Программа элективного курса "Основы общей экологии"
элективный курс по экологии (10, 11 класс) на тему

Гордеев Андрей Сергеевич

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов и включает вопросы глобальной, популяционной экологии, экологии человека и социальной экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gordeeva_a.s._masterskoy_po_ekologii.docx51.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №20»

Проблемно-методический центр

естественно-валеологических дисциплин

РАБОЧАЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

элективного курса-мастерской

«Основы общей

экологии»

для учащихся 10-11-х классов

Составлена на основе программы учебного курса

«Основы общей экологии»

по УМК Мамедова Н.М., Суравегиной И.Т., Глазачёва С.Н.

                                   Автор: Гордеев Андрей

                                        Сергеевич,                                                                  

                                            учитель химии

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Гимназия №20»

___________________ В.И. Маркова

«___»________________ 20___ г.

РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению на заседании научно-методического совета

МБОУ «Гимназия №20»

«___»___________________ 20___ г.

Заместитель директора по НМР

_________________ Т.П. Кочкина

                                                                                 

г. Донской

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа создана на основании:

  • п. 7 ст. 12 и п. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • п. 10 раздела II Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015

и раскрывает содержание элективного курса-мастерской «Основы общей экологии», предназначенного для учащихся 10-11-х классов гимназии. Программа предусматривает изучение курса в объёме 1 часа в неделю, 35 часов в год (либо в 10-м, либо в 11-м классе).

В современную эпоху научно-технической революции особенно сложными и важными стали вопросы взаимодействия природы и человека. Охрана окружающей среды, соблюдение экологических законов и норм, сбережение природных богатств для будущих поколений, сохранение и укрепление здоровья человека, – эти проблемы приобрели в настоящее время особую актуальность, глобальный характер. Они вызывают серьёзную озабоченность у людей всех стран и континентов нашей планеты и требуют коллективных усилий, чтобы предотвратить угрожающую цивилизации экологическую катастрофу.

           Охрана природы, реализация только тех видов деятельности, которые безопасны как для самого индивида, так и для всего общества и окружающей природной среды, – это одни из важнейших обязанностей каждого человека. В связи с этим формирование личности включает в себя как необходимую составную часть воспитание правильного отношения к природе, овладение нормами поведения, безопасного для биосферы и самого человека, привитие правильного экологического мышления.

           Экология является интегративной областью знаний и призвана содействовать воспитанию ответственного отношения к окружающей среде на основе знаний об её организации, единстве живой и неживой природы. Отдельный человек и человечество в целом органично включены в глобальные биосферные процессы. Без должного знания и понимания экологических понятий, принципов, законов немыслима культура современного постиндустриального общества, возможность дальнейшего устойчивого развития цивилизации.

Базой данного курса является программа учебного курса «Основы общей экологии» по УМК Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной, С.Н. Глазачёва. Программа построена с учётом двух способов связи человека с окружающим миром. Первый определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второй – к своему здоровью (физическому, психическому, духовному). С этой целью в программу включены разделы биологической и глобальной экологии, экологии человека и общества.

           Последовательное рассмотрение экологических взаимодействий позволяет чётко определить знания о специфике антропогенного пресса на экосистемы разного уровня организации. Для каждого класса экосистем характерна реальная экологическая проблема, которая отражает реальные противоречия, сложившиеся во взаимодействии человека, общества со средой обитания.

           Само формулирование экологической проблемы предполагает предварительную оценку состояния экосистемы, характера экологических взаимодействий между центральным объектом и средой. Оценка ситуации и обозначение экологической проблемы позволяет перейти к анализу гипотез, предположений и идей, которые определяют условия взаимодействия в экосистеме.

           Исследование экологических взаимодействий формирует знания о научной картине мира, которая всегда коррелирует с мотивами деятельности человека. Формирование экологически ориентированных мотивов поведения и деятельности есть одна из центральных задач экологического образования в целом и предлагаемой программы в частности.

           Курс «Основы общей экологии» призван:

  • дать учащимся целостное представление об экологии как самостоятельной интегративной науке, имеющей огромное социально-экономическое и прикладное значение;
  • закрепить и систематизировать уже имеющиеся у учащихся начальные экологические знания, дополнить их научной экологической терминологией и фактическим материалом о важнейших экологических проблемах современности и путях их решения;
  • способствовать формированию у учащихся целостного научного мировоззрения, основанного на правильном понимании места и значения деятельности человека в системе «общество – природа»;
  • способствовать формированию у учащихся правильного экологического мышления как одной из неотъемлемых черт гармонически развитой личности нового, постиндустриального общества;
  • воспитывать у  учащихся любовь к природе, неприятие потребительского отношения к её ресурсам; развивать у школьников стремление внести свой посильный вклад в решение глобальных задач охраны окружающей среды;
  • дать учащимся необходимые знания об основных экологических проблемах местного региона и путях их решения;
  • развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность, самостоятельность суждений; стимулировать интерес к отечественной и мировой экологической науке; развивать потребность и умения самостоятельно обогащать свои знания в области экологии;
  • дать учащимся знания, позволяющие защищать здоровье от воздействия неблагоприятных экологических факторов, в том числе антропогенного происхождения (радиационное и химическое загрязнение воды, воздуха, почвы, продуктов питания; повышенный уровень шума в местах проживания); стимулировать стремление учащихся к активному, здоровому образу жизни.

