Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Для подготовки учашихся к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Готовимся к ГИА | 99 КБ |
Презентация к мастерклассу по подготовке написания сжатого изложения | 391 КБ |
Предварительный просмотр:
Пишем сжатое изложение
Роль плана при написании сжатого изложения
Мастер-класс
Оборудование: компьютер, проектор, распечатки текста, словари
Цель: создать условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия при создании собственного текста из предложенного;
развитие творческого потенциала обучающихся;
Воспитание личности, способной самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков...
Ученье есть труд и должно быть
трудом, полным мысли.
К.Д. Ушинский
1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
И трудиться мы будем в творческой мастерской и мастерской построения знаний, надеюсь, у нас будут все условия для восхождения каждого из нас к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия"
2. Вызов. Формирование мотивов к обучению
- часто слышите слово «изложение». Это один из видов работы, который дает каждому из вас проявить и вашу орфографическую зоркость и индивидуальное творчество.
Думаю, в свете будущей итоговой аттестации это очень актуально
- какое изложение пишут 9-тиклассники на экзамене
(пишут сжатое изложение)
помните, какие способы сжатия текста вы знаете:
- смысловой
(выделение и передача основного содержания текста)
- языковой
(использование более компактных, простых языковых конструкций).
- Вспомните приёмы смыслового сжатия исходного текста
- Исключение
Обычно при сжатии текста исключаются подробности, детали, конкретные примеры, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и др. Для этого нужно сначала разделить полученную информации: на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную
(несущественную), а затем исключить второстепенную. Сжатое изложение предполагает сохранение главной информации и исключение второстепенной.
- Обобщение
При обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.
- приемы языковое сжатие упрощение
- Замена
-сложного предложения простым;
-двух и более простых предложений одним сложным;
-однородных членов предложения обобщающим наименованием:
-объёмного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;
-предложения или его части указательным местоимением {этс то...) или отрицательным местоимением с обобщающим значением (ее-, ничего...);
-прямой речи — косвенной;
- сокращение или полное исключение
-повторов;
-одного или нескольких синонимов; -некоторых второстепенных членов предложения;
-конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);
-фрагмента предложения (например, части сложного предложения);
-диалога (передача его содержания в одном предложении);
- слияние нескольких предложений в одно
- какие шаги вы делаете, чтобы написать изложение? (слушаем текст, выделяем микротемы, находим ключевые слова, составляем план, пишем черновик);
- что бы вы хотели узнать нового на уроке?
Я вам предлагаю проанализировать
3. Осмысление содержания. РОЛЬ ПЛАНА ПРИ НАПИСАНИИ ИЗЛОЖЕНИЯ
- для чего нужен план, что должен отражать?
- какие виды плана вы знаете?
- Назывной
(в виде назывных предложений) Содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последующего развёртывания всей информации данной смысловой части
- Вопросный
(в виде вопросительных предложений) Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана
- Тезисный
(в виде тезисов) Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном — двух предложениях (тезисах). По сути дела, тезис — это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане
- Цитатный
- (в виде цитат из текста) Содержание каждой смысловой части текста представлено в виде цитаты, наиболее полно и ёмко характеризующей основное содержание микротемы
4. чтение текста и работа по данному тексту
- есть ли слова, которые для вас непонятны? (смотри памятку - словарик)
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков... Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закон
Интеллект — понимание, познание) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить
Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. З. противоположно незнанию, т. е. отсутствию проверенной информации о чём-либо.
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию
- о чем говорится в данном тексте?
- как вы думаете, какую проблему поднимает русский литератор Юрий Михайлович Лотман? (проблему нравственного выбора)
- что нам хочет сказать, может быть, от чего-то предостеречь? (Если ты человек, то ты должен во всех ситуациях оставаться человеком)
- как вы понимаете слова из текста: «Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе»? (Слова «предмет» и «школа» употреблены в переносном смысле).
5. Работа в группах с текстом – 4 группы (Приложение № 1)
- определите: сколько в тексте микротем, составьте план
1 группа - Назывной
2 группа - Вопросный
3 группа - Тезисный
4 группа – Цитатный
6. Проверка выполненной работы
- какой вид плана лучше всего помогает подготовиться к написанию сжатого изложения
- какой вид сжатия текста иллюстрирует данный план? Обоснуйте свое мнение (смысловое сжатие – исключение, обобщение).
- запишите тезисный план и дома напишите сжатое изложение
7. Рефлексия. Подведение итогов урока
- Помните слова К.Д. Ушинский: «Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли»?
- попробуйте о результате нашей работы сказать жанром японского стихотворения Синквейн
- В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
- Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
- Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
- Пятая строка – одно слово, синоним темы.
- тема вашего синквейна – урок
- Я тоже составила синквейн.
Ученики
Настороженные, любознательные
Изучают, думают, творят
восхождение к новому знанию и новому опыту
надежда
- выдающийся канадский ученый Ганс Селье сказал:
- Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других - вот залог счастья и успеха в любой области деятельности.
Пусть слова великого ученого останутся с вами
Приложение № 1
Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Оно обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: «Как баран перед новыми воротами». Это не значит, что баран — глупое животное. Баран обладает достаточно высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, однако опасен интеллект без совести.
Мы живём в очень интересное время. И хотя неинтересных времён нет, бывают такие времена, о которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего особенного не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, — показатель времени бурного, насыщенного событиями и переменами, когда жизнь нелегка и требует от человека очень многого. А у человека постоянно возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? На то и совесть дана человеку, чтобы сделать правильный выбор. И по этому выбору можно судить о человеке. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз. Но человек не может говорить себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог...» Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе.
А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит, у нас нет совести. Совесть — это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда... Конечно, выбор — вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать?», «Меня привели, а вы бы сами попробовали...»
Итак, чему же учатся люди в течение всей своей жизни? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе.
Юрия Михайловича Лотмана
Словарик
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков... Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закон
Интеллект — понимание, познание) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить
Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека. З. противоположно незнанию, т. е. отсутствию проверенной информации о чём-либо.
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Приложение №2
Способы сжатия текста:
- Смысловой
(выделение и передача основного содержания текста)
приёмы смыслового сжатия исходного текста
- Исключение
Обычно при сжатии текста исключаются подробности, детали, конкретные примеры, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и др. Для этого нужно сначала разделить полученную информации: на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную
(несущественную), а затем исключить второстепенную. Сжатое изложение предполагает сохранение главной информации и исключение второстепенной.
- Обобщение
При обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем отбираются языковые средства для их обобщённой передачи.
- Языковой
(использование более компактных, простых языковых конструкций).
- приемы языковое сжатие упрощение
- Замена
-сложного предложения простым;
-двух и более простых предложений одним сложным;
-однородных членов предложения обобщающим наименованием:
-объёмного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;
-предложения или его части указательным местоимением {этс то...) или отрицательным местоимением с обобщающим значением (ее-, ничего...);
-прямой речи — косвенной;
- сокращение или полное исключение
-повторов;
-одного или нескольких синонимов; -некоторых второстепенных членов предложения;
-конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);
-фрагмента предложения (например, части сложного предложения);
-диалога (передача его содержания в одном предложении);
- слияние нескольких предложений в одно
Приложение № 3
Виды плана
- Назывной (в виде назывных предложений) Содержание каждой смысловой части текста обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последующего развёртывания всей информации данной смысловой части
- Вопросный (в виде вопросительных предложений) Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана
- Тезисный (в виде тезисов) Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном — двух предложениях (тезисах). По сути дела, тезис — это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане
- Цитатный (в виде цитат из текста) Содержание каждой смысловой части текста представлено в виде цитаты, наиболее полно и ёмко характеризующей основное содержание микротемы
Выбор
Обдуманный и верный.
Отвергай, предпочитай.
Сложен и важен для меня.
Путь.
Выбор
Сложный, нужный.
Делать, думать, взвешивать.
Нужен всем.
Тягость.
Выбор
Свободный, ответственный.
Делает, указывает, решает.
Жизнь-череда выборов.
Необходим.
Выбор
Ответственный и честный.
Обдумать, решить.
Выбор есть всегда.
Свобода.
Правила
Установленные и жесткие.
Управляют, сдерживают, допускают.
Повсюду преследуют меня.
Порядок
Правила
Нужное и обязательное.
Регулируют, сдерживают помогают.
Берегут каждого человека.
Ограничение.
Конфликт
Грозный, непримиримый.
Разрушает, оскорбляют, убивают.
Часто неизбежен для меня.
Столкновение.
Конфликт
Тяжелый и неразрешимый.
Разрушает, портит, убивает.
Неизбежен.
Выход.
Конфликт
Частный, неприятный.
Сорит, злит, разобщает.
Без него не прожить.
Спор.
Конфликт
Частный, общественный.
Провоцировать, раздражать, ссориться.
Конфликтов в жизни не избежать.
Компромисс.
Ответственность
Неизбежна и обязательна.
Преследует, требует, заставляет.
Лежит за мои поступки.
Последствие.
Ответственность
Гражданская, уголовная.
Настигает, ограничивает, заставляет.
За все поступки нужно отвечать.
Совесть.
Дружба
Важна и нужна.
Сорит, мирит, помогает.
На моих чувствах играет.
Привязанность.
Дружба
Старая и крепкая.
Уважать, понимать, ценить.
Мы с тобой одной крови - ты и я.
Опора
- работа по упр. 150.
- прочитайте текст, озаглавьте его
- сколько микротем в данном тексте
- составьте тезисный план по данному тексту (по группам)
План
- Игрушка – духовный образ идеальной жизни, средство обучения, развлечения и лечения.
- В современном мире представление о добре и зле, цвете и звуке искажается, что отрицательно оказывает влияние на психику ребенка.
- В современной игрушке заложена идея обладания; они не учат милосердию, а способствуют накоплению агрессивных фантазий.
- Игрушка должна помогать формировать личность, развивать её, совершенствовать, оставляя возможность проявлять творчество.
Приложение № 2
Традиционная игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребёнка. И это неслучайно. Ведь игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и учит отличать его от зла. Кроме того, игрушка ещё и средство обучения, развлечения и даже лечения.
Но так ли повезло современному ребёнку, на которого с первых дней жизни буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек?
Вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера - с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребёнка не справляется: восприятие цвета и звука, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
Да и современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка. Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки атрофируют стремление к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. Став взрослым, он уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.
И всё-таки игрушка это не просто забава. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла даёт яркие образы и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных представлений личности и её развитие в целом. Игрушка должна создавать условия для совершенствования, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Она должна учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.
(По В. Абраменковой)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.
В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» 9-10. Составление плана текста
План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию,...
Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения
В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...
Планы-конспекты уроков подготовки к написанию сжатого изложения в 9 классе
Предлагаемый материал можно использовать на этапе подготовки к написаниюсжатого изложения в 9 классе. Уровень сложности для детей - средний.Способствует развитию познавательных интересов и формир...