Программа элективного курса "Физика и Экология"
элективный курс по физике (10 класс) на тему

Программа элективного курса "Физика и Экология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_i_ekologiya._programma_elektivnogo_kursa.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса.

 Физика и экология.

Не привыкайте к чудесам,-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,-

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

Через одно мгновенье.

                                В.Шефнер.

Пояснительная записка.

  Лет 10-15 назад слово «экология» употреблялось не часто. А теперь его знают все. И хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экологические – одни из важнейших. Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению и защите природы. Но они останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит  на пороге экологической катастрофы. Здесь нет преувеличения. Вдумайтесь в цифры: наша огромная и, как мы привыкли думать, более или менее развитая страна занимает 45-е место в мире по продолжительности жизни, 36-е место по уровню детской смертности и первые места по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических веществ в почве и продуктах сельского хозяйства. Все чаще в питьевой воде и пищевых продуктах обнаруживаются вредные для здоровья примеси: остатки лекарственных препаратов и гормонов, тяжелые металлы, пестициды.

Около 20% населения нашей страны проживает в зонах экологического бедствия, а еще 35-40% - в экологически неблагополучных условиях. Отравленные атмосфера, вода, воздух, продукты оборачиваются утратой здоровья людей.

Жизнь на земле зависит от состояния атмосферы. Воздух необходим всем аэробным организмам. Когда хотят подчеркнуть необходимость чего-либо, говорят: «нужен, как воздух». Если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток, то смерть от удушья наступает через 4-5 минут. Кроме того, атмосфера защищает живые организмы от вредного воздействия космических излучений и резких колебаний температуры.

Воспитание человека, способного жить в гармонии с природой, - важнейшая задача школы. Учащиеся должны осознать мысль о том, что законы природы познаются не только с целью их применения на благо людей, но и для того, чтобы человек не нарушал гармонии окружающего его мира.

Объем спецкурса составляет 26 часов. Из них:

  • Лекционных – 10 часов;
  • Семинарских занятий – 10 часов;
  • Практических занятий – 3 часа;
  • Резервное время – 3 часа.

В объеме спецкурса 3 конференции: каждая по 2 часа.

Программа курса охватывает три темы: тепловые двигатели и экология; электричество и экология; вода и экология. 

Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики, дает возможность более глубоко проникнуть в проблемы экологии.

Основные цели курса – сформировать у детей ответственное отношение к окружающей среде, воспитать личность, готовую к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды;

Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Задачи данного курса: 

  • Создание условий по самоопределению учащихся при выборе профиля;
  • Привлечение внимания учащихся к проблеме загрязнения атмосферы;
  • Реализация межпредметных экологических связей;
  • Формирование активной позиции школьников по вопросам защиты окружающей среды;
  • Выявление путей решения проблемы;
  • Формирование навыков исследовательской работы.

Основное содержание курса.

  1. Введение  (3 ч.).

По – гречески «экос» - дом, «логос» - наука. Экология – наука о доме, о месте жительства. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих. Глобальные проблемы экологии:

  • Истощение природных ресурсов;
  • Глобальное потепление климата (парниковый эффект);
  • Истончение озонового слоя;
  • Проблема чистой пресной воды;
  • Кислотные осадки;
  • Экологическая катастрофа мирового океана;
  • Проблема утилизации отходов; и т.д.

  1. Тепловые двигатели и экология (8 ч).

Тепловой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания. Бензиновые двигатели. Дизельные двигатели. Газовая турбина.  Паровая турбина. Автомобили и экология.

  1. Электричество и экология (6 ч).

Приручение энергии. Виды электростанций: ГЭС, АЭС, ВЭС, ПЭС, ТЭС, ТЭЦ и т.д. Линия электропередачи. Электродвигатель. Электрические сети и системы. Новые источники энергии. Альтернативные источники энергии. Электричество и экология.

  1. Вода и экология (6 ч).

     Проблема чистой пресной воды. Вода – основа всех жизненных процессов. Вода – единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле – фотосинтезе. Вода – самое распространенное на Земле вещество. Вода – термостабилизатор и терморегулятор. Вода – реагент. Байкал –самый большой (содержит 1/5 часть всех мировых запасов пресных вод) и самый чистый водоем не только в России, но и на Земле.

  1. Резервное время (3 ч).

Тематическое поурочное планирование.

I.          Введение (3 ч).

  1. Экология – как наука – 1 ч.
  2. Связь физики с экологией – 1ч.
  3. Глобальные проблемы экологии – 1 ч.

  1. Тепловые двигатели и экология (8 ч.)

                 4/1.  Тепловой двигатель – 1ч.

                 5/2.  Двигатель внутреннего сгорания – 1ч.

                 6/3.  Бензиновые и дизельные двигатели – 1ч.

                 7/4.  Газовая и паровая турбины – 1ч.

                 8,9/5,6.  История автомобилестроения – 2ч.

                 10,11/7,8.  Автомобиль и экология. – 2ч. – конференция.

  1. Электричество и экология  (6ч).

12/1.  Приручение энергии. Виды электростанций. – 1ч.

13/2.  Электродвигатель. Электрические сети и системы. – 1ч.

14/3.  Новые источники энергии. – 1ч.

15/4.  Альтернативные источники энергии. – 1ч.

16,17/5,6.  Электричество и экология – 2ч. – конференция.

IV.      Вода и экология  ( 6ч).

18/1.   Проблема чистой пресной воды.  – 1ч.

19/2.  Вода – основа всех жизненных процессов. Вода – единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле – фотосинтезе. Вода – самое распространенное на Земле вещество. – 1ч.

20/3.  Вода – термостабилизатор и терморегулятор. Вода – реагент. – 1ч.

21/4. Байкал – самый большой (содержит 1/5 часть всех мировых запасов пресных вод) и самый чистый водоем не только в России, но и на Земле.  – 1ч.

22,23/5,6.  Вода и экология. – 2ч.  – конференция.

V.        Резервное время   (3ч).

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Лекции

Семинар

Практ. занятия

Форма контроля

Введение

3

1

Экология как наука

1

1

2

Связь физики с экологией

1

1

3

Глобальные проблемы экологии

1

1

собеседование

Тепловые двигатели и экология

8

4

Тепловой двигатель

1

1

5

Двигатель внутреннего сгорания

1

1

6

Бензиновые и дизельные двигатели

1

1

7

Газовая и паровые турбины

1

1

8

История автомобилестроения

2

1

1

Викторина

Игра «Колесо истории»

9

Автомобиль и экология

2

1

1

Защита сообщений на конференции

Защита рефератов

Электричество и экология

6

10

Приручение энергии. Виды электростанций.

1

1

Защита рефератов

11

Электродвигатель. Электрические сети и системы.

1

1

12

Новые источники энергии

1

1

Компьютерные презентации

13

Альтернативные источники энергии

1

1

Создание слайдов и буклетов

14

Электричество и экология

2

1

1

Конкурс плакатов по экономии энергии

Вода и экология

6

15

Проблема чистой, пресной воды

1

1

16

Вода основа всех жизненных процессов

1

1

17

Вода – термостабилизатор и терморегулятор.

1

1

18

Байкал- самый большой и самый чистый водоем

1

1

Защита рефератов

19

Вода и экология

2

2

Защита проектов

 

Резерв

3

Итого

26

10

10

3

Примерные темы рефератов

  1. Электрификация и охрана природы.
  2. Экологическое состояние нашей планеты.
  3. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
  4. Экологически чистые источники энергии – энергия Солнца, ветра, геотермальная энергия, энергия приливов и т.д.
  5. Загрязнение атмосферы и природных вод.
  6. Акустическое загрязнение окружающей среды.
  7. Электромагнитное загрязнение окружающей среды.
  8. Физические принципы действия очистных сооружений.
  9. Транспорт и окружающая среда.
  10. АЭС и экология.
  11. Уникальное явление природы – Байкал.
  12. Экологические проблемы озера Байкал, в связи потока туристов в летнее время.

И т.д.

Темы практических работ

  1. Физические методы очистки воды.    Местные источники загрязнения: несанкционированная свалка мусора на территории населенного пункта д.Алагуй, вблизи источника воды – речки; загрязнение в местах купания детей – пляжи. Очистные сооружения. Проблема очистки сточных вод.
  2. Шум и борьба с ними.      Роль зеленых насаждений, работа с шумометром, использование таблицы допустимых норм шума (определить источник шума в классе, в своем доме, на улице).

Можно предложить следующий ход работы: выбрать участок дороги (можно вблизи своего дома) и подсчитать количество проехавших через него автомобилей в течение определенного времени.

С помощью шумомера апределить шумовой показатель каждого вида транспорта возле дома. Затем вычислить общее шумовое загрязнение.

Сделать выводы и внести свои предложения по уменьшению шумового загрязнения.

       3.  Борьба за чистоту воздуха.    Источники загрязнения. Системы контроля воздуха.       Физико-химические способы уменьшения вредных выбросов.

Набор дидактических материалов

  • Предложите несколько альтернативных видов энергетических установок. Ответ поясните характеристиками и по возможности с иллюстрациями.

  • Предложите несколько проектов экологически чистых энергетических установок, работающих на возобновимых источниках энергии. Ответ поясните рисунками.

  • Почему ветровые и солнечные электростанции не получили широкого распространения не только в нашей стране, но и во всем мире?

Ответ. Ветровые и солнечные электростанции маломощны и работают нестабильно, зависят от силы ветра, солнечные «работают» только в солнечную погоду.

  • Каковы экологически нежелательные факторы ГЭС?

Ответ. Уже на стадии возведения гидротехнических сооружений загрязняется место строительства;  затопление огромных территорий под водохранилища;   местное повышение воды влияет на грунтовые воды, приводит к подтоплению, заболачиванию местности, эрозии берегов и возникновению оползней;   изменяется микроклимат, как следствие, изменяются условия существования флоры и фауны;  вода в хранилищах застаивается, ее течение замедляется, что приводит к замедлению водообмена и ухудшению самоочищения, а также сказывается на жизни всех живых существ, обитающих в реке и у реки.

  • Почему заводские трубы делают как можно более высокими?

Ответ. Чтобы выбросы не конденсировались вблизи поверхности земли, отравляя воздух.

  • Почему атомные и тепловые электростанции нельзя размещать вблизи друг от друга?

Ответ.  Образуются кислотные дожди при взаимодействии водяного пара, выделяемого АЭС с выбросами в атмосферу тепловых станций.

  • Влажность воздуха в комнате составляет 50% - 70%, а температура 180. найдите количество водяного пара, содержащегося в комнате, если его размеры составляют 5 х 4 х 2,8.

И т.д.

Темы компьютерных презентаций

  • Автомобиль и экология.
  • Виды электростанций.
  • Новые источники энергии.
  • Альтернативные источники энергии.
  • Славное море – священный Байкал.

 Литература.

  • Газета «Физика», журналы «Физика в школе», «Квант»
  • Из материалов фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
  • Энциклопедия для детей. Аванта +. Техника.
  • Энциклопедия для детей. Аванта +. Экология.
  • Физика и экология. 7-11 классы. Сост. Г.А.Фадеева, В.А.Попова. Волгоград: Учитель, 2005.
  • В.М.Боярский. География Иркутской области.  Иркутск. 2000.
  • О.Гусев. На очарованном берегу. М. «Советская Россия». 1990.
  • Журналы. Время странствий. 2004.
  • Материалы Международной образовательной программы SPARE.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по экологии для 6 класса

Программа элективного курса позволяет учащимся расширить знания о растениях, особенно при 34час программе по биологии в 6 классе, получит практические навыки ухода за растениями, расширить коммуникати...

Программа элективного курса по экологии для учащихся 9, 10 (11) классов "Экологическая обстановка Омской области"

Элективный курс  «Экологическая обстановка Омской области» рассчитан на учащихся 9, 10 (11) классов как регионального компонента прикладной экологии или изучения самостоятельного курса.Программой...

Программа элективного курса по экологии 9 класс «Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»

Программа элективного курса по экологии9 класс«Экологический мониторинг водных и почвенных экосистем»...

Рабочая программа элективного курса по экологии 10 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа элективного курса по экологии 11 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов...