соседей

    Изучение нового
    и первичного закрепления нового материала

    Индивидуальная работа

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 6–8

    31

    Формирование Древнерусского государства. § 3–4

    Основные понятия: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги.

    Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян.

    Продуктивный уровень:

    сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.

    Творческий уровень:

    проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе

    Урок комплексного применения ЗУН

    Групповые формы работы.

    Индивидуальная работа

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России,

    с. 9–10.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах, с. 41.

    Хрестоматия по истории России


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    32

    Первые русские князья. § 4–5

    Основные понятия: дань, полюдье, погосты, уроки, Крещение, христианство. Русская Православная церковь.

    Исторические факты: походы Олега на Византию, реформа Ольги, походы Святослава, Крещение Руси.

    Исторические личности: Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга, князь Владимир

    Репродуктивный уровень:

    давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; рассказывать о главном событии правления князя Владимира.

    Продуктивный уровень:

    объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством.

    Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

    Творческий уровень:

    высказывать свои суждения
    о деятельности первых русских князей

    Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

    Групповые формы работы

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 10–12.

    История России в лицах,
    с. 15–20.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах, с. 59, 75


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    33

    Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

    § 5–6

    Основные понятия: 
    усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность.

    Исторические факты: усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население.

    Исторические личности: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб

    Репродуктивный уровень:

    рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн.

    Продуктивный уровень:

    анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого.

    Творческий уровень:

    проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы

    Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу

    Индивидуальная работа

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России,
    с. 12–14, 15–18.

    Хрестоматия по истории России.

    История России в лицах,
    с. 26

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах,
    с. 95

    34

    Культура Древней Руси. § 7

    Основные понятия: миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика.

    Репродуктивный уровень:

    составлять описание памятников древнерусской культуры.

    Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными

    Рабочая тетрадь для учащихся,

    с. 17–20


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Исторические факты: особенности древнерусской культуры, устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество.

    Исторические личности: летописец Нестор

    Продуктивный уровень:

    выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру.

    Творческий уровень:

    на основе дополнительной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян»

    сообщениями

    35

    Быт и нравы Древней Руси. § 8

    Исторические факты: быт высших и низших слоев населения, складывание местных особенностей культуры в период раздробленности

    Репродуктивный уровень:

    описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси.

    Продуктивный уровень:

    выявлять особенности местной культуры.

    Творческий уровень:

    проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы

    Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности учащихся

    Рабочая тетрадь для учащихся,
    с. 20–23


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Тема 2. Политическая раздробленность Руси (10 ч)

    36

    Начало периода раздробленности
    на Руси. § 9

    Основные понятия: раздробленность экономика, эксплуатация, удел.

    Исторические факты: экономические, социальные, политические причины распада, положительные и отрицательные последствия периода раздробленности, образования самостоятельных княжеств и земель.

    Исторические личности: Владимир Мономах

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;

    давать определение понятий; называть причины междоусобной борьбы русских князей.

    Продуктивный уровень:

    выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха.

    Творческий уровень:

    излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель

    Урок изучения
    и первичного закре-
    пления новых знаний

    Индивидуальная работа

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 26–29.

    История России в лицах,
    с. 35.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах,
    с. 115

    37

    Главные политические центры Руси. § 10–11

    Основные понятия: удел, аристократия, республика, дворянство, посадник, тысяцкий.

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения,

    Урок комплексного применения ЗУН

    Групповые формы работы

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 30–33


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Исторические факты: особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы.

    Исторические личности: Ярослав Осмомысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо

    нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях.

    Продуктивный уровень:

    сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества.

    Творческий уровень:

    на основе дополнительной исторической литературы подготовить сообщение «Политический портрет русских князей»

    Индивидуальная работа

    История России в лицах,

    с. 40, 38, 41, 42.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах,
    с. 127

    38

    Монголо-татарское нашествие на Русь. § 12

    Основные понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда.

    Исторические факты: территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествие хана Батыя.

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар.

    Продуктивный уровень:

    выявлять особенности и цели монгольского государства;

    Урок комплексного применения ЗУН

    Групповые формы работы

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 33–37.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах,
    с. 159


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды.

    Исторические личности: Чингисхан,
    хан Батый

    раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей.

    Творческий уровень:

    излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды

    39

    Борьба Руси с западными завоевателями.

    § 13–14

    Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы.

    Исторические факты: завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Невская битва. Ледовое побоище. Причины успешного отражения агрессии с запада.

    Исторические личности: Александр Невский

    Репродуктивный уровень:

    давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике.

    Продуктивный уровень:

    раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища.

    Творческий уровень:

    высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского

    Урок комплексного применения ЗУН

    Групповые и индивидуальные формы работы

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 38–40.

    Хрестоматия.
    Страницы боевого прошлого нашей страны, с. 50.

    История России в лицах,
    с. 48.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах,
    с. 169


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    40

    Русь и Золотая Орда в XIII веке.

    § 14

    Основные понятия: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго.

    Исторические факты: формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Последствия ига. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Восстания в русских городах.

    Исторические личности: Александр Невский

    Репродуктивный уровень:

    называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества.

    Продуктивный уровень:

    раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси

    Урок изучения
    и первичного закрепления новых знаний

    Индивидуальная работа

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 40–42.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах,
    с. 169

    41

    Культура русских земель в XII–XIII веках. § 16

    Основные понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный.

    Исторические факты: особенности русской культуры. Накопление научных знаний. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

    Репродуктивный уровень:

    составлять описание памятников русской культуры в данный период.

    Продуктивный уровень:

    раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру.

    Творческий уровень:

    выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве»

    Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Исторические личности: Дмитрий Солунский

    42

    Повторение

    Систематизация и обобщение материала

    Урок контроля,
    оценки, коррекции знаний

    Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (XIV–XVI вв.) (18 ч)

    Тема 1. Русь Московская (6 ч)

    43

    Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. § 17, 18

    Основные понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство.

    Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери.

    Исторические личности: Иван Калита

    Репродуктивный уровень:

    давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси.

    Продуктивный уровень:

    выявлять группы населения,
    заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси

    Урок изучения
    и первичного закре-
    пления новых знаний

    Групповые формы работы

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 3–6.

    История России в лицах,
    с. 51.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах,
    с. 169

    44

    -

    45

    Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

    Куликовская битва. § 19–20

    Основные понятия: централизация, национальное самосознание.

    Исторические факты: рост территории

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы.

    Продуктивный уровень:

    выявить причины победы

    Комбинированный урок с постановкой проблемного задания.

    Анализ учебного
    текста и фрагмен-

    Групповые формы работы

    Индивидуальная работа

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России,

    с. 51–57

    Буганов, В. И.


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    и влияния Московского княжества. Москва – центр объединения русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы.

    Исторические личности: Дмитрий Донской. Сергий Радонежский

     Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре.

    Творческий уровень:

    высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период

    тов исторического документа

    Страницы бо-
    евого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса /
    В. И. Буганов,
    А. И. Назарец. – М.: Просве-
    щение, 1972.

    История России в лицах,

    с. 55.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах, с. 169

    46

    Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. § 20

    Основные понятия: единое русское государство, уния, «государь всея Руси».

    Исторические факты: подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. Свержение

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.

    Продуктивный уровень:

    раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»;

    Урок комплексного применения ЗУН

    Групповые формы работы

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 57–63


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве.

    Исторические
    личности:
     Иван III,
    Василий III

    систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы.

    Творческий уровень:

    на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ивана III, Василия III

    Всемирная история в лицах (позднее Средневековье), с. 47

    47

    Повторение

    Обобщение и систематизация знаний

    Урок контроля,
    оценки, коррекции знаний

    Тема 2. Россия в XVI веке (12 ч)

    48

    Московское государство в конце XV – начале XVI

    века. § 21

    Основные понятия: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, помещик. Юрьев день.

    Исторические факты:

    становление централизованного государства и самодержавной власти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г.

    Репродуктивный уровень:

    давать определение понятий.

    Продуктивный уровень:

    систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы.

    Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях

    Изучение нового
    материала

    Индивидуальная работа

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 64–67

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах,
    с. 47


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Исторические личности: Иван III

    49

    Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. § 22

    Основные понятия: 
    благотворительность,
    дьякон, нестяжатели
    и иосифляне, ересь.

    Исторические факты: распространение монастырей. Попытка создания унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношения Церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита.

    Исторические личности: Нил Сорский,
    Иосиф Волоцкий, Зосим

    Репродуктивный уровень:

    давать определение понятий.

    Продуктивный уровень:

    раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей.

    Творческий уровень:

    высказывать суждение о значении деятельности церковных
    деятелей

    Изучение нового
    материала

    Индивидуальная работа

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 67–70.

    История России в лицах,
    с. 67

    50

    Начало правления Ивана Грозного и реформы Избранной рады. § 23

    Основные понятия: 
    боярское правление,
    дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство.

    Исторические факты:
    реформы 50-х гг.

    Репродуктивный уровень:

    рассказывать о правлении
    Е. Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие
    на формирование личности Ивана IV.

    Продуктивный уровень:

    систематизировать исторический материал в виде схемы,

    Урок изучения
    и первичного закрепления новых знаний

    Индивидуальная работа

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 70–74.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Избранная рада.
    Земские соборы.
    Сословно-представительная монархия. Стоглавый собор.

