Элективный курс для 9 класса "Создание сжатого изложения"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Кирпиченко Светлана Николаевна

 

 

В сборнике представлены программа и календарно-тематическое планирование  элективного курса «Создание сжатого изложения»,  рекомендованного к использованию                                                                                                                                                                                                                                                                                                          в практике преподавания русского языка     в предпрофильных классах  Краснодарского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elekt.kursa9_.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Программа    элективного  курса   «Создание сжатого изложения»                                                                  

Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ  №28 ст. Еремизино-Борисовской                                                                      

 2013

Программа    элективного  курса                                                  «Создание сжатого изложения»

 

   Программа    элективного  курса   «Создание сжатого изложения»:   авторский  курс .С.Н.Кирпиченко -Тихорецк , 2012г. -22с.    

                                                               

В сборнике представлены программа и календарно-тематическое планирование  элективного курса «Создание сжатого изложения»,  рекомендованного к использованию                                                                                                                                                                                                                                                                                                          в практике преподавания русского языка     в предпрофильных классах  Краснодарского края

                                                                                                                                                               

 

    Необходимость предпрофильной подготовки     учащихся требует использования элективных курсов для 8-9 класса  средней школы, которые бы      не только готовили учащихся к успешной  итоговой  аттестации, но и закладывали   основу профильного обучения. Элективный  курс     «Создание сжатого изложения»   предусматривает именно такой подход к изучению материала.  В современных программах не содержится законченной,  логически обоснованной   системы работы по обучению    созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области  и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы   с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме.

    Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и сточки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных  особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей  учащихся.

    Элективный курс «Создание сжатого изложения»  рекомендован к использованию в практике преподавания русского языка  в предпрофильных классах   Белгородской области на основании решения областного экспертного совета департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере образования от 23.06. 2009 года

                              Пояснительная записка

             Написание сжатого изложения по прослушанному тексту  – аттестационная форма контроля за курс основной школы.

         Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся  общеобразовательных школ показал, что в   программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению  созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям  школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися  в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.  

    Основная  цель   обучения   -   научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.

        Данный курс предназначен    для учащихся 8-9 классов.                  

          Реализация данного курса  позволит тщательно  подготовиться к  выполнению   части  С1  аттестационной работы за курс основной школы, отработать  технологию написания    изложения, приемы компрессии текст.                                                                                                  

      Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи   школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.                                                                                

     Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике.    Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено   программой по русскому языку для  общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать  практикумы по само- и взаимопроверке и оценке   пробных   изложений.

   В результате изучения данного курса  учащиеся должны приобрести следующие умения: 

1.

Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2.

Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.

Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4.

Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).  

5.

Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.

Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7.

Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8.

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

9.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

10.

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11.

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12.

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

         Форма контроля усвоенных знаний и приобретенных умений – контрольное изложение, которое оценивается с учетом методических рекомендаций для экспертов   территориальных предметных комиссий  по проверке заданий с развернутым ответом

   В начале и в конце курса рекомендуется провести  оценку уровня   развития  школьников.

  Данный курс рассчитан на  34 часа. 

 Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся

   От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.

Программа  элективного курса                                                                                " Создание    сжатого изложения  ".

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса.  (1ч)                                                                                                            2. Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе.    (1ч)                                                                                                                                                                3.Понятие об изложении . Алгоритм написания изложения.  (2ч)                                                                                                            4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста.    (1ч)                                                                                                                                     5. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение.  (2ч.)                                                                                                                 6. Подготовка  рабочих материалов к изложению   (2ч)                                      

 7.Сжатое изложение.  Особенности сжатого изложения.   (1ч)

 8. Приемы компрессии текста.   (5ч)

  9. Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения   (2ч)                                                                                                        

 10. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)  

 11. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

  12.  Обучающее изложение «Как делаются слова». (3ч)

  13.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

 14.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок»(2ч)

 15.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.   (2ч)  

 16.Проверка и оценка   изложения. (1ч)

 17.Психологический   тренинг « Боремся со стрессом».     (1ч)

  18.Контрольное изложение.     (4ч)

  19. Проверка и оценка   изложения. Работа над ошибками(1ч)

20.  Итоги учебного курса. Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.(1ч)                                                                                                                    Итого – 34 часа

Содержание программы учебного курса

1.Вводное занятие. Цели и задачи курса   (1ч)                                                                  Цели и  задачи курса.                                                                                    Рекомендации  по психологической подготовке к  экзамену выпускников и их родителей «Экзамены: как к ним подготовиться и как их пережить».  Понятия «текст», «главная мысль текста». Устный пересказ текстов. Выделение главной мысли.                                    

