Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Сиделева Лидия Алексеевна

В рабочей программе по истории России-всеобщей истории   в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 4» (созданным на основе Приказа Министерства образования и науки Московской области от 15.04.2016 г. № 1427 «Об утверждении регионального бюджетного плана для государственных образовательных организаций в Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализации программы основного общего и среднего общего образования на 2018-2019 учебный год») программа обеспечивает изучение курса истории России - всеобщей истории   за  68 часов.

Уровень изучения – базовый. Часов в неделю – 2.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass_istoriya_rossii_-_vseobshchaya_istoriya.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение  
  2. «Средняя общеобразовательная школа № 4»
  3. УТВЕРЖДЕНА
  4.                                                                                                                                 приказом
  5.                                                                                               от _____________ 2018  г. №______            
  6. Рабочая программа
  7. учебного предмета  
  8.  «История России. Всеобщая история»
  9. (базовый уровень)
  10. для 9 класса.
  11. Составитель
  12. Сиделева Л.А. , учитель истории и обществознания
  13. первой квалификационной категории

  1. г. Воскресенск
  2. 2018 год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по истории России-всеобщей истории   для 9 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями:

- Федерального закона  № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ      Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);

-основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ №4», утверждённой приказом №87/44 от 31.08.2013 г.;

-примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов,   рекомендованной Министерством образования и науки РФ  (М. . Просвещение, 2013г.) ;

- Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом;

  -авторской  программы по всеобщей истории, написанной А. О. Сороко-Цюпой и О. Ю. Стреловой (Рабочие программы. Всеобщая история. Предметная линия учебников А. А. Вигасина – О. С. Сороко-Цюпы.  5-9 классы. М., Просвещение. 2016 г. Стр. 41-47) без изменений.

-авторской рабочей программы, написанной А.А.Даниловым, О.Н.Журавлёвой, И.Е.Барыкиной для 6-9 классов (М.. «Просвещение», 2016 г.). Внесённые изменения указаны ниже.

В рабочей программе по истории России-всеобщей истории   в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.

Во-первых, нет пока обновлённого курса всеобщей истории, который только разрабатывается. Поэтому курс всеобщей истории преподаётся в 2018-2019 уч. году по старым учебникам и по старым программам.

Во- вторых,  во время перехода на линейную систему существует несоответствие курсов всеобщей истории и истории России. По российской истории изучается XIX век, а по всеобщей – уже XX-ый. Поскольку теперь XX век изучается в 10-ом классе, целесообразно (и это отражено в указанной выше Концепции) продублировать в 9-ом классе курс всеобщей истории XIX века. Так синхронизируются оба исторических курса, во многом методически углубляется процесс изучения, и программа изучения истории на уровне Основного общего образования полностью завершена.

В-третьих, оба курса изучать, по-моему, целесообразно последовательно. Почему?  Курс всеобщей истории уже повторяется, его прошли в 8 классе. В курсе 9 класса в программе истории российской есть много материала по всеобщей истории: этим материалом начинается каждая новая глава. Я считаю, что учащиеся, изучив XIX век в начале года , более глубоко смогут понимать эти темы, углублять свои познания, когда будут начинать какую-либо главу российской истории.

Программа изучения Новой истории (1800-1900) реализуется на основе завершённой линии учебников А. А. Вигасина – О С Сороко-Цюпы. Для 8 класса предусмотрен учебник: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история, 1800 – 1913: учебник  для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ - М. :Просвещение, 2014 г..

Программа изучения истории России (1800-1900) реализуется на основе учебника: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарев История России 9 класс  (в двух частях) М., «Просвещение», 2016 г.

В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 4» (созданным на основе Приказа Министерства образования и науки Московской области от 15.04.2016 г. № 1427 «Об утверждении регионального бюджетного плана для государственных образовательных организаций в Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализации программы основного общего и среднего общего образования на 2018-2019 учебный год») программа обеспечивает изучение курса истории России - всеобщей истории   за  68 часов.

Уровень изучения – базовый. Часов в неделю – 2.

Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты изучения истории включают:

• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками  и взрослыми;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего

решения в совместной деятельности;

• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные результаты изучения истории включают:

• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;

• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организа-

ции), их отличительных черт и особенностей;

• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

• определение и использование основных исторических понятий периода;

• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III,

Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев,

Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели

К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

• приобретение опыта историко-культурного, историко антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии

Ученик научится:

- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме

-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию

- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;

- использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;

- анализировать информацию из исторических источников  текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

-  раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в ХХ — начале XXI в.;

-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам;
- составлять описание исторических объектов, памятников;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий

Ученик получит возможность научиться:

- использовать догадку, озарение, интуицию

- выбирать и использовать методы, адекватные рассматриваемой проблеме

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения

- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ — начале XXI в.;

- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

- осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;

- проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ — начале XXI в.

                             Содержание учебного предмета

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1800-1900

Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному.

Модернизация – обновление, изменение традиционного общества за счет заимствования системы ценностей, признанных как приоритетные для современного этапа развития мира. Модернизация с позиции эшелонированного развития капитализма. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, монополизация, непрерывный технический прогресс. Завершение промышленного переворота.

Глава I. Становление индустриального общества в XIX в.

 Индустриальная революция: достижения и проблемы. Завершение про-

мышленного переворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Изобретения Ж.М.Жаккара. Дальнейшее углубление экономических процессов, связанных с промышленным переворотом. Завершение в Англии аграрной революции. Развитие машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Паровоз. Железнодорожное строительство. Изобретения Эванса, Тревитика. Автомобиль Г.Форда. Дорожное строительство. Братья Монгольфье, Ж.Шарль: создание аэростата. Ф.фон Цеппелин и его изобретение. Военная техника. Новые источники энергии. Открытие электрической энергии и способы еѐ использования. Революция в средствах связи. Развитие транспортных сетей сократило пространство и время. Интеграция мира в единую экономическую систему. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

 Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Ускорение темпов промышленной революции. Нарастание миграционных процессов. Урбанизация. Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества. Изменение политической и экономической сущности аристократии. Развитие новых основных классов капиталистического общества: буржуазия и рабочий класс. Средний класс. Гримасы капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское движение. Человек в системе капиталистических отношений.

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневностьТехнический прогресс и повседневность. Городской рельсовый путь. Распространение периодической печати. Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о комфорте быта. Дальнейшее развитие и совершенствование средств связи. Рост культуры города.

Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменение в моде. Новые развлечения.

Наука: осознание научной картины мира. Причины нарастания открытий в области математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. Социальный эффект научных открытий и достижений. Социальный эффект открытия электрической энергии. Роль учения Ч. Дарвина для формирования нового мировоззрения. Микробиология. Достижения медицины. Роль и развитие образования в капиталистическом обществе.

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство XIX в. в поисках новой картины мира. Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Натурализм. Романтизм. Новое поколение «наследников» Робинзона в произведениях О.Бальзака и Ч.Диккенса. Новые герои Франции Э.Золя.Промышленный переворот в Англии и революция во Франции формируют новую эпоху в европейской художественной культуре. Реализация идеи раскрытия трагических противоречий между гармоничной личностью и обществом. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи: Ф.Гойя как преддверие реализма. Т.Жерико и Э.Делакруа. Карикатура и графика О.Домье. Реализм: Ж.Милле. Критический реализм Г.Курбе. Двенадцать лет истории французского импрессионизма: Э.Мане, К.Моне,  К.Писарро, О.Ренуар, Э.Дета, Ж.Сер и П.Синьяк. Конец импрессионизма. Скульптор О.Роден. Постимпрессионизм: П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог. Музыка: Ф.Шопен, Д.Верди, Ж.Бизе, К.Дебюсси. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и Нового Света.

Либералы, консерваторы, социалисты: какими должны быть общество и государство.Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения первой половины XIX в.: Р.Оуэн, А.Сен-Симон, Ш.Фурье. Утопический социализм о путях преобразования общества. К.Маркс и Ф.Энгельс об устройстве и развитии общества. Революционный социализм – марксизм. Рождение ревизионизма Э.Бернштейн. Анархизм.

Глава II. Строительство новой Европы

Консульство и образование наполеоновской армии Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

От Франции революционной к Франции буржуазной. Революционер на троне. Режим личной власти  Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс.Французское общество во времена империи. Франция и Англия. Поход на Россию. Причины ослабления империи. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок. Новая идеология и система международных отношений.