    Исторические личности: Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, А. Адашев

    таблицы. Сравнивать систему правления государством при Иване III и Иване IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады.

    Творческий уровень:

    составление характеристики
    Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки

    (позднее Средневековье), с. 59

    51–52

    Внешняя политика Ивана Грозного.
    Ливонская война.

    § 24

    Основные понятия: засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог.

    Исторические факты: присоединение Казанского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская война. Причины успехов внешней политики

    Репродуктивный уровень:

    показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны.

    Продуктивный уровень:

    характеризовать причины успехов и неудач внешней политики.

    Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств

    Урок комплексного применения ЗУН

    Групповые формы работы

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 75–79.

    История России в лицах,
    с. 72.

    Энциклопедия. Всемирная история в лицах, с. 59


    Продолжение табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    России на Востоке и неудач на Западе.

    Исторические личности: Иван IV, И. П. Шуйский, А. Курбский

    53

    -

    54

    Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина. § 25

    Основные понятия: 
    опричнина, земщина,
    неограниченная диктатура, посад, крепостное право.

    Исторические факты: причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века.

    Исторические личности: Иван IV

    Репродуктивный уровень:

    называть существенные черты политического устройства при Иване IV.

    Продуктивный уровень:

    раскрывать причины падения
    Избранной рады и введения опричнины; характеризовать сущность опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России

    Урок комплексного применения ЗУН

    Групповые формы работы

    Рабочая тетрадь для учащихся по истории России, с. 79–81.

    История России в лицах,
    с. 72

    55-56

    Русская культура
    и быт XVI века.

    § 26–28

    Основные понятия: 
    кафтан, полати, шатровый стиль, эпос,
    публицистика, «Домострой».

    Репродуктивный уровень:

    составлять описание памятников русской культуры.

    Продуктивный уровень:

    выявить влияние событий

    Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

    История России в лицах,
    с. 69, 79


    Окончание табл.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Исторические факты: влияние собы-

    тий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век – век публицистики. Рождение шатрового стиля.

    Исторические личности: Дионисий, И. Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев

    XVI века на характер русской
    культуры.

    Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания.

    Творческий уровень:

    на основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в XVI веке

    57-58

    -

    59

    Повторение

    Обобщать и систематизировать исторический материал

    Урок контроля, оценки, коррекции знаний


    История Татарстана 6 класс

    модуля

    Тема

    урока

    Кол-во

    часов

    Тип урока

    Характеристика

    деятельности учащихся

    или виды

    учебной

    деятельности

    Виды

    контроля, измерители

    Планируемые

    результаты

    освоения

    материала

    Дом.

    задание

    Дата проведения

    План

    Факт

    1.

    Введение. Древние люди на территории Среднего Поволжья

    1

    Урок изучения нового материала

    Беседа

    Вопросы

    Характеризовать источники по курсу И.Т., иметь представление об основных племенах, населявших край

    § 1

    2.

    Древние тюрки и ранние тюркские государства

    1

    Комбинированный

    Работа по карте, беседа

    Тест

    Знать образ жизни тюркских народов, характеризовать государственные образования древних тюрков

    § 2

    3.

    Волжская Булгария в X-начале XIII веках

    1

    Лабораторное занятие по учебнику и документу

    Самостоятельная работа с текстом, беседа

    Тест

    Сравнивать развитие средневековых городов, иметь представление об особенностях развития В.Б.

    § 3-4

    4.

    Волжская Булгария и монгольские завоевания

    1

    Комбинированный

    Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа

    Тест

    Характеризовать процесс столкновения булгар с монголами, знать последствия монгольских походов

    § 5

    5.

    Золотая Орда

    1

    Медиаурок

    Решение творческих задач, работа с терминами, просмотр иллюстраций

    Тест

    Знать особенности развития З.О., определять причины расцвета З.О.

    § 6

    6.7

    Булгарский улус. Распад Золотой  Орды

    1

    Комбинированный

    Дискуссия, презентация,

    беседа

    Тест

    Иметь представление об успехах в развитии экономики и культуры булгар, знать причины распада З.О.

    § 7

    8,9

    Казанское ханство в XIV-XV веках

    1

    Комбинированный

    Беседа, работа по учебнику, работа с терминами

    Тест

    Уметь характеризовать территорию, население, хозяйство Казанского  ханства

    § 8-9

    8.

    Казанское ханство II половины XV-первой половины XVI в.

    1

    Комбинированный

    Беседа, самостоятельная работа по учебнику

    Письменный опрос

    Знать причины ослабления и падения Казанского ханства, иметь представление о последствиях завоевания

    § 10

    9

    Итоговое повторение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс

    Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...

    Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

    Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

    Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

    Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

    Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

    Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

    Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

    Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

    Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

    Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...