           Программа курса предусматривает обязательное изучение краеведческого материала. Это представляется чрезвычайно важным, поскольку учащиеся, для которых разработан данный курс, проживают в зоне, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и сочетающей множество неблагоприятных экологических факторов.

Изучение курса экологии тесно связано с такими учебными дисциплинами, как география, биология, физика, химия, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание.

Целесообразно использовать при изучении курса «Основы общей экологии» разнообразные формы занятий: лекции, семинары, ролевые игры, конференции, зачёты, – а также тестовые методы контроля знаний учащихся, подготовку экологических кроссвордов, рефератов, работу над проблемными вопросами и заданиями.

           Программа базируется на учебном пособии «Основы общей экологии» (Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачёв С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: МДС, 2003. – 272 с.: ил.).

Наряду с пояснительной запиской программа включает в себя тематический план курса, содержание учебного материала, перечень основных понятий курса, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, межпредметные связи, список литературы для учащихся и для учителя.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В т.ч. на практические занятия

1.

Введение.

2

-

2.

Биосфера – глобальная экосистема.

7

-

3.

Экосистемы биосферы.

7

1

4.

Человек в биосфере.

8

-

5.

Экология общества.

9

-

6.

Итоговое повторение и обобщение.

1

-

Резервное время.

1

-

Итого:

35

1

Содержание программы

1 н/ч – всего 35 часов

                Введение (2 часа).

           Почему экологию должны знать все. Благоприятная природная среда – главное условие гармоничного развития человека. Угроза окружающей среде, создаваемая производственной деятельностью человека. Классификация потребностей человека. Стратегия устойчивого развития человечества как всемирный план действий по достижению гармонии в отношениях между людьми и между природой и обществом. Значение экологических знаний для успешной реализации данной стратегии. Горизонты экологического знания: от биологической экологии к социальной. Происхождение термина «экология», предмет экологии как науки. Экосистема. Биосфера. Биологическая экология. Глобальная экология. Экология человека. Социальная экология. Отличие экологии от наук классического типа.

           Основа экологического мышления: экологический подход. Эволюция методов познания окружающего мира человеком: функциональный подход, аналитический подход, системный подход. Экологический подход как вариант системного подхода. Главный объект исследования. Экологическое взаимодействие. Экологическое противоречие. Экологическое развитие. Экологическая устойчивость.

Тема 1. Биосфера – глобальная экосистема (7 часов).

           Биосфера. Живое вещество как её компонент. Представления В.И. Вернадского о роли живых организмов в формировании облика Земли. Живое и косное  вещество. Биологическое разнообразие. Распределение живого вещества в биосфере. Химический состав живого вещества, его отличие от химического состава Вселенной. Биомасса. Биологическая продуктивность. Особенности протекания химических реакций в живых организмах. Непрерывность жизни в биосфере. Давление жизни. Абиотические компоненты биосферы. Поле существования жизни и поле устойчивости жизни. Земные абиотические  условия, определяющие поле существования жизни: достаточное количество кислорода и углекислого газа, наличие жидкой воды, благоприятный температурный режим, минеральные вещества, солёность воды. Границы биосферы.

           Почва – уникальный компонент биосферы. Представления В.В. Докучаева о почве как особом природном теле и среде жизни. Разнообразие почв мира. Основные факторы почвообразования: горные породы, возраст поверхности, растительный и животный мир, рельеф, климат, хозяйственная деятельность человека; их роль в формировании почвы. Биосфера и космос. Уникальность нашей планеты, её месторасположения в Солнечной системе. Солнце – главный источник энергии, необходимой нашей планете. Баланс солнечной энергии, поступающей в биосферу. Роль растений в накоплении солнечной энергии. Связь цикличности различных явлений, протекающих в биосфере, с циклами солнечной активности. Представления А.Л. Чижевского о влиянии солнечных ритмов на природные процессы. Воздействие «солнечного ветра» на Землю. Роль магнитосферы Земли в защите живых организмов от «солнечного ветра». Озоносфера Земли, её роль в защите живых организмов от жёсткого ультрафиолетового излучения Солнца. Экологические проблемы, связанные с разрушением озоносферы Земли под действием антропогенных факторов, и пути их решения.

           Экологические взаимодействия живого вещества: кто как питается. Современная классификация живого вещества в соответствии со степенью его родства. Трофические взаимодействия. Основные типы живых организмов в зависимости от способов питания: автотрофы (фото- и хемо -), гетеротрофы (биотрофы, сапротрофы, некротрофы), миксотрофы. Типы питания, характерные для отдельных надцарств и царств живых организмов. Роль живых организмов в движении и преобразовании веществ в биосфере.

           Биогенная миграция атомов – экосистемное свойство биосферы. Закон биогенной миграции атомов В.И. Вернадского. Особенности биогеохимических циклов углерода, азота, фосфора, участие в них живых организмов. Скорость круговорота  кислорода, углекислого газа, воды в биосфере Земли. Как развивалась биосфера: пять экологических катастроф. Горные породы – «каменная летопись» Земли. Спираль эволюции жизни на нашей планете. Первая экологическая катастрофа – ордовикский период. Вторая катастрофа – девон. Грандиозная экологическая катастрофа в конце пермского периода. Процветание динозавров в юрском периоде и их гибель. Экологические катастрофы как двигатель эволюции органического мира.

           Почему биосфера устойчива. Основные экологические факторы, определяющие устойчивость биосферы: биологическое разнообразие, адаптация к изменяющимся условиям окружающей среды, наличие информационных связей между различными видами живых организмов. Главное отличие живого вещества и косного. Закон, связывающий размеры потребляющих органическую пищу видов с их численностью. Зависимость длительности периода восстановления биосферы с интенсивностью воздействия на неё. Биосфера и человек: у «запретной черты». Человек – главный нарушитель экологического равновесия в биосфере. Необходимость производства искусственной энергии для успешного развития человеческой цивилизации. Воздействие избытка искусственной энергии на тепловой баланс Земли. Экологические последствия повышения средней температуры на планете. Сущность «парникового» («оранжерейного») эффекта. Закон А.И. Воейкова. Мероприятия по уменьшению неблагоприятного воздействия глобального потепления на биосферу. Необходимость предвидения человеком результатов своих действий и определения «запретной черты».

           Биосфера и геосфера. Геосфера как географическая оболочка Земли. Её мощность и границы. Солнечная энергия – основной энергетический источник всех процессов в геосфере. Цикличность и ритмичность процессов развития геосферы. Роль живого вещества в развитии литосферы, атмосферы и гидросферы. Географические пояса, секторы, природные зоны и ландшафты. Гидротермический коэффициент. Человек – мощная геологическая сила, изменяющая внешний облик Земли. Почему человек должен сохранять разнообразие биосферы. Причины исчезновения видов живых организмов. Катастрофичность процесса обеднения живого вещества для будущего биосферы Земли и развития человеческой цивилизации. Допустимые потери видового разнообразия. Потенциальная полезность для человека всех видов живых организмов. Необходимость применения эффективных административно-экономических методов для сохранения биологического разнообразия биосферы. Создание особо охраняемых природных территорий, развитие базы знаний о живом веществе, обеспечение рационального природопользования, восстановление видового разнообразия и повышение эффективности международных механизмов охраны природы  – основные способы предотвращения возможной  экологической катастрофы.

           Конференция «Сохранение видового разнообразия биосферы в России» (1 ч).

Тема 2. Экосистемы биосферы (7 часов).

           Из чего состоит экосистема. Экосистема: определение по А. Тенсли и современное понятие. Состав экосистемы: биотоп (атмосфера, педосфера, гидросфера, литосфера) и биоценоз (фитоценоз, зооценоз, микробиоценоз, микоценоз). Ярусность как вертикальная структура биоценоза. Важнейшие экологические факторы в наземных (свет, температура, влажность) и водных (свет, температура, кислотность, солёность и скорость течения воды) экосистемах. Понятие о кислотности растворов (рН), диапазон рН, оптимальный для живых организмов. Почему в разных регионах сформировались разные экосистемы. Биом. Лимитирующий фактор. Закон минимума Ю. Либиха. Правило Шелфорда. Пределы выносливости (толерантности) живых организмов. Температура и количество осадков – основные лимитирующие факторы экосистем.

           Популяция в экосистеме: состав и взаимодействие особей. Ареал распространения живых организмов. Популяция. Три возрастные группы особей, выделяемые в любой популяции. Основная жизненная задача популяции. Взаимоотношения особей внутри популяции, обеспечивающие устойчивое воспроизводство: брачное поведение, забота о потомстве, территориальность, агрессивность, иерархические взаимодействия. Количественные характеристики популяции. Численность особей, её зависимость от рождаемости и смертности. Плодовитость. Плотность популяции. Основные виды поведения особей различных популяций по отношению к воспроизводству: r- стратегия и k- стратегия. Кривые выживания организмов, три их основные разновидности.

