Рабочая программа элективного курса "Система, многообразие и эволюция живой природы" для 9 класса (подготовка к ОГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс) на тему

Потапова Елена Васильевна

Рабочая программа содержит материал сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных федеральными государственными стандартами для 9 класса. Изучение материала данного курса направлено на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon platnye_9_kl_podgotovka_k_oge.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Рассмотрено и рекомендовано                                                    Утверждено приказом                            к утверждению  педагогическим советом                                   по МАОУ СОШ №24             протокол №____________                                                                   от «__»____2018 №_____             от «___» ______2018                                                                                            ________В.А.Дегтярев

Рабочая программа

по биологии сверх программ по данной дисциплине, предусмотренными федеральными государственными стандартами для 9  класса

на 2018/2019 учебный год

(платные услуги)

Составила Потапова Е.В.

Тамбов

2018г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Рассмотрено на заседании                                                     Согласовано  с зам. директора по УВР   м/о учителей  естественно-математического цикла                   _______________________________           протокол №____ от ___________2018 г.                                                                              

Календарно-тематическое планирование

по  биологии сверх программ по данной дисциплине, предусмотренными федеральными государственными стандартами для 9  класса

на 2018/2019учебный год

(платные услуги)

                                                      Составила Потапова Е.В.

Тамбов

2018 г.

Программа элективного курса

«Система, многообразие и эволюция живой природы».

Пояснительная записка.

     В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Система, многообразие и эволюция живой природы » предназначен для учащихся  9 классов.

      Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.

      Элективный курс «Система, многообразие и эволюция живой природы » позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции; строении организма человека и условий сохранения здоровья.

      Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий,  тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ОГЭ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,  научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

     Отработка  навыка работы с кодификаторами в форме ОГЭ,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной лабораторной  работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

      Изучение материала данного курса целенаправленно на  подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

     Элективный курс рассчитан на 70 учебных занятий из расчета 2 часа в неделю в 9 классах.

Цель курса:

     Систематизация знаний  учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы и  подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).

        Задачи курса:

   1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

   2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности  живых организмов.

   3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности  организмов.

   4. Развить коммуникативные способности учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
  • Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
  • Особенности строения бактериальной клетки;
  • Особенности строения тканей  растений и  животных;
  • Особенности строения вегетативных  и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
  • Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
  • Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
  • Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
  • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к                   определенной систематической категории;
  • распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
  • распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
  • характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
  • изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной  и научно-популярной литературе, сети Интернет;
  • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Содержание курса

Общее количество часов – 70ч.

Введение    (1 ч )

Систематика живой природы. Положение прокариотических  и эукариотических  организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.

Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.

Раздел 1.Царство Растения. ( 12 ч.)

Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения  и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные);  семейства  покрытосеменных растений.

Лишайники – симбиотический организм.

Демонстрация схем и таблиц отражающих:

  • строение клетки и тканей высших растений;
  • строение органов высших растений;
  • основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
  • многообразие и особенности строения  представителей основных отделов растений;
  • многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
  • многообразие и особенности строения  лишайников.

Практические работы

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  ОГЭ.

Раздел 2. Грибы.(2 ч.)

Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • многообразие и особенности строения   представителей различных групп грибов;
  • съедобные и несъедобные грибы.

Практические работы

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами ОГЭ .

                                        Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)

Особенности строения бактериальной клетки.  Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.

                                         Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и  жизнедеятельности человека.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения   простейших организмов.

Практические работы

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами ОГЭ .

                                         Раздел 5. Царство Животные.(14 ч.)

Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных.  Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • особенности строения клетки и тканей животного организма;
  • многообразие и особенности строения  основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
  • многообразие и особенности строения  основных классов типа Хордовые.

Практические работы

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами ОГЭ .

Раздел 6. Человек и его здоровье (36ч.)

Происхождение человека. Строение и функции организма. Клеточное строение организма.  Опорно-двигательная система.Внутренняя среда организма.Кровеносная и лимфатическая системы организма.Дыхательная система.Пищеварительная система.Обмен веществ и энергии.Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система.Нервная система.Анализаторы.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. Индивидуальное развитие организма

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • особенности строения клетки,  тканей и  организма человека;
  • особенности строения  органов и их систем;
  • особенности индивидуального развития организма человека.

Практические работы

                 Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  ОГЭ.

Методические рекомендации по проведению занятий

Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами  в форме ОГЭ, заслушивание сообщений и докладов учащихся.

Ожидаемые результаты

Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов;  успешно пройти государственную  итоговую аттестацию (ГИА).

Тематический план

 

Название темы

Количество часов

1

Введение  

1

2

Царство Растения

12

3

Грибы

2

4

Царство Бактерии

1

5

Простейшие

2

6

Царство Животные

14

7

Человек и его здоровье

36

Итого:

70

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.
  2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.
  3. Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
  4. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
  5. Пасечник В.В. Биология 6кл.  Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.
  6. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.
  7. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992.
  8. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М.: Мир, 2001.

                   

Рекомендуемая литература для учителей:

1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).

   2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая              Российская энциклопедия,2001.

  3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

  4.  Жизнь растений Т. 1-6. М. : Просвещение, 1974 - 1982.

  5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М. : ВАКО,  2005. (В помощь школьному учителю).

6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М. : Дрофа, 2008.

  1. Пасечник В.В. Биология 6кл.  Бактерии. Грибы. Растения. М. : Дрофа, 2008.
  2. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М. : Дрофа, 2008.
  3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс.Универсальные поурочные разработки. – М. :ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).

10. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).

 11. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М. :  Мир, 1992.

    12. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М. : Мир, 2001.

Используемая литература:

1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).

2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные  варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2010 – ФИПИ.

3. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).

   4. Ресурсы Интернета      http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html

Используемая литература:

1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).

2. ГИА -2010 : Экзамен в новой форме : Биология: 9-й кл.: Тренировочные  варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель, 2010 – ФИПИ.

3. Программы элективных курсов. Биология. 10 – 11 классы. Профильное обучение. Сборник 2 / авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. М. : Дрофа, 2006. (Элективные курсы).

   4. Ресурсы Интернета      http://www.fipi.ru/view/sections/199/docs/397.html

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата проведения по плану

Дата фактическая

1 ГР.

Дата фактическая

2 ГР

Дата фактическая

3 ГР

Введение    (1 ч )

1.

Систематика живой природы.

1

05.09-

11.09

Раздел 1.

Царство Растения. (12 ч.)

2.

Особенности строения растительной клетки.

1

05.09-

11.09

3.

Ткани растений.

1

12.09-

18.09

4 -5.

Особенности строения  и жизнедеятельности растительного организма.

2

12.09-

18.09

19.09-

24.09

6.

Особенности строения и отличительные признаки водорослей.

1

19.09-

24.09

7.

Особенности строения и отличительные признаки мохообразных.

1

26.09-01.10

8.

Особенности строения и отличительные признаки папоротникообразных

1

26.09-01.10

9.

Особенности строения и отличительные признаки голосеменных.

1

03.10-08.10

10.

Особенности строения и отличительные признаки

покрытосеменных.

1

03.10-08.10

11-12.

Семейства  покрытосеменных растений

2

10.10-15.10

13.

Лишайники – симбиотический организм.

1

17.10-22.10

Раздел 2. Грибы.(2 ч.)

14.

Особенности строения грибной клетки, шляпочных грибов.

1

17.10-22.10

15.

Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами .

1

24.10-28.10

Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.)

16.

Особенности строения бактериальной клетки.  Процессы ж/д бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний

1

24.10-28.10

Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)

17-18

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека.

2

07.11-12.11

Раздел 5. Царство Животные.( 14 ч.)

19.

Особенности строения животной клетки и тканей

1

14.11-19.11

20.

Особенности строения  и жизнедеятельности кишечнополостных

1

14.11-19.11

21.

Особенности строения  и жизнедеятельности плоских червей.

1

21.11-26.11

22.

Особенности строения  и жизнедеятельности, круглых червей

1

21.11-26.11

23.

Особенности строения  и жизнедеятельности кольчатых  червей.

1

28.11-03.12

24.

Особенности строения  и жизнедеятельности моллюсков.

1

28.11-03.12

25.

Особенности строения  и жизнедеятельности членистоногих.

1

05.12-10.12

26.

Общая характеристика и классификация хордовых.

1

05.12-10.12

27-28.

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей классов рыб.

2

12.12-17.12

29.

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса земноводные

1

19.12-24.12

30.

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса пресмыкающиеся.

1

19.12-24.12

31-32.

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса птицы.

2

26.12-14.01

33-34.

Особенности строения  и жизнедеятельности представителей класса млекопитающие.

2

16.01-21.01

Раздел 5.Человек и его здоровье.( 34 ч.)

35

Происхождение человека

1

23.01-28.01

36

Общий обзор организма человека.

1

23.01-28.01

37

Клеточное  строение организма.

1

30.01-04.02

38

Ткани.

1

30.01-04.02

39

Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей.  

1

06.02-11.02

40

Скелет человека.

1

06.02-11.02

41

Строение мышц.

1

13.02-18.02

42

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

1

13.02-18.02

43

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

1

20.02-25.02

44

Иммунитет

1

20.02-25.02

45

Транспортные системы организма.

1

27.02-04.03

46

Круги кровообращения

1

27.02-04.03

47

Строение и работа сердца.

1

06.03-11.03

48

Первая помощь при кровотечениях.

1

06.03-11.03

49

Значение дыхания. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание

1

13.03-18.03

50

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

13.03-18.03

51

Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости

1

20.03-24.03

52

Пищеварение в желудке, тонком и толстом кишечнике.

1

20.03-24.03

53

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1

03.04-09.04

54

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

1

03.04-09.04

55

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

1

10.04-15.04

56

Кожа – наружный покровный орган.

1

10.04-15.04

57

Выделение.

1

17.04-22.04

58

Значение нервной системы.

1

17.04-22.04

59

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1

24.04-29.04

60

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. 

1

24.04-29.04

61

Анализаторы.

1

24.04-29.04

62

Зрительный анализатор.   Слуховой анализатор.

1

01.05-07.05

63

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1

01.05-07.05

64

Вклад отечественных учёных в разработку  учения о высшей нервной деятельности

1

01.05-07.05

65

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1

08.05-13.05

66

Эндокринная система

1

08.05-13.05

67

Жизненные циклы. Размножение.

1

15.05-21.05

68

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врождённые заболевания.

1

15.05-21.05

69

Тренинговое занятие

1

22.05-25.05

70

Тренинговое занятие

1

22.05-25.05

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"

Программа  элективного курса  по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагае...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   11 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...

Рабочая программа элективного курса "Многообразие живых организмов"

Элективный курс "Многообразие живых организмов" дает возможность наиболее тщательной обработке знаний по многообразию организмов, углублению знаний. Углубление и расширение знаний учащихся происходит ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)

Рабочая учебная программа элективного курса  «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)    для обучающихся 8 класса...

Рабочая программа элективного курса "Многообразие органического мира" 10кл

Рабочая программа элективного курса "Многообразие органического мира" 10кл...

Рабочая программа элективного предмета "Решение задач по математике в системе подготовки к ЕГЭ"

Рабочая программа элективного курса для 11 класса (базовый и профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2...