Рабочая программа элективного курса по экологии 9 класс
рабочая программа по экологии (9 класс) на тему

Ермошина Любовь Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_ekologiya_9_kl.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка, Ивантеевского района, Саратовской области»

             «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

____________/Щербинина Е.А./

«28» августа  2013г.                                                                                          

«Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

____________/Джавадова Н.В./

Приказ № 122 от «28» августа  2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Экология человека» для учащихся 9 класса

                                                              Корсаковой Любови Ивановны,

                                                        учителя биологии, экологии,

 второй квалификационной категории

                                                             МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

                       

       Рассмотрено:

на Методическом Совете

Протокол № 1 от «28» августа 2013 года.

Руководитель МС: __________/Свечникова Е.Н./

2013 – 2014 учебный год

Аннотация

Цель курса: развитие умений и навыков ,связанных с овладением простейшими приемами исследования здоровья, окружающей среды, самонаблюдением, пропагандой экологических и гигиенических знаний.

Задачи курса:

 по окончанию курса учащиеся должны знать:

 -место человека в системе живой природы;

 -факторы здоровья, что такое здоровье;

 -эндемические и природноочаговые заболевания;

 -биологические ритмы;

 -приспособительную изменчивость человеческих популяций;

 -причины изменения природной среды;

 учащиеся должны уметь:

-составлять родословную;

 -прослеживать наследование признаков здоровья и нездоровья;

 -определять причины изменения природной среды;

 -оценивать санитарно-гигиеническое состояние помещения;

 -давать эстетическую оценку помещения;

 -давать оценку качества окружающей среды своей местности.

Пояснительная записка.

 Элективный курс «Экология человека» для 9 класса рассчитан на 14 часов.

 Программа курса построена с учетом положения экологии человека как интегрированной области знания. Экология человека на основе познания многообразных факторов взаимодействия человека с окружающей средой определяет оптимальные условия его жизнедеятельности, развития, расцвета физических сил. В наследственности по принципу эволюционной эстафеты передаются и аккумулируются воздействия всех факторов здоровья. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении.

Данный курс по выбору углубляет содержание раздела курса «Человек и его здоровье»,использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и химии.

 Курс «Экология человека» имеет профориентационную направленность в области медицины и охраны природы.

 Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций, проведение экскурсий, практических занятий, семинаров, диспутов и конференции. Курс завершается итоговой конференцией.

 Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения заданий, беседы с учащимися, участие в конференциях,тестирование.

Содержание программы.

 1.Введение(1ч.)

 Что такое здоровье? Виды здоровья. Факторы здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.

 2.Здоровье и наследственность(3 ч.)

 Место человека в системе живой природы. Этапы и факторы становления человека. Видовые признаки человека. Является ли человек совершенным существом? Наследственность- важный фактор здоровья. Стресс- наследственная реакция адаптации. Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.

 Практическая работа №1. «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.»

 3.Природная, социальная среда и здоровье.(5ч.)

 Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные типы людей: полярный(арктический),тропический, аридный, высокогорный. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья. Влияние природного, радиоактивного фона на здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений. Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека.

 Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности.

 Практическая работа №2. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»,

 Практическая работа №3 «Оценка качества среды пришкольного участка».

 4.Здоровье-профессиональная забота врача и эколога(5 ч.)

 Профессия врача. Научное и социальное содержание врачебной деятельности. Социально-психологический портрет врача. Профессиональная ответственность врача и врачебная тайна. Профессия эколога. Научное и социальное содержание деятельности эколога. Социально-психологический портрет эколога. Выдающиеся медики и экологи.

 Экскурсия «Профессия врача».

 Экскурсия «Профессия эколога».

 

Оценивание знаний

Средства оценивания: графическое, табличное, символическое, рейтинговое и др.

Способы оценивания: оценивание учителем, взаимное оценивание учеников, самооценивание.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

- свои права при обращении в лечебное учреждение;

- наиболее распространенные заболевания, инфекции, их клиническая картина и профилактика;

- хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина;

- влияние наркотических средств (никотин, алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека;

- основные требования к охране труда;

- значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;

- что такое рациональное питание;

- влияние отравляющих веществ на организм человека;

- о зависимости человеческого организма от ритмических процессов жизнедеятельности:

- о влиянии ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека;

- заболевания, передающиеся половым путем;

Учащиеся должны уметь:

- оказать первую помощь при травмах;

- приготовить и использовать элементарные антисептические средства;

- составить рацион питания;

- подсчитывать эффект суммации действий.

Содержание программы.

Введение. Что изучает валеология. Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Тест «Мой образ жизни».

 Факторы здоровья.

  1. «Еда - мой друг или враг?» Значение пищи и пищеварения. Экологическичистые продукты. Витамины. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».
  2. Нормы питания. Диеты. Режим и культура питания.   Рациональное питание. Вред и польза диет.   Голодание. Христианский пост. Биодобавки

3) Что такое хорошо и что такое плохо. Привычки вредные и полезные. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства.

4)Здоровое тело—продукт здорового рассудка. Зависимость здоровья от физических нагрузок  и двигательной активности; гиподинамия. Тренировки. Тренировочный эффект. Бодибилдинг.

5) В здоровом теле—здоровый дух. Зарядка как фактор здоровья. Нарушение  осанки и плоскостопие — основные нарушения скелета школьников. Профилактика. Русская баня.

6) Слагаемые здоровья. Иммунитет. Наследственные заболевания. Закаливание. Выработка механизмов, повышающих адаптации. Укрепление иммунитета.

7) Жизнь без стрессов и конфликтов—жизнь без болезней. Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых  состояний. Эмоции положительные  и  отрицательные. Тип темперамента.

8) Наши органы чувств. Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.

9) Лекарственные средства. Яды. Лекарственные средства и их воздействие на организм. Нормы и правила приёма лекарственных средств. Вред самолечения. Лекарственные растения. Яды пауков, насекомых и змей; их разрушающее действие на организм.

10) Шум –медленный убийца. Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. Практическая работа по определению уровня слуха.

11) Итоговое занятие «Круглый стол»

Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты. Обсуждение результатов.

Методические рекомендации.

Практическая работа № 1.(Занятие 3)  Расчёт  калорийности пищи.

Учащимся предлагаются  таблицы калорийности продуктов и энергозатрат  в зависимости от вида деятельности. Нужно рассчитать калорийность своего рациона. Используя  данные о дневных энерготратах (1900ккал) и энергетической ценности суточного рациона (2300 ккал) сделать вывод о своём рационе и режиме питания.

Практическая работа № 2  (Занятие 5) Выявление нарушений осанки  и плоскостопия.

Измерить сантиметровой лентой расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча (отступив на 3-5 см вниз от плечевого сустава) со стороны груди и спины. Первый результат разделить на второй. Если получается число близкое к 1 или больше—значит нарушений нет. Если полученное число меньше 1—осанка нарушена.

-Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Если между спиной и поясницей проходит кулак—осанка нарушена; если ладонь – в норме.

На лист бумаги встать мокрой ногой. Контуры следа обвести карандашом. Соединить центр пятки и центр третьего пальца прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию—плоскостопия нет.

Практическая работа № 3.(Занятие 10) Определение остроты слуха.

Приближайте механические часы к уху, пока не услышите звук.

Приложите часы плотно к уху отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.

Измерьте в первом и втором случаях линейкой расстояние, найдите среднюю величину сравните со стандартным показателем (15-20 см), сделайте вывод.


Календарно-тематический план, как структурное подразделение рабочей программы

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

Форма проведения

Образовательный продукт

Оборудование

1.

