РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»
элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме

Иванова Оксана Владимировна

 

         Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся  общеобразовательных школ показал, что в   программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению  созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям  школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися  в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.  

    Основная  цель   обучения   -   научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.               

       Реализация данного курса  позволит тщательно  подготовиться к  выполнению   части  С1  аттестационной работы за курс основной школы, отработать  технологию написания    изложения, приемы компрессии текст.                                                                                                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации Шипуновского района

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Шипуновская  средняя общеобразовательная школа №1

Шипуновского района Алтайского края

    Принято

Руководитель МО

____Иванова О .В.

Протокол№__от

«___»_______2012

           

                    Утверждено

                    Директор_________ /       Н.М.Виниченко/

                                                       Приказ №______ от «___»_____20__ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Создание сжатого изложения»

 для 8  класса

 на 2012-2013 учебный год (16 часов)

Срок   реализации программы: 1 год

                                                                               Составитель программы:              Иванова О.В.        

                                                                      учитель   русского языка и литературы

с. Шипуново  

 2012

                                               

Пояснительная записка

                 Данная программа разработана для обучения в 8 классе  на основе

- авторской программы элективного курса «Создание сжатого изложения» (Автор:Долгинцева И.М.,  методист по русскому языку и литературе районного методического кабинета отдела образования управления по социально-культурному развитию администрации Ивнянского района Белгородской области),

-  требований к уровню подготовки учащихся 8 класса школы;

- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МБОУ  Шипуновская СОШ №1;

- познавательных интересов и склонностей учащихся.

        Рабочая программа ориентирована на использование учебно- методического комплекта:

 

1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.

2.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения    письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2004

4. Долинина Т.А.   «Готовимся к государственной итоговой аттестации Русский язык  9 класс:  Пособие для учащихся .М: «Русское слово», 2010

5.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.

6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.7.Морозова И.Д.«Виды изложений и  методика их проведения».-М. : «Просвещение», -1984)

8.Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым  ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2008

9.Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2007. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2006.

10.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, -2007

  Написание сжатого изложения по прослушанному тексту– аттестационная форма контроля за курс основной школы.

         Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся  общеобразовательных школ показал, что в   программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению  созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям  школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися  в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.  

    Основная  цель   обучения   -   научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.              

       Реализация данного курса  позволит тщательно  подготовиться к  выполнению   части  С1  аттестационной работы за курс основной школы, отработать  технологию написания    изложения, приемы компрессии текст.                                                                                                  

      Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи   школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.                                                                                

     Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике.    Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено   программой по русскому языку для  общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать  практикумы по само- и взаимопроверке и оценке   пробных   изложений.

 

       

 Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов   территориальных предметных комиссий  по проверке заданий с развернутым ответом

   В начале и в конце курса рекомендуется провести  оценку уровня   развития  школьников.

  Данный курс рассчитан на  35  часов. 

 Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся

   От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.

Программа  элективного курса

«Создание    сжатого изложения» .

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса.                                                                                                              Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе.    (1ч)                                                                                                                                                                2.Понятие об изложении . Алгоритм написания изложения.                                                                                                            Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста.    (1ч)                                                                                                                                     3. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение.  (1ч.)                                                                                                                                                  

4.Сжатое изложение.  Особенности сжатого изложения.   (1ч)

5. Приемы компрессии текста.   (3ч)

6. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения   (1ч)                                                                                                        

7. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)  

8. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

9.  Обучающее изложение «Как делаются слова». (1ч)

10.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.  

 (1ч)

11.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»(1ч)

12.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.   (1ч)  

13.Проверка и оценка   изложения. (1ч)

14.Контрольное изложение.     (1ч)

Итого – 16  часов

В результате изучения данного курса  учащиеся должны приобрести следующие умения: 

1.

Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2.

Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.

Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4.

Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).  

5.

Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.

Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7.

Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8.

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

9.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

10.

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11.

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12.

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по русскому языку«Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров»

Факультативный курс «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров» направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занят...

Элективный курс для 9 класса "Создание сжатого изложения"

В сборнике представлены программа и календарно-тематическое планирование  элективного курса «Создание сжатого изложения»,  рекомендованного к использованию...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Система упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Создание текстов публицистического стиля

Газета – это история мира за сутки. А. Шопенгауэр Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...