программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс
элективный курс (обществознание , 9 класс) по теме

Дитятьева Ольга Сергеевна

Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы  представлены не полно, раскрываются недостаточно или остаются нераскрытыми.

Материалы элективного курса «Основы избирательного права» помогут педагогам в проведении работы по повышению правовой культуры потенциальных избирателей, которыми являются школьники, по формированию их правосознания, поможет в развитии способностей, самостоятельности, инициативности – тех качеств, без которых невозможно формирование новой России.

Способом применения на практике приобретенных знания по избирательному праву ( до наступления 18 лет) может стать проведение выборов ученического самоуправления (Совета школы, совета класса и т.л.).

Таким образом, введение элективного курса «Основы избирательного права»  - важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

«Основы избирательного права»

( 9 класс)

                                                          Автор: Дитятьева О.С.,

                                                                          учитель историиобществознания

                                                              МОУ «Тотемская средняя

                                                                           общеобразовательная школа №3»

Тотьма

2011

Элективный курс

«Основы избирательного права»

( 9 класс)

Дитятьева О.С.,учитель истории и обществознания

в МОУ «Тотемская средняя общеобразовательная школа №3»

Пояснительная записка

Общественное развитие России требует активного участия молодежи в политической жизни страны. Именно юным гражданам предстоит вершить судьбу  страны в XXI веке. В период юношества, молодости человек формируется как гражданин своего государства, получает права и обязанности.

Одним из самых трудных моментов в жизни человека является необходимость выбора: выбора книги для чтения, выбора профессии, выбора учебного заведения, выбора при совершении какого-либо поступка и т.д. Выбирая, человек задает себе вопросы6 что предпочесть? От чего отказаться? Сделанный выбор нередко определяет всю дальнейшую жизнь человека.

Современный человек сталкивается еще с одним типом выбора – политическим. Граждане многих государств имеют право выбирать своих представителей в органы государственной власти, быть избранными сами (например, на должность Президента, в качестве депутата и т.д.). Становление правового государства, укрепление основ демократии во многом зависит от результатов выборов. К сожалению мы наблюдаем низкую правовую культуру российской молодежи, пассивное отношение ее к выборам.

Поэтому одной из главных целей преподавания обществознания является формирование правовой и политической культуры учащихся как будущих избирателей.

Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы  представлены не полно, раскрываются недостаточно или остаются нераскрытыми.

Материалы элективного курса «Основы избирательного права» помогут педагогам в проведении работы по повышению правовой культуры потенциальных избирателей, которыми являются школьники, по формированию их правосознания, поможет в развитии способностей, самостоятельности, инициативности – тех качеств, без которых невозможно формирование новой России.

Способом применения на практике приобретенных знания по избирательному праву ( до наступления 18 лет) может стать проведение выборов ученического самоуправления (Совета школы, совета класса и т.л.).

Таким образом, введение элективного курса «Основы избирательного права»  - важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства.

Цели:

1)способствовать развитию правовой культуры учащихся – граждан России;

2) научить грамотно пользоваться своими избирательными правами;

3) способствовать формированию интеллектуальных, коммуникативных, гражданско-правовых компетенций

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство учащихся с историей становления избирательного права; с особенностями избирательной системы Рф; формами и принципами  избирательного права4
  • Знакомство с основными нормативно-правовыми актами, касающимися избирательного права.

Развивающие:

  • Формирование навыков работы с нормативно-правовыми актами;
  • Развитие коммуникативных способностей; навыков устного выступления; умения аргументировать свою точку зрения;
  • Развитие умения отстаивать свою позицию, задавать вопросы, вести дискуссию4
  • Развитие навыков использования приобретенных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни.

Воспитательные:

  • Формирование у учащихся осознания ответственности и важности участия в политических выборах, чувства ответственности за будущее страны;
  • Формирование активной гражданской позиции.

Предполагаемые результаты освоения элективного курса:

Учащиеся должны:

  • Знать основные термины по избирательному праву;
  • Изучить основы избирательного законодательства РФ;
  • Характеризовать избирательные системы;
  • Использовать приобретенные знания и умения в реальной жизни для: получения и оценки политической информации, участия в школьных общественных организациях, оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ.

Оборудование занятий: компьютер, проектор, раздаточный материал (Конституция РФ, сборник законов по избирательному праву),  доска, схемы.

Формы и методы работы:

  • лекции, эвристические беседы, дискуссии;
  • устные выступления с сообщениями;
  • работа с документами ( самостоятельное чтение, анализ, организация понимания через обсуждение)
  • ролевые игры, которые моделируют определенные ситуации, позволяют применять теоретические знания на практике;

Литература и источники:

  • Никитин А.Ф. Право и политика.– М.,1999.
  • Никитин А.Ф. Избирательное право. Дополнительные материалы к учебнику «Право и политика» 9 класс. – М., 1998.
  • Никитин А.Ф. Основы государства и права: Пособие для образовательных         учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
  • Никитин А.Ф. Основы государства и права: Методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2005.
  •  Введение в обществознание: 8-9 кл./ Под ред.  Боголюбова Л.Н.,.- М., 2007.
  • №5-ФКЗ «О референдуме» от 28 июня 2004 года.
  • Конституция РФ 1993г. 2009 г.
  • Кравченко А.И. «Обществознание» - учебник для 10-11 кл., М., 2009г.
  • Мухаев Р.Т. «Политология» - 10-11 кл., М.,2005г.
  • N 67-ФЗ ФЗ «Об  основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года
  • Федеральный закон  от 10 января 2003 года  № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (в действующей редакции).
  • Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51—ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в действующей редакции).

Программа курса

Тема 1. (1 час)  Вводное занятие. Понятие избирательного права.

Предмет избирательного права. Место избирательного права в системе российского права. Структура избирательного права. Федеральное и региональное законодательство о выборах.

Тема 2.(2 часа) История становления и развития избирательного права.

 Первобытная демократия. Древняя Греция ( реформы Солона, Клисфена, Перикла). Основные этапы становления и развития избирательного права в России. Выборы в средневековой Руси (10-15 вв.). выборы в Русском государстве в 16-первой половине 19 века. Российское избирательное право во второй половине 19 – начале 20 века. Порядок выборов депутатов Государственной Думы (1906-1912гг) и Учредительного Собрания (1918). Советское избирательное право. Избирательная реформа в конце 1980-х- нач.90-хгг. Избирателная реформа с 1993 по 1999 год.

Тема 3. (1 час) Современное избирательное право.

Этапы и содержание процесса формирования новой системы российской государственности. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве РФ. Изменения в Конституции РФ, касающиеся выборов Президента и Государственной Думы.

Тема 4. (1 час) Источники избирательного права.

Понятие источника избирательного права. Виды источников российского избирательного права. Конституция РФ как основной источник избирательного права РФ. Общая характеристика ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан РФ» и его место в системе источников избирательного права. Другие нормативно-правовые акты. Содержащие нормы избирательного права. Акты органов местного самоуправления, акты избирательных комиссий.

Тема 5. (1 час) Принципы избирательного права.

Всеобщее, равное, прямое избирательное право. Тайное голосование; обязательность и периодичность выборов; независимость органов, организующих выборы; открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий. Избирательный ценз.

Тема 6. (1час) Избирательная система.

Понятие избирательной системы. Основные типы избирательных систем. Мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства. Пропорциональная система распределения депутатских мандатов.

Тема 7. (3 часа) Субъекты избирательного права. Гарантии их прав.

Категории избирателей. Носители избирательного права (электорат). Избиратели –военнослужащие, проживающие в пределах воинской части. Избиратели за пределами РФ. Составление списков избирателей. Сбор подписей. Система избирательных комиссий. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии. Наблюдатели. Уполномоченные представители и доверенные лица. Кандидат в депутаты, кандидат на должность Президента РФ, их права и обязанности. Политическая партия – понятие, требования к политической партии, устав, виды политических партий. СМИ (государственные, негосударственные, муниципальные) – понятие, их права и роль в ходе выборов. Условия проведения  предвыборной агитации в СМИ.

Тема 8. (3 часа) Стадии избирательного процесса.

Назначение выборов. Реализация инициативы проведения выборов. Составление списка избирателей, образование избирательных округов, избирательных участков. Формирование участковых избирательных комиссий. Информирование избирателей. Выдвижение кандидатов. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов. Регистрация федерального списка кандидатов. Агитация, условия ее проведения. Голосование. Избирательный бюллетень. Требования к помещению для голосования. Голосование по открепительным удостоверениям. Подсчет голосов избирателей. Обработка и установление итогов голосования в избирательных комиссиях. Признание выборов действительными или недействительными. Повторные выборы. Опубликование итогов голосования.

Тема 9. (1 час) Референдум.

Понятие референдума. Участники референдума. Инициатива проведения и назначение референдума. Реализация инициативы проведения референдума. Подсчет голосов избирателей – участников референдума, определение результатов. Признание результатов действительными или недействительными. Опубликование результатов.

Тема 10. (1час) Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права.

Конституционно-правовая ответственность, ее субъекты. Отмена решения о результатах выборов или референдума. Административная и уголовная ответственность.

Обобщающее занятие.(1 час)

Подведение итогов  работы учащихся. Организация обобщающего турнира (игры, викторины) или тестирования, решение  заданий по моделированию жизненных ситуаций;

написание творческих работ (сообщения, рефераты) -на выбор учителя.

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

Формы работы

1

Вводное занятие. Понятие избирательного права.

1 час

Лекция с элементами беседы. Распределение творческих заданий.

2-3

История становления и развития избирательного права.

2 часа

Семинар: сообщения учащихся, презентации

4

Современное избирательное право

1 час

Лекция с элементами беседы

5

Источники избирательного права.

1 час

Практическая работа с нормативно-правовыми актами по избирательному праву

6

Принципы избирательного права.

1 час

Практическая работа с текстом ФЗ «Об основных гарантиях избир.прав и прав на участие в референдуме граждан РФ»

Сообщения по теме: «Избирательный ценз: история и современность»

7

Избирательная система.

1 час

Лекция с элементами беседы. Составление таблицы.

8-10

Субъекты избирательного права. Гарантии их прав.

3 часа

Лекция с элементами беседы, сообщения по теме, составление схемы «Система избирательных комиссий», Практическая работа с текстом ФЗ «ОБ основных гарантиях избирательных прав…» и «О политических партиях»

11-13

Стадии избирательного процесса.

3 часа

Работа с текстами нормативно-правовых актов, конкурс предвыборных программ, рекламы, слоганов. Сообщения по теме: «Черный пиар».

14

Референдум.

1 час

Лекция с элементами беседы. Работа с текстом ФЗ

15

Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права.

1 час

Лекция с элементами беседы.

16

Обобщающее занятие.

(приложение №1)

1 час

Викторина, турнир, игра или зачетное занятие – на выбор учителя

Приложение №1. Обобщающее занятие. Вариант №1 – игра.

Данная игра поможет в более доступной форме обобщить полученные ранее теоретические знания. Способствует развитию творческих способностей учащихся, умению решать учащимися  проблемных ситуаций, вести дискуссию, давать объективную оценку событий.

Игра проводится в несколько этапов и  должна точнее воспроизвести реальную процедуру выдвижения «кандидата» и самих выборов.

Ход игры:

I этап «Выдвижение «кандидата»

Игра начинается с того, что некоторые ее участники выдвигают себя «кандидатами» в депутаты (на пост Президента и т.п.). На этом этапе кратко обсуждаются кандидатуры (можно в шутливой форме). Они пишут заявления о своем выдвижении, на основе этих заявлений составляются подписные листы. Они пускаются по кругу для того, чтобы все остальные поставили свои подписи  в поддержку того или иного «кандидата». Каждый избиратель может ставить только одну подпись на подписном листе. Но поскольку в игре участвует незначительное число «избирателей», победителями становятся 2-3 кандидата, набравших большинство подписей.

II этап «Предвыборная агитация»

Участники игры разбиваются на группы: представители СМИ, кандидаты, избиратели.

I группа (СМИ) - их задачи:

1) Составить  вопросник для возможного кандидата.

2) представители телевидения проводят блиц – опрос в «прямом эфире», выделив равное время на выступление кандидата (≈ по 2-3 минуты).

II группа - (кандидаты) – их задачи:

Подготовить программу своего выступления. Широко применяется агитация (плакаты, листовки, речевки и.т.д.), денежные средства: чтобы выборы  проходили эффективно, их необходимо финансировать.

III этап «Голосование и подведение итогов выборов»

Начинается процесс голосования. За ним следят «наблюдатели».

Группа ребят – «нарушители», которые специально создают нестандартные ситуации. Все ситуации необходимо рассмотреть. Когда выборы заканчиваются, происходит подсчет голосов, объявляются результаты.

Рефлексия.

Вопросы для рефлексии:

Выделите не менее 3-х форм деятельности, в которых Вы принимали участие в ходе элективного курса:

1. ____________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________

Что было самым трудным в ходе занятий?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Что было наиболее интересным в ходе занятий?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Что нового я узнал(а) на занятиях?

 Что у нас получилось хорошо? Над чем надо еще подумать? Чему я научилась (ся) на занятиях?

Подведение итогов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"

Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...

Программа элективного курса для 9 класса

Программа курса  по выбору «Химия вокруг нас»     предназначена для учащихся  9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов....

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...