Что такое здоровье?Социальная обусловленность здоровья

1

Лекция

Формулирование тем для дальнейшего изучения в группах и подготовки отчетного проекта. Примеры тем для исследования:

1. Режим дня и здоровье человека.

2. Рациональное питание.

3. Личная гигиена как фактор влияющий на здоровье человека.

4. Влияние вредных привычек на здоровье.

Компьютер, проектор,

презентация

2.

Место человека в системе живой природы

1

Семинар

Составление рациональных режимов дня для различных возрастных групп.

Компьютер, проектор,

презентация

3.

Наследственность – важный фактор здоровья

1

Семинар

Составление анкеты для проведения анкетирования учащихся и учителей о соблюдении режима дня. Обработка результатов анкетирования.

Определение индивидуального ритма работоспособности.

Компьютер, проектор,

презентация

4.

Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья.Составление родословной

1

Семинар

Определение суточного расхода энергии.

Определение суточной калорийности питания.

Составление индивидуального суточного меню согласно основным принципам здорового питания.

Компьютер, проектор,

презентация

5.

Эндемические и природноочаговые заболевания

1

Семинар

Определение количества минеральных солей в суточном рационе.

Определение содержания основных витаминов в суточном рационе.

Компьютер, проектор,

презентация

6.

Космические факторы здоровья.Биологические ритмы,их устойчивость

1

Беседа

Расчет коэффициента аэрации и кратности обмена воздуха для оценки эффективности искусственной вентиляции воздуха в помещении.

Компьютер, проектор,

презентация

7.

Приспособительная изменчивость человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах

1

Беседа

Подсчет токсических веществ в сигаретном дыме.

Компьютер, проектор,

презентация

8.

«Свалка по имени - Земля»

1

Пресс-конференция

Составление схемы «Слагаемые здоровья»

Компьютер, проектор,

презентация

9.

Оценка среды учебных помещений.Санитарно-гигиенические нормы.Пр.р. «Оценка санитарно-гигиенического состояния школьного помещения»

1

Практическое занятие

Оформление проектов.

Компьютер, проектор,

презентация

10.

Оценка качества среды своей местности ,пр.р. «Оценка качества среды пришкольного участка»

1

Практическое занятие

Защита проектов

Компьютер, проектор,

презентация

11-12

Профессия врача

Профессия эколога

Выдающиеся медики и экологи

2

Практическое занятие

13-14

Итоговая конференция

2

Конференция

Всего :

14 часов

Список использованной литературы.

 1.Кузьмин А.М. «Природный радиоактивный фон и его значение для биосферы земли» М., Наука 1991.

 2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.

 3.Државецкая И.А. основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. –М.: Высшая школа, 1994.

 4.Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.

 5.Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.

 6.Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы) Н.П. Абаскалова, Новосибирск, 2000.

 7.Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. – Минск, 1998.

 8.Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.

 9.Экокультура: в поисках выхода из экологического кризиса. Хрестоматия по курсу окружающей среды/ Сост. Н.Н. Марфенин. М.,1998.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся.

 1.Энциклопедия для детей: Биология, география. –М.: Аванта1994.

 2.Чумаков Б.Н. Валеология. –М.,1997.

 3. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Минск, 1998.

 4. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. –М: Дрофа, 1998.

 5. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.

 6.Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.: СМИО, 1997.

Ресурсы Интернет: http://med-lib.ru - Большая медицинская энциклопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по экологии 10 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа элективного курса по экологии 11 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...

Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса

Пояснительная записка     Сегодня вряд ли можно говорить не только о существовании некой универсальной системы экологического образования, но и о принятии единых концептуальных под...

Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса

Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса...

Рабочая программа элективного курса по экологии 6-9 класс в соответствии с требованиями ФГОСТ

Рабочая программа элективного курса по экологии 6-9 класс в соответствии с требованиями ФГОСТ.6 класс - «Экология растений»,  автор рекомендуемой базовой программы- И.М. Швец7 класс - «Экология ж...

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество"  для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...