Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие № 2: «Металлы в природе и жизни человека»
методическая разработка по химии (8 класс)

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли металлов и неметаллов в загрязнении окружающей среды. Металлы в живом организме играют важную роль, так как без них невозможна жизнь не только человека, но и других живых организмов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.19 МБ
Файл Текст слайдов26.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Факультативный курс « Химия окружающей среды» 8 - 9 классы Учитель химии МБОУ «СОШ № 36» Ломакина Галина Алексеевна

Слайд 2

Металл «Оловянная чума»

Слайд 3

Металл « Ртутный градусник»

Слайд 4

Металл Металл тяжелый, и тем хорош, что его рентгеном не возьмешь, лучи умеет поглощать, людей здоровье защищать.

Слайд 5

Занятие №3 Тема: «Металлы в природе и жизни человека»

Слайд 6

Содержание: Источники поступления металлов в окружающую среду . Токсическое действие металлов на живые организмы Способы защиты от поступления токсичных металлов в организм человека

Слайд 7

Где можно «встретить» тяжелые металлы ? 3.Выхлопные газы автомобилей содержат соединения свинца 1. Наиболее вредные для Биосферы земли загрязнители - тяжелые металлы 2. Детские китайские игрушки – кадмий Овощи и фрукты – свинец, ртуть Декоративная посуда – свинец, кобальт

Слайд 8

Тяжелые металлы в продуктах питания

Слайд 9

Группы элементов по степени опасности As, Be, Cd, Hg, Pb, Tl, Zn; Co, Cr, Cu, Mo, Ni, Sb, Sc; Ba, Mn, Sr, V, W. Общепризнанно, что наиболее опасными элементами для человека, да и вообще для теплокровных животных, являются кадмий, ртуть и свинец (Cd, Hg, Pb).

Слайд 10

Пути попадания тяжелых металлов в окружающую среду

Слайд 11

Кадмий

Слайд 13

Болезнь «итай-итай», Япония

Слайд 14

РТУТЬ

Слайд 15

Таллий

Слайд 16

Таллий

Слайд 17

Свинец Пути поступления свинца в организм человека Воздух Пища Вода

Слайд 19

Для полноты картины стоит добавить, что свинец из человеческого организма выводится, но очень медленно. Период его полувыведения из мягких тканей – несколько недель, из костей – 10-20 лет (данные разнятся).

Слайд 20

Тяжелые металлы в быту Батарейки Сигареты Упаковочный материал для пищевой и химической промышленности

Слайд 21

Механизм действия тяжелых металлов

Слайд 22

Курение и тяжелые металлы

Слайд 23

Задача ПДК ртути в воздухе составляет 0,0003 мг/м 3 . В комнате площадью 18 м 2 и высотой потолка 2,5 м разбили ртутный термометр. 1. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация ртути в воздухе данного помещения значение ПДК, если в воздух при этом испарилось 0,5 мг ртути. 2. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию ртути в помещении.

Слайд 24

Решение : 1. Найдём объём помещения: V = 18 м 2 · 2,5 м = 45 м 3 2. Найдём концентрацию ртути в воздухе: С ( Hg ) = 0,5 мг / 45 м 3 = 0,011 мг/м 3 3. Данное значение концентрации ртути в воздухе превышает ПДК. Понизить концентрацию ртути в воздухе поможет организация вентиляции в помещении (проветривание ). Ответ: С ( Hg ) = 0,011 мг/м 3 , превышает ПДК.

Слайд 25

Способы защиты от поступления тяжелых металлов в организм Такие лакомства, как мармелад и фруктовое желе, а также яблоки, лимоны, свекла и т.д. содержат пектин - вещество, способное выводить из организма тяжелые металлы. Он обладает уникальными свойствами - образует комплексы с тяжелыми и радиоактивными элементами

Слайд 26

Способы защиты от поступления тяжелых металлов в организм Нельзя хранить и готовить пищу в декоративной посуде, т.к. она предназначена для украшения, а не для пищи - глазурь, которой покрыта посуда, содержит соли свинца и кадмия.

Слайд 27

Опыт 1 . Исследование влияния ионов тяжелых металлов на биологические системы 2 мл белка + 1мл ацетата свинца. Белок свернулся, образовался желеобразный осадок желтоватого цвета

Слайд 28

Опыт № 2 Наблюдения : вата быстро желтеет из-за образовавшегося йодида свинца( II ), что указывает на наличие примеси свинца на спайке банки выше нормы, т.е. более 1 % (допустимая норма 0,04 %). Спайка ( шов) консервной банки представляет собой сплав олова и свинца, при ее разрушении, например при открывании банки, свинец может попасть в консервы. Поэтому консервы не подлежат долгому хранению после их вскрытия.

Слайд 29

Задание № 1 Сопоставить элемент и действие его соединений на организм человека: 1) свинец 2) таллий 3) ртуть 4) кадмий Ответ: 1 В, 2 А, 3 Г, 4 Б А) о нем рассказывали все европейские газеты Б) вызывает болезнь «Итай-Итай» В) может поступать в организм при использовании хрустальной посуды. Г) содержится в градусниках

Слайд 30

Задание № 2 : Какие из металлов, попадающих в окужающюю среду являются наиболее токсичными? 1) А l 2) Pb 3) K 4) Na Ответ: 2

Слайд 31

Задание № 3 : Верны ли следующие утверждения о химическом загрязнении окружающей среды? А ) Пары ртути ядовиты Б) Тяжелые металлы могут попасть в пищу из жестяной тары при длительном хранении вскрытой упаковки 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны ответ № 3 — верны оба утверждения.

Слайд 32

Заключение : Меры по снижению воздействия тяжелых металлов на организм человека советов: Противоядием от многих тяжелых метал-лов и их солей является яичный белок. Жестяная тара спаивается припоем, содержащим определенное количество свинца, поэтому консервы следует перекладывать в стеклянную посуду. Избавиться от вредных привычек. Не сажать овощи вблизи автострад

Слайд 33

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 1 -  Факультативный курс  «Химия окружающей среды»   8 класс

Слай 2 –  Тема:   «Металлы в природе и жизни человека» 

Слайд 3 -  Содержание :  

Нахождение металлов в природе, их биологическая роль .

Источники поступления металлов   в окружающую среду .

Токсическое действие металлов на живые организмы

Слайд 4  – Нахождение металлов в природе.

Одними из наиболее вредных для биосферы Земли загрязнений, имеющих самые разнообразные вредные последствия, как для здоровья людей, так и для жизнедеятельности живых организмов, являются загрязнения тяжелыми металлами.

Среди опасных для здоровья веществ тяжелые металлы и их соединения занимают особое место,  так как являются постоянными спутниками в жизни человека.

Слайд 5

Важнейшим и «металлическими ядами » являются соединения бария, висмута, кадмия, марганца, меди, ртути, свинца, серебра, таллия, хрома, цинка и соединения некоторых неметаллов (мышьяка, сурьмы). Ряд перечисленных выше химических элементов, соединения которых являются токсичными. В небольших количествах содержатся в тканях организма как нормальная их составная часть, В виду незначительных количеств этих химических элементов. Содержащихся в организме, их называют микроэлементами. Учеными определены предельно допустимые концентрации каждого из металлов в продуктах питания.

Слайд 6

Наряду с пестицидами, диоксинами, нефтепродуктами, фенолами, фосфатами и нитратами тяжелые металлы ставят под угрозу саму существование цивилизации.   Амплитуда содержания того или иного элемента у разных организмов может значительно выходить за пределы указанных концентраций. Фактор концентрации имеет определяющий характер для оценки физиологического действия элемента. Уже почти 85 лет известно, что:

  • Каждый элемент имеет присущий ему диапазон безопасной экспозиции, который поддерживает оптимальные тканевые концентрации и функции;
  • У каждого элемента имеется свой токсический диапазон, когда безопасная степень его экспозиции превышена [Mertz, 1982].

Слайд 7

Правила Мертца особенно важны для токсикологической химии. Металлы с малыми значениями диапазона концентраций условно отнесены в разные группы по «степени опасности» (чем меньше диапазон, тем «опаснее»):

  1. As, Be, Cd, Hg, Pb, Tl, Zn;
  2. B, Co, Cr, Cu, Mo, Ni, Sb, Sc;
  3. Ba, Mn, Sr, V, W.

Общепризнанно, что наиболее опасными элементами для человека, да и вообще для теплокровных животных, являются кадмий, ртуть и свинец (Cd, Hg, Pb).

