программа элективного курса "Химия окружающей среды"
элективный курс по химии (10 класс) на тему

Павлова Светлана Сергеевна

Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веществ; антропогенных влияний, нарушающих замкнутость циклов; способов устранения или уменьшения последствий этих воздействий; экологический мониторинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_okr_sredy.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРСА

«ХИМИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Автор: Павлова С.С.

             Учитель химии

Возраст учащихся: 15 – 16 лет

Срок реализации: 1 год

Кемерово

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшей задачей современного образования в области естественных наук является установление тех сложных связей, которые существуют в системе «природа-общество-человек». Для поиска путей решения всех жизненно важных задач, уменьшения негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, важно выработать стратегию выживания и развития общества.

Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веществ; антропогенных влияний, нарушающих замкнутость циклов; способов устранения или уменьшения последствий этих воздействий; экологический мониторинг.

Цели изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основные задачи курса:

1. Способствовать формированию знаний об окружающей среде как целостной системе с множеством сбалансированных связей, нарушение которых усиливает экологическую проблему.

2. Вызвать профессиональный интерес к основным аспектам охраны окружающей среды – технико-экономическому, экологическому и социально-политическому.

3. Обеспечить системой знаний, которые убеждали бы учащихся, что химия не является «губителем всего живого», а составляет неотъемлемую часть процесса развития цивилизации.

4. Развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своего края.

На изучение курса отводится 34 часа.

Курс рассчитан для учащихся 9 классов. Значительное место в настоящем курсе уделяется реализации межпредметных связей, особое внимание уделяется изучению (там, где возможно) процессов, протекающих в живой природе.

Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов и проведение лабораторно-практических занятий. Лабораторно-практические занятия рассчитаны на доступные способы оценки пищевых продуктов и ряда качеств воды, используемой на бытовые и промышленные нужды, с точки зрения методик, материального обеспечения и возможностей использования в общеобразовательной школе. При необходимости они могут быть заменены другими работами. Программой также предусмотрено проведение практикума по решению задач. В конце программы приводятся примерные темы рефератов и рекомендуемая литература.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел

Количество часов

I.

Введение        

3

II.

Химия биосферы        

4

III.        

Химия атмосферы        

6

IV.

Химия гидросферы        

9

V.

Химия литосферы

7

VI.

Хемосфера        

3

VIII.

Семинар «Стратегия выживания» (подведение итогов)

2

ИТОГО

34

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (3 ч.)

Предмет химии окружающей среды. Значение химии окружающей среды в понимании вопросов превращения химических элементов в природе, их роли в биосфере, проблемы сохранения среды обитания. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе.

Химия биосферы (4 ч.)

Понятие биосферы. Роль биосферы в химии Земли. Фотохимический синтез. Его основные стадии.

Биогеохимические процессы. Антропогенные нарушения биогеохимического круговорота элементов в природе и экологические последствия, вызванные этими нарушениями.

Демонстрация

Схемы круговорота в природе углерода, серы азота.

Химия атмосферы (6 ч.)

Состав атмосферы Земли. Химические реакции в атмосфере. Химия атмосферного озона.

Основные источники загрязнения атмосферы. Фотохимический смог. Парниковый эффект. Проблемы загрязнения атмосферного воздуха Мурманской области. Охрана атмосферы.

Демонстрация

Круговорот кислорода в природе.

Химия гидросферы (9 ч.)

Вода в природе. Строение льда. Способность воды растворять вещества. Состояние в воде катионов и анионов. Гидратная оболочка ионов.

Роль воды в круговороте веществ в природе. Растворимость в воде кислорода. Биохимическая потребность в кислороде. Основные источники загрязнения гидросферы. Металлы загрязнители водной среды, органические соединения – токсиканты, источники их поступления. Охрана гидросферы

Проблемы загрязнения вод Мурманской области.

Практические работы

1. Физико-химические свойства вод РМ: рН, запах, мутность, цветность и т.д.

