Программа элективного курса "Человек среди людей: право и ответственность"
рабочая программа по праву (9 класс) на тему
"Возможно, все мы рождаемся, зная, что у нас есть права, - нам просто надо о них напомнить". / Учитель из Румынии /
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа элективного курса “ Человек среди людей: право и ответственность” составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273 - ФЗ от 29.12.12г.), разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения, а также с учетом основных требований к уровню правового образования выпускников основной школы.
Изучение прав человека приобретает особое значение в условиях становления правового государства, строить которое предстоит будущему поколению. Знание человеком и гражданином своих прав необходимо и в экономической, и в правовой деятельности. Основные задачи обществоведческого образования в школе - содействие социализации личности, формировании жизненной позиции личности. Изучение данного курса способствует также профессиональной ориентации. Курс направлен на развитие практических навыков анализа ситуации, умения и желания отстаивать свои права в повседневной жизни. Курс также рассчитан на поддержку и развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора и на формирование ценностных ориентиров в области правовых норм. Основой изучения курса являются предметные знания по истории, обществознанию, правоведению.
Элективный курс «Человек среди людей: право и ответственность» направлен:
- на расширение правовых знаний;
- на формирование общих представлений и знаний, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний о правах человека и способов их защиты.
Настоящий курс предполагает знакомство с основными научными понятиями, документами по правам человека. Курс «Человек среди людей: право и ответственность» включает и учебную деятельность, результатом которой должно стать наряду с усвоением знаний овладение рядом умений, в том числе:
- выделять в источнике права норму права,
- сопоставлять разные источники по правам человека,
- описывать изучаемое право человека на конкретных примерах,
- сравнивать и делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их, участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам,
- анализировать конкретные жизненные ситуации,
- вырабатывать личностное отношение к явлениям окружающей действительности, принятии практических решений на основе теоретических знаний, а также изучении документов по правам человека, планировании практических действий.
Цели курса:
- развивать умение школьников ориентироваться в правовой сфере общества;
- способствовать освоению навыков компетентностного выбора, базирующегося на нравственно-философских и психологических принципах личности;
- формировать способности учащихся, сделать процесс выбора дальнейшего пути сознательным и ответственным.
Задача курса:
показать ученику, какие вопросы нашей жизни урегулированы правом, а в каких можно проявить самостоятельность.
Принципиальная новизна курса заключается в том, что по завершению его изучения у учащихся будет накоплен определённый опыт, способный стать основой дальнейшего формирования правовой компетентности личности, а именно:
- получение социально-значимой информации из различных источников, её осмысление и интерпретация;
- использование полученной информации в типичных жизненных ситуациях, предполагающих выбор;
- оценочные суждения о моделях поведения в ситуациях выбора, о последствиях того или иного выбора;
- участие в обучающих тренингах, играх, проектной деятельности;
- взаимодействие со сверстниками: в паре, в группе; взаимодействие со старшими: педагогами, родителями, жителями села (микрорайона);
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни.
Курс рассчитан на 11,5 часов.
Список литературы.
- Азаров А.Я. Права человека. М.: Новое знание. 1995
- Асмолов А. Г. Психология личности. М. 1990.
- Берне Р. Развитие я- концепции и воспитание. М. 1986.
- Ю.Блех А. Незнание законов не освобождает от ответственности. //Воспитание школьников. №1. 1990.
- Бодал ев А. А. Личность и общение. М. 1983.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. МЛ, 1968.
- Бочкарёв В. Правовые основы взаимоотношений учителя, ученика, родителей. Воспитание школьников. №2-3, 1991, с. 19-21; с. 18-22.
- .Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М. 1988.
- Турина Т.П. Представление старшеклассников о ценностях./ Педагогика., 1995, №4
- .Давыдов Г.П., Обухов В.М. Правовое воспитание в системе работы школы. М: Педагогика. 1976.
П..Жуков В. Из опыта подготовки и проведения классных собраний. Воспитание школьников. №1 1981.
- .Колесов Д.В., Мягков И.В. Учителю о психологии и физиологии подростка. МЛ 1986.
- .Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение. 1984.
- Конвенция о правах ребенка. ООН. Нью-Йорк. 1991
- .Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература. 1993
- .Кузнецов Г.А. Нравственно-правовое воспитание подростков. Издательство Саратовского ун-та. 1989.
- По лабиринтам права. М.: Юридич. Литература, 1990г
- Права человека в современном мире (пособие для учителя и студентов). Донецк. 2009
- Тарас А.Е. Правовое воспитание старшеклассников. Минск.: Народная Ас-веста. 1988
- Шнекендорф З.К. О правах ребёнка// Человек и закон, №6,1994
Учебно-тематическое планирование
элективного курса (11,5 ч.)