           Как взаимодействуют популяции разных видов. Пища – источник необходимой организму энергии. Продуценты. Консументы первого, второго и третьего порядков. Редуценты. Детрит, детритофаги. Хищничество. Всеядность. Пищевые цепи. Трофический уровень и трофические взаимодействия. Экологические пирамиды: численности, биомасс, энергии. Закон однонаправленности потока энергии в экосистеме. «Правило десяти процентов». Симбиоз и взаимопомощь в экосистеме. Симбиоз, его значение для живых организмов. Паразитизм как одна из форм симбиотических связей. Косвенные связи между популяциями, их значение для обеспечения устойчивости природного сообщества, возрастания взаимной приспособленности видов, регулирования их численности.

           Конкурентные отношения и экологическая ниша. Конкуренция между различными видами живых организмов. Принцип конкурентного исключения – закон Г.Ф. Гаузе. Экологическая ниша. Почему популяция устойчива. Факторы, способствующие регулированию численности популяций в экосистеме: плотность популяции, пища, конкуренция, паразиты, хищники (первичные факторы), а также солнечная активность, климат, осадки, газовый состав атмосферы (вторичные или сигнальные факторы). Экосистемы – саморегулирующиеся системы. Принцип обратной связи, лежащий в основе саморегуляции.

           Как изменяется экосистема. Первичная сукцессия. Серийные и климаксные сообщества. Вторичные сукцессии. Энергетический ресурс в развивающейся и зрелой экосистемах. Три принципа функционирования экосистемы. Получение ресурсов и избавление от отходов в рамках круговорота всех элементов. Существование за счёт практически неисчерпаемой и чистой солнечной энергии. Соответствие биомассы популяции трофическому уровню, занимаемому ею.

           Как экосистема реагирует на нарушения. Эвтрофикация водоёмов как следствие пренебрежения законом сохранения массы. Водородный показатель (рН), его значения в различных средах. Кислотные дожди, их влияние на растительность, почву, обитателей водных экосистем, способы предупреждения их возникновения. Последствия пренебрежения принципами функционирования экосистем. Необходимость разумных действий со стороны человека по защите природной среды, поддержанию её устойчивости.

           Практическая работа «Определение показателя кислотности атмосферных осадков и его сравнение с уровнем рН различных растворов» (1 ч.).

Тема 3. Человек в биосфере (8 часов).

           «Средний» человек и его здоровье. Здоровье – ключевая характеристика человека. Признаки, обобщённо характеризующие «среднего» человека. Прямохождение и его значение. Двигательная, чувствительная и психическая асимметрия. Общественное здоровье, его состояние в России. Средняя продолжительность жизни. Какая среда комфортна для человека. Окружающая человека среда как система факторов, влияющих на его существование. Географическое распределение современного населения Земли. Основные факторы среды, влияющие на самочувствие человека: температура, солнечный свет, погода, метеочувствительность, ландшафт местности, звуковой ландшафт.

           Что такое адаптация. Адаптация, её значение для живых организмов. Виды адаптации человека: относительно большие размеры тела по сравнению с другими организмами, прямохождение, терморегуляция. Конституция как адаптивный признак. Представления Гиппократа о конституции и темпераменте человека. Конституция, её главные признаки. Зависимость продольных размеров тела человека от условий его существования. Доминирующие типы обмена веществ, их зависимость от температурного режима среды и питания. Три вида реагирования на внешние воздействия: «спринтер», «стайер», «микст». Особенности конституции жителей районов с экстремальными условиями обитания. Адаптивное значение конституции.

           Функционирование организма человека во времени. Пространственно-временная организация живого организма. Биологические ритмы, их зависимость от внешней среды. Единая колебательная система биоритмов человека, её связь со здоровьем. Отрицательные последствия сбоя биоритмов. Восприятие времени и фактор опережения. Стресс-реакция адаптации. Стрессовые условия. Неизбежность стрессовых ситуаций в жизни человека. Физиологические процессы, протекающие в организме при стрессе. Стресс-реакция адаптации. Способы преодоления стрессорных повреждений.

           Человек в экстремальных условиях. Экстремальные условия жизни. Особенности условий жизни на Крайнем Севере и в высокогорных районах. Развитие адаптации к экстремальным условиям жизни человека. Три фазы стресс-реакции адаптации. «Цена» адаптации. Человек в невесомости. Факторы, определяющие существование человека в космосе: радиоактивное облучение, психоэмоциональная нагрузка, невесомость. Влияние невесомости на организм человека. Адаптация к невесомости. Моделирование невесомости на Земле. Реадаптация.

           Влияние радиационных излучений на здоровье человека. Естественный радиационный фон, его значение. Открытие явления радиоактивности, его сущность. Три вида излучений, образуемых радиоактивными веществами, их проникающая способность в живых организмах, способы защиты от данных излучений. Медицинская радиология. Три фазы воздействия радиации на живые организмы. Сравнительная радиовосприимчивость различных живых организмов. Наиболее опасные последствия воздействия радиационных излучений на здоровье человека. Сравнительная радиовосприимчивость людей в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья. Мероприятия по уменьшению неблагоприятного воздействия радиационных излучений на здоровье людей, проживающих в зоне загрязнения, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС: дезактивация; диспансеризация населения; полноценное и рациональное питание населения; ограничение потребления спиртных напитков; отказ от курения; прогулки на свежем воздухе, водные процедуры, занятия  физическими упражнениями; ограничение пребывания в зоне влияния прямого солнечного света; предупреждение возникновения стрессов. Сущность радиофобии и причины её возникновения.