2. Определение гидрокарбонат ионов, катионов кальция и магния.

3. Определение общего содержания примесей.

Химия литосферы (7 ч.)

Химические элементы и их минералы в земной коре. Состояние природных ресурсов России. Проблема рециркуляции элементов в земной коре.

Загрязнение почвы пестицидами, отходами промышленной переработки . Проблемы переработки мусора.

Демонстрация

Минералы и горные породы.

Практические работы

1. Определение нитратного азота в овощах и фруктах.

2.Определение кислотности почв.

Хемосфера (3 ч.)

Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды.

Семинар (подведение итогов) (2 ч.)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

После изучения данного элективного курса учащиеся должны

1. Знать:

– биогеохимические циклы элементов;

– вещества – загрязнители окружающей среды;

– стандарты качества среды;

– химические процессы, происходящие в воздухе, почве и воде;

– антропогенное влияние, нарушающее замкнутость циклов;

– состояние природной среды региона.

2. Уметь:

– проводить анализ качества воды, используемой для бытовых и промышленных нужд, пищевых продуктов, почвы;

– решать расчетные задачи с экологическим содержанием;

– составлять схемы круговорота углерода, серы, азота и кислорода в природе;

– работать в группе;

– работать с дополнительной литературой;

– писать рефераты, придерживаясь определенной структуры

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА (ОБЪЕМ 34 Ч.)

 п/п        

Раздел

Название темы

Кол-во

часов

I.

Введение        

3

1. Предмет химии окружающей среды.

1

2.Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе

1

3.Решение расчетных задач с экологическим содержанием

1

II.

Химия биосферы        

4

4. Роль биосферы в химии Земли

1

5. Биогеохимические процессы

2

6.Решение расчетных задач с экологическим содержанием

1

III.        

Химия атмосфер        

6

7. Строение, состав атмосферы и химические реакции в ней

1

8. Химия атмосферного озона.

1

9. Основные источники загрязнения атмосферы

1

10. Проблемы загрязнения атмосферного воздуха Кемеровской области

1

11.Охрана атмосферы

1

12. Решение расчетных задач с экологическим содержанием

1

IV.

Химия гидросферы 9        

13. Физико-химические свойства воды

1

14.Роль воды в круговороте веществ в природе

1

15. Химия и охрана гидросферы

1

16-17. Физико-химическая характеристика природных вод Кемеровской области

2

18. Проблемы загрязнения вод Кемеровской области

1

Практические работы:

19.Физико-химические свойства вод РМ: рН, запах, мутность, цветность

1

20. Определение гидрокарбонат ионов, катионов кальция и магния

1

21.Определение общего содержания примесей.

1

22. Решение расчетных задач с экологическим содержанием

1

V.

Химия литосферы

7

23. Ресурсы Земли

1

24-25. Охрана литосферы. Загрязнение почв отходами промышленной переработки.

2

26.Проблемы переработки мусора

1

Практические работы

27. Определение нитратного азота в овощах и фруктах

1

28.Определение кислотности почв.

1

29. Решение расчетных задач с экологическим содержанием

1

VI.

Хемосфера        

3

30. Токсичные вещества хемосферы.

1

31.Стандарты качества среды.

1

32. Решение расчетных задач с экологическим содержанием        

1

VIII.

Семинар «Стратегия выживания» (подведение итогов)

2

ИТОГО        

34

        

        

        

        

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

Абрамов, С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов / С.И. Абрамов. – М.: Наука, 1987. – 218 с.

Величковский, Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда / Б.Т. Величковский. – М.: Новая школа, 1997. – 186 с.

Гудернап, Р. Загрязнение воздушной среды / Р. Гудернап. – М.: Мир, 1979. – 218 с. – 200 с.

Кутырин, И.М. Охрана воздуха и промышленных вод от загрязнения / И.М. Кутырин. – М.: Наука, 1980. – 87 с.

Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек / Ю.В. Новиков. – М.: ФАИР – Пресс, 2003. – 320 с.

Охрана окружающей среды / под ред. С.А. Брылова. – М.: Высшая школа, 1986. – 272 с.

Перельман, А.И. Геохимия природных вод / А.И. Перельман. – М.: Наука, 1982. – 154 с.

Сапрыкин, Ф.Я. Геохимия воды / Ф.Я. Сапрыкин. – М.: Наука, 1984. – 231 с.

Химия окружающей среды / под ред. Дж.О.М. Бокреса. – М.: Химия, 1982. – 236 с.

Шустов, С.Б. Химические основы экологии / С.Б. Шустов. – М.: Просвещение, 1995. – 305 с.

Дополнительная

Беспамятной, Г.П. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде: справочник / Г.П. Беспамятной, Ю.А. Кротов. – Л.: Химия, 1985. – 110 с.

Бородавченко, Н.Н. Охрана водных ресурсов / Н.Н. Бородавченко и др. – М.: Мир, 1979. – 247 с.

Василенко, В.Н. Мониторинг загрязнения снежного покрова / В.Н. Василенко. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 181 с.

Гаврилов, В.П. Кладовая океана / В.П. Гаврилов. – М.: Наука, 1983. – 168 с.

Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

Очкин, А.В. Химия защищает природу: книга для внеклассного чтения / А.В. Овечкин, Г.Н. Фадеев. – М.: Просвещение, 1984. – 158 с.

Посохов, С.П. Общая гидрогеохимия / С.П. Посохов. – Л.: Недра, 1975. – 208 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Темы рефератов

1. Биогенные элементы – связующее звено между живой и неживой компонентами экосистемы.

2. Биогеохимические циклы элементов в экосистемах.

3. Эколого-химический аспект происхождения и развития жизни на Земле.

4. Антропогенный фактор в природе.

5. Проблемы энергетики и окружающая среда.

6. Вещества – загрязнители окружающей среды. Токсичность. Стандарты качества среды.

7. Химические реакции в атмосфере и ее защитные свойства.

8. Проблемы «кислотных дождей». Фотохимический смог.

9. Защита атмосферы от промышленных загрязнений.

10. Экологические ловушки (монооксид углерода, источники радиации и др.).

11. Химические элементы – токсиканты атмосферы и воды.

12. Гидрологический цикл в природе.

13. Физико-химические методы очистки сточных вод.

14. Химические методы очистки сточных вод.

15. Биохимические методы очистки сточных вод.

16. Проблема рационального водопотребления в Мурманской области.

17. Природные ресурсы. Проблема рециркуляции химических элементов литосферы.

18. Модель промышленной экосистемы.

19. Пестициды с низкой экологической нагрузкой.

20. Химические источники пищи.

21. Кладовая океана.

22. Современные проблемы утилизации мусора.

23. Металлизация биосферы, ее последствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Интернет- среда обучения" 9 класс

Переход к профильному обучению определяет необходимость активизации предпрофильной подготовки школьников. В связи с этим большое значение приобретает всемирная сеть Интернет – как среда, имеющая огром...

Программа кружка «Химия окружающей среды» для 5 класса.

         Данная программа  кружка «Химия окружающей среды» предназначена для учащихся  5  классов. Она позволяет учащимся реализовать свой интерес к наук...

Программа элективного курса "Окружающий мир" для 7 класса

Программа элективного курса предназначена для 7 класса, с элементами по экологическому образованию. Рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю....

Элективный курс "Окружающая среда и человек"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов...

Авторская инновационная учебная программ "Человек и окружающая среда"

   В РФ проблема экологической безопасности становится всё более и более актуальной. Несмотря на общий спад промышленного производства, практически не изменились сложившиеся тенденции...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ» для 8-9 классов

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ»для 8-9 классов...

Программа элективного курса "Человек среди людей: право и ответственность"

"Возможно, все мы рождаемся, зная, что у нас есть права, - нам просто надо о них напомнить". / Учитель из Румынии /...