Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»
элективный курс по экологии (9 класс) по теме

Бельтюкова Ольга Александровна

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.   ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_elektivnomu_kursu.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 36 имени М. П. Одинцова

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

Директор муниципального    

Протокол № ______

от  «         » сентября  2012 г

Руководитель МО________________________                                                            

бюджетного общеобразовательного учреждения -     средняя общеобразовательная школа № 36 имени М.П. Одинцова

                  . ____________________  

Приказ №                                                                                                                                                                                                                                                                        

от  «5»  сентября    2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА

«МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.  

ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»  

9  КЛАСС.

Учитель:  Бельтюкова Ольга  Александровна

Высшая кв. категория

г. Екатеринбург

2012

Пояснительная записка

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Мир, в котором я живу Экология среды обитания человека»   предназначена для учащихся 9  классов, рассчитана на 9 часов.

Данный элективный курс  по экологии  относится  к межпредметному (ориентационному) виду и способствует  развитию  функции познавательных возможностей девятиклассников, приобретению опыта работы на уровне повышенных требований, формированию учебной и профессиональной мотивации.

Учебный  материал курса  включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, наиболее ценный опыт практической деятельности, позволяющие формировать исследовательские навыки  в области экологии, воспитывать экологическую культуру и гражданскую сознательность

Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным расположением промышленной, жилой, коммунальной, природной зон. Населённое место должно быть привлекательным благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чистой водой. Каждый житель населённого пункта должен проявлять заботу о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни.

            Здоровье человека во многом зависит от состояния среды помещения, в котором он проводит большую часть времени. Синтетические отделочные материалы и бытовые предметы в жилом помещении, выделяют газы, изменяющие состав воздуха. Оздоровление современного жилища и создание благоприятной предметно-вещной среды требуют от человека соблюдения определённых правил. Научно-технический прогресс обуславливает появление, на производстве всё новых профессионально-производственных вредных факторов и опасностей. Особенности микроклимата Освещенность, различные виды излучений. Химические вещества могут вызвать появление профессиональных заболеваний и многосторонних нарушений в деятельности организма.

        Во всех этих вопросах современный выпускник профильной школы должен хорошо разбираться. Должен понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места работы, отдыха, проживания. Поможет ему в приобретении этих компетенций курс по выбору « Мир, в котором живу. Экология среды обитания человека».

    Цели  курса:

  1. заложить основы экологического мировоззрения;        
  2. сформировать, первоначальные, представления, о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания.        

     Задачи  курса

-        научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

   - познакомиться с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

- помочь использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения.

       ФОРМЫ и МЕТОДЫ организации деятельности учащихся:

- Теоретические и практические занятия.

-  Анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности.

- Наблюдение.

- Приемы творческой деятельности.

            Реализация  программы  обеспечивается  учебно-методическим пособием: М.В. Высоцкая  «Экология.9 класс: элективные курсы», Волгоград, Учитель, 2008

            Знания, приобретённые в процессе изучения данного курса:

-об особенностях городской  среды;

- о классификации отходов и способах  избавления от них;

 - о влиянии городских свалок на здоровье человека;        

-об экологических проблемах, связанных с автотранспортом и путях их решения;

- об особенностях квартиры, как экосистемы;

- о производственной среде и профессиональных заболеваниях.

Умения, сформированные на основе приобретённых заданий:

- разрабатывать проекты озеленения города, школьного двора жилого дома;  

- использовать предметы бытового мусора для изготовления полезных веществ

- производить расчетную  оценку количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;

проводить исследование собственной квартиры на соответствие её экологическим нормативам;

выявлять экологически опасные вещества в производственной среде и факторы воздействия;

-представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т. д.

Содержание учебной программы

Тема № 1 «Поселение как среда жизни» (2 часа)

Городской ландшафт и его зоны. Проблема бытового мусора.  Проблема     эксплуатации автомобилей

Тема №2 «Экология квартиры» (5 часов)

Строительные и отделочные материалы.         Интерьер.        Микроклимат жилища. Растения и  животные.        Препараты бытовой химии, их безопасное использование. Состав и качество питьевой воды. Компьютеры и здоровье.

Тема №3 «Производственная среда

 и профессиональные заболевания» (2 часа)

Метеорологические условия производства. Ионизирующие и электромагнитные излучения. Воздействие токсических  веществ. Плюсы и минусы  биотехнологических процессов.

Перечень  практических работ


п/п

Название практической  работы

Тема № 1 «Поселение как среда жизни»

1.

Изучение особенностей восприятия различных районов нашего города.

2.

Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.

Тема №2 «Экология квартиры»

3.

Оценка внутренней отделки помещения, изучение естественной освещенности квартиры.

4.

Методика исследования качества питьевой воды в квартире

Тема №3 «Производственная среда

и профессиональные заболевания»

5

Определение реакции организма при повышенной температуре в помещении.

Литература

1. Алексеев С. В,  Груздева, Н.В. Практикум по экологии. М. АО «МДС», 1996г.

2. Вёличковский  Б. Т., Кирдачёв В. Й.,  Суравегина И. Т. «Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – M. «Новая школа», 1997.

3. Миркин Б. М, Наумова Л. .Г. Экология - России, - М. АО «МДС», 1996г.

 4. Самкова В. А.. Прутченков А. С. Экологический бумеранг: практические занятия для учащихся 9-1О классов. – М. Новая школа  1996.

5. Энциклопедия  комнатного цветоводства – М. Колос, 1993.

6.Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической   безопасности Волгоград, Центр экологического обучения, 2001г.

7. Еремина О. А. «Экология « здоровье: викторина для 10-х, классов». Биология 1 сентября: газ. - 2011.

8. Кузнецов В.Н. «Экология дома» Биология 1 сентября: газ. - 2010.

9. Пономарёва О. Н. «Методические рекомендации к  учебнику экологии» Биология в школе: журнал. - 2003. - № 1.

10. Федорова М.К.  «Комнатные лекарственные растения» Биология 1 сентября: газ. - 2011.

Календарно – тематическое планирование  учебного материала

по элективному  курсу

«Мир, в котором я живу.  Экология среды обитания человека»  

для  9  класса.

№ урока

Название разделов и тем

 Дата

Контрольные мероприятия.

Примечание

Дом. Задание

1

2

3

4

5

          Тема № 1 «Поселение как среда жизни». 2 часа

1

Городской ландшафт и его зоны. Проблема бытового мусора

16.01

Практическая работа № 1

 «Изучение особенностей восприятия различных районов нашего города».

Провести анкетирование жителей города.

2

Проблема     эксплуатации автомобилей

23.01

Практическая работа №  2.

«Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта».

Провести анкетирование владельцев автомобилей.

           Тема №2 «Экология квартиры» 5 часов

3

Строительные и отделочные материалы. Интерьер.

30.01

Практическая работа № 3

«Оценка внутренней отделки помещения, изучение естественной освещенности квартиры».

Оценить  освещенность своей  квартиры

4

Микроклимат жилища. Растения и  животные.

06.02

5

Препараты бытовой химии, их безопасное использование.

13.02

6

Состав и качество питьевой воды.

20.02

Практическая работа № 4

«Методика исследования качества питьевой воды в квартире»

Исследовать качество  воды дома

7

Компьютеры и здоровье.

27.02

        Тема №3 «Производственная среда  и профессиональные заболевания» (2 часа)

8

Метеорологические условия производства

06.03

Практическая работа № 5

Определение реакции организма при повышенной температуре в помещении.

Состояние организма в дом. условиях.

9

Плюсы и минусы  биотехнологических процессов.

13.03


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Поселок, в котором я живу"

Программа направлена на изучение поселка в различных аспектах: биологических, эстетических, инженерно-технических, гигиенических....

Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»

Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...

Элективный курс "Мир , в котором я живу.Экология среды обитания человека и его здоровье"

Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а именно от экологического качества окружающей среды обитания.   ...

Рабочая программа элективного курса по биологии, 10 класс "Общая экология "

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 10 класса "Общая экология "...

Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Социальная экология "

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса  "Социальная экология "...

Рабочая программа элективного курса "Мир, в котором я живу. Экология чреды обитания человека". 9 класс.

Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а именно от экологического качества окружающей среды обитания.Если вы хотите побольше...

Рабочая программа элективного курса "Система, многообразие и эволюция живой природы" для 9 класса (подготовка к ОГЭ)

Рабочая программа содержит материал сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных федеральными государственными стандартами для 9 класса. Изучение материала данного курса направлено на подготов...