Факультативное занятие в 5 классе
план-конспект урока (5 класс) на тему

Седова Светлана Владимировна

 

Цель: учить составлять рассказ, выделять главную мысль, подчинять текст  раскрытию темы, соблюдать связь предложений в тексте; разввивать образное представление, расширять словарный запас;

коррекция мышления, речи;

воспитание любви к природе, чувства прекрасного.

 Наглядность: иллюстрации зимней природы, загадки, отрывки стихотворений о зиме, костюм зимы, музыка Вивальди «Зима» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

                                Факультативное занятие в 5 классе

Тема: Составление рассказа по теме «Волшебница зима»

Цель: учить составлять рассказ, выделять главную мысль, подчинять текст  раскрытию темы, соблюдать связь предложений в тексте; разввивать образное представление, расширять словарный запас;

коррекция мышления, речи;

воспитание любви к природе, чувства прекрасного.

 Наглядность: иллюстрации зимней природы, загадки, отрывки стихотворений о зиме, костюм зимы, музыка Вивальди «Зима»

Словарь: чародейка, жемчуга, алмазы, хрусталь, бахрома

План занятия:

  1. Организационный момент: внешний вид учащихся , рапорт.
  2. Речевая разминка:
    Заголовок-окошко для взгляда вперёд,
    Посмотри и подумай: что тебя ждёт.
    Заголовок- это не просто слова:

Эти слова всему голова.

Прочитать слова хором и затем объяснить значение высказывания.

 III. Определение темы рассказа:

Отгадайте загадку

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Назовите признаки зимы. Если бы мы составляли рассказ просто о зиме . то перечислили бы признаки зимы и всё, а мы будем составлять рассказ о зиме как о живом существе , которое делает чудеса. Отгадайте загадку и скажите , как можно назвать зиму?

Кто угадай-ка

Седая хозяйка?

Тряхнёт перинки-

Над миром пушинки.

Мы назовём наш рассказ «Волшебница  зима».

IV. Составление плана и отбор лексического материала:

1.        Появление зимы.

Для раскрытия этой темы нам необходимо представить зиму в образе волшебницы.

Как бы вы её представили?

(Ученица в костюме Зимы появляется в классе. Дети описывают костюм и объясняют его значение). Представьте , на чём может появиться Волшебница зима? (белых санях, снежном облаке и т.д.)

2.        Волшебство зимы.

Необходимо представить каким образом совершала чудеса Волшебница зима. Чётко разделяется последовательность выполнения чудес на полях, в лесу, на реке. Для наглядного представления рассматриваются цветные фото зимнего пейзажа, где деревья стоят неподвижные и красивые. Предлагается детям прослушать запись музыки Вивальди «Зима» и представить как зима украшала всё вокруг.

Беседа по фото:

1.        Как выглядят поля? С чем можно сравнить снег?

    Пришла, рассыпалась, клоками

           Повисла на суках дубов. Легла                                                                                                                    

           Волнистыми коврами            

           Среди полей, вокруг холмов.

А.С.Пушкин

Дети подчёркивают нужные слова и дополняют своими примерами.

2.        Как выглядят деревья ? В чём красота , с чем можно сравнить?
Не колючий , светло-синий

По ветвям развесил иней,

Погляди хоть ты!

Словно кто-то староватый

Свежей белой пухлой ватой

Все убрал кусты.

А. Фет

На что похож иней? ( на бахрому, жемчуга, алмазы) На какую одежду похож снег на елях, на пнях? ( меховые шубы, шапки)

3.        Что произошло с водой на реке? С чем можно сравнить лёд на реке? (хрустальный
мост)

3. Вывод

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит —

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

   Чудной жизнью он блестит.

Ф. Тютчев

Какое чувство возникает глядя на заснеженный лес? После совершения таких чудес до-вольна ли осталась Волшебница зима своей работой?

V.        Составление рассказа устно по плану с использованием опорных слов.

Волшебница зима.

Прилетела Волшебница зима на снежных облаках и стала творить чудеса.

Махнула она левым рукавом и покрыла поляны белоснежным покрывалом. Махнула она правым рукавом и разукрасила деревья жемчугами и алмазами. Елям подарила тёплые шубы, а пням меховые шапки. На реке построила хрустальный мост.

Разукрасила , заколдовала всё вокруг и осталась собой довольна.

VI.        Запись рассказа

Предварительно повторяются правила оформления частей текста с красной строки, разгра-ничение предложений знаками препинания, применение орфографических правил.

VII.        Подведение итогов.
Зачитывание лучших сочинений.



Предварительный просмотр:

   

                                Факультативное занятие в 5 классе

Тема: Составление рассказа по теме «Волшебница зима»

Цель: учить составлять рассказ, выделять главную мысль, подчинять текст  раскрытию темы, соблюдать связь предложений в тексте; разввивать образное представление, расширять словарный запас;

коррекция мышления, речи;

воспитание любви к природе, чувства прекрасного.

 Наглядность: иллюстрации зимней природы, загадки, отрывки стихотворений о зиме, костюм зимы, музыка Вивальди «Зима»

Словарь: чародейка, жемчуга, алмазы, хрусталь, бахрома

План занятия:

  1. Организационный момент: внешний вид учащихся , рапорт.
  2. Речевая разминка:
    Заголовок-окошко для взгляда вперёд,
    Посмотри и подумай: что тебя ждёт.
    Заголовок- это не просто слова:

Эти слова всему голова.

Прочитать слова хором и затем объяснить значение высказывания.

 III. Определение темы рассказа:

Отгадайте загадку

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Назовите признаки зимы. Если бы мы составляли рассказ просто о зиме . то перечислили бы признаки зимы и всё, а мы будем составлять рассказ о зиме как о живом существе , которое делает чудеса. Отгадайте загадку и скажите , как можно назвать зиму?

Кто угадай-ка

Седая хозяйка?

Тряхнёт перинки-

Над миром пушинки.

Мы назовём наш рассказ «Волшебница  зима».

IV. Составление плана и отбор лексического материала:

1.        Появление зимы.

Для раскрытия этой темы нам необходимо представить зиму в образе волшебницы.

Как бы вы её представили?

(Ученица в костюме Зимы появляется в классе. Дети описывают костюм и объясняют его значение). Представьте , на чём может появиться Волшебница зима? (белых санях, снежном облаке и т.д.)

2.        Волшебство зимы.

Необходимо представить каким образом совершала чудеса Волшебница зима. Чётко разделяется последовательность выполнения чудес на полях, в лесу, на реке. Для наглядного представления рассматриваются цветные фото зимнего пейзажа, где деревья стоят неподвижные и красивые. Предлагается детям прослушать запись музыки Вивальди «Зима» и представить как зима украшала всё вокруг.

Беседа по фото:

1.        Как выглядят поля? С чем можно сравнить снег?

    Пришла, рассыпалась, клоками

           Повисла на суках дубов. Легла                                                                                                                    

           Волнистыми коврами            

           Среди полей, вокруг холмов.

А.С.Пушкин

Дети подчёркивают нужные слова и дополняют своими примерами.

2.        Как выглядят деревья ? В чём красота , с чем можно сравнить?
Не колючий , светло-синий

По ветвям развесил иней,

Погляди хоть ты!

Словно кто-то староватый

Свежей белой пухлой ватой

Все убрал кусты.

А. Фет

На что похож иней? ( на бахрому, жемчуга, алмазы) На какую одежду похож снег на елях, на пнях? ( меховые шубы, шапки)

3.        Что произошло с водой на реке? С чем можно сравнить лёд на реке? (хрустальный
мост)

3. Вывод

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит —

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

   Чудной жизнью он блестит.

Ф. Тютчев

Какое чувство возникает глядя на заснеженный лес? После совершения таких чудес до-вольна ли осталась Волшебница зима своей работой?

V.        Составление рассказа устно по плану с использованием опорных слов.

Волшебница зима.

Прилетела Волшебница зима на снежных облаках и стала творить чудеса.

Махнула она левым рукавом и покрыла поляны белоснежным покрывалом. Махнула она правым рукавом и разукрасила деревья жемчугами и алмазами. Елям подарила тёплые шубы, а пням меховые шапки. На реке построила хрустальный мост.

Разукрасила , заколдовала всё вокруг и осталась собой довольна.

VI.        Запись рассказа

Предварительно повторяются правила оформления частей текста с красной строки, разгра-ничение предложений знаками препинания, применение орфографических правил.

VII.        Подведение итогов.
Зачитывание лучших сочинений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов

Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

Конспект факультативного занятия "Что такое жизнь и как она возникла" для учащихся 4 классов

  Тема занятия.   Что такое жизнь и как она возникла. Цель: приобретение знаний о возникновении жизни, понимание уникальности смысла и назначения жизни. Задачи:- способствовать приобретению знаний о с...

Программа факультативных занятий 8 класс "Логика и компьютер"

Факультативные занятия знакомит учащихся с логическими задачами и некоторыми методами их решения с использованием возможностей компьютера для наглядной иллюстрации процесса решения. Для логическ...

Функции, графики, модуль на факультативных занятиях. 8 класс.

В работе рассматриваются приёмы построения графиков функции, аналитическое выражение которых содержит знак модуля. В практической части приводятся примеры построения графиков указанного вида, построен...

Программа факультативных занятий 10 класс

Программа содержит пояснительную записку, КТП...

Методическая разработка факультативного занятия . Занятие 1: "Неметаллы и их роль в окружающей среде"

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает информацию о роли металлов и не...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие № 2: «Металлы в природе и жизни человека»

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли металлов ...