Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса
    рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

    Красинская Елена Валентиновна

    Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ktp_ekologiya_rasteniy.docx28.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки РФ

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Каменская средняя общеобразовательная школа»

    РАССМОТРЕНО

    на заседании ШМО

    протокол № __ от ____20__г.

    СОГЛАСОВАНО

    зам. директора по УВР

    _________Я.С. Бандурист

    УТВЕРЖДЕНО

    Директор школы

    ________Ю.А. Ребзон

    ____________ Е.В.Красинская

     __________ 2015 г.

    _____________ 2015 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    элективного курса «Экология растений»

    для 6 класса

    Учитель первой квалификационной категории

    Красинская Елена Валентиновна

    Каменка, 2015

    Пояснительная записка

    Элективный курс «Экология растений» носит предметно-ориентированный характер.

    Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.

    Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

    Цели элективного курса «Экология растений»

    – углубление и расширение экологических знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей растительного мира нашей планеты

    – формирование таких общеучебных учебных действий, как умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания

    – формирование логических учебных действий – умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения

    Задачи данного элективного курса:

    – научить анализировать представленный материал и находить ответы на поставленные учителем вопросы

    – научить составлять рассказ о растении, используя план-клише

    – познакомить учащихся с основными правилами оформления рефератов

    – способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся

    Учащиеся должны знать:

    • основные понятия экологии – среда обитания, экологические факторы, природное сообщество, популяция, цепь питания

    • основных представителей различных природных сообществ

    Учащиеся должны уметь:

    • анализировать материал выделяя главное

    • определять черты приспособленности растений к среде обитания

    • составлять рассказ о растении, используя план-клише

    Методические рекомендации: курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 6 классов, рекомендуется для изучения в течение учебного года. Формы работы – коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

    Методы работы – словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка

    Логические связи

    Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения растений на планете ).

    Содержание рабочей программы элективного курса «Экология растений» для 6 класса

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Тема

    Количество часов на изучение темы

    В том числе:

    Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

    Уроки

    Лабораторные работы

    Экскурсии

    1

    Экология растений: раздел науки и учебный предмет

    2

    2

    Учащиеся должны знать: предмет изучения экологии растений

    2

    Свет в жизни растений

    3

    3

    1

    Учащиеся должны знать: основные среды обитания растений, роль света в жизни растений

    Учащиеся должны уметь: определять особенности среды обитания растения, черты приспособленности к среде обитания

    3

    Тепло в жизни растений

    3

    3

    Учащиеся должны знать: роль тепла в жизни растений

    Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; объяснять роль растений  в природе

    4

     Вода в жизни растений

    3

    3

    Учащиеся должны знать:

    роль воды в жизни растений

    Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности растений к условиям среды обитания

    5

    Воздух в жизни растений

    3

    3

    Учащиеся должны знать:

    роль воздуха в жизни растений

    Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;

    6

    Почва в жизни растений

    3

    3

    Учащиеся должны знать:

    роль почвы  в жизни растений

    Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;

    7

    Животные и растения

    2

    2

    Учащиеся должны знать: особенности взаимодействия растений и животных

    Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой, анализировать просмотренный видеоматериал

    8

    Влияние растений друг на друга

    1

    1

    Учащиеся должны знать:

    о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; законы конкурентных отношений в природе; об отношениях организмов в популяциях

    Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой

    9

    Грибы и бактерии в жизни растений

    2

    2

    Учащиеся должны знать: особенности взаимодействия грибов, бактерий и растений

    Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой

    10

    Сезонные изменения растений

    2

    2

    Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой 

    11

    Изменения растений в течение жизни

    1

    1

    1

    Учащиеся должны знать: характер изменений в жизни растений в течение жизни

    Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой

    12

    Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

    2

    2

    Учащиеся должны знать: приспособления растений к условиям среды существования

     Учащиеся должны уметь: обосновывать необходимость природоохранных мероприятий

    13

    Жизненные формы растений

    1

    1

    Учащиеся должны знать:

    Жизненные формы растений

    14

    Растительные сообщества

    3

    3

    Учащиеся должны знать:

    Понятие растительные сообщества

    15

    Охрана растительного мира

    3

    3

    Учащиеся должны знать:

    современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

    Календарно тематическое планирование  является приложением к рабочей программе элективного курса «Экология растений» для обучающихся 6  класса

    34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения

    Календарно тематическое планирование

    урока

    п/п

    темы

    № урока

    в теме

    Тема  урока

    Планируемая дата проведения урока

    Фактическая дата проведения урока

    Эксперимент, материально-техническое оснащение урока

    1.

    Тема1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2 ч.)

    1.

    1.

    Экология как наука

    1.09-7.09

    сентябрь

    2.

    2.

    Живой организм, его среда обитания и условия существования. Экскурсия

    08.09-14.09

    сентябрь

    2.

    Тема 2.  Свет в жизни растений

    (3 ч.)

    3.

    1.

    Свет и фотосинтез

    15.09-21.09

    сентябрь

    4.

    2.

    Влияние света на рост и цветение растений

    22.09-28.09

    сентябрь

    5.

    3.

    Экологические группы растений по отношению к свету

    29.09-5.10

    октябрь

    3.

    Тема 3. Тепло в жизни растений

     (3 ч.)

    6.

    1.

    Тепло как необходимое условие жизни растений

    06.10-12.10

    октябрь

    7.

    2.

    Температура как экологический фактор

    13.10-19.10

    октябрь

    8.

    3.

    Экологические группы растений по отношению к теплу

    20.10-26.10

    октябрь

    4.

    Тема 4.  Вода в жизни растений

    (3 ч.)

    9.

    1.

    Вода как необходимое условие жизни растений

    27.10-02.11

    ноябрь

    10

    2.

    Влажность как экологический фактор

    10.11-16.11

    ноябрь

    11.

    3.

    Экологические группы растений по отношению к воде

    17.11-23.11

    ноябрь

    5.

    Тема 5. Воздух в жизни растений

     (3 ч.)

    12.

    1.

    Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений.

    24.11-30.11

    ноябрь

    13.

    2.

    Приспособление растений к поглощению газов из воздуха

    01.12-07.12

    декабрь

    14.

    3.

    Приспособление растений к опылению и распространению ветром

    08.12-14.12

    Декабрь

    6.

    Тема 6. Почва в жизни растений

     (3 ч.)

    15.

    1.

    Почва как необходимое условие жизни растений

    15.12-21.12

    декабрь

    16.

    2.

    Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв

    22.12-28.12

    декабрь

    17.

    3.

    Плодородие почвы

    13.01-19.01

    январь

    7.

    Тема 7. Животные и растения (2 ч.)

    18.

    1.

    Взаимное влияние животных и растений.

    20.01-26.01

    январь

    19.

    2.

    Растения-хищники

    27.01-02.02

    февраль

    8.

    Тема 8. Влияние растений друг на друга (1 ч.)

    20.

    1.

    Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга

    03.02-09.02

    Февраль

    9.

    Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2 ч.)

    21.

    1.

    Роль грибов и бактерий в жизни растений

    10.02-16.02

    февраль

    22.

    2.

    Бактериальные и грибковые болезни растений

    17.02-23.02

    февраль

    10.

    Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч.)

    23.

    1.

    Приспособленность растений к сезонам года.

    24.02-02.03

    март

    24.

    2.

    Фенологические фазы растений

    03.03-09.03

    март

    11.

    Тема 11. Изменения растений в течение жизни (1 ч.)

    25.

    1.

    Периоды жизни и возрастные состояния растений

    10.03-16.03

    март

    12.

    Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2 ч.)

    26.

    1.

    Разнообразие условий существования растений

    04.04-10.04

    апрель

    27.

    2.

    Уровни жизненного состояния растений

    11.04-17.04

    Апрель

    13.

    Тема 13.  Жизненные формы растений (1 ч.)

    28.

    Разнообразие жизненных форм растений

    18.04-24.04

    апрель

    14.

    Тема 14. Растительные сообщества (3 ч.)

    29.

    1.

    Растительные сообщества, их видовой состав

    25.04-01.05

    апрель

    30.

    2.

    Устойчивость растительных сообществ.

    02.05-08.05

    май

    31.

    3.

    Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах

    09.05-15.05

    май

    15.

    Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч.)

    32.

    1.

    Обеднение видового разнообразия растений

    16.05-22.05

    Май.

    33.

    2.

    Редкие и охраняемые растения

    23.05-29.05

    Май

    34.

    3.

    Охраняемые территории

    23.05-29.05

    Май


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса по экологии 10 класс

    Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

    Рабочая программа элективного курса по экологии 11 класс

    Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

    Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса

    Пояснительная записка     Сегодня вряд ли можно говорить не только о существовании некой универсальной системы экологического образования, но и о принятии единых концептуальных под...

    Рабочая программа элективного курса по экологии 6-9 класс в соответствии с требованиями ФГОСТ

    Рабочая программа элективного курса по экологии 6-9 класс в соответствии с требованиями ФГОСТ.6 класс - «Экология растений»,  автор рекомендуемой базовой программы- И.М. Швец7 класс - «Экология ж...

    Рабочая программа элективного курса по биологии в 6 классе "строение и многообразие покрытосеменных растений"

    Рабочая программа содержит дополнительный материал для полного освоения учащимися курса биологии 6 класса...

    Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс

    Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество"  для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...