Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Красинская Елена Валентиновна

Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_ekologiya_rasteniy.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол № __ от ____20__г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

_________Я.С. Бандурист

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________Ю.А. Ребзон

____________ Е.В.Красинская

 __________ 2015 г.

_____________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Экология растений»

для 6 класса

Учитель первой квалификационной категории

Красинская Елена Валентиновна

Каменка, 2015

Пояснительная записка

Элективный курс «Экология растений» носит предметно-ориентированный характер.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.

Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Цели элективного курса «Экология растений»

– углубление и расширение экологических знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей растительного мира нашей планеты

– формирование таких общеучебных учебных действий, как умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания

– формирование логических учебных действий – умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения

Задачи данного элективного курса:

– научить анализировать представленный материал и находить ответы на поставленные учителем вопросы

– научить составлять рассказ о растении, используя план-клише

– познакомить учащихся с основными правилами оформления рефератов

– способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• основные понятия экологии – среда обитания, экологические факторы, природное сообщество, популяция, цепь питания

• основных представителей различных природных сообществ

Учащиеся должны уметь:

• анализировать материал выделяя главное

• определять черты приспособленности растений к среде обитания

• составлять рассказ о растении, используя план-клише

Методические рекомендации: курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 6 классов, рекомендуется для изучения в течение учебного года. Формы работы – коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы работы – словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка

Логические связи

Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения растений на планете ).

Содержание рабочей программы элективного курса «Экология растений» для 6 класса

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов на изучение темы

В том числе:

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

Уроки

Лабораторные работы

Экскурсии

1

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

2

2

Учащиеся должны знать: предмет изучения экологии растений

2

Свет в жизни растений

3

3

1

Учащиеся должны знать: основные среды обитания растений, роль света в жизни растений

Учащиеся должны уметь: определять особенности среды обитания растения, черты приспособленности к среде обитания

3

Тепло в жизни растений

3

3

Учащиеся должны знать: роль тепла в жизни растений

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; объяснять роль растений  в природе

4

 Вода в жизни растений

3

3

Учащиеся должны знать:

роль воды в жизни растений

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности растений к условиям среды обитания

5

Воздух в жизни растений

3

3

Учащиеся должны знать:

роль воздуха в жизни растений

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;

6

Почва в жизни растений

3

3

Учащиеся должны знать:

роль почвы  в жизни растений

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;

7

Животные и растения

2

2

Учащиеся должны знать: особенности взаимодействия растений и животных

Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой, анализировать просмотренный видеоматериал

8

Влияние растений друг на друга

1

1

Учащиеся должны знать:

о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; законы конкурентных отношений в природе; об отношениях организмов в популяциях

Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой

9

Грибы и бактерии в жизни растений

2

2

Учащиеся должны знать: особенности взаимодействия грибов, бактерий и растений

Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой

10

Сезонные изменения растений

2

2

Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой 

11

Изменения растений в течение жизни

1

1

1

Учащиеся должны знать: характер изменений в жизни растений в течение жизни

Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой

12

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

2

2

Учащиеся должны знать: приспособления растений к условиям среды существования

 Учащиеся должны уметь: обосновывать необходимость природоохранных мероприятий

13

Жизненные формы растений

1

1

Учащиеся должны знать:

Жизненные формы растений

14

Растительные сообщества

3

3

Учащиеся должны знать:

Понятие растительные сообщества

15

Охрана растительного мира

3

3

Учащиеся должны знать:

современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

Календарно тематическое планирование  является приложением к рабочей программе элективного курса «Экология растений» для обучающихся 6  класса

34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения

Календарно тематическое планирование

урока

п/п

темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Эксперимент, материально-техническое оснащение урока

1.

Тема1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2 ч.)

1.

1.

Экология как наука

1.09-7.09

сентябрь

2.

2.

Живой организм, его среда обитания и условия существования. Экскурсия

08.09-14.09

сентябрь

2.

Тема 2.  Свет в жизни растений

(3 ч.)

3.

1.

Свет и фотосинтез

15.09-21.09

сентябрь

4.

2.

Влияние света на рост и цветение растений

22.09-28.09

сентябрь

5.

3.

Экологические группы растений по отношению к свету

29.09-5.10

октябрь

3.

Тема 3. Тепло в жизни растений

 (3 ч.)

6.

1.

Тепло как необходимое условие жизни растений

06.10-12.10

октябрь

7.

2.

Температура как экологический фактор

13.10-19.10

октябрь

8.

3.

Экологические группы растений по отношению к теплу

20.10-26.10

октябрь

4.

Тема 4.  Вода в жизни растений

(3 ч.)

9.

1.

Вода как необходимое условие жизни растений

27.10-02.11

ноябрь

10

2.

Влажность как экологический фактор

10.11-16.11

ноябрь

11.

3.

Экологические группы растений по отношению к воде

17.11-23.11

ноябрь

5.

Тема 5. Воздух в жизни растений

 (3 ч.)

12.

1.

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений.

24.11-30.11

ноябрь

13.

2.

Приспособление растений к поглощению газов из воздуха

01.12-07.12

декабрь

14.

3.

Приспособление растений к опылению и распространению ветром

08.12-14.12

Декабрь

6.

Тема 6. Почва в жизни растений

 (3 ч.)

15.

1.

Почва как необходимое условие жизни растений

15.12-21.12

декабрь

16.

2.

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв

22.12-28.12

декабрь

17.

3.

Плодородие почвы

13.01-19.01

январь

7.

Тема 7. Животные и растения (2 ч.)

18.

1.

Взаимное влияние животных и растений.

20.01-26.01

январь

19.

2.

Растения-хищники

27.01-02.02

февраль

8.

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1 ч.)

20.

1.

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга

03.02-09.02

Февраль

9.

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2 ч.)

21.

1.

Роль грибов и бактерий в жизни растений

10.02-16.02

февраль

22.

2.

Бактериальные и грибковые болезни растений

17.02-23.02

февраль

10.

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч.)

23.

1.

Приспособленность растений к сезонам года.

24.02-02.03

март

24.

2.

Фенологические фазы растений

03.03-09.03

март

11.

Тема 11. Изменения растений в течение жизни (1 ч.)

25.

1.

Периоды жизни и возрастные состояния растений

10.03-16.03

март

12.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2 ч.)

26.

1.

Разнообразие условий существования растений

04.04-10.04

апрель

27.

2.

Уровни жизненного состояния растений

11.04-17.04

Апрель

13.

Тема 13.  Жизненные формы растений (1 ч.)

28.

Разнообразие жизненных форм растений

18.04-24.04

апрель

14.

Тема 14. Растительные сообщества (3 ч.)

29.

1.

Растительные сообщества, их видовой состав

25.04-01.05

апрель

30.

2.

Устойчивость растительных сообществ.

02.05-08.05

май

31.

3.

Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах

09.05-15.05

май

15.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч.)

32.

1.

Обеднение видового разнообразия растений

16.05-22.05

Май.

33.

2.

Редкие и охраняемые растения

23.05-29.05

Май

34.

3.

Охраняемые территории

23.05-29.05

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по экологии 10 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа элективного курса по экологии 11 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса

Пояснительная записка     Сегодня вряд ли можно говорить не только о существовании некой универсальной системы экологического образования, но и о принятии единых концептуальных под...

Рабочая программа элективного курса по экологии 6-9 класс в соответствии с требованиями ФГОСТ

Рабочая программа элективного курса по экологии 6-9 класс в соответствии с требованиями ФГОСТ.6 класс - «Экология растений»,  автор рекомендуемой базовой программы- И.М. Швец7 класс - «Экология ж...

Рабочая программа элективного курса по биологии в 6 классе "строение и многообразие покрытосеменных растений"

Рабочая программа содержит дополнительный материал для полного освоения учащимися курса биологии 6 класса...

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество"  для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...