           Влияние химических веществ на здоровье человека. Токсикология, её значение. Основные группы химических веществ, негативно влияющих на здоровье человека: канцерогены, мутагены, аллергены, тератогены, промышленные яды. Особенности влияния на здоровье человека соединений тяжёлых металлов, химических средств защиты растений (пестицидов), минеральных удобрений. Экологические проблемы загрязнения окружающей среды нитратами. Нитраты как представители азотных удобрений, их значение для растений. Экологические последствия накопления избытка нитратов в воде, почве, продуктах питания. Механизм негативного влияния нитратов на здоровье человека. Градация растений по лёгкости накопления избытка нитратов. Способы уменьшения содержания нитратов в продуктах питания.

           Экологические проблемы загрязнения окружающей среды химическими средствами защиты растений (пестицидами). Пестициды, их основные группы (гербициды, инсектициды, бактерициды, фунгициды и т.д.), области их практического применения. Экологические последствия накопления пестицидов в воде, воздухе, почве, продуктах питания, живых организмах. Механизм негативного влияния пестицидов на здоровье человека. Пути решения экологических проблем, связанных с неумеренным использованием пестицидов. Биологические методы и средства защиты растений как альтернатива пестицидам: энтомофаги, вирусные препараты, фитонциды, репелленты, аттрактанты, хемостерилянты, ауксины, феромоны, настои и отвары из растений. Основные преимущества биологических методов и средств защиты растений по сравнению с химическими.

           Сколько лет жить человеку. Основные составляющие здорового образа жизни. Биологические сроки жизни человека, их сравнение со сроками жизни других млекопитающих. Средняя продолжительность жизни, пожилой возраст, старость, долгожители. Особенности жизни современного человека, негативно влияющие на её продолжительность: гиподинамия, нерациональное питание, психоэмоциональные перегрузки. Здоровый образ жизни, его основные составляющие: культура движения, рациональные умственные и физические нагрузки, культура питания, полноценная семейная жизнь. Активный образ жизни, поддержание высокого жизненного тонуса – залог здоровья и долголетия. Популяция людей. Сколько детей должно быть в семье. Динамика изменения численности населения земного шара. Стратегия человечества как биологического вида. Численность детей в семье, необходимая для простого воспроизводства населения. Развитие демографической ситуации в мире в различные исторические эпохи. Современная демографическая ситуация в России, её причины и возможные последствия.

Тема 4. Экология общества (9 часов).

            Особенности освоения человеком природы: техника. Необходимость освоения природы человеком. Особенности трудовой деятельности древнейших людей. Сущность технического освоения природы человеком. Значение науки для развития техники, важнейших технических открытий и изобретений. Особенности современного этапа развития техники. Необходимость разумного ограничения технического освоения природы человеком для будущего цивилизации и всей планеты в целом. Социоэкосистемы и основные этапы их эволюции. Общество как исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Социоэкосистемы, их классификация: локальные (местные), региональные и глобальная (всепланетная). Основные периоды взаимодействия общества и природы: биогенный, аграрный, индустриальный, постиндустриальный (информационно-экологический), - их особенности.

           Экологическая проблема. Динамическое равновесие социоэкосистемы, его необходимость. Экологическая проблема, её основные составляющие и проявления. Причины обострения современной экологической ситуации на земном шаре. Народонаселение и экологическая проблема. Зависимость экологической ситуации на земном шаре от численности населения. Народонаселение, демографическая ситуация, демографическая революция, демографический взрыв. Представления Т. Мальтуса о необходимости снижения роста численности населения. Два противоположных подхода к проблеме снижения темпов роста населения. Три пути выхода из сложившейся в мире демографической ситуации.

           Истощение ресурсов и энергетический кризис. Природные ресурсы, их классификация: практически неисчерпаемые и исчерпаемые (невозобновимые и возобновимые). Неизбежность исчерпаемости ископаемых ресурсов. Проблемы эксплуатации возобновимых природных ресурсов. Сущность современной энергетической проблемы; энергосбережение и использование возобновимых источников энергии как основные пути её решения. Перспективы использования человечеством альтернативных (возобновимых) источников энергии. Загрязнение окружающей среды. Загрязнение, его классификации. Комплексное воздействие комбинаций различных загрязнителей на окружающую среду. Основные экологические последствия загрязнения окружающей среды. Взаимосвязь физических и химических загрязнений.

           Информационная составляющая экологической проблемы. Основное содержание информационного фактора экологической проблемы. Экологический мониторинг, его уровни: местный, региональный, республиканский, континентальный, глобальный (всепланетный). Роль космических наблюдений в получении объективной информации о состоянии окружающей среды. Проблемы развития научной информации, трудности в её получении. Необходимость широкой информатизации научной деятельности. Роль информационных технологий в решении экологических проблем. Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Тотемизм как культ природы. Взаимоотношение человека и природы в странах Древнего Востока. Представления об органическом единстве человека и природы, одушевлённости природы, характерные для ранней культуры Древней Греции. Отношение к природе и человеку, сложившееся в античной культуре. Противопоставление человека природе в христианско-иудейской культуре. Надприродные и природные религии, их особенности. «Застой» эпохи средневековья и овладение силами природы, подчинение их потребностям человека в эпоху Нового времени. Современное переосмысление отношений человека и природы во всех религиях.

           Биосферные функции человечества: учение о ноосфере. Ослабление устойчивости биосферы в результате неосмотрительной деятельности человека. Ноосфера («сфера разума» по В.И. Вернадскому) как новый, качественно более высокий этап развития биосферы. Основные условия, необходимые для перехода биосферы в ноосферу. Проблема гармонизации социоэкосистем: социальная экология, её принципы. Социальная экология, необходимость её появления в качестве самостоятельной науки. Основные законы социальной экологии (законы Б. Коммонера), их специфика.

           Концепция устойчивого развития. Необходимость определения разумной перспективы развития человечества. Сущность понятия «устойчивое развитие». Главная идея концепции устойчивого развития, принятой в 1992 году Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Экологическая революция, её цель и отличия от аграрной и промышленной революций. Становление экологической культуры. Культура как глобальное понятие. Экологическая культура, её важнейший признак. Антропоцентризм и биосфероцентризм. Экологическая этика как мера экологической культуры, её основной принцип и требования, предъявляемые к каждому человеку.

           Политическая экология. Политика как глобальное понятие. Основные требования к организации политической деятельности. Связь экологических проблем с политической деятельностью. Значение демократизации общественной жизни, свободы слова, доступности объективной информации для успешного решения экологических проблем. Основные принципы деятельности современных экологических партий и движений. Возрастание роли экологического фактора в международной политике. Экологическое право. Право как глобальное понятие. Экологическое право. Конституция государства – основа экологического законодательства. Всеобщая Декларация прав человека и Пакт о гражданских и политических правах человека, их значение для определения экологических прав и свобод личности. Экологические права граждан Российской Федерации, их государственные гарантии. Обеспечение исполнения экологического законодательства в Российской Федерации. Основные правовые принципы охраны окружающей среды и устойчивого развития.

           Экологичная экономика. Современное понимание экономики. Глубинная связь экономики и экологии. Формирование экологичного производства – важнейшая задача мировой экономики. Важнейшие предпосылки экологичной экономики. Инженерная экология. Понятие об инженерной экологии. Экологический подход к социально-экономической оценке технических систем. Инженерно-экологическая экспертиза технических объектов. Прогнозирование технологических рисков и последствий воздействия на человека слабых доз токсических веществ.

           Безотходное и экологическое производство. Сущность экологизации производства. Объективная необходимость равновесия между производящей и нейтрализующей технологиями. Биотехнология, её роль в утилизации производственных отходов. Безотходные и малоотходные производства. Освоение космоса и проблемы экологии. Роль освоения космического пространства в решении экологической проблемы, получении качественно новой информации о природной среде, реализации материально-производственных проектов. Воздействие полётов ракет и спутников на состояние биосферы Земли. Формирование системы «Человечество – Земля – Вселенная».

Итоговое повторение и обобщение (1 час). Резервное время (1 час).

Основные понятия курса

           Ключевым понятием экологии является экосистема. Учение об экосистеме интегрирует концепции естествознания (жизнь, вещество, энергия, поле, пространство, время), техники (устойчивость, надёжность, ёмкость, нагрузки), экономики (ресурс, качество, оценка, прогноз) с гуманитарными концепциями ценностей человека и его окружения, принципов и нормативов поведения и деятельности.

           Образовательная область «Экология» включает такие содержательные линии, как «биосфера – глобальная экосистема», «экосистемы биосферы», «человечество в биосфере», «социоприродная экосистема», «человек и окружающая среда – антропоэкосистема».

             Глобальная экология – учение о биосфере

Понятия: биосфера, экологические компоненты, живое вещество, косное вещество, автотрофы (фото- и хемо-), гетеротрофы (некротрофы, биотрофы и сапротрофы), миксотрофы, биогенные элементы, космическая среда, планетарная среда, биомасса, продукция, зональность, устойчивость, защитные экраны.

Явления: биогеохимический круговорот веществ (биогенная миграция атомов); взаимосвязи биосферы с геосферами; экологические взаимодействия живого и косного вещества.

             Антропогенное разрушение биосферы

Принципы: однонаправленности потока энергии; необходимого разнообразия; обратной связи; регулирования.