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Англия в первой половине XIX в. противоречия и социальные реформы. Билль о реформе. Возвращение партии вигов. Парламентская реформа 1832 г. и еѐ социальные последствия. Чартизм: неоднородность идей, требований. Предотвращение революции в 40-е гг. XIX в. «Эпоха Викторианского компромисса». Окончательное утверждение парламентского режима. Англия – «мастерская мира». Тред-юнионы и их роль в создании основ социального государства. Направления и особенности внешней политики Англии. Величие и достижения внутренней и внешней политики Британской империи.

Франция Бурбонов и Орлеанов от революции 1830 г. к новому политическому кризису. Промышленная революция продолжается Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Компромисс короля и новой Франции. Герцог Ришелье. Революция 1830 г. Переход французской короны к Орлеанской династии. Упрочнение парламентского строя. Кризис Июльской монархии. Выступление лионских ткачей. Бланкизм. Политический кризис накануне революции 1848 г.

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Мировой промышленный кризис и его последствия для французской экономики. Вооружѐнное восстание и победа революции над Июльской монархией. Требование провозглашения республики. Временное правительство и его попытки выйти из кризиса. Учредительное собрание. Социальное недовольство. Вторая республика, Луи Бонапарта Наполеона. Режим Второй империи Наполеона III. Завершение промышленного переворота во Франции. Оформление олигархической власти во Франции. Внешняя политика Второй империи.

Германия: на пути к единству. Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии. Победа революционного восстание в Берлине. Франкфуртский парламент. Дальнейшая модернизация страны во имя еѐ объединения. Вильгельм I и «железный канцлер». Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

 «Нужна ли нам единая и неделимая Италия». Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу. Экономическое отставание Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Мировой промышленныйкризис и Италия. Начало революции. Национальные герои Италии –Дж. Гарибальди и Д.Мадзини. Поражение итальянской революции и его причины. Усиление Сардинского королевства К.Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное объединение Италии. Роль Пьемонта.

Война, изменившая карту Европы.Парижская коммуна. Кризис империи Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Западня для  Наполеона III. Франко –прусская война и Парижская коммуна. Седанская катастрофа и конец Второй империи во Франции. Третья республика во Франции и конец франко-прусской войны. Завершение объединения Германии «железом и кровью» и провозглашение Германской империи. Восстание в Париже Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны: бунт или подвиг парижан?

Глава III. Страны Западной Европы на рубеже XIX XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества

Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем Пруссия во главе империи. Изменения в политическом устройстве объединенной Германии. Ускорения темпов экономического развития. Направление модернизации экономики.Юнкерство и крестьянство. Монополистический капитализм и его особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя оппозиция. Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» О.Бисмарка –прогрессивные для Европы социальных реформ. Вильгельм II в стремлении к личной власти. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за место подсолнцем. Национализм. Подготовка к войне.

 Великобритания: конец Викторианской эпохи. Реформирование – неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У.Гладстон. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской империи: «единый флаг, единый фронт, единая империя, единая корона». Рождение лейбористской партии. Д.Р.Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Монополистический капитализм по-английски. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальные захваты.

Франция: третья республика. Последствия франко–прусской войны для Франции. Замедление темпов развития экономики. Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику. третья республика и ее политическое устройство. Демократические реформы. Реформы радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция –колониальная империя. Первое светское государство среди европейских государств. Реванш и подготовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Цена объединения Италии. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Роль государства в индустриализации страны. Особенности монополистического капитализма в Италии. «Мирное экономическое проникновение». Эмиграция –плата за отсталость страны. Движение протеста. Эра Дж.Джолитти. Переход к реформам. Внешняя политика. Колониальные войны.

От Австрийской империи к АвстроВенгрии: поиски выхода из кризиса. Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрии. Политическое устройство Австро-Венгрии. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной революции. Развитие национальных культур и самосознание народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Глава IV. Две Америки

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США –страна от Атлантики до Тихого океана. «Земельная» и «золотая» лихорадка –увеличение потока переселенцев. особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С.Маккормик. Фермер –идеал американца. Плантаторский Юг. Абсолютизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян над Югом. Значение Гражданской войны и политика А.Линкольна.США: империализм и вступление в мировую политикуПричины быстрого экономического успеха США после Гражданской войны. Отношение к образованию и труду. Расслоение фермерства. Монополистический капитализм: господство трестов, финансовая олигархия. США –президентская республика. Структура неоднородного американского общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ на укрепление гражданского общества и правового государства. доктрины: Монро, «открытых дверей», «дипломатии большой дубинки», «дипломатии доллара». Империалистическая внешняя политика США на континенте и за его пределами.

Латинская Америка в XIX –начале XX в.: время перемен. Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Время освободителей: С.Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Образование и особенности развития независимых государств в Латинской Америке. «Век каудильо» -полоса государственных переворотов и нестабильности. Интернациональность развития экономики. Латиноамериканский «плавильный котел» (тигль). Особенности католичества в Латинской Америке.

Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Смена торговой колонизации на империалистическую. Нарастание неравноправной интеграции стран Запада и Востока.

 Япония на пути модернизации: «восточная мораль, западная техника». Кризис традиционализма. Слабости противостоять натиску западной цивилизации. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Начало эры «просветленного правления». Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Японии. Реформы управления государством. Новые черты экономического развития и социальной структуры. Изменение в образе жизни. Поворот к национализму. Внешняя политика.

Китай: сопротивление реформам

Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и политика самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы влияния. Кан Ю-вэй: «Сто дней реформ» и их последствия. Восстание ихэтуаней. Новая политика императрицы Цыси. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Индия –«жемчужина Британской короны». Влияние Ост –Индийской компании на развитие страны. Колониальная политика Британской империи в Индии. Методы насильственного разрушения традиционного общества. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок. Гибель ручного ремесленного производства в Индии. Индустриализация индийской промышленности. Социальные контрасты Индии. Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857-1859). Индийский Национальный Конгресс (ИНК). Балгангадхар Тилак.

Африка: континент в эпоху перемен. Таинственный континент. Культы и религия. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента. Успехи Эфиопии в борьбе за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Восстание гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки.

Глава VI. Международные отношения в конце XIX начале XX в. 

Международные отношения: дипломатия или войны?Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Политическая карта мира начала XX в. –карта противостояний. Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Нарастание угрозы мировой войны. Узлы территориальных противоречий. Создание военных блоков: Тройственный союз, Антанта. Первые локальные империалистические войны. Балканские войны -пролог Первой мировой войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Пацифистское движение. Попытки Второго Интернациональна отвернуть страны от политики гонки вооружения.

Повторение по курсу. Обобщающее повторение курса XIX в.: модернизация как фактор становления индустриального общества. От революции к реформам и интересам личности.

ИСТОРИЯ РОССИИ 1801-1913 гг.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в. (40 ч)

Александровская эпоха: государственный либерализм

 Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и Россия.

Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй.

Император Александр I. Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её

роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.

Международное положение России. Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских отношений. Тильзитский мир

 Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны. Подъём патриотизма и гражданского самосознания в роcсийском обществе. Вклад народов России в победу.

Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ.

 Социальный строй и общественные движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение.

Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. — первые конституции на территории

Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны.

Венская система международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.

Николаевская эпоха: государственный консерватизм

Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.

Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития.

Изменения в социальной структуре российского общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота.

Общественная мысль и общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг. XIX в.

Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг. Положение кавказских народов, дви-

жение Шамиля. Положение евреев в Российской империи.

Религиозная политика Николая I. Положение Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами.

Россия и революции в Европе. Политика панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской системы международных отношений.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).

Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран. Новые источники энергии,

виды транспорта и средства связи. Перемены в быту.

Император Александр II и основные направления его внутренней политики.

Отмена крепостного права, историческое значение реформы.

Социально-экономические последствия Крестьянской реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий.

Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Движение к правовому государству.

Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение. Либеральное и консервативное движения.

Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских держав в 1850— 1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире.

Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи.

Национальная политика самодержавия. Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности конфессиональной политики. Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская полити-

ка России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски.

«Народное самодержавие» Александра III

Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области

просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Ограничение местного самоуправления.

Особенности экономического развития страны в 1880— 1890-е гг. Положение основных слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.

Общественное движение в 1880—1890-е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма.

Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология консервативного национализма.

Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Подъём российской демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и обще-

ственные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука.

Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.

Русское искусство. Передвижники. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка», значение творчества русских композиторов для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Успехи

музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Взаимодействие национальных культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Изменения в быту: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры Нового времени. Человек индустриального общества.

Россия в начале ХХ в.: кризис империи

Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в.

Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация.

Политическая система Российской империи начала  XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Национальная и конфессиональная политика.

Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственно-монополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России.

Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в. Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое

княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.

Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа»

русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране.

Революция 1905—1907 гг. Народы России в 1905— 1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости.

 Общество и власть после революции 1905—1907 гг.

Политические реформы 1905—1906 гг. «Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий.

Реформы П. А. Столыпина и их значение.

Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей.

Внешняя политика России после Русско-японской войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий.

Серебряный век русской культуры

Духовное состояние российского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие

науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура.

Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение отечественного кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.

Календарно- тематическое планирование

по предмету «История России-всеобщая история»

 в 9 классе

на 2018-2019 уч. год

Номер уроков по порядку

Номер  урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки проведе-ния учебного материала

Скорректиро-ванные сроки изучения учебного материала

Новая история  1800-1900  28 часов

ЧАСТЬ 1.  СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (14 ч)

Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.  (6ч)

1.

1

Индустриальная революция: достижения и проблемы.

03.09.18 – 09.09.18

2

2

Дальнейшее углубление экономических процессов, связанных с промышленным переворотом.

03.09.18 – 09.09.18

3.

3.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

10.09.18 – 16.09.18

4.

4

Материальная культура и повседневность

10.09.18 – 16.09.18

5.

5

Наука: создание научной картины мира.

17.09.18 – 23.09.18

6.

6

Либералы, консерваторы, социалисты: какими должны быть общество и государство.

17.09.18 – 23.09.18

                                       

                                           Тема 2. Строительство новой Европы (8ч).

7.

1

Консульство и образование наполеоновской империи

24.09.18 – 30.09.18

8.

2

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

24.09.18 – 30.09.18

9.

3

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию

01.10.18 – 07.10.18

10.

4

Франция Бурбонов и Орлеанов от революции 1830 г. к новому политическому кризису

01.10.18 – 07.10.18

11.

5

Франция: революция 1848 года и вторая империя

08.10.18 – 14.10..18

12.

6

Германия: на пути к единству

08.10.18 – 14.10..18

13.

7

Национальное объединение Италии.

15.10.18 – 21.10.18

14.

8

Франко-прусская война и Парижская коммуна.

15.10.18 – 21.10.18

ЧАСТЬ 2 . МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. (14ч).

Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов (5 ч).

15.

1

Германская империя: борьба за место под солнцем

22.10.18 – 28.10.18

16.

2

Великобритания: конец Викторианской эпохи

22.10.18 – 28.10.18

17.

3

Франция: третья республика

29.10.18 – 04.11.18

18.

4

Италия: время реформ и колониальных захватов

29.10.18 – 04.11.18

19.

5

От Австрийской империи к Австро–Венгрии: поиски выхода из кризиса

05.11.18 – 11.11.18

Тема 4. Две Америки (3ч)

20.

1

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

05.11.18 – 11.11.18

21.

2

США: империализм и вступление в мировую политику

12.11.18 – 18.11.18

22.

3

Латинская Америка в XIX –начале XX в.: время перемен

12.11.18 – 18.11.18

Тема 5. Художественная культура 19 столетия (2ч)

24.10.17

23.

1

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.

26.11.18 – 02.12.18

24.

2

Искусство XIX в. в поисках новой картины мира

26.11.18 – 02.12.18

Тема 6. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (3ч.)

25.

1

Япония на пути модернизации

03.12.18 – 09.12.18

26.

2

Индия: насильственное разрушение традиционного общества

03.12.18 – 09.12.18

27.

3

Китай: сопротивление реформам

10.12.18 – 16.12.18

Тема 7. Международные отношения в последней трети 19 века. (1ч)

28.

1

Отсутствие системы  европейского равновесия в XIX веке

10.12.18 – 16.12.18

История России (XIX- начало XX века)  40 часов.

Номер

уроков

по порядку

Номер

Урока

в разделе,

теме

Тема урока

Плановые сроки изучения

учебного материала

Скорректиро-

ванные сроки

изучения

учебного

материала

Тема I. Россия в первой четверти XIX века (9часов)

29.

1.

Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв.

17.12.18 – 23.12.18

30.

2.

Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

17.12.18 – 23.12.18

31.

3.

Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг.

24.12.18 – 30.12.18

32.

4.

Отечественная война 1812 года

24.12.18 – 30.12.18

33.

5.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 – 1825 гг.

07.01.19 – 13.01.19

34.

6.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 – 1825 гг.

07.01.19 – 13.01.19

35.

7.

Национальная политика Александра I

14.01.19 – 20.01.19

36.

8.

Социально–экономическое

развитие страны в первой четверти XIX в.

14.01.19 – 20.01.19

37.

9.

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

21.01.19 – 27.01.19

Тема II. Россия во второй четверти  XIX века (8 часов)

38.

1.

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

21.01.19 – 27.01.19

39.

2.

Социально–экономическое развитие страны во второй четверти XIX в.

28.01.19 – 03.02.19

40.

3.

Общественное движение при Николае I

28.01.19 – 03.02.19

41.

4.

Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны

04.02.19 – 10.02.19

42.

5

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 – 1864 гг.

04.02.19 – 10.02.19

43.

6.

Крымская война 1853 – 1856 гг.

11.02.19 – 17.02.19

44.

7.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

11.02.19 – 17.02.19

45.

8.

Повторительно–обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.»

18.02.19 – 24.02.19

Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов)

46.

1.

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

18.02.19 – 24.02.19

47.

2.

Александр II: начало правления. Крестьянская реформа

1861 г.

25.02.19 – 03.03.19

48.

3.

Реформы 1860 – 1870х гг.: социальная и правовая модернизация

25.02.19 – 03.03.19

49.

4.

Социально–экономическое развитие страны в пореформенный период

04.03.19 – 10.03.19

50.

5.

Общественное движение при Александре II и политика правительства

04.03.19 – 10.03.19

51.

6.

Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе

11.03.19 – 17.03.19

52.

7.

Внешняя политика Александра II. Русско–турецкая война 1877 – 1878 гг.

11.03.19 – 17.03.19

Тема IV. «Россия в 1880-1890-е годы» (7 часов)

21.03.18

53.

1.

Александр III: особенности внутренней политики

18.03.19 – 24.03.19

54.

2.

Перемены в экономике и социальном строе

18.03.19 – 24.03.19

55.

3.

Общественное движение при Александре III

25.03.19 – 31.03.19

56.

4.

Национальная и религиозная политика Александра III

25.03.19 – 31.03.19

57.

5.

Внешняя политика Александра III

01.04.19 – 07.04.19

58.

6.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

01.04.19 – 07.04.19

59.

7.

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в.

15.04.19 – 21.04.19

Тема V. Россия в начале XX века (9 часов)

60.

1.

Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития.

15.04.19 – 21.04.19

61.

2.

Социально–экономическое развитие страны на рубеже XIX – XX вв.

22.04.19 – 28.04.19

62.

3.

Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг.

22.04.19 – 28.04.19

63.

4.

Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

29.04.19 – 05.05.19

64.

5.

Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг.

29.04.19 – 05.05.19

65.

6.

Социально–экономические реформы П. А. Столыпина

06.05.19 – 12.05.19

66.

7.

Политическое развитие страны в 1907 – 1914 гг.

06.05.19 – 12.05.19

67.

8.

Серебряный век русской культуры

13.05.19 – 19.05.19

68.

9.

Повторительно–обобщающий урок по теме «Россия на рубеже XIX – XX вв.»

13.05.19 – 19.05.19

Итого по программе – 68 часов

Выполнено – …. часов

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР   __________/_____________________/

«______» ______________ 2018 г.

СОГЛАСОВАНО  на заседании РМО (ШМО), рекомендуется к утверждению

протокол №____ от «____» _______ 2018 г.

Руководитель РМО (ШМО)  __________/_____________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «История»  для 5 - 9  класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания...

Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов

Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...

Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы

Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...

Рабочая программа предмета «История России. Всеобщая история» 5 - 9 классы.

Рабочая программа предмета «История России.  Всеобщая история» обязательной предметной области " общественно – научные предметы" для основного общего образования разра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ, ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ,ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. (базовый уровень) 11 «С» класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИЯ РОССИИ.ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ. (базовый уровень)11 «С» класс...