Седова Светлана Владимировна

Сайт учителя русского языка

«Совесть, благородство и достоинство — Вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь — За него не страшно и в огонь».

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Здоровьесберегающие технологии

Увлечения: Кулинария

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: станица Калининская, Калининского района

Место работы: ГБС(К)ОУ школа-интернат станицы Калининской

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sedova-svetlana-vladimirovna
Больше всего говорит тот, кому нечего сказать.
Лев Николаевич Толстой

Каждый из нас, и те, кто только начинает работать в школе, и те, кто отдал ей не один десяток лет, задает себе вопрос: в чем суть профессииучителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на негопо- своему. Сейчас, когда за плечами опыт работы, я бы ответила на него так: ни с чем не сравнимая радость стоять у колыбели мысли и личностиученика, возможности видеть невидимое для многих — процесс взросления, становления человека. И я, учитель, не просто причастен к тайному тайных, от меня зависят и направление, и характер этого сложного и ответственного процесса. В школьные годы литература всегда была моим любимым предметом, наверное, потому, что я не расставалась с книгой с детства. Она была моим мудрым советчиком, верным другом, и утешителем. На уроках литературы я открыла для себя книги не только как предмет удовлетворения эстетических потребностей, но и как носителя жизненного опыта человечества. Я научилась читать между строк, угадывать подразумеваемое, нашла четкие различия между добром и злом, понятиями совести и чести. Евгений Онегин, Григорий Печорин, Наташа Ростова, Татьяна Ларина – эти и другие герои оставили след в моей душе. Мне навсегда запомнился путь жизненных исканий Евгения Онегина и Печорина, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Я не перестаю восхищаться поступком Татьяны Лариной, когда она решилась написать письмо Евгению Онегину. Пламенные, проникновенные строчки письма запечатлелись в моем сердце: «Я к Вам пишу, чего же боле… Что я могу еще сказать?» « Мне дело -измена, мне имя – Марина, я – бренная пена морская». Марина Цветаева…Разве можно остаться равнодушным к ее искренним, любовью рожденным строчкам? К стихотворениям этого удивительного поэта моя душа обращается снова и снова. Героилитературных произведенийвсегда в моем сердце. У них я нахожу черты характера, отсутствующие во мне, и пытаюсь выработать их путем самосовершенствования. Любимые произведения навсегда остались в памяти. Литература стала неотъемлемой частью моей души, моей профессией, моей жизнью. За время учения и работы поняла: хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, передавая свои знания другим. Это залог успеха. Не хотелось, чтобы обо мне сказали: « Нам не повезло с учителем». Главное на уроке _ вдохновение. У В.Даля нахожу: « Вдохновлять- воодушевлять, воспламенять, пробуждать духом и делать способным к высшим проявлениям духовных сил». Именно это качество, по – моему, является одним из главных качеств учителя. Я нахожу в произведениях нечто необходимое подросткам для развития личности, понимания самих себя, стараюсь их « удивлять».« Интеллектуальное казино», «КВН», «Звездный час», « Поле чудес», « литературная гостиная» — этовсе формы проведения моих уроков. На таких уроках каждый ученик чувствует себя успешным. А интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Но не обо всемможно сказать на уроке, а иногда так хочется поговорить по душам. Мы продолжаем свое общение на элективном курсе « Азбука журналистики». Темы для газет ребята выбирают сами. А интересуетих многое! История Дня Святого Валентина, тайна имён, кто выиграет в президентской гонке, о чем думает директор школы. Я люблю школу, этот мир юности и надежд, гдене угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Я верю в своисилы и силы тех, чьи глаза каждый день смотрят на меня. В.А.Сухомлинский говорил: « Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… И чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».

О себе

 

Часто учителя говорят – «в нашей школе», «у насв школе»... Для учителя это дом, где проходитзначительная часть его жизни. Здесь он живет,проявляя свою сущность, характер, ощущаяпостоянное воздействие снизу.

В этом школа не похожа ни на какое другое учреждение. Где еще возможно, чтобы наибольшее воздействие оказывало не начальство, а«подчиненные» –дети? И порой воздействие это стольсильно, что дома учителю трудно отключиться отмыслей о школе.

Для меня школа не просто «наша», а «мояшкола». Я в ней и учитель и ученица. Каждый день ичас она меня воспитывает, переделывает, меняет моивзгляды и привычки. Заставляет смирять естественныйгнев, отучила от скоропалительных выводов, учитпредвидеть ход событий.

Каждый жест учителя, каждое его слово должнобыть таким, чтобы ребенок хотел идти за ним.Учитель, которого раздражают дети, должен уйти изшколы, а в школе должны оставаться только людилюбящие, отдающие ей свою душу. Твердо убеждена,что в основе учительской работы должна лежатьлюбовь к детям, предполагающая взаимопонимание,сотрудничество. Не перевоспитание ребенка, апринятие его личности таковой, какова она есть в 6-7лет. Стремление развить, обогатить эту личностьзнаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом.Необходимо создать условия для творческого развитияребенка.

С чего я начинаю работу в каждом новом классе?

Заранее настраиваю себя на то, что все дети вклассе хорошие, и я должна их полюбить, а многимпомочь стать лучше.

Учителю важно любить всех детей одинаково:шалуна и послушного, сообразительного и тугодума,ленивого и примерного. Надо делить доброту душипоровну между своими воспитанниками. Доброта илюбовь к детям должны быть главным стимулом нашейпедагогической деятельности, общения с ребенком.

Доброе отношение к детям не ущемляетсамолюбия и достоинства детей, помогает учителювовремя прийти на помощь ученику. Приведунесколько эпизодов из жизни класса.

... Мне очень хотелось сделать для детей что-то хорошее. И вот повезло: принесли билеты вкукольный театр. Начала готовить класс к посещениютеатра: провела беседы о поведении в транспорте, вфойе театра, во время спектакля. Какова же была моярадость, когда убедилась, что все дети вели себякультурно! Были безмерно счастливы и сами дети: и отспектакля, и от пробуждающейся веры в себя. Душиребят начали постепенно оттаивать, все чаще их глазастали смотреть на меня доверчиво. Теперь не только я старалась выявить в детях хорошее, но и сами детипытались помочь товарищам одолеть свои недостатки.

Школьники, особенно младшие, любые знания воспринимают через учителя. Понятие «учение» и «учитель» для него неразделимы. Если ребенок любитучителя, значит, он любит школу, уроки, книги.

Всегда стараюсь, чтобы дети чувствовали, какинтересно и радостно общаться с учителем, который в трудную минуту придет на помощь, порадуетсяуспехами учеников, подбодрит в случае неудачи. Нопри этом учитель должен оставаться требовательным,чтобы ребенок в его присутствии стремилсясдерживать свою импульсивность, недобрые порывы,эгоистические желания. Однако необходимо, чтобыдети знали: учитель умеет сопереживать, уступать,прощать, помогать.

Доброта и отзывчивость предполагает огромноетерпение, выдержку, отношение к неудачам учениковкак к естественному явлению в сложном процессеучения. Не раз, пытаясь тактично помочь ученикупреодолеть затруднения, разрешить конфликтнуюситуацию, старалась поддержать у ребенка чувствособственного достоинства.

Установление в детском коллективе духа взаимопонимания, дружбы, взаимопомощи во многомзависит от учителя, от его умения общаться с детьми.

Чтобы научить детей учиться, надо хорошо знатьсвоих учеников, быть внимательным к ним, уметьвовремя сохранить у них работоспособность.

Одним из серьезных недостатков школьнойпрактики является то, что в процессе обученияработает преимущественно учитель. Отсутствиеактивной деятельности детей проявляется преждевсего в том, что вместо работы мысли усиленноработает память: ученики в лучшем случае стремятсязапомнить то, что объясняет учитель. От того, чтолежит в основе знаний – cознательный анализ фактови явлений или же заучивание в готовом виде, -зависит не только прочность и глубина знаний, но итвердость, стойкость убеждений.

Сознательно уберегаю учеников от заучивания не только неприятного, но и того, что еще недостаточно раскрыто на примерах, фактах. При этом сочетаюовладение теоретическими знаниями с их применениемна практике. Тогда правило запоминается беззаучивания, потому что ребенок много раз думал надним, над тем, как его применить.

В развитии познавательной активности учащихся особое место отвожу постановке вопроса. Интересный вопрос дает толчок мышлению, заставляет ученикаполомать голову, вызывает стремление во что бы то нистало найти ответ. Поэтому всегда тщательнообдумываю качество своих вопросов, забочусь о том,чтобы на уроке прозвучал хотя бы один сложныйвопрос, заставляющий детей размышлять, удивляться,испытывать радостное чувство познания.

Итак, активную деятельность учащихся на урокеможно вызвать необычной формулировкой цели,интересно построенной вступительной беседой,любопытными фактами, умелой постановкой вопроса,созданием проблемной ситуации, занимательнымизаданиями или дидактическими играми. Предложениенайти закономерности в наблюдаемых фактах, сделатьвыбор из нескольких решений или найти разныеварианты решения – эти и другие приемы должныбыть у каждого учителя в запасе.

А если ученики работают с интересом и желанием,то и успехи будут лучше.

Главное - видеть в каждом ребенке ЛИЧНОСТЬ.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги, которые сформировали мой внутренний мир. Лев Николаевич Толстой Четыре эпохи развития, Детство. Борис Тарковский Повесть об учителе Сухомлинском. Антон Семенович Макаренко Педагогическая поэма.Если путь, прорубая отцовским мечом, Ты солёные слёзы на ус намотал, Если в жарком бою испытал, что почём, Значит, нужные книжки ты в детстве читал. (В.Высоцкий.)Те книги, которые заставляют нас задуматься, сопереживать, смеяться, страдать и плакать! Герои которых кажутся нам живыми! Ну, весь Достоевский пожалуй! Книги, которые сформировали мой Внутренний Мир. А.С. Макаренко Флаги на башнях, потому что я родом из времен СССР. Книги великого педагога и новатора своего времени Ш. Амонашвили.Книги, которые сформировали мой Внутренний Мир. А.С. Макаренко Флаги на башнях, потому что я родом из времен СССР. Книги великого педагога и новатора своего времени Ш. Амонашвили.

Мой взгляд на мир

 

В моём понимании, Человеком является тот, кто вступает  во взрослую жизнь гуманным, милосердным ко всем окружающим. Я учу своих детей жить без  насилия, без страха, стремиться строить отношения с людьми по законам гуманизма, относиться к человеческой жизни как высшей ценности, поскольку не только сам человек формирует свое «Я», но и окружение накладывает на него свой отпечаток.Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют  трудиться над развитием собственного интеллекта, культуры. Сегодня как никогда актуален лозунг: школе требуется личность!

К.Д.Ушинский протестовал против выпуска в жизнь просто офицеров, инженеров, учителей, в которых слишком «мало человека». Поэтому я всегда помню, что каждый мой ученик -  человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами.  Также я помню о том, что не я пришла их учить, а они пришли ко мне учиться. И потому на встречу с литературой  приглашаю детей не насильственно, а осторожно, желая показать, что именно на уроках словесности, в книгах можно найти решение многих проблем, открыть для себя свою собственную душу и увидеть все ее богатства. И стараюсь никогда не забывать, что литературный «диалог» будет содержательнее, если учитель будет заботиться о содержании своего внутреннего мира, о профессионально-личностном развитии, поскольку его познавательный опыт, опыт взаимодействия с людьми, его собственный «диалог» с жизнью – все это «сырой материал» для будущих уроков».

Моё портфолио

 

 Сколько волнений, тревог и надежд переполняют душу ребенка первого сентября. Но и я, только начиная свою педагогическую деятельность, да и сейчас тоже, по прошествии уже тринадцати лет работы в школе, волнуюсь не меньше: каких детей подарит мне судьба, смогу ли я их научить тому, чему должна? А чему я должна их научить и как? Что нужно делать для того, чтобы мой сегодняшний школьник не повторил слова героини повести Тендрякова «Ночь после выпуска»: «Школа не научила нас любить»?

 На самом деле, чему только мы не учим детей в школе! Из года в год выходят наши ученики во взрослую жизнь, узнав таблицу умножения, правописание орфограмм, формулы, факты, даты, открыв и продолжая открывать законы объективного мира. Но жизнь вскоре потребует от них много такого, чего в школе «не проходили», поскольку помимо объективного мира, в котором мы живем и с которым взаимодействуем — мира техники, науки, природы, - существует мир субъективный - мир человеческих отношений, оценок, чувств, восприятий и ощущений.

Ученики по-разному относятся к тем или иным школьным предметам, учителям, к своему образованию, наконец, к себе; они по-разному проявляют активность в учебном процессе, в соответствии со своей системой ценностей делают разные выборы. Нет ничего проще заставить ученика следовать тем или иным требованиям, имея в арсенале авторитарные средства воздействия. Вот только результат будет фиктивным, не гарантирующим глубокого осмысления ребенком навязанного ему дела.

 Ребенка не научишь любить, если сам любить не умеешь, если нет в тебе гуманитарного знания о своем собственном внутреннем мире и о мире другого. Так важно, чтобы к детям шли педагоги, «наученные любви», которые могут действительно искренне любить и развивать детей. Даже самые эффективные технологии не срабатывают, когда их используют «несчастные» учителя. От «любящего» и «любимого» педагога идет живая энергетика, позволяющая поглубже заглянуть в ребенка, открыть его для себя и для него самого. «Любящая» деятельность учителя – это и забота, и уважение, и ответственность, и знание, то есть активная деятельность, способствующая росту и счастью любимого человека – своего ученика.

Многие педагоги мне возразят: «Когда думать о высокой материи, заглядывать в душу ребенка, помогать ему «стать хорошим человеком», если понимаешь, что за «три часа в неделю» должен, осознавая зависимость от государства, родителей, общественного мнения, выполнять план и программу, т.е. подгонять ученика под образовательный стандарт, жалея времени на выстраивание с ним отношений?» Проблема любви в педагогической реальности требует серьезного осмысления, а не декларации «вообще» любви к детям.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы