Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"
элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме

Горбунова Елена Викторовна

 

Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Рыбниковой, «система в проведении письменных работ приведет к положительным результатам, даст развитие учащимся, обогатит их навыками изложения мысли, сэкономит время, повысит качество работы».

Таким образом, обучение написанию изложения – одна из актуальных проблем современного образования, и навык написания изложения необходим каждому культурному человеку для речевого и интеллектуального развития.

Курс «Обучение различным видам изложения рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 8-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx22.56 КБ
Файл kal-tem_planir.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 48

Ворошиловского района г. Волгограда

Программа элективного курса

«ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ИЗЛОЖЕНИЯ»

Составитель программы:

учитель русского языка МОУ СОШ № 48                                                                       ГОРБУНОВА Елена Викторовна

Волгоград

2010

Пояснительная записка

Развитие связной речи – сложный и многогранный раздел обучения русскому языку. Личностный успех в современном мире невозможен без умения выражать свои мысли и в устной, и в письменной форме.

Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Рыбниковой, «система в проведении письменных работ приведет к положительным результатам, даст развитие учащимся, обогатит их навыками изложения мысли, сэкономит время, повысит качество работы».

Таким образом, обучение написанию изложения – одна из актуальных проблем современного образования, и навык написания изложения необходим каждому культурному человеку для речевого и интеллектуального развития.

Курс «Обучение различным видам изложения рассчитан на 17 часов и предназначен для обучающихся 8-х классов.

Цели курса:

  1. Сформировать у обучающихся комплекс коммуникативных умений, необходимых для воспроизведения «чужого» речевого высказывания в различных ситуациях общения.
  2. Обогатить словарный запас и грамматический строй речи обучающихся.
  3. Развить творческие способности обучающихся.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Часы

Виды деятельности

Виды контроля

1.

Устная и письменная речь. Основные требования к письменной работе.

1

Лекция, беседа

Составление опорной схемы «Формы речи»

2.

Стили и типы речи. Текст. Виды связи предложе-ний в тексте.

1

Работа с таблицей «Стили речи», составление опорной схемы «Типы речи», анализ текстов

Практическая работа (определение видов связи предложений в тексте)

3.

Классификация изложений.

1

Лекция, беседа

Составление таблицы «Классификация изложений»

4-5.

Приемы работы над изложением.

2

Чтение, слушание текстов разных стилей и типов речи, составление простого и сложного плана, пересказ, анализ текстов

Комплексный анализ текста

6.

Подробное изложение

1

Анализ текстов, подробный устный пересказ  исходного текста

Составление цитатного плана текста

7-8.

Выборочное изложение

2

Анализ текста, составление материалов к изложению

Языковой разбор текста

9-10.

Сжатое изложение

2

Составление таблицы «Виды сжатия текста»

Сжатый пересказ исходного текста

11-12.

Изложение с творческим заданием

2

Составление композиционной схемы исходного текста

Выполнение творческого задания

13.

Изложение с  грамматическим заданием

1

Редактирование исходного текста

Практическая работа (формулирование грамматического задания к исходному тексту)

14.

Изложение-миниатюра

1

Комплексный анализ текстов

Выбор текста для изложения-миниатюры

15-16.

Итоговая контрольная работа.

2

Изложение


17.

Анализ контрольной работы.

1

Редактирование, работа над ошибками

Содержание программы

  1. Формы речи: устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Оформление письменной работы. Принципы построения текста.
  2. Стили речи: разговорный и книжные. Типы речи:  повествование, описание, рассуждение. Композиционная схема текстов разных типов.
  3. Классификация изложений:

А) по способу восприятия текста

        - слуховое восприятие

        - зрительное восприятие

        - слуховое и зрительное восприятие

Б) по характеру воспроизведения текста

        - подробное

        - выборочное

        - сжатое

        - с творческим заданием

        - с грамматическим заданием

        - изложение-миниатюра

  1. Приемы работы над изложением (приемы – определенные действия, направленные на решение промежуточных задач при подготовке к изложению): чтение (слушание), анализ содержания исходного текста, анализ структуры исходного текста, устный пересказ, составление плана, языковой разбор, составление рабочих материалов,  сопоставление разных изложений (например, подробного и сжатого) одного текста, редактирование. Задачи чтения (слушания) – первоначальное знакомство с содержанием текста (или восстановление в памяти ранее прочитанного), правильное его понимание, эмоциональная оценка прочитанного (услышанного). Задачи различных видов анализа текста – понимание текста как тематического, смыслового и структурного целого: коммуникативной установки автора, темы и основной мысли, причинно-следственных связей и отношений, членения текста на микротемы, разнообразия способов связи предложений и частей в тексте. Составление плана – вид речевой деятельности, средство осмысления и запоминания текста и организации его воспроизведения. Различия между планом текста и композиционной схемой текста типа описания, повествования, рассуждения. Назначение такого приема, как составление рабочих материалов, - помочь обучающимся успешно решить задачи воспроизведения текста. Редактирование –прием, направленный на исправление, совершенствование уже написанного текста.
  2. Виды изложений. Подробное изложение предполагает последовательное полное воспроизведение содержания исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленных коммуникативной установкой и замыслом автора. Выборочное изложение – воспроизведение части текста, связанной с определенной тематикой. Изменение типа исходного текста, его композиции при выборочном изложении. Сжатое изложение как особый вид пересказа текста. Виды сжатия текста: обобщение, упрощение, исключение. Возможность изменения типа текста в зависимости от объема работы и характера сжатия. Изложение с творческим заданием – возможность решить дополнительную творческую задачу. Оно предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного текста (например, в подробный пересказ текста ввести описание, при сжатой передаче содержания текста выразить свою оценку к излагаемому, переставить части текста, в описание ввести характеристику объекта). Изложение с грамматическим заданием предполагает изменение грамматического строя исходного текста (например, изменение лица рассказчика). Изложение-миниатюра и цель его проведения (активизации употребления в речи определенной грамматической категории).

Литература

для учителя:

  1. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс: кН.для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
  3. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей / Сост. Купалова А.Ю. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Ткачева Т.Л. Практический материал к урокам русского языка: пособие для учителей. 8 класс. – Минск: Юнипресс, 2006.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса «ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ИЗЛОЖЕНИЙ»

№ п/п

Наименова-ние раздела программы

Тема урока (занятия)

Кол-во часов

Тип урока (занятия)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид конт-роля. Изме-рители.

ЦОР (цифро-вые образо-вательные ресурсы)

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

9

10

11

12

1.

Формы речи. Стили речи

Устная и пись-менная речь. Основные требо-вания к письмен-ной работе

1

Лекция с элементами беседы

Формы речи. Отличие устной речи от письменной.

Знать формы существо-вания речи. Уметь опре-делять принадлеж-ность текста к устной или письменной речи по свойственным той или иной форме признакам.

Составление опорной схемы «Формы речи»

2.

Стили и типы речи. Текст. Виды связи предложений в тексте

1

Практикум

Стили речи: разговор-ный и книжные. Типы речи.

Знать, какие стили речи существуют, классифи-кацию книжных стилей речи, их признаки; типы речи (описание, повест-вование, рассуждение). Уметь определять при-надлежность текста к тому или иному стилю и типу речи.

Практичес-кая работа (определе-ние видов связи пред-ложений в тексте)

Электронная таблица «Стили речи»

3.

Виды изложений

Классификация изложений

1

Лекция с элементами беседы

Виды изложений: подробное, выбороч-ное, сжатое, с творч. заданием, с граммат. заданием, миниатюра.

Знать различные виды изложений. Уметь сравнивать исходный текст с его изложением и определять вид изложения.

Составление таблицы «Классифи-кация изло-жений»

4-5.

Приемы работы над изложением

2

Практикум

Простой и сложный план текста, его пересказ, анализ текстов

Знать приемы работы над изложением: соста-вление плана, выбор ключевых слов и выра-жений, устный и пись-менный пересказ, ана-лиз текста. Уметь выби-рать ключевые слова и выражения из текста, составлять план, редактировать текст.

Комплекс-ный анализ текста

6.

Подробное изложение

1

Практикум

Подробный устный и письменный пересказ  исходного текста. Цитатный план.

Знать, что подробное изложение – пересказ не менее 70 % исходно-го текста с сохранением стилистики автора. Уметь создавать подро-бное изложение текста.

Составление цитатного плана текста

7-8.

Выборочное изложение

2

Практикум

Анализ текста, составление материалов к изложению

Знать отличия выбороч-ного изложения от дру-гих видов изложения. Уметь отбирать матери-ал из текста для выбо-рочного изложения.

Языковой разбор текста

9-10.

Виды изложений

Сжатое изложение

2

Практикум

Приемы сжатия текста

Знать приемы сжатия текста. Уметь применять приемы сжатия при переработке текста.

Сжатый пе-ресказ ис-ходного текста

Презентация «Приемы сжатия текста»

11-12.

Изложение с творческим заданием

2

Практикум

Составление композиционной схемы исходного текста

Знать, что такое творческое задание к изложению. Уметь отбирать материал для творческого задания.

Выполнение творческого задания

13.

Изложение с  грамматическим заданием

1

Варианты грамма-тических заданий для изложения

Уметь редактировать исходный текст, исходя из задания (изменять лицо, рассказывать от лица другого героя и т.п.).

Практичес-кая работа

14.

Изложение-миниатюра

1

Комплексный анализ текстов

Знать отличительные черты изложения-мини-атюры. Уметь переда-вать содержание исход-ного текста в форме миниатюры.

Выбор текста для изложения-миниатюры


15-16.

Итоговая контрольная работа

2

Контроль-ное заня-тие

Изложение

Уметь передавать содержание исходного текста в сжатой форме

Сжатое изложение

17.

Анализ контрольной работы

1

Занятие коррекции знаний

Редактирование, работа над ошибками

Знать приемы редактирования, уметь применять их; уметь выполнять работу над ошибками.

Презентация «Приемы реда-ктирования текста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся  общеобразовательных школ показал, чт...

Методический материал к программе элективного курса "Создание сжатого изложения""

В данном сборнике представлен   практический материал  (памятки,  рекомендации,  разработки уроков, тренингов),   который  обеспечит   методичес...

Программа элективного курса "С изложением на "ты"".

Программа данного курса разрабртана для обучающихся 8-9 классов. Курс ориентирован на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей обучающихся, формирование способности к...

Программа элективного курса "Изложение с комплексным анализом текста"

Пояснительная записка.         Программа элективного курса «Изложение с комплексным анализом текста» рассчитана на учащихся 9 класса, определивших для себ...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные методы решения различных видов уравнений, неравенств, систем»

Программа составлена  на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики" (автор: А.Н. Земляков)...

Программа элективного курса "Обучение различным видам изложения"

Программа нацелена на подготовку к изложению...

Научная статья "Обучение различным видам изложений в начальных классах школы для глухих"

Статья посвящена вопросу методики подготовки к изложению в начальных классах школы для глухих детей. В статье рассматриваются специфические приёмы работы над изложением Л.М. Быковой....