Методы: последовательного описания экосистемы.

           

             Экосистемы биосферы

Понятия: биоценоз, популяция, запас биогенных элементов, ёмкость среды, изменения экосистемы, экологический фактор, трофический уровень, трофическая пирамида.

Явления: экологические взаимодействия – трофические, информационные, пространственно-временные; биологический круговорот, самовосстановление экосистемы, симбиоз, конкуренция, сукцессия.

Принципы: предельно допустимой нагрузки, потока солнечного излучения, самоочищения, уменьшения биомассы на конце пищевых цепей.

             Человечество в биосфере: социоэкосистема

Понятия: экосистема социоприродная, народонаселение, природная среда, экологическая деятельность, биосферные функции человека, экологическая ценность, экологическая норма.

Явления: взаимодействие общества и природы, природопользование, экологический кризис, «парниковый» («оранжерейный») эффект, эвтрофикация, кислотные дожди, разрушение озонового экрана.

Проблемы: выживания человечества, экологизации науки, экономики, образования, предотвращения технологических и военных катастроф, регулирование численности народонаселения.

Экологическая деятельность: экологическое прогнозирование, социально-экологический мониторинг, ландшафтное проектирование, инженерная экология, экологическое образование, экологические движения.

             Человек в экосистеме – антропоэкосистема

Понятия: здоровье, болезнь, окружающая среда, факторы здоровья, экологические потребности, биологические ритмы, экологические качества, экологическая ответственность, адаптация, реадаптация, стресс, медицинская радиология, радиовосприимчивость, радиофобия, дезактивация, диспансеризация, токсикология, канцерогены, мутагены, аллергены, тератогены, промышленные яды, пестициды (гербициды, инсектициды, бактерициды, фунгициды), энтомофаги, фитонциды, репелленты, аттрактанты, хемостерилянты, ауксины, феромоны, гиподинамия.

Явления: экологические взаимодействия (пространственные, трофические, информационные, временные); развитие (физическое, интеллектуальное, духовное); экологическая опасность; здоровый образ жизни.

Проблемы: защиты окружающей среды; радиационной, химической и продовольственной безопасности.

Экологическая деятельность: пропаганда идей защиты жизни; уход за ландшафтом, мониторинг окружающей среды.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать: называть, распознавать основные термины и понятия, правильно употреблять их при описании экосистем и экологических взаимодействий любого вида.

Уметь описывать и моделировать: «минимальную» экосистему как структурную единицу окружающей среды; явления биогеохимического круговорота веществ, однонаправленности потока энергии, самовосстановления экосистемы.

Уметь объяснять: экологические взаимодействия живого и косного вещества, популяций и видов, человека и окружающей среды, общества и природы (исторические типы); необходимость и направления экологической деятельности людей.

Межпредметные связи

Биология. Многообразие живых организмов, их адаптация, роль в природе и хозяйственной деятельности человека, факторы среды, обмен веществ, динамическое равновесие и устойчивость популяций, биоценозов, экологических систем.

Химия. Круговорот веществ в природе. Свойства основных биогенных элементов (кислорода, углерода, азота). Образование и свойства озона. Фреоны, их роль в разрушении озонового экрана Земли. Химические средства защиты растений (пестициды), их химический состав. Минеральные удобрения, их классификация. Нитраты, их разложение в живых организмах. рН среды, его возможные значения. Химические процессы, приводящие к образованию кислотных дождей. Углекислый газ, его роль в возникновении «парникового» («оранжерейного») эффекта. Тяжёлые металлы.

Физика. Круговорот потоков энергии в природе. Применение законов термодинамики. Открытие явления радиоактивности, его сущность. Три вида излучений, создаваемых радиоактивными веществами, их сравнительная проникающая способность в различных веществах.

География. Почва, почвообразование. Экологические катастрофы в геологической истории Земли. Географические пояса, секторы, природные зоны и ландшафты. Традиционные и альтернативные источники энергии. Географическое распределение населения Земли. Экстремальные условия жизни человека в отдельных районах Земли. Естественный радиационный фон, солнечная радиация, их значение для живых организмов. Магнитосфера и озоносфера Земли, их значение для существования биосферы. Демографическая ситуация в мире и России. Демографическая революция. Демографический взрыв.

Обществознание. Сущность технического освоения природы человеком и история его развития. Основные периоды взаимодействия общества и природы, особенности современного – постиндустриального периода. Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Учение о ноосфере В.И. Вернадского, его культурологический аспект. Концепция устойчивого развития человечества. Экологическая культура и экологическая этика. Экологические аспекты современной внутри- и внешнеполитической деятельности. Экологическое право. Наука, её значение для развития цивилизации и решения экологических проблем.

Информационные технологии. Необходимость широкой информатизации научной деятельности. Роль информационных технологий в преодолении глобального экологического кризиса.

