Рабочая программа элективного курса по экологии 10 класс
рабочая программа по экологии (10 класс) по теме

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_10_klass_ekologiya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Константиновская средняя общеобразовательная школа

г. Домодедово

 

                                                             Утверждаю:

                                                          Директор

                                                                                                   МАОУ Константиновская СОШ

                                                                                                 _____________   Гыбина М.Ю.

                                                                                            «____»____________2013 г.

                                                                                    Приказ №___________

Рабочая программа элективного курса  по экологии

(базовый уровень)

10 класс

Составитель: Зайцева Людмила Станиславовна

учитель экологии  второй категории

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа элективного курса «Экология» для 10 класса  составлена на основе авторской программы  Черновой Н.М., Галушина В.М., Константинова В.М.   «Экология» и обеспечивается учебником  «Экология»  для 10-11 классов, авторы:  Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов, М: Изд-во «Дрофа» , 2010 г., имеющий гриф «Рекомендовано  Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений».

       Программа составлена  из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).

  Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношений общества и природы. Разделы программы  подчинены достижению фундаментальной цели экологического образования.

Задачи:

- развитие  биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле;

- рассмотрение закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфики механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях;

- уменьшение техногенного пресса и загрязнения окружающей среды.

 Главная цель преподавания экологии в 10 классе:

— комплексный глубокий анализ экологических проблем, причин их возникновения, способов ликвидации, знание перспективных моделей устойчивого развития общества и существования  будущего человечества с целью окончательного утверждения экологического мировоззрения и экологической культуры в целом.

В 10 классе обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоение научных фактов, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс  ( 34 ч )

Экология

Введение (2 ч)

Предмет экологии как науки. Ее разделы. Экология как теоретическая основа деятельности человека в природе. Роль экологии в жизни современного общества.

Раздел 1. Организм и среда (8 ч + 2 ч. лабораторная работа)

Геометрическая прогрессия размножения. Практическое значение потенциала размножения организмов. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Связь с устойчивостью. Создание внутренней среды. Избегание неблагоприятных условий. Использование явлений анабиоза на практике. Газовый и водный обмен. Пищевая активность. Рост. Жизненные формы видов, их приспособительное значение. Понятие конвергенции. Жизненные формы и экологическая инженерия. Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха.

Раздел 2. Сообщества  и популяции (11 ч + 1 ч экскурсия)

Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений. Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человека на живую природу через изменение биотических связей. Типы пищевых отношений. Экологические правила рыболовства и промысла. Правило конкурентного исключения. Условия его проявления. Роль конкуренции в регулировании видового состава сообщества. Законы конкурентных отношений и сельскохозяйственная практика. Понятие популяции. Типы популяций. Понятие демографии. Односторонние изменения и обратная связь (регуляция) в динамике численности популяций. Видовой состав биоценозов.

Раздел 3 . Экосистемы (9 ч + 1 ч лабораторная работа)

   Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природной экосистемы. Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии по цепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологические пирамиды. Понятие агроценоза и агроэкосистемы. Причины саморазвития экосистем. Этапы формирования экосистемы на обнаженных участках земной поверхности. Самозарастание водоемов. Биологическое разнообразие видов и их функций в природе. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии. Глобальные круговороты веществ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класса

1час в неделю – 34 часа в год

1 четверть – 9 часов: 1 ч – лабораторная работа

2 четверть – 7 часов: 1 ч – лабораторная  работа

3 четверть – 10 часов: 1 ч - экскурсия

4 четверть – 8 часов: 1 ч – лабораторная работа.

№ урок

а

Тема урока

Сроки

Скорректи-рованные сроки

Введение

1

Предмет экологии. Ее разделы.

2

История развития экологии как науки и значение.

экологического образования в настоящее время

Глава I. Организм и среда

3

Потенциальные возможности размножения организмов

4

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

5

Основные пути приспособления организмов к среде

6

Основные среды жизни

7

Лабораторная работа № 1 по теме: « Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность».

8

Пути воздействия организмов на среду обитания

9

Приспособительные формы организмов

10

Лабораторная работа № 2 по теме: «Жизненные формы животных».

11

Приспособительные ритмы жизни

12

Обобщающий урок по главе: «Организм и среда».

Глава 2. Сообщества и популяции

13

Типы взаимодействия организмов

14

Законы и следствия пищевых отношений

15

Законы конкурентных отношений в природе

16

Популяции

17

Демографическая структура популяций

18

Рост численности и плотность популяций

19

Численность популяций и ее регуляция в природе

20

Решение экологических задач по теме: «Определение численности и плотности отдельных популяций».

21

Биоценоз и его устойчивость

22

Экскурсия по теме: «Лесной биоценоз и экологические ниши видов».

23

Повторение главы: «Сообщества и популяции».

24

Обобщающий урок по главе: «Сообщества и популяции».

Глава 3. Экосистемы

25

Законы организации экосистем

26

Законы биологической продуктивности

27

Агроценозы и агроэкосистемы

28

Саморазвитие экосистем.

29

 Лабораторная работа № 3 по теме: « Смены простейших в сенном настое».

30

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем

31

Биосфера

32

Экология как научная основа природопользования

33

Повторение главы: «Экосистемы».

34

Обобщающий урок  по теме: «Общая экология».

Итого: 34 часа

Лабораторная работа – 3 часа

Экскурсия – 1 час

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ  И НАВЫКАМ  УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 10  КЛАССА

В результате изучения элективного курса по экологии учащиеся 10 класса  должны знать:

 —         определения основных экологических понятий
(факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и   экстремальные  условия,   адаптация   организмов  и др.);

  •  о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании  видового  состава  природных  сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
  •  об отношениях организмов в популяциях;
  •  о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
  •  законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
  •  о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
  •  о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем.

      Учащиеся должны  уметь:

- выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах и популяциях;

- выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистеме;

- анализировать видовой состав биоценозов;

- наблюдать сезонные изменения в жизни животных и растений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки деятельности человека; объяснения процессов возникновения приспособлений (адаптаций); составление экологических прогнозов; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам.

         Контроль знаний обучающихся будет осуществляться через проведение уроков повторения и закрепления знаний, выполнение практических  работ по главам: «Организм и среда», «Экосистемы».

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.В.Н.Кузнецов. Программо-методические материалы: Экология. 5-11 классы. М.: Дрофа,2000

2.Чернова Н.М., Галушин А.М., Константинов В.М. Основы экологии. 10 (11) класс.М.: Дрофа,2010

3. Дудкин О.П. Основы экологии 10 класс: Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М. Константинова. Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.

4. Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику/ под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии». 10-11 класс. М.: Дрофа, 2001.

Мультимедийная поддержка курса:

1. Видеокассеты: Экологические системы.

                               Экология XXI век.

Согласовано

протокол заседания методического

объединения учителей естественнонаучного цикла

№ 1 от «_____»______________2013 года  

Согласовано

зам.директора по УВР

__________________

 «______»___________2013 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по экологии 11 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...

Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса

Пояснительная записка     Сегодня вряд ли можно говорить не только о существовании некой универсальной системы экологического образования, но и о принятии единых концептуальных под...

Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса

Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса...

Рабочая программа элективного курса по экологии 6-9 класс в соответствии с требованиями ФГОСТ

Рабочая программа элективного курса по экологии 6-9 класс в соответствии с требованиями ФГОСТ.6 класс - «Экология растений»,  автор рекомендуемой базовой программы- И.М. Швец7 класс - «Экология ж...

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество"  для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...