Слайд 8   Пути попадания тяжелых металлов в окружающую среду

Слайд 9  Токсикология кадмия

Слайд 10. Потеницальная опасность для здоровья

Слайд 11

Кадмий вызывает отравление, описанное в Японии как болезнь «итаи-итаи» (ох-ох). Название болезни происходит от боли в спине и ногах, сопровождающей остеомаляцию (декальцификацию) костей, что приводит к ломкости костей. Хроническое отравление кадмием разрушает печень и почки, приводя к сильнейшему нарушению функции почек. Избыток кадмия нарушает метаболизм металлов, особенно железа и кальция, нарушает действие цинковых и иных металло-ферментов, блокирует сульфгидрильные группы ферментов, нарушает синтез ДНК. Кадмий легко замещает металлфлавопротеиновых комплексах, где главенствующую роль играют железо и молибден, нарушая двухстадийный процесс окисления

Слайд 12 – Ртуть

Ртуть токсична в любой своей форме. Ртуть в природных условиях довольно быстро превращается в летучее токсическое соединение — хлорид метилртути. В организме ионы метилртути быстро попадают в эритроциты, печень и почки, оседают в мозге, вызывая серьезные необратимые кумулятивные нарушения ЦНС. Это приводит, к конце концов, к общему и церебральному параличу, деформации конечностей, особенно пальцев, затрудненному глотанию, конвульсиям и смерти. Ртуть блокирует активность ряда важнейших ферментов, в частности карбоангидразы, карбоксипептидазы, щелочной фосфатазы. Легко замещает кобальт в корриноидах, извращая метаболические реакции, связанные с витамином В12. Повреждение механизма биосинтеза ДНК из-за недостаточности витамина В12 является причиной мегалобластических анемий и наиболее распространенной формы - пернициозной анемии, что приводит к дегенеративным изменениям нервной системы.

Слайд    13   Металл белого цвета  с голубоватым оттенком, сверхпроводник.

Слайд   14 -------

Таллий очень токсичен, зачастую его называют «химическим СПИДом». Таллий, проникая через клеточные мембраны, образует сильные комплексы, например, нерастворимый комплекс с рибофлавином. Это приводит к нарушению метаболизма серы и разрушению иммунной системы. Отравление таллием приводит к гастроэнтеритам, периферической нефропатии, при большой абсорбции к смерти. Через 2-3 недели после небольшого отравления у человека выпадают волосы.

Слайд 15

Свинец известен как токсическое вещество почти 5 тысяч лет среди греческих и арабских ученых. В современных условиях наибольшим источником загрязнения свинцом среды обитания считаются выхлопы бензиновых двигателей автомашин, поскольку в бензин добавляется тетраэтилсвинец для повышения октанового числа. Свинец препятствует одной из ступеней биосинтеза гема, считается сильнейшим нейротоксином, вызывает повышенную агрессивность. Хроническое отравление свинцом постепенно приводит к нарушениям функций почек, нервной системы, анемии. Токсичность свинца увеличивается при недостатке в организме кальция и железа. Свинец блокирует SH-группы белков, образуя комплексы с фосфатными группами рибозы у нуклеотидов, особенно у цитидина, и тем самым быстро разрушает РНК, ингибирует ферменты, в частности карбоксипептидазу.

Свинец на вашем столе. Опасны ли винтажный фарфор и настоящий хрусталь?

Мало кто задумывается о роли свинца в жизни человечества. Долгое время этот тяжёлый металл использовался людьми весьма активно – он был составляющей самых разных красок (в том числе для домов и мебели), глазури для керамических изделий, косметических средств. Существовала даже посуда из свинца; делали из этого металла и трубы, а также добавляли его соединения в бензин и хрусталь. Сегодня свинец используется гораздо реже, чем раньше, однако это не означает, что вы не можете получить свинцовое отравление.

Коварство свинца заключается в том, что при отравлении этим металлом люди, как правило, меньше всего подозревают свинец. Симптомы на начальном этапе довольно обычные: головные боли, потеря аппетита, общая слабость, боли в животе, повышенная утомляемость, усталость, раздражительность, нервозность, тошнота, периодическая рвота. Затем могут появиться забывчивость, анемия, потеря памяти, нарушения физической и умственной работоспособности, депрессия. Далее может возникнуть кайма свинцового цвета на деснах. Со временем свинец накапливается в костях и зубах, где может оставаться до конца жизни, потому что выводится он из костей чрезвычайно медленно. Высокое содержание свинца в организме может способствовать развитию подагры, что, как предполагают, было распространено среди богатых европейцев, постоянно использовавших хрустальную посуду и для употребления, и для хранения спиртных напитков (Emsley J., 2005).

