Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса по биологии, 10 класс "Общая экология "
    элективный курс по биологии (10 класс) по теме

    Красинская Елена Валентиновна

    Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 10 класса "Общая экология "

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки РФ

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Каменская средняя общеобразовательная школа»

    Рассмотрено

    на заседании ШМО

    протокол № __ от ____20__г.

    Согласовано

    зам. директора по УВР

    _________Вантеева Е.А.

    Утверждено

    Директор школы

    ________Ю.А. Ребзон

    ____________/___________/

     __________ 2013 г.

    _____________ 2013 г.

    Рабочая программа

    элективного курса «Общая экология»

    для 10 класса

    Учитель первой квалификационной категории

    Красинская Елена Валентиновна

    Рабочая программа составлена на основе:

    Региональной программы для общеобразовательных учреждений ,5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов

    2013 – 2014 учебный год

    Пояснительная записка

    Новый учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология — социальная экология — практическая экология, или охрана природы.

    Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения (34 ч), а также изучение взаимосвязей природных и социальных явлений (18 ч) и экологических основ охраны природы (16 ч) на втором этапе обучения.

    В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

    В разделе «Общая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях.

    Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности

    Содержание рабочей программы элективного курса «Общая экология» для 10 класса

    В авторскую программу внесены следующие изменения:

    Увеличено количество часов на изучение тем: «Ведение» до 2 вместо 1 часа, «Организм и среда»  до 12 часов вместо 7 часов, данные часы взяты из тем: «Сообщества и популяции», количество часов уменьшено с 16 до 12, и из темы «Экосистемы» количество часов уменьшено с 10 до 8. Цель данных изменений – лучшее усвоение учебного материала элективного курса «Общая экология»

    Учебно-тематическое планирование элективного курса «Общая экология» для 10 класса

     

    № п/п


    Тема






    Количество часов на изучение темы

    В том числе:

    Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

    Уроки

    Лабораторные, практические работы

    Экскурсии

    1

    Введение

    2

    1

    1

    Учащиеся должны знать: предмет изучения и разделы экологии

    2

    Организм и среда

    12

    10

    2

    Учащиеся должны знать:

    о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

    Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; строить графики простейших экологических зависимостей;

    3

    Сообщества и популяции

    12

    11

    Учащиеся должны знать: законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

    об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);


    Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности; определять уровень загрязнения воздуха и воды;

    устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

    бороться с ускоренной эрозией почв;



    4

    Экосистемы

    8

    6

    2

    Учащиеся должны знать: о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

    — законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

    — о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

    — о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

    о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

    — о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

    — о динамике отношений системы «природа—общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

    — социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;

    — современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

    — о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);


    Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов; использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;


    Календарно тематическое планирование  составлено на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений ,5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. - Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов

    Учебник Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 304с: ил.

    34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения

    Календарно-тематическое планирование элективного курса «Общая экология» для 10 класса


    урока

    п/п


    темы

    № урока

    в теме

    Тема  урока

    Планируемая дата проведения урока

    Фактическая дата проведения урока

    Эксперимент, материально-техническое оснащение урока

    1.

    Введение (2 часа)

    1.

    1.

    Предмет экологии.

    1.09-7.09

    сентябрь

    В.ф. «Страус»

    2.

    2.

    Многообразие живых организмов

    08.09-14.09

    сентябрь

    Экскурсия

    2.

    Организм и среда (12 часов)

    3.

    1.

    Потенциальные возможности размножения организмов

    15.09-21.09

    сентябрь

    Натуральные объекты: плоды и семена растений, в.ф. «Крокодил»

    4.

    2.

    Факторы, сдерживающие размножение организмов

    22.09-28.09

    сентябрь

    Экскурсия

    5.

    3.

    Общие законы зависимости организмов от факторов среды  

    29.09-5.10

    октябрь

    Д. гербарий в.ф. «Белый медведь»

    6.

    4.

    Влияние абиотических факторов на живые организмы

    06.10-12.10

    октябрь

    Экскурсия

    7.

    5.

    Основные пути приспособления организмов к среде

    13.10-19.10

    октябрь

    Д. гербарий в.ф. «Жираф»

    8.

    6.

    Основные пути приспособления организмов к среде (закрепление)

    20.10-26.10

    октябрь

    Д. гербарий в.ф. «Жираф»

    9.

    7.

    Основные среды жизни

    27.10-02.11

    ноябрь

    в.ф. «Северный олень»

    10

    8.

    Основные среды жизни. Решение экологических задач.

    10.11-16.11

    ноябрь

    11.

    9.

    Пути воздействия организмов на среду обитания.

    17.11-23.11

    ноябрь

    в.ф «Крылья над Серенгетти»

    12.

    10.

    Приспособительные формы организмов

    24.11-30.11

    ноябрь

    в.ф. «Растения. Путешествие»

    13.

    11.

    Приспособительные ритмы жизни

    01.12-07.12

    декабрь

    в.ф. «Антилопа Гну»

    14.

    12.

    Организм и окружающая среда

    08.12-14.12

    Декабрь

    3.

    Сообщества и популяции (11 часов)

    15.

    1.

    Типы взаимодействия организмов.

    15.12-21.12

    декабрь

    в.ф. «Зебра»

    16.

    2.

    Типы взаимодействия организмов. Решение экологических задач

    22.12-28.12

    декабрь

    в.ф. «Зебра»

    17.

    3.

    Законы и следствия пищевых отношений.

    13.01-19.01

    январь

    Табл. «Экологическая пирамида» в.ф. «Морской слон»

    18.

    4.

    Законы конкурентных отношений в природе

    20.01-26.01

    январь

    Табл. «Внутривидовая и межвидовая борьба за существование» в.ф. «Морской слон»

    19.

    5.

    Законы конкурентных отношений в природе. Решение экологических задач

    27.01-02.02

    февраль

    Табл. «Внутривидовая и межвидовая борьба за существование»

    20.

    6.

    Популяция

    03.02-09.02

    Февраль

    Табл. «Популяция» в.ф. «Гиена»

    21.

    7.

    Демографическая структура популяций

    10.02-16.02

    февраль

    в.ф. «Гиена»

    22.

    8.

    Демографическая структура популяций. Решение задач

    17.02-23.02

    февраль

    в.ф. «Гиена»

    23.

    9.

    Рост численности и плотность популяций

    24.02-02.03

    март

    в.ф. «Кенгуру»

    24.

    10.

    Численность популяций и её регуляция в природе

    03.03-09.03

    март

    в.ф. «Кенгуру»

    25.

    11.

    Биоценоз и его устойчивость

    10.03-16.03

    Март

    Табл. «Биоценоз» в.ф. «Черный медведь»

    26.

    12

    Основные типы биоценозов Боханского района

    04.04-10.04

    апрель

    4.

    Экосистемы (8 часов)

    27.

    1.

    Законы организации экосистем

    11.04-17.04

    Апрель

    в.ф. «газель Томсона»

    28.

    2.

    Законы биологической продуктивности

    18.04-24.04

    апрель

    в.ф. «газель Томсона»

    29.

    3.

    Агроценозы и агроэкосистемы

    25.04-01.05

    апрель

    30.

    4.

    Агроценозы и агроэкосистемы (закрепление)

    02.05-08.05

    май

    Экскурсия

    31.

    5.

    Саморазвитие экосистем - сукцессии

    09.05-15.05

    май

    32.

    6.

    Биологическое ранообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем

    16.05-22.05

    Май.

    Экскурсия

    33.

    7.

    Биосфера

    23.05-29.05

    Май

    34.

    8.

    Экология как научная основа природопользования

    23.05-29.05

    Май

    Перечень учебно-методического обеспечения

    Методические и учебные пособия

    1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов:  ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

    2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2005. – 288 с.

    3.  Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся  9 класса  общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 240 с.

    4. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.

    5. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М.  Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.

    6. «Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.

            

    Оборудование и приборы:

    - учебные таблицы: «Ярусность», «Смена растительных сообществ», «Жизненные формы животных», «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пруда», «Агроценоз», «Круговороты веществ: углерода, азота, фосфора и др.», «Кривые роста населения Земли», «Приспособленности птиц: особенности клюва и лап», «Популяции», «Пищевые цепи», «Пирамиды биомассы»;

    - географические карты: «Административная карта мира», «Население Земли», «Мировые минеральные ресурсы», «ООПТ России»;

    -  портреты учёных:  В.И. Вернадский,  Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;

    Дидактический материал: инструктивные карточки для выполнения лабораторных работ, тематические тесты, УМП учебных проектов.

    Список литературы

    Литература для учителя

    1. Атлас Иркутской области. М.: ГУГК, 1978
    2.  Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. –  468 с.
    3. Биология. Допол. материалы к урокам и внекл. мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.
    4. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995. – 104
    5. Экологический мониторинг: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2006. – 416 с.

    Литература для учащихся

    1.  Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. – 270 с.

    1. Конституция Российской федерации. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.
    2. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +,           2001. – 448 с.

    Темы исследовательских проектов

    1. Изучение состояния зелёных насаждений в с. Каменка

    2. Развитие экологического туризма в Иркутской области

    3. Экологический паспорт школы

    4. Экологически комфортная среда школьника: проблема её создания

    5. Мода и экологический комфорт

    6. Энергетика будущего


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса по биологии "Лечебное дело"

    Цель: создание ориентационной и мотивационной основыдля осознанного выбора медицинского профиля обучения Для ее достижения предполагается ознакомить девятиклассников со спецификой видов дея...

    Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани"

    Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани" рассчитана на обучающихся старших классов с целью качественной  предвузовской подготовки. В данной программе показаны ...

    Рабочая программа элективного курса по биологии, 7 класс "Экология животных"

    Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 7 класса  "Экология животных"...

    Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Социальная экология "

    Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса  "Социальная экология "...

    Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

    Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

    Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

    Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

    Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

    Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...