2. Знакомство  с образцами КИМов,   предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе.   (1ч)                                                                           Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению  тестовых заданий.                                                                               Мини-сочинение «Скоро экзамен. Мои первые впечатления».                                                                           Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации  на  начало обучения.

3.Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.  (2ч)                                                                                                           Понятие об изложении. Виды изложений.                                                           Алгоритм написания изложения (Приложение1)                                                                        Упражнения для подготовки учащихся к изложению. Упражнения на сравнение исходного текста   с его письменным изложением.                                                                                           Анализ ученического изложения. Работа над ошибками.

 4.Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста.      (1ч)                                                                                               Приемы работы, направленные на первичное  восприятие текста:                                                              

- определить тему текста,                                                                                                            - пересказать его содержание,                                                                                                                       -ответить на вопросы: кто действующее лицо, что произошло (или описывается, или доказывается), почему, где, когда и т. д.,      

-восстановить последовательность эпизодов ,                                                            -определить общий смысл текста: что хотел сказать автор,                                                                                                                    -какова главная мысль текста,                                                                                          -каково отношение автора к проблеме, поставленной в тексте.

 Понятие «авторский стиль изложения».                                                             Упражнения для подготовки учащихся к изложению

6. Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение.  (2ч.)                                                                                                      Искусство слушать текст. Как составить   план текста. Основные пункты плана. Последовательность событий. Выделение микротем.                                                                                Упражнения в абзацном членении текста.                                                    Коллективная работа – составление плана текста. Пересказ содержания текста  по составленному плану.                                                                                     Упражнения для подготовки учащихся к изложению   

7. Подготовка  рабочих материалов к изложению   (2ч)    

Подготовка  рабочих материалов к изложению.                                                   Выделение микротем.  Составление плана.   Словарная работа.  Изложение  каждой  микротемы.  Анализ  черновых работ. Исправление недочетов.                                                                  

 8.Сжатое изложение.  Особенности сжатого изложения.   (1ч)                        

Понятие   «сжатое изложение».                                                                         Особенности сжатого изложения.                                                                       Сравнение текста полного изложения с текстом сжатого изложения, написанному по одному исходному тексту.                                                                              Практикум по сокращению   текста.

9. Приемы компрессии текста.   (5ч)   

Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. – 1ч                                                                                                                Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) -1ч                                                                                                                     Замены:                                                                                                                               -замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;    

-замена предложения или его части указательным местоимением;                                                                                                                -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;                                                                         -замена сложноподчинённого предложения простым -1ч                           Исключения:                                                                                                                      -исключение повторов;                                                                                                         -исключение фрагмента предложения;                                                              исключение одного или нескольких из синонимов.                                                Слияния:                                                                                                                                        -слияние нескольких предложений в одно и т.д.- 1ч.                                           Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии.-1ч

10.Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения.    (1ч)                                                                                                                                     Словарная работа.  Выделение микротем. Составление плана.  Компрессия текста.  Изложение  каждой  микротемы на черновике.   Работа над ошибками с использованием     памятки «Как работать над сжатым изложением» (Приложение1) 

  11.Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения. (1ч)  

Написание сжатого изложения.  

 12. Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.(1ч)

 13. Обучающее изложение «Как делаются слова».  (3ч)                                  (Разработка урока  дана  в пособии И.Д.Морозовой  «Виды изложений и  методика их проведения», М. «Просвещение», 1984)

 14.Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения. (1ч)

Проверка и оценка сжатого изложения. Критерии оценивания задания С1:

-содержание изложения,                                                                                                        -наличие сжатия исходного текста,                                                                                      -смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.                                                                                                     Рассмотрение системы оценивания задания С1  (Приложение2)              

Памятка для анализа изложения.  Упражнения для подготовки учащихся к изложению  

 15.Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» (2ч)  Рекомендации по квалификации ошибок.  

  16.Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.          (2ч)                                                                                                                                 Словарная работа.   Выделение микротем.                                                                               Составление плана.  Компрессия текста.                                                         Изложение  каждой  микротемы на черновике.                                                                   Работа над ошибками с использованием     памятки « Как работать над сжатым изложением. Написание изложения .

                                                                                                                             17.Проверка и оценка   изложения. (1ч)

18.Психологический тренинг « Боремся со стрессом»(1ч)  

19.Контрольное изложение.     (4ч)

 20.Проверка и оценка   изложения. Работа над ошибками(1ч)

21. Итоги учебного курса. Оценка уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации  на конец обучения.(1ч)

                                                                                                    Итого – 34 часа

           

         

Календарно-тематическое  планирование  курса

Дата

Тема

Вид                 деятельности

Кол-во час

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса.  Понятия «текст», «главная мысль текста».

 теоретический практикум , словарная работа конспектирование

1

2

Особенности экзаменационной работы за курс основной школы. Знакомство  с образцами КИМов, предназначенных  для проведения письменного экзамена в 9 классе. Практикум по выполнению  тестовых заданий.              

знакомство  с образцами КИМов тестирование взаиморецензиро-вание

1

3

Понятие об изложении. Виды изложений.                                                           Алгоритм написания изложения

 составление алгоритма написания изложения

1

4

Упражнения для подготовки учащихся к написанию изложения. Упражнения на сравнение исходного текста   с его   изложением                                               

 упражнения, групповая работа информационная переработка   письменного текста

1

5

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста.  Анализ  текста.      

анализ                         текста

1

6

Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение текста

составление плана текста,

абзацное членение текста

1

7

Составление плана текста. Пересказ содержания текста  по составленному плану.                                                                                Упражнения для подготовки учащихся к изложению

составление плана текста ,пересказ , разноуровневые упражнения

1

8

Подготовка  рабочих материалов к изложению  текста                                                                       Выделение микротем.  Составление плана.  

выделение микротем в тексте,  составление плана

1

9

 Подготовка  рабочих материалов к изложению текста                                                                        Словарная работа.                                                    Изложение  каждой  микротемы .  Анализ  черновых работ. Исправление недочетов.    

словарная работа, изложение,              анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения

1

10

Понятие   «сжатое изложение».                                                                         Особенности сжатого изложением.                                                                      

конспектирование словарная работа

1

11

Приемы компрессии текста.      Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

 практикум

1

12

Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее)

 упражнения

1

13

Свёртывание исходной информации за счёт замены

  упражнения

1

14

Свёртывание исходной информации за счёт исключения повторов, синонимов

  упражнения

1

15

Практикум по сокращению текста с использованием приемов компрессии

 практикум, групповая работа

1

16

Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения

практическая работа.

1

17

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения

самостоятельная работа.

1

18

Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом

работа над ошибками. редактирование текста.

1

19

Обучающее изложение «Как делаются слова».  

обучающее изложение

1

20

Обучающее изложение «Как делаются слова».  


обучающее изложение

1

21

Обучающее изложение «Как делаются слова».  

обучающее изложение

1

22

Проверка и оценка сжатого изложения. Памятка для анализа изложения.

работа с памяткой для анализа изложения

1

23

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок» . Речевые ошибки

классификация речевых ошибок

1

24

Семинар «Классификация речевых и грамматических ошибок». Грамматические ошибки

классификация  грамматических ошибок

1

25

Практическая работа. Подготовка и написание сжатого изложения.          

написание сжатого изложения

1

26

Работа над ошибками с использованием     памятки  « Как работать над сжатым изложением.           Написание изложения

работа над ошибками


1

27

Проверка и оценка   изложения

анализ изложений по критериям оценивания сжатого изложения

1

28

Психологический тренинг « Боремся со стрессом»

тренинг

1

29

Контрольное изложение.    

контроль знаний и   умений

1

30

Контрольное изложение.    

 контроль знаний и   умений

1

31

Контрольное изложение.    

контроль знаний и   умений

1

32

Контрольное изложение.    

контроль знаний и   умений

1

33

Проверка и оценка   изложений. Работа над ошибками

анализ изложений по критериям оценивания сжатого

1

34

Итоги учебного курса . Оценка уровня речевого развития учащихся на конец обучения.

дискуссия, подведение итогов деятельности

1

                                                 Итого

34

                                       Литература

1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.

2.Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

3. Готовые изложения к сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку 9 класс авторов Л.М. Рыбченковой, В.Л.Скляровой, -М.: «ВАКО»,-2004

4. Долинина Т.А.   «Готовимся к государственной итоговой аттестации Русский язык  9 класс:  Пособие для учащихся .М: «Русское слово», 2010

5.Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.

6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.

7.Морозова И.Д.«Виды изложений и  методика их проведения».-М. : «Просвещение», -1984)

  8.Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым  ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2008

9.Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2007. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2006.

10.Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной средней школы. 9 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, -2007

 

С   вариантами спецификаций, кодификаторов и демонстрационных вариантов КИМ можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по адресу:

http://final.ron.rbcsoft.ru/ru/activities/attestation/9/


                                                                                                Приложение 1

Памятка « Как работать над сжатым изложением»

(рекомендации составлены по материалам  пособия                                                                   Морозовой И.Д.«Виды изложений и  методика их проведения»)

1.Прочитайте   исходный текст, определите его тему и главную мысль, выделите изобразительные средства выразительности.

2.Подумайте, кому будет адресовано  ваше сжатое изложение. Какова его задача.

3. Прочитайте  текст еще раз. Выделите в тексте все микротемы (Помните: сколько абзацев,  столько микротем).

4.Составьте план  сжатого изложения (Помните: сколько микротем, столько пунктов в плане).

5.В каждой микротеме выделите главное, подчеркните  авторские   слова,  которые  обязательно надо будет  включить в новый текст.

6.Отметьте то, что в микротеме можно опустить или объединить.

7.Подберите обобщающие слова и предложения.

8.Попытайтесь   сжато пересказать текст, пользуясь планом.

9.Изложите  сжато каждую  микротему на черновике.  

 10.Перечитайте написанное. Выделите ошибкоопасные места в тексте,  вспомните правила написания. Используйте в работе изобразительные средства выразительности!

11.Проверьте:

-  есть ли речевые связки между предложениями и абзацами текста,

-соответствует ли  абзацное членение микротемам,

-уменьшилось ли количество слов в вашем  изложении по сравнению с  исходным текстом,

-не нарушилась ли при этом целостность текста.

Все ли в нем будет понятно тому, кто будет читать ваше изложение?

12. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.

                                                                                                                                                                           Приложение 2

Основные подходы к проверке и оценке сжатого изложения

При проверке изложений и сочинений необходимо придерживаться   определенной классификации речевых ошибок и недочетов. Наиболее оптимальная, на наш взгляд, классификация представлена в пособии: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения / 2-е изд. – М.: Линка-Пресс, 1994. – С. 172-184.

 

                                             

 

                




Долгинцева                                                                                         Ирина Михайловна,                                                                                                методист   по русскому языку и  литературе                                                           районного методического кабинета                                                                     отдела образования                                                                                  управления по социально-культурному развитию                                    администрации Ивнянского района                                                                            Белгородской области, высшая квалификационная категория,                                   тел 8 47 (243) 5-11-31

                   

Дессиминация   опыта работы:

1.Профессиональные объединения педагогов (материалы из опыта работы методического объединения учителей русского языка и литературы Ивнянского района)/ Отв. за выпуск Н.С.Сердюкова ,Бел РИПКППС, 2005- 50с.

2. Духовно-нравственное воспитание в условиях сельской школы: Сб.ст/ Сельская школа: духовное возрождение и развитие/ Отв.редактор Н.С.Сердюкова, Белгород: ООО «ГИК»,2006-139с.

3. Разработка мастер-класса «Учимся общаться»: Учебно-метод.пособие / Подготовка методистов-организаторов и школьных модераторов в условиях сетевого взаимодействия муниципальных органов управления и структур системы повышения квалификации педагогических кадров/ Под ред. Е.В.Посохиной,  Л.В. Верзуновой  и др. , Белгород: ООО «ГИК», 2007-149с.

4. Модель сетевой организации методической работы в образовательных учреждениях Ивнянского района: Инновационная педагогическая школа: сборник материалов из опыта инновационной деятельности педагогов и руководителей образовательных учреждений. Выпуск 1 / отв. ред. Н.М. Савина. – Белгород: Изд-во ООО «ГиК», 2008. - 205с.

 5. Рекомендации по подготовке плана  работы по самообразованию: Инновационная педагогическая школа: сборник материалов из опыта инновационной деятельности педагогов и руководителей образовательных учреждений. Выпуск 1 / отв. ред. Н.М. Савина. – Белгород: Изд-во ООО «ГиК», 2008. - 205с.

                   

 

 Программа    элективного  курса                                                  «Создание сжатого изложения»

 

Печатается по решению районного экспертного совета отдела образования  управления по социально-культурному развитию администрации Ивнянского района                                                                

Рецензент: Федорченко П.Ю., доцент кафедры филологического образования   Бел РИПКППС,к.ф.н.                                                                                                                                                    

Программа    элективного  курса   «Создание сжатого изложения»:   авторский  курс  Долгинцевой  И.М, методиста                                                                                                                                       отдела образования    управления по социально-культурному развитию администрации    Ивнянского района. - Ивня , 2009 г -22с.    

                                                               

В сборнике представлены программа и календарно-тематическое планирование  элективного курса «Создание сжатого изложения»,  рекомендованного к использованию                                                                                                                                                                                                                                                                                                          в практике преподавания русского языка     в предпрофильных классах   Белгородской области

                                                                                                                                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...