Литература

  • для учащихся:
  1. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачёв С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «МДС», 2003. – 272 с.: ил.
  2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: Школа – Пресс, 1996. – 464 с.: ил.
  3. Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Экология: задания, тесты: рабочая тетрадь. – М.: Школа – Пресс, 1996. – 176 с.
  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995. – 232 с.
  2. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – СПб.: СМИО Пресс, 1997. – 320 с.: ил.
  3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 240 с.: ил.
  4. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы: Для учащихся 9-10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1986. – 175 с.: ил.
  5. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу: Книга для внеклассного чтения. 8-10 кл. – М.: Просвещение, 1984. – 158 с.: ил. – (Мир знаний).
  6. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Рассказы о биосфере. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1976. – 128 с.: ил. – (Мир знаний).
  7. Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области. – Тула: ООО  «Издательство Приокское», 2015. – 224 с.: ил.
  8. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2004. – 144 с.: ил.
  9. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил.
  10. Журнал «Наука и жизнь» – 1997 – 2016 г.г.
  11. Журнал «Юный натуралист» – 1997 – 2016 г.г.
  12. Журнал «Техника – молодёжи» - 1997 – 2015 г.г.
  13. Журнал «Юный техник» – 1997 – 2016 г.г.
  14. Материалы сайта «Красная книга Тульской области».
  • для учителя:
  1. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. / Сост. В.Н. Кузнецов. – М.: Дрофа, 1998. – 160 с.
  1. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: что должен знать и уметь школьник. – М.: Школа – Пресс, 1997. – 64 с. («Биология в школе. Библиотека журнала». Вып. 2).
  2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. – М.: Устойчивый мир, 2000. – 272 с.
  3. Экология России. Хрестоматия. / Сост. В.Н. Кузнецов. – М.: АО МДС, 1995. – 320 с.
  4. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология: Книга для учителя. – М.: Школа – Пресс, 1996. – 192 с.
  5. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.: ил. – (Библиотека учителя биологии).
  6. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Экология России. Книга для учителя. (Методический комментарий). – М.: АО МДС, 1995. – 176 с.
  7. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995. – 176 с.
  8. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Рабочая тетрадь. В двух частях. – М.: АО МДС, 1995. – Ч.1: 88 с.; ч.2: 111 с.
  9. Биология и современность / Под ред. Яблокова А.В. – М.: Просвещение, 1990. – 262 с.
  10. Биология и экология. 10 – 11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. – сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил.
  11. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9 – 11 классов: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 40 с.
  12. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2003. – 256 с., ил. – (Это мы не проходили).
  13. Маркович Д.Ж. Социальная экология: Книга для учителя: Пер. с серб.-хорв. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  14. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: В 3-х т. Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993(т.1), 1994(т.2), 1996(т.3). – Т.1: 256 с.; т.2: 336 с.; т.3: 400 с.
  15. Небел Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир: В 2-х т. Пер. с англ. – М.: Мир, 1993. – Т.1: 424 с.: ил.; т.2: 336 с.: ил.
  16. Пономарёва И.Н. Экология. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2001. – 272 с.: ил.
  17. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4-х книгах.

Книга 1. Народонаселение и пищевые ресурсы: Пер. с англ. – М.: Мир, 1994. – 340 с.: ил.

Книга 2. Загрязнение воды и воздуха: Пер с англ. – М.: Мир, 1995. – 296 с.: ил.

Книга 3. Энергетические проблемы человечества: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. – 291 с.: ил.

Книга 4. Здоровье и среда, в которой мы живём: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. – 191 с.: ил.

  1. Роун Ш. Озоновый кризис. Пятнадцатилетняя эволюция неожиданной глобальной опасности: Пер. с англ. – М.: Мир, 1993. – 320 с.: ил.
  2. Труфанов В.Г. Уроки природы родного края. Тульская область. – Тула: ОАО ИПО «Лев Толстой», 2005. – 80 с.
  3. Фелленберг Г. Загрязнение природной среды: Введение в экологическую химию: Пер. с нем. – М.: Мир, 1997. – 232 с.
  4. Эйхлер В. Яды в нашей пище: Пер. с нем. – М.: Мир, 1993. – 189 с.: ил.
  5. Журнал «Экология и жизнь» – 1998 – 2011 г.г.
  6. Журнал «Химия в школе» – 1996 – 2012 г.г.
  7. Газета «Химия» – приложение к газете «Первое сентября» – 1998 – 2016 г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по экологии для 6 класса

Программа элективного курса позволяет учащимся расширить знания о растениях, особенно при 34час программе по биологии в 6 классе, получит практические навыки ухода за растениями, расширить коммуникати...

Программа элективного курса по экологии для учащихся 9, 10 (11) классов "Экологическая обстановка Омской области"

Элективный курс  «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.Программой...

Программа элективного курса по экологии 9 класс «Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»

Программа элективного курса по экологии9 класс«Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»...

Рабочая программа элективного курса по экологии 10 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа элективного курса по экологии 11 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов...