Программа элективного курса по экологии для учащихся 9, 10 (11) классов "Экологическая обстановка Омской области"
рабочая программа по экологии (10 класс) на тему

Свирская Елена Владимировна

Элективный курс  «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.

Программой предусмотрено овладение учащимися основами природопользования (35 часов).

Элективный курс дает возможность познакомиться с особенностями природных условий Омской области, животными и птицами, обитающими на территории нашей области. Расскажет о заповедниках и заказниках, о самых старых деревьях и о новых парках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«МЕЖШКОЛЬНый учебный комбинат» ОАО

П Р О Г Р А М М А

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

УЧАЩИХСЯ 9, 10 (11) КЛАССОВ

«экологическая обстановка омской области»

Составитель:

учитель технологии

Свирская Е.В.

Омск - 2008


Пояснительная записка

Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни... Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

М.М. Пришвин.

Концепция устойчивого социально-экологического развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Всемирная экологическая программа на XXI век. Необходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экологическая этика. Экологическое образование и воспитание в разных странах. Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.

Элективный курс  «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.

Программой предусмотрено овладение учащимися основами природопользования (35 часов).

Элективный курс дает возможность познакомиться с особенностями природных условий Омской области, животными и птицами, обитающими на территории нашей области. Расскажет о заповедниках и заказниках, о самых старых деревьях и о новых парках. О том, как с помощью растений узнать о состоянии атмосферы и воды. Проектировать защитные лесополосы.

В курсе рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе  лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии.  Рассматриваются фундаментальные экологические законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального природопользования, сознательной реализации мер, предотвращающих саморазрушение системы "общество - природа", а также дает возможность восстановления уже нарушенных связей и процессов на местном, региональном и глобальном уровнях. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.

Цель курса:

Становление экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой.

Задачи курса:

  1. сформировать представление об экологической ситуации в Омском регионе;
  2. создать условия для овладения знаниями, умениями и навыками;
  3. развивать творческий потенциал учащихся;
  4. научить решать простейшие экологические задачи
  5.  применять экологические знания для решения различных видов хозяйственной деятельности
  6. научиться определять источники загрязнения окружающей среды.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

Программу и справочные материалы, приводимые в ней, можно рекомендовать при подготовке к конкурсным экзаменам и для формирования достаточно высокого образовательного уровня, необходимого при обучении в высших учебных заведениях биологического и медицинского профилей.

Курс состоит из 9 модулей. Модули выстроены в единой логике и включают:

теоретический материал, сопровождаемый цветными иллюстрациями и таблицами, озвученными видеосюжетами;

  1. вопросы и задания для самостоятельной работы;
  2. проекты;
  3. электронные тестовые задания, сопровождаемые рекомендациями и подсказками;
  4. список рекомендуемых источников информации, включая ссылки на экологические сайты и электронные учебники по экологии.

 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Природные условия и полезные ископаемые Омской области

2

2

4

2

Состояние и охрана атмосферы Омской области

2

2

4

3

Использование и охрана водных ресурсов Омской области

2

2

4

4

Использование и охрана земельных ресурсов Омской области

2

2

4

5

Антропогенные отходы и здоровье населения Омской области

2

2

4

6

Использование и охрана растительных ресурсов Омской области

2

2

4

7

Использование и охрана диких животных Омской области

2

2

4

8

Рыбные ресурсы Омской области. Их использование и охрана  

1

1

2

9

Особо охраняемые природные территории Омской области

1

1

2

10

Итоговое занятие (защита проектов)

3

3

ИТОГО

16

19

35


Содержание обучения

МОДУЛЬ 1:

Природные условия и полезные ископаемые Омской области (4 часа) 

Географическое положение и экономика Омской области. Полезные ископаемые Омской области: энергетические ресурсы (нефть, природный газ, рудные месторождения, бурый уголь, лигниты), органо-минеральные ресурсы (торф, сапропель, мергель), строительное сырье (строительный песок, глины), химическое сырье (минеральные соли, лечебные грязи, минерально-лечебные воды, термальные воды). Их местонахождение и использование. Охрана недр. Экономика Омской области.

Демонстрация видеосюжета «Географическое положение Омской области», карт «Природные ресурсы Омской области», «Добыча угля открытым способом».

Учащиеся должны знать:

  1. Какие факторы оказали влияние на экономическое развитие Среднего Прииртышья;
  2. Какие полезные ископаемые добываются в области.

Учащиеся должны уметь:

  1. Составлять кластер  по теме «Полезные ископаемые Омской области»;
  2. Составлять проспект «Охрана недр Омской области»;
  3. Решать экологические задачи по изученной теме;
  4. Составлять прогноз социально-экономического развития области с позиции экологии;
  5. Работать с картами.

МОДУЛЬ 2:

Состояние и охрана атмосферы Омской области (4 часа) 

Строение, состав, свойства атмосферы. Источники и состав загрязнения атмосферы. Опасные загрязнители атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы. Экологический мониторинг и охрана атмосферы.

Демонстрация видеосюжетов «Современное состояние и охрана атмосферы», «Загрязнение атмосферы автотранспортом» (или плакатов «Современное состояние и охрана атмосферы»)

Учащиеся должны знать:

  1. Строение и значение атмосферы в биосфере;
  2. Основные особо опасные загрязнители атмосферы;
  3. Последствия загрязнения воздуха в городе Омске;
  4. Основные причины появления смога, кислотных дождей, парникового эффекта, озоновых дыр на территории Омской области и России;
  5. Причины и анализ радиоактивного загрязнения в городе Омске;
  6. Понятие биоиндикации и использование этого метода в оценке качества воздуха;
  7. Понятие и виды мониторинга;
  8. Меры охраны атмосферного воздуха.

Учащиеся должны уметь:

  1. Составить графологическую структуру понятия «Атмосфера»;
  2. Составить кластер по теме «Загрязнение атмосферы Омской области»;
  3. Решать экологические задачи по изученной теме;
  4. Составить проспект по теме «Основные загрязнители атмосферы в г. Омске»;

МОДУЛЬ 3:

Использование и охрана водных ресурсов Омской области (4 часа)

Состав, свойства и значение воды в природе. Водные ресурсы области. Состояние и охрана воды в области.

Демонстрация видеосюжетов «Рациональное использование и охрана водных ресурсов», «Очистные сооружения в городе», «Расход пресной воды на орошение» (или плакатов «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»)

Учащиеся должны знать:

  1. Понятие круговорота и значения воды в природе;
  2. Статистические данные о ресурсах воды в области;
  3. Причины и последствия загрязнения водоемов области;
  4. Факторы, определяющие качество воды в водоемах области;
  5. О методах очистки сточных вод;
  6. Основные меры охраны воды в области и в России;
  7. Как осуществляется мониторинг воды в области

Учащиеся должны уметь:

  1. Составить графологическую структуру понятия «Гидросфера»;
  2. Составить кластер по теме «Использование и охрана водных ресурсов Омской области»;
  3. Приводить примеры биодиагностики вод;
  4. Определять органолептические свойства воды.
  5. Определить, как отражается уровень речного тока на экономике области.

МОДУЛЬ 4:

Использование и охрана земельных ресурсов Омской области (4 часа) 

Земельные ресурсы и характеристика почв Омской области. Роль целинных земель в экономическом развитии края. Деградация почв. Меры охраны почв от эрозии. Защита почв от засоления, заболачивания и прямого уничтожения.

Демонстрация видеосюжетов «Почвенные ресурсы их использование и охрана», «Карьер», «Преобразование ландшафта человеком» (или плакатов «Почвенные ресурсы их использование и охрана»)

Учащиеся должны знать:

1. Понятие и свойства почвы;

2. Факторы, определяющие плодородие почвы;

3. Природные зоны области;

4. Понятие, причины и виды эрозии почв;

5. Меры борьбы с водной эрозией;

6. О мероприятиях по защите почв от ветровой эрозии в области;

7. О последствиях опасного загрязнения почв;

8. Основные пути попадания загрязнителей в почву;

9. О вреде минеральных и органических удобрений живым организмам при избыточном внесении их в почву;

10. Понятие и формы рекультивации почв;

11. О роли целинных земель в экономическом развитии края.

Учащиеся должны уметь:

  1. Составить кластер по теме «Использование и охрана земельных ресурсов Омской области»
  2. Давать характеристику основным загрязнителям почв;
  3. Описывать основные пути попадания загрязнителей в почву;
  4. Составить графологическую структуру понятия «Почва»
  5. Составить проспект по теме «Основные загрязнители почв Омской области»
  6. Составить схему-коллаж по теме «Азотные удобрения»
  7. Проводить анализ почв по зонам Омского Прииртышья

МОДУЛЬ 5:

Антропогенные отходы и здоровье населения Омской области (4 часа)

Классификация и характеристика отходов. Основные отходы Омской области.

Окружающая среда и  состояние здоровья населения Омской области.

Демонстрация видеосюжета «Воздействие шума на человека», таблиц «Классификация отходов».

Учащиеся должны знать:

1. Понятия биосфера и техносфера, их единство и противоречие.

2. Понятие антропогенных отходов и их характеристику.

3. Методы переработки и утилизации отходов.

4. Какие отходы производят жители города Омска и как с ними в дальнейшем поступают.

5. Факторы, определяющие здоровье населения Омской области.

6.Сформируйте понятие своего личного здоровья, а также здоровья омичей.

Учащиеся должны уметь:

  1. Решать экологические задачи по изученной теме;
  2. Составлять графологическую структуру понятий «Экология города», «Экология человека»;
  3. Составлять кластер по теме «Здоровье населения Омской области»;
  4. Подсчитать, сколько отходов производит каждый член вашей семьи;
  5. Установить связь между отходами окружающей среды и здоровьем человека;
  6. Давать оценку личного здоровья.

МОДУЛЬ 6:

Использование и охрана растительных ресурсов Омской области (4 часа) 

Роль растений в природе и их значение в жизни человека. Растительные ресурсы Омской области.  Характеристика лесов Омской области. Использование и охрана лесов Омской области. Значение и охрана лесополос, редких и лекарственных растений. Растения, занесенные в Красную книгу Омской области.

Демонстрация видеосюжетов «Современное состояние и охрана растительности», фотографий растений, занесенных в Красную книгу Омской области.

Учащиеся должны знать:

  1. О роли и значении растений в природе и жизни человека;
  2. Дайте краткую характеристику природным зонам области и произрастающим в них растениям.
  3. О роли и значении лесов на территории области;
  4. О классификации лесов области и мерах их охраны;
  5. Методы обновления леса в нашем крае;
  6. Меры борьбы с вредителями леса;
  7. Основные причины гибели лесов в области;
  8. Понятие лесоаграрного ландшафта;
  9. Об охране и обновлении редких и исчезающих видов растений.

Учащиеся должны уметь:

  1. Решать экологические задачи по изученной теме;
  2. Составить кластер по теме «Использование и охрана растительных ресурсов Омской области»
  3. Приводить примеры лесоаграрного ландшафта;
  4. Составить кодекс собственных правил поведения в лесу;
  5. Составить проспекты «Лекарственные растения Омской области», «Технические растения Омской области»,  «Декоративные растения Омской области» (один проспект по выбору учащегося)
  6. Проектировать защитные лесополосы.

МОДУЛЬ 7:

Использование и охрана диких животных Омской области (4 часа) 

Роль животных в природе и жизни человека. Фауна Омской области. Охотничьи и промысловые животные Омской области. Охотничьи птицы Омской области. Охота и охрана животных. Животные и птицы, занесенные в Красную книгу Омской области.

Демонстрация видеосюжета «Рациональное использование и охрана животных», фотографий животных, занесенных в Красную книгу Омской области.

Экскурсия: посещение зоопарка (Экологический центр)

Учащиеся должны знать:

  1. О роли животных в природе и жизни человека;
  2. Выдержки из 52-ФЗ «О Животном мире»;
  3. Какие животные области относятся к всеядным?
  4. О значении и роли парнокопытных животных в экосистеме Омского Прииртышья.
  5. О биологической характеристике промысловых куринообразных птиц области;
  6. О значении Красных книг в охране животных.

Учащиеся должны уметь:

  1. Составить кластер по теме «Использование и охрана диких животных Омской области»;
  2. Проводить анализ экологических групп промысловых животных, обитающих на территории области;
  3. Решать экологические задачи по изученной теме;
  4. Дайте характеристику ценным промысловым пушным зверям области;
  5. Составлять схему-коллаж по теме «Охрана животных»;
  6. Составлять проспект «Охотничьи животные Омской области», «Охотничьи птицы Омской области»;
  7. Проводить анализ биологических особенностей всеядных животных омской области.

МОДУЛЬ 8:

Рыбные ресурсы Омской области. Их использование и охрана (2 час)

Рыбы Омского Прииртышья. Использование и охрана рыб.

Демонстрация фотографий рыб Омского Прииртышья.

Учащиеся должны знать:

  1. О рыболовстве и рыбоводстве в Омской области.
  2. О причинах снижения рыбопродуктивности в водоёмах области и найдите пути увеличения численности товарной рыбы в Омской области.

Учащиеся должны уметь:

  1. Составить кластер по теме «Рыбные ресурсы Омской области. Их использование и охрана»
  2. Решать экологические задачи по изученной теме.

МОДУЛЬ 9:

Особо охраняемые природные территории Омской области (2 часа)

Понятие особо охраняемых природных территорий (ООПТ), их краткая характеристика. Зоологические ООПТ, заказники области. Охрана животных в заказниках. ООПТ и памятники природы Омской области. Животные и птицы, занесенные в Красную книгу Омской области.

Демонстрация видеосюжета «Особо охраняемые виды. Фламинго», фотографий животных и птиц, занесенных в Красную книгу Омской области.

Учащиеся должны знать:

  1. Понятие роль и значение заповедников, заказников, национальных парков в природе;
  2. Порядок образования заповедников и заказников;
  3. Основные положения закона «Об особо охраняемых природных территориях»;
  4. Понятие "Памятник природ";
  5. Роль и значение памятников природы в жизни человека;
  6. О порядке проведения биотехнических мероприятий в заказниках Омского Прииртышья;
  7. Понятие и характеристика ботанических заказниках области;
  8. Понятие водных заказников, их роль и значение в жизни человека;
  9. Изучите памятники природы области.

Учащиеся должны уметь:

  1. Составить кластер по теме «Особо охраняемые природные территории Омской области»;
  2. Составить графологическую структуру понятия «ООПТ»;
  3. Характеризовать зоологические заказники Омской области;
  4. Создать модель микрозаказника и памятника природы;
  5. Приводить примеры заповедников, заказников, памятников природы омской области.

6. Заказники Омской области.


Методические рекомендации

В данных методических рекомендациях излагаются некоторые аспекты изложения материала программы. Обучение по данной программе предполагает использование наглядных пособий на электронных носителях: просмотр видеосюжетов и фотографий по каждой теме. Работа с электронными тренажерами (проектирование защитных лесополос, рациональное использование природных ресурсов) направлена на приобретение практических навыков, следовательно, специальная подборка кейсов приведет к положительным результатам.

Контролировать результат желательно в течение всего периода обучения составлением  коллажей (схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевыми понятиями или проблемой), кластеров, графов (модель логической структуры учебного материала, в котором отражены понятия разных уровней и степень их соподчинения), проспектов (вид работы, для выполнения которого учащемуся предлагается написать название одной из изучаемых тем (проблем), описать цель работы и составить основные вопросы, на которые нужно ответить, чтобы всесторонне осветить тему).

Изучение каждого модуля завершается выполнением электронного теста, сопровождаемого подсказками и комментариями.

Кроме того, изучение представленного курса предполагает использование электронного пособия, разработанного специально для курса «Экологическая обстановка Омской области». В данном пособии весь необходимый материал как для изучения модуля, так и дополнительный материал.

Для закрепления материала курса, в конце  учащимся предлагается выполнить творческий проект с экологической точки зрения:

учащиеся выбирают тему проекта (см. приложение 1) или предлагают свою,

обосновывают актуальность проекта,

прописывают теоретическую часть,

выполняют практическую часть.


Приложение 1

Темы проектов по курсу «Экологическая обстановка Омской области»

Модуль 1: «Природные условия и полезные ископаемые Омской области»

  1. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых Омской области
  2. Административно-хозяйственные районы Омской области
  3. Города Омской области
  4. Минералы Омской области

Модуль 2:  «Состояние и охрана атмосферы Омской области»

  1. Методы изучения загрязнений воздуха
  2. Основные загрязнители атмосферы
  3. Природные источники  загрязнения атмосферы
  4. Антропогенные источники  загрязнения  атмосферы
  5. Характеристика выбросов в атмосферу г. Омска
  6. Загрязняющие вещества атмосферы и их влияние на человека и другие организмы
  7. Антропогенное воздействие на атмосферу

Модуль 3: «Использование и охрана водных ресурсов»

  1. Чистый Иртыш  
  2. Озера Омской области
  3. Судоходство на р. Иртыш вчера и сегодня
  4. мониторинг водных объектов Омской области
  5. Основные загрязнители водных артерий Омской области
  6. Антропогенное воздействие на гидросферу

Модуль 4: «Использование и охрана земельных ресурсов Омской области»

  1. Загрязнение почвы
  2. Состав, строение и свойства почвы
  3. типы почв Омской области
  4. Круговорот азота в биосфере и земледелии
  5. Азотные удобрения и особенности их применения
  6. История и последствия сельскохозяйственного освоения Омской области

Модуль 5: «Антропогенные отходы и здоровье населения Омской области»

  1. Городская экология
  2. Автотранспорт и человек
  3. Экологические проблемы населения Омской области
  4. Охрана труда
  5. Экология помещений
  6. Проблемы снижения уровня шума в г. Омске

Модуль 6: «Использование и охрана растительных ресурсов Омской области»

  1. История и последствия сельскохозяйственного освоения Омской области.
  2. Экологическое значение лесов.
  3. Медоносные растения Омской области.
  4. Декоративные растения Омской области.
  5. Технические растения Омской области.
  6. Лесные пищевые растения Омской области.
  7. Лес и полезные растения

Модуль 7: «Использование и охрана диких животных Омской области»

  1. Промысловые животные Омской области
  2. Охотничьи животные Омской области
  3. По страницам Красной Книги
  4. Экологические преступления – браконьерство

Модуль 8: «Рыбные ресурсы Омской области. Их использование и охрана»

  1. Ценные виды рыб Омского Прииртышья
  2. Разведение рыб на территории Омской области

Модуль 9: «Особо охраняемые природные территории Омской области»

  1. Ботанические заказники области и их характеристика.
  2. Водные заказники области. Их роль и значение в жизни человека.
  3. Попытайтесь создать микрозаказники и памятники природы в тех местах, где вы проживаете Роль и значение "Памятников природы" в жизни человека.
  4. Зоологические заказники Омской области.


Список литературы для учащихся

  1. Атлас Омской области (с комплектом контурных карт). - Омск 2001
  2. Бекишева И.В., Самойлова Г.В., Станковский А.П. Дикорастущие деревья, кустарники и кустарнички Омской области. Омск. «Наука», 2004г. – 90с.
  3. Большая Российская энциклопедия: в 30 томах./ председатель науч-ред. Совета Ю.С. Осипов. отв. ред. С.Л. Кравец. Т. «Россия». М.: «Большая Российская Энциклопедия», 2004г. – 1007с.: ил: кар.
  4. Голушонкова Е.Г.  Домашняя экология и здоровье. – М.: ООО «ТД Издательство Мир Книги», 2007. 320с.: ил
  5. Города России: энциклопедия / под ред Г.М. Лаппо. – М.: Науч изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2003. – репр изд. – 560с.: ил, кар.
  6. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Омской области в 2006г. / Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области. – Омск: ЗАО «Манифест», 2007. – 288с + 3отд л. карт
  7. Ершов Г.Л. Проектирование и оценка экологического состояния агроландшафтов: Практикум по геоэкологии, 3-е изд., перераб. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 32с., карты
  8. Миркин Б.М, Наумова Л.Г. популярный экологический словарь. -  М.: Устойчивый мир, 2000. – 304с.
  9. Отв. ред. Г.Н. Сидоров, В.Н. Русаков. Красная книга Омской области /. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 460 стр.; ил.
  10. Соловьев С.А. Птицы Омска и его окрестностей/ С.А. Соловьев. – Новосибирск: Наука, 2005. – 296с.
  11. Чащин В.П. Природопользование и охрана природы на территории Омской области: Книга для учителей, студентов и школьников. Часть 1. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2006. – 190 с.
  12. Чащин В.П. Природопользование и охрана природы на территории Омской области: Книга для учителей, студентов и школьников. Часть 2. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2006. – 278 с.
  13. Чижевский А.Е. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Экология». – М.: АСТ, 2005. – 410с.

Список литературы для учителя

  1. 110 вопросов и ответов по почвоведению и экологии почв: Учебное пособие/ сост. Пирогова Т.И., Шепелев В.В. - Омск 2005. – 56с.
  2. Актуальные вопросы общественного здоровья и здравоохранения в Омской области. – Омск 2000.
  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: учебное пособие для учащихся. – Самара: «Учебная литература». 2006. – 304 с. – (элективный курс для старшей профильной школы)
  4. Бекишева И.В., Самойлова Г.В., Станковский А.П. Дикорастущие деревья, кустарники и кустарнички Омской области. Омск. «Наука», 2004г. – 90с.
  5. Голушонкова Е.Г.  Домашняя экология и здоровье. – М.: ООО «ТД Издательство Мир Книги», 2007. 320с.: ил
  6. Города России: энциклопедия / под ред Г.М. Лаппо. – М.: Науч изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2003. – репр изд. – 560с.: ил, кар.
  7. Горышина Т.К. Экология растений. – М.: 1979г.
  8. Градобоев Н.Д., Прудникова В.М., Сметанин И.С. / Почвы Омской области. – Омск 1960
  9. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Омской области в 2006г. / Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области. – Омск: ЗАО «Манифест», 2007. – 288с + 3отд л. карт
  10. Ершов Г.Л. Проектирование и оценка экологического состояния агроландшафтов: Практикум по геоэкологии, 3-е изд., перераб. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 32с., карты
  11. Миркин Б.М, Наумова Л.Г. популярный экологический словарь. -  М.: Устойчивый мир, 2000. – 304с.
  12. Отв. ред. Г.Н. Сидоров, В.Н. Русаков. Красная книга Омской области /. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 460 стр.; ил.
  13. Соловьев С.А. Птицы Омска и его окрестностей/ С.А. Соловьев. – Новосибирск: Наука, 2005. – 296с.
  14. Тестовые вопросы по курсу «Общая экология» / Полещук П.В., Калиненко Н.А.- Омск: ОмГПУ 2005.- 47с.
  15. Хабарова Е.И, Панова С.А. Экология в таблицах. 10 (11) класс: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 128с.
  16. Чащин В.П. Природопользование и охрана природы на территории Омской области: Книга для учителей, студентов и школьников. Часть 1. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2006. – 190 с.
  17. Чащин В.П. Природопользование и охрана природы на территории Омской области: Книга для учителей, студентов и школьников. Часть 2. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2006. – 278 с.

Литература на электронных носителях

  1. Экология: учебное пособие для 10-11 кл. (2 CD) под ред. А.К. Хлебинина, В.И. Сивоглазова. Москва. ООО «Дрофа», 2004г.
  2. DVD «Большая Советская энциклопедия». Диск 1. Москва. ООО «Плавник» 2006 г.  
  3. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия»  (10 CD). Москва, «КиМ» 2004г. (CD 1,2,5)
  4. DVD-Энциклопедия: Медицина. Triada, 2004.
  5. /www.omskmintrud.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по экологии для 6 класса

Программа элективного курса позволяет учащимся расширить знания о растениях, особенно при 34час программе по биологии в 6 классе, получит практические навыки ухода за растениями, расширить коммуникати...

Программа элективного курса по экологии 9 класс «Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»

Программа элективного курса по экологии9 класс«Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»...

Рабочая программа элективного курса по экологии 10 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов...

Программа элективного курса по экологии для учащихся 5-6 х классов по теме: «Здоровье планеты - здоровье человека».

Систематизирование экологических знаний и умений, формирование научных основ общей экологической культуры. ...

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество"  для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...