Программа элективного курса "Эволюционное учение и экология"
элективный курс по биологии (11 класс) по теме

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля. Цель - обеспечить углубленное изучение эволюционного учения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_ev.uchenie_i_ekologiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лисун Н.М., к.п.н.

Эволюционное учение и экология.

Пояснительная записка.

Элективный курс является курсом профильной подготовки, предметно-ориентированным, сопровождает учебный предмет «биология» в общем  образовании школьников.

Данный элективный курс предлагается на завершающем этапе обучения, так как  качественное усвоение учебного материала возможно на основе глубоких знаний генетики, экологии и биологических наук частного характера. Полученные ранее знания в ходе детального изучения эволюционного учения приобретают эволюционный смысл.

Содержание программы соответствует современному уровню и характеру развития эволюционной теории. В программе нашли отражения последние достижения биологической науки. Структура программы отражает процесс развития эволюционных идей в биологии. Большая часть учебного времени отводится на изучение синтетической теории эволюции. Содержание этого раздела построено с учетом выделения двух уровней эволюционного процесса – микроэволюция и макроэволюция.

Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля.

Цель курса является обеспечить углубленное изучение эволюционное учение.

Задачи курса:

- сформировать у учащихся естественнонаучную картину мира;

- выработать биологическое мышление;

- осознать причинно-следственный характер процессов в живой природе;

- развитие навыков моделирования биологических объектов,

- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных испочниках.

В ходе организации занятий рекомендуется использовать компьютерные технологии, коллективные формы, что позволит  осуществить дифференцированный подход к процессу обучения. Практические работы направлены на развитие способности исследовать биологические системы.

Содержание программы

Введение. Методы изучения эволюции органического мира. Развитие представлений о виде и эволюции в додарвиновский период. Развитие систематики растений. Работы Дж. Рея. К.Линней  - основатель теории вида. Зарождение трансформизма. Работы Ж.Бюффона и французских материалистов. Трансформизм в России. Эволюционное учение Ж.Б.Ламарка.

Теория естественного отбора Ч.Дарвина. Наследственность и изменчивость организмов. Доказательства эволюции природных видов. Учение формах изменчивости организмов. Роль внешней среды в возникновении изменчивости организмов. Теория искусственного отбора Ч.Дарвина. Формы искусственного отбора. Борьба за существование: причины и следствия. Формы борьбы за существования. Естественный отбор: определение, механизм действия, результат.

Синтетическая теория эволюции. 

Микроэволюция.

Популяция – форма существования вида. Изменчивость особей в популяции под влиянием экологических факторов. Механизм возникновения адаптаций в популяции и их относительный характер. Демографическая, пространственная и экологическая структура популяции. Динамика численности популяции. Биологический полиморфизм популяции. Условия длительного существования  популяции. Популяция – компонент экосистемы. Динамика и устойчивость экосистем. Саморегуляция. Сукцессии в экосистемах.

Факторы эволюции.

Наследственная изменчивость как материал эволюции. Эволюционная характеристика мутаций. Норма реакции генотипа. Модификации, их роль в эволюции.

Изоляции. Механизм. Эволюционная роль изоляций.

Миграции и их роль в изменении генетической структуры популяции.

Формы межпопуляционных отношений. Причины и следствия борьбы за существование как фактора эволюции.

Современные представления о естественном отборе как ведущем факторе эволюции. Формы естественного отбора. Сравнительный анализ естественного и искусственного отбора и их результатов.

Вид. Современная биологическая концепция  вида Э.Майера. Доказательства реальности вида. Критерии вида. Структура вида. Популяционная структура вида. Гибридная зона, географический изолят, клинальная изменчивость. Процесс образования новых видов. Аллопатрическое, симпатрическое и парапатрическое видообразование.

Комплексное действие эволюционных факторов в экосистемах. Искусственные экосистемы и их особенности.

Макроэволюция.

Пути макроэволюции.  Механизмы и результаты. Направления эволюции органического мира. Сравнение прогрессивного, регрессивного и дегенеративного путей развития и их результатов. Ароморфозы в мире растений. Ароморфозы в мире животных. Морфофизиологические адаптации у растений. Характеристика основных идиоадаптаций у животных. Работы А.Н Северцева и И.И Шмальгаузена.

Причины расцвета и вымирания отдельных классов растений и животных в отдельные эпохи Земли.

Направления  и этапы развития человека. Возможность прогнозирования развития человека в окружающей его природе.

Единство живой и неживой природы. Абиогенный синтез органических веществ в условиях восстановительной атмосферы. Этапы появления сложных органических веществ. Эволюционные возможности углеводородов. Эволюция органических соединений. Образование первичных клеток – начало биологической эволюции. Самоорганизация сложных органических систем. Клеточное питание, внутри- и внеклеточный гомеостаз. Основные черты жизни.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма организации

Методы работы

Вид контроля за результа-тами образования

1.

Введение. Методы изучения эволюции органического мира. Развитие представле-ний о виде и эволюции в додарвиновский период. Развитие систематики растений. Работы Дж. Рея. К.Линней  - основатель теории вида. Зарож-дение трансформизма. Работы Ж.Бюффона и французских материа-листов. Трансформизм в России. Эволю-ционное учение Ж.Б.Ламарка.

2

Коллективная

Объяснительно-иллюстративный

Составление сводных таблиц

2.

Теория естественного отбора Ч.Дарвина. Наследственность и изменчивость организ-мов. Доказательства эволюции природных видов. Учение формах изменчивости организ-мов. Роль внешней среды в возникновении изменчивости орга-низмов. Теория искусственного отбора Ч.Дарвина. Формы искусственного отбора. Борьба за существо-вание: причины и следствия. Формы борьбы за существо-вания. Естественный отбор: определение, механизм действия, результат.

1

Коллективная

Объяснительно-иллюстративный

Составление сводных таблиц, компьютер-ная презитнтация

3.

Синтетическая теория эволюции. 

Микроэволюция.

Популяция – форма существования вида. Изменчивость особей в популяции под влияя-нием экологических факторов. Механизм возникновения адап-таций в популяции и их относительный характер. Демографии-ческая, пространствен-ная и экологическая структура популяции. Динамика численности популяции. Биологи-ческий полиморфизм популяции. Условия длительного существо-вания  популяции. Популяция – компо-нент экосистемы. Динамика и устойчи-вость экосистем. Саморегуляция. Сукцессии в экосистемах.

3

Коллективная, решение биологических задач, работа с компьютерными программами

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-исследовательский

Сверка результатов между группами

4.

Факторы эволюции.

Наследственная изменчивость как материал эволюции. Эволюционная хара-ктеристика мутаций. Норма реакции гено-типа. Модификации, их роль в эволюции.

Изоляции. Механизм. Эволюционная роль изоляций.

Миграции и их роль в изменении генетичес-кой структуры популяции.

Формы межпопуля-ционных отношений. Причины и следствия борьбы за существование как фактора эволюции.

Современные пред-ставления о естест-венном отборе как ведущем факторе эволюции. Формы естественного отбора. Сравнительный анализ естественного и искусственного отбора и их результатов.

2

Коллективная, практическая работа:

- результаты искусстевенного отбора на примере сортов культурных растений.

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-исследовательский

Составление отчета

5.

Вид. Современная биоло-гическая концепция  вида Э.Майера. Доказательства реаль-ности вида. Критерии вида. Структура вида. Популяционная струк-тура вида. Гибридная зона, географический изолят, клинальная изменчивость. Процесс образования новых видов. Аллопатри-ческое, симпатричес-кое и парапатрическое видообразование.

Комплексное дейст-вие эволюционных факторов в экосисте-мах. Искусственные экосистемы и их особенности.

2

Коллективная, практическая работа:

- морфологический критерий вида на примере видов из рода клевер.

Объяснительно-иллюстративный

Составление сводных таблиц

6.

Макроэволюция.

Пути макроэволю-ции.  Механизмы и результаты. Направления эволюции органического мира. Сравнение прогрессивного, регрессивного и дегенеративного путей развития и их результатов. Ароморфозы в мире растений. Ароморфозы в мире животных. Морфофизиологические адаптации у растений. Характеристика основных идиоадаптаций у животных. Работы А.Н Северцева и И.И Шмальгаузена.

3

Коллективная, решение ситуационных задач, практическая работа:

- выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений результаты;

- гомологичные органы, рудименты как доказательства эволюции.

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-исследовательский

Составление отчета, сверка кодоскопом

7.

Причины расцвета и вымирания отдельных классов растений и животных в отдельные эпохи Земли.

1

Коллективная

Объяснительно-иллюстративный

Составление сводных таблиц

8.

Единство живой и неживой природы. Абиогенный синтез органических веществ в условиях восстановительной атмосферы. Этапы появления сложных органических веществ. Эволюционные возможности углеводородов. Эволюция органических соединений. Образование первичных клеток – начало биологической эволюции. Самоорганизация сложных органических систем. Клеточное питание, внутри- и внеклеточный гомеостаз. Основные черты жизни.

3

Лекция, коллективная, работа с компьютерными программами

Объяснительно-иллюстративный

Составление сводных таблиц

Итого

17

Литература:

  1. Дарвин  Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: Кн. для Учителя / Комент. А.В. Яблокова, Б.М Медникова. – М.: Просвещение, 1986. – 383 с.
  2. Ян Елинек Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. – Прага: Артия, 1972.
  3. Ламехов Ю.Г., Шапкин В.А., Дракова Д.К. Организация лабораторного практикума в темах «Эволюционное учение» и «Развитие рганического мира». – Челябинск, 1993.
  4. Бернар Эйвельмнас Следы невиданных зверей. – М.: Редакция журнала «Вокруг света», 1994.
  5. Ален Р.Д. Наука о жизни / Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"

Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...

Рабочая программа элективного курса Химия и экология

Рабочая программа элективного курса Химия и экология...

Программа элективного курса "Физика и Экология"

Программа элективного курса "Физика и Экология"...

Программа элективного курса "Основы общей экологии"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов и включает вопросы глобальной, популяционной экологии, экологии человека и социальной экологии....

Программа элективного курса по биологии "Экология человека" для учащихся 9 класса

P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, подготавливающая к изучению биологии на профильном уровне. В зависимости от учебной нагрузки элективн...

Рабочая программа элективного курса Физика и экология

Рабочая программа элективного курса Физика и экология...

Рабочая программа элективного курса Физика и экология

Рабочая программа элективного курса Физика и экология...