«Человек среди людей: право и ответственность»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Форма проведения | Образовательный продукт | |
Теория | Практика | |||||
1. | Раздел 1. Человек среди людей. Уникальность человека. Откуда взялись права человека. | 2 | 1 | 1 | Беседа, лекция, анкетирование, игра | |
2. | Раздел 2. Основные права человека. Всеобщая декларация прав человека. Права ребёнка. Категории прав, входящих в Конвенцию. | 6 | 4 | 2 | Лекция Упражнение «Вопросы» | Составление «Лестницы ценностей и прав человека». Творческие работы учащихся «Права человека в России» |
3. | Раздел 3. Право и ответственность. Мои права – твои права. Предупреждение дискриминации. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа. Игра «Что делать?» Игра «Воображаемая страна» | Творческие работы учащихся |
4. | Раздел 4. Защита прав человека. Мир глазами детей | 1,5 | 0,5 | 1 | Занятие в группах с использованием фотографий | Опыт работы с визуальным материалом |
ВСЕГО: | 11,5 | 6,5 | 5 |
№ п/п | Наименование раздела (темы). | Кол-во часов | Формы и приемы обучения | Содержание занятия | Дата занятия | |
план. | факт. | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 | Беседа, анкетирование | Человек среди людей. Права человека - твои права. Анкета вводного контроля «Кто есть кто». | 10.09 | |
2 | Понятие прав человека. Уникальность человека. Откуда взялись права человека | 1 | Лекция, с элементами беседы | Человеческое достоинство как фундаментальная основа прав человека. Предпосылки возникновения прав человека. Права человека как средство защиты и общечеловеческие ценности. | 10.09 | |
3 | Права человека в современном мире | 1 | Дискуссия, самостоятельная работа | Международные документы по правам человека. Гарантии прав человека. Роль государства в обеспечении и защите прав человека. | 17.09 | |
4 | Всеобщая декларация прав человека 1948 г. | 1 | Лекция, решение познавательных задач, дискуссия | История создания Всеобщей декларации прав человека, её основное содержание, и историческое значение. Классификация прав человека. | 17.09 | |
5-6 | Проблема прав человека в нашей стране и мире сегодня | 2 | Лекция, с элементами беседы | Всемирный день прав человека. Проблемы гарантий прав человека. Обострение проблем прав человека в условиях глобализации. Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г. Конституция 1993 г. РФ. Значение поста Уполномоченного по правам человека в России. Взаимодействие России с Европейским судом по правам человека. | 24.09. 24.09. | |
7 | Положение детей в нашей стране и в мире | 1 | Беседа, дискуссия | Обязанности государства по защите прав детства. Правовое положение детей. Защита от рабства и насилия. | 01.10. | |
8 | Конвенция о правах ребенка | 1 | Работа с источником | Основное содержание Конвенции о правах ребенка. Категории прав, входящих в конвенцию | 01.10. | |
9 | Право и ответственность. Мои права – твои права | 1 | Лекция, игра | Право - регулятор общественных отношений. Правовая культура человека. Права человека: твои и мои. Ответственность несовершеннолетних. Марек Новицкий «Что такое права и свободы?»Игры (упражнения) по Всеобщей декларации прав человека. Игра «Что делать?» Упражнение «Вопросы» «Воображаемая страна», | 08.10. | |
10 | Преступления против человечества. Предупреждение дискриминации | 1 | Лекция, работа с понятиями | Геноцид вчера и сегодня. Апартеид в ЮАР: исторические уроки. Борьба против расизма. Рабство и сходные с ним обычаи. Национальные, этнические, религиозные, языковые и другие меньшинства. Трудящиеся-мигранты. Беженцы, вынужденные переселенцы. | 08.10. | |
11-12 | Защита прав человека. Мир глазами детей. | 1,5 | Российские правозащитные организации. Международная защита прав человека. Ювенальное право и восстановительное правосудие. Проект «Мир глазами детей» | 15.10. 15.10. | ||
ИТОГО: | 11,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/29/picture-28047.jpg)
программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс
Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы представлены не полно, ...
программа элективного курса "Практическое применение права"для учащихся 9 класса
Программа курса по выбору «Практическое право» разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепцией профильного обучения, а так...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/14/picture-47787.jpg)
Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.
Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-194327-1367000028.jpg)
Воспитательная программа класса "Я - среди людй"
Программа деятельности классного руководителя "Я - среди людей" на районный конкурс "Самый классный "классный"....
программа элективного курса "Основы избирательного права"
Программа элективного курса "Основы избирательного права" (35 часов) для 10, 11 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-332499-1383730980.jpg)
Воспитательная программа "Я живу среди людей"
Воспитательная программа учащихся 5-6 классы "Я живу среди людей"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-92272-1357835730.jpg)
Программа элективного курса "Среда обитания и ее экология"
Общая характеристика курсаКурс «Среда обитания и её экология» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часа.Цели:Расширить кругозор школьника по данному предмету.Раскрытие рол...