Слайд 17  

Среди опасных для здоровья веществ тяжелые металлы и их соединения занимают особое место,  так как являются постоянными спутниками в        жизни человека.  

Слайд  18

Наряду с пестицидами, диоксинами, нефтепродуктами, фенолами, фосфатами и нитратами тяжелые металлы ставят под угрозу саму существование цивилизации.

Токсичное  действие металлов.

Слайд  19   Курение и тяжелые металлы.  

Установлено, что в дыме сигарет содержание тяжелых металлов меньше, чем в табаке сигарет. Показано, что отношение количества тяжелых металлов, содержащихся в дыме сигарет, к их количеству, содержащемуся в табаке, неодинаково и зависит как от природы ме-талла, так и от наименования сигарет. Это может быть обусловлено различиями: температурных условий сгорания табака, сорбционной способности пепла табака по отношению к тяжелым металлам, способности материалов фильтров сигарет задерживать выделяющиеся с дымом тяжелые металлы.  Отмечено также, что фильтры всех изученных наименований сигарет в той или иной степени улавливают в процессе курения Cd, Pb, Cu и Hg, однако для некоторых наименований сигарет фильтры не только не задерживают Zn, но и сами являются дополнительным источником поступления этого металла в сигаретный дым.

Слайд  20

Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК — это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК ртути в воздухе составляет 0,0003 мг/м3.

В комнате площадью 18 м2 и высотой потолка 2,5 м разбили ртутный термометр. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация ртути в воздухе данного помещения значение ПДК, если в воздух при этом испарилось 0,5 мг ртути. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию ртути в помещении.

Слайд 21 – решение задачи

Слайд 22 – тесты

Слайд 23 – тесты.

Заключение

. Мы исследовали влияние ионов тяжелых металлов меди, свинца и ртути и кадмия на живые организмы.

2. Соли тяжелых металлов вызывают на обратимое осаждение белков; под их  воздействием происходит значительное изменение свойств (денатурация) белков и они после осаждения теряют способность растворяться в воде и в разбавленных солевых растворах, а также теряется физиологическая активность.

3.Неконтролируемое загрязнение окружающей среды ТМ угрожает здоровью людей. Прием токсических веществ приводит к необратимым изменениям внутренних органов. В результате развиваются неизлечимые болезни: нарушения желудочно-кишечного тракта, печени, почечные и печеночные    колики, параличи. Нередки смертельные случаи.

4.В связи с этим необходимо максимально снизить уровень поступления тяжелых металлов в организм человека.

Для выработки мер по снижению воздействия тяжелых металлов на организм человека мы обсудили эту тему в классе  и составили перечень «полезных советов»:

  • Противоядием от многих тяжелых металлов и их солей является яичный белок.
  • Если металлическая ртуть оказалась разлита в помещении, ее следует засыпать порошком серы или залить раствором хлорида железа(III).
  • Жестяная тара спаивается припоем, содержащим определенное количество свинца, поэтому консервы следует перекладывать в стеклянную посуду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Защита окружающей среды" -7 класс, УМК "Шаги"

В разработке урока использованы ИКТ-технологии, файл содержит мультимедийную презентацию к уроку...

Методическая разработка воспитательного часа "Автомобиль и окружающая среда"

Методическая разработка воспитательного часа "Автомобиль и окружающая среда" проведен в рамках мероприятий, посвященных Году экологии, включает в себя сообщения, мини-исследования, презентации, памятк...

Элективный курс "Химия окружающей среды"10 класс

Разработка программы на 34 занятия....

программа элективного курса "Химия окружающей среды"

Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Химия окружающей среды» по химии для 10 а класса

Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствам...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме: «Роль бактерий в природе и жизни человека»

Цель урока: создавать условия для понимания и освоениями обучающимися рои бактерий в природе и жизни человека.Урок состоит из нескольки этапов:1 этап - Мотивация к учебной деятельности2 этап - Проверк...