Программа элективного курса "Среда обитания и ее экология"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Фонштейн Екатерина Юрьевна

Общая характеристика курса

Курс «Среда обитания и её экология» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часа.

Цели:

  1. Расширить кругозор школьника по данному предмету.
  2. Раскрытие роли химии в познании природы.
  3. Способствовать формированию экологического мышления,  экологической культуры, которые помогут им развить экологическое самосознание.

Задачи курса:

  1. Сориентировать в выборе профиля.
  2. Расширить представления о применении химии, влияние химии на окружающую среду.

Сформировать у школьника экологические проблемы окружающей нас среды и способы их решения. Он опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении химии в 8 классе. При изучении этого курса учащиеся  расширяют свой кругозор знаний по химии. Учащимся удается проследить взаимосвязь химии с окружающей средой и другими дисциплина естественно - научно рассмотреть различные виды ее загрязнений, способы  контроля за состоянием окружающей среды и мерами ее защиты от вредных загрязнений. Изучение данного курса направлено на формирование экологического мышления учащихся и поможет им в развитии экологического самосознания.

Полученные знания и умения, впоследствии учащиеся могут использовать в разных сферах деятельности, способствовать развитию их интереса к научной работе, поступлению в вузы на факультеты экологического профиля, а главное сыграют немаловажную роль в формировании экологической культуры школьника, что очень необходимо в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sreda_obitaniya.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

 «Среда обитания и её экология»

17 часа

разработала

учитель химии

Фонштейн Е. Ю.

Пояснительная записка

Общая характеристика курса

Курс «Среда обитания и её экология» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часа.

Цели:

  1. Расширить кругозор школьника по данному предмету.
  2. Раскрытие роли химии в познании природы.
  3. Способствовать формированию экологического мышления,  экологической культуры, которые помогут им развить экологическое самосознание.

Задачи курса:

  1. Сориентировать в выборе профиля.
  2. Расширить представления о применении химии, влияние химии на окружающую среду.

Сформировать у школьника экологические проблемы окружающей нас среды и способы их решения. Он опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении химии в 8 классе. При изучении этого курса учащиеся  расширяют свой кругозор знаний по химии. Учащимся удается проследить взаимосвязь химии с окружающей средой и другими дисциплина естественно - научно рассмотреть различные виды ее загрязнений, способы  контроля за состоянием окружающей среды и мерами ее защиты от вредных загрязнений. Изучение данного курса направлено на формирование экологического мышления учащихся и поможет им в развитии экологического самосознания.

Полученные знания и умения, впоследствии учащиеся могут использовать в разных сферах деятельности, способствовать развитию их интереса к научной работе, поступлению в вузы на факультеты экологического профиля, а главное сыграют немаловажную роль в формировании экологической культуры школьника, что очень необходимо в современном мире.

Содержание курса

        Данный курс состоит из 3-х тем:

  1.  «Вода».
  2. «Воздух».
  3. «Почва».

Тема  «Вода» включает такие понятия, как гидросфера, физические и химические свойства воды, способы водоочистки. Тема  «Воздух» рассматривает строение и состав атмосферы, состав и свойства воздуха. Тема «Почва» включает агрохимическую характеристику почвы, рассматривает ее основные компоненты. В каждую тему включены практические занятия и лабораторные опыты, которые способствуют приобретению и совершенствованию умений и навыков химического эксперимента. В данной программе рассматриваются экологические проблемы гидросферы, атмосферы и почвы. Программа составлена с учетом регионального компонента.

Программа курса

«Среда обитания и её экология»

Содержание курса

Тема № 1 «Вода» (8 ч.)

         Гидросфера – водная оболочка планеты Земля. Вода в природе. Вода на Земле и в космосе. Вода суши. Моря и океаны. Ледники. Вода в атмосфере. Круговорот воды в природе. Вода и климат планеты. Способы водоочистки: фильтрация, отстаивание, дистилляция. Работа водоочистной станции. Состав молекулы воды. Физические свойства воды. Особенности (аномальные свойства) воды. Тяжелая вода. Живая вода — живая субстанция. Вода как универсальный растворитель. Растворимость веществ. Зависимость растворимости веществ от температуры и их природы. Состав природных вод. Жесткость воды. Методы ее устранения.  

Санитария питьевой воды. Охрана водных ресурсов. Экологические проблемы сточных вод. Экология  водоемов  Краснодарского края.

Демонстрации

  1. Модель молекулы воды.
  2. Очистка воды перегонкой.

Лабораторный опыт № 1

Содержание воды в природных веществах (семенах, плодах, почве, листьях и т. д.).

Лабораторный опыт № 2

Очистка воды: отстаивание, фильтрование, выпаривание.

Лабораторный опыт № 3

а) Модель молекулы воды. Изготовление, ее из пластилина.

б) Определение физических свойств воды

Практическое занятие № 1 «Техника безопасности. Растворение различных веществ в воде. Зависимость растворимости веществ от температуры и их природы »

Практическое занятие №2  «Методы устранения жесткости воды»

Тема 2 «Воздух» (4 ч.)

Воздушная оболочка планеты Земли – атмосфера. Строение  и состав атмосферы. Состав  и свойства воздуха. Сжатый воздух, его получение, хранение и использование. Воздух и его свойства. Промышленное получение жидкого воздуха. Кислород, его получение, свойства и применение. Озон.

Экологические проблемы атмосферы (кислотные дожди; парниковый эффект). Экология атмосфера  Краснодарского края.

Практическое занятие № 3 «Получение кислорода в лаборатории».

Тема № 3 «Почва» (5 ч)

Агрохимическая характеристика почвы. Компоненты

почвы: соли, основания, кислоты, гумус, микроорганизмы. Охрана почвы от загрязнений и разрушения. Химические способы защиты и повышения качества почвы.

                Практическое занятие № 4  . «Изучение почвы (внешний вид, взвешивание, прокаливание, определение рН среды)»

                Практическое занятие №  5 . «Определение рH почвы»

        

        

                

Структура тематического планирования

Разделы и темы

Количество часов

класс

9

Вода

8

Воздух

4

Почва

5

итого

17 часов

  1. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по элективному учебному курсу

  1. Оценка устного ответа:

Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

Ответ «4»;

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

 2. Оценка экспериментальных умений:

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

-  работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

-  работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

-  допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-  работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3.   Оценка умений решать расчетные задачи:

Отметка «5»:

-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-  отсутствие ответа на задание.

4.  Оценка письменных контрольных работ:

Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ:

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — отметка «5»;

• одна ошибка - отметка «4»;

• две ошибки — отметка «З»;

• три ошибки — отметка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — отметка «5»;

• 19—24 правильных ответов — отметка «4»;

• 13—18 правильных ответов — отметка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — отметка «2».

6. Оценка реферата:

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Оборудование и реактивы:

ПХСЗ, таблица «Растворимости кислот, оснований, солей в воде»; мультимедийное оборудование;

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента:

нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка); доска для сушки посуды; набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии; штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21; штатив металлический ШЛБ; набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента; набор банок для хранения твердых реактивов (30 – 50 мл); набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов; набор пробирок (ПХ-14, ПХ-16); кислота серная; кислота соляная; натрия гидроксид; меди (II) сульфат; белок.

Интернет ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/collection/;
  2. hemistry-chemists.com/Video.html.
  3. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)

Список литературы:

  1. Боровский Е. Э. Вода на Земле. // Химия в школе. - 2002. - № 5 – с 4 - 9.
  2. Боровский Е. Э. Парниковый эффект и его последствия. // Химия в школе. - 2002. - № 1 – с 7 - 13.
  3. Боровский Е. Э. Проблемы экологии: промышленные и бытовые отходы. // Химия в школе. - 2004. - № 10 – с 6 - 15.
  4. Боровский Е. Э. Экологические проблемы сточных вод. // Химия в школе. - 2005. - № 5 – с 3 - 14.
  5. Боровский Е. Э. Человек и природа. // Химия в школе. - 2004. - № 8 – с 8 - 13.
  6. Браун Т., Лемей Г. Ю. Химия – в центре наук: В 2 частях: Пер. с англ. – М.: Мир, 1983
  7. Залетило С. С. Вода. Очистка воды. // Химия в школе. - 2007. - № 4 – с. 36 – 39.
  8. Коробейникова Л. А. Методика изучения состава окружающего воздуха. // Химия в школе. - 2000. - № 2 – с 6.
  9. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4 книгах. Кн. 2. Загрязнение воды и воздуха: Пер. с англ. – М.: Мир, 2006.
  10. Соловьянинов А. А. Проблемы защиты озонового слоя в России. // Химия в школе. - 1999. - № 2 – с 8.
  11. Лыгин С. А., Халикова И. В., Гильметава Э. В. К рассмотрению проблемы кислотных дождей. // Химия в школе. - 2003. - № 6 – с 35 - 38.

урока

Содержание (разделы, темы)

Количество

часов

Реактивы и оборудование

По  1плану

Фактически

По плану

Фактически

1

Вода

8

1

Гидросфера – водная оболочка планеты Земля. Вода в природе. Вода на Земле и в космосе. Вода суши. Моря и океаны. Ледники. Вода в атмосфере.

Лабораторный опыт № 1

Содержание воды в природных веществах (семенах, плодах, почве, листьях и т. п.).

1

Интерактивная доска, презентация «Гидросфера», таблица круговорот воды в природе, географическая карта, набор для л.о.: семена, плоды, почва, листья и т. д.Оборудование: набор пробирок (сухих), спиртовка, спички, щипцы

2

Способы водоочистки: фильтрация, отстаивание, дистилляция. Работа водоочистной станции.

Лабораторный опыт № 2

Очистка воды: отстаивание, фильтрование, выпаривание.

1

интерактивная доска,презентация «Способы водоочистки», л.о. Оборудование: стаканы, колбы, воронки, штативы с кольцом, вода с песком и солью, спиртовка, спички

3

Состав молекулы воды. Физические свойства воды. Особенности (аномальные свойства) воды. Тяжелая вода.

Лабораторный опыт № 3

а) Модель молекулы воды. Изготовление, ее из пластилина.

б) Определение физических свойств воды

1

интерактивная доска, презентация «Вода», модель воды, вода в колбе, пластилин, палочки

4

Вода как универсальный растворитель. Растворимость веществ. Зависимость растворимости веществ от температуры и их природы.

1

вода, хлорид натрия, спиртовка, пробирка

5

Практическое занятие № 1 «Техника безопасности. Растворение различных веществ в воде. Зависимость растворимости веществ от температуры и их природы»

1

вода, пробирки, сахар, соль, сода, серная кислота конц., термометры

6

Состав природных вод. Жесткость воды. Методы ее устранения.  

1

Набор воды: мягкая, жесткая, мыло

7

Практическое занятие № 2 «Техника безопасности. Методы устранения жесткости воды»

1

гидрокарбонат натрия, набор воды: мягкая, жесткая

8

Санитария питьевой воды. Охрана водных ресурсов. Экологические проблемы сточных вод. Экология  водоемов  Краснодарского края

1

Интерактивная доска, презентация «Экологические проблемы сточных вод»

3

Воздух

4

9

Воздушная оболочка планеты Земли - атмосфера. Строение  и состав атмосферы. Состав  и свойства воздуха

1

Интерактивная доска, презентация «Атмосфера. Воздух»

10

Сжатый воздух, его получение, хранение и использование. Промышленное получение жидкого воздуха. Кислород, его получение, свойства и применение. Озон.

1

Интерактивная доска, презентация «Сжатый и жидкий воздух. Кислород, озон»

11

Практическое занятие № 3  «Техника безопасности. Получение кислорода в лаборатории».

1

перманганат калия, спиртовка, пробирки, спички, пробка с газоотводной трубкой, лучина

12

Экологические проблемы атмосферы (кислотные дожди; парниковый эффект). Экология атмосферы  

Краснодарского края.

1

Интерактивная доска, презентация «Экологические проблемы атмосферы»

4

Почва

5

13

Агрохимическая характеристика почвы. Компоненты почвы: соли, основания, кислоты, гумус, микроорганизмы

1

Интерактивная доска, презентация «Почва»

14

Охрана почвы от загрязнений и разрушения

1

Интерактивная доска, презентация «Охрана почвы»

15

Химические способы защиты и повышения качества почвы

1

Интерактивная доска, презентация «Способы защиты почвы»

16

Практическое занятие № 4 «Техника безопасности. Изучение почвы (внешний вид, взвешивание, прокаливание)»

1

Весы, почва (образцы), спиртовка, спички, чашки

17

Практическое занятие № 5 «Техника безопасности. Определение рН почвы»

1

Индикаторы, почва, вода, фильтры, стаканы

итого

17

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Эволюционное учение и экология"

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля. Цель - обеспечить углубленное изучение эволюционного учения....

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.   ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»...

Программа элективного курса "Город и его экология"

В системе географических знаний особое место приобретают знания о формировании и развитии городской среды жизни человека. В городских поселениях формируется особая (урбанизированная) среда, являющаяся...

Рабочая программа элективного курса "Мир, в котором я живу. Экология чреды обитания человека". 9 класс.

Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а именно от экологического качества окружающей среды обитания.Если вы хотите побольше...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Факторы среды обитания и здоровье человека" для учащихся 9 класса

В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани...

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...