Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
    рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

    Быкова Екатерина Павловна

    Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

    Среди отличительных особенностей элективного курса можно назвать следующие:

    • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
    • Добавлен раздел изучения особенностей природы Сыктывдинского района (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

    Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

    Элективный курс  позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий.  

    Элективный курс предполагает предпрофильную подготовку учащихся и направленную на профориентацию.

    Цель программы:

    Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

     

     

    Основные задачи программы:

    Образовательные

    • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
    • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
    • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
    • Знакомить с биологическими специальностями.

    Развивающие

    • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
    • Развитие навыков общение и коммуникации.
    • Развитие творческих способностей ребенка.
    • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
    • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
    • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

    Воспитательные

    • Воспитывать интерес к миру живых существ.
    • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

    Формы организации деятельности учащихся на занятиях

    • Групповая
    • Индивидуальная

    Формы и методы, используемые в работе по программе:

    1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

    2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

    3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

    4 Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

    Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

    Ожидаемый результат:

    • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
    • повышение коммуникативности;
    • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
    • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
    • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
    • ведение здорового образа жизни.

    Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

    1. Тестирование.

    2. Занятие контроля знаний.

    3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

    4. Дискуссия.

    5. Проектно-исследовательская работа.

    6. Конференция.

    7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

    8. Отчетная выставка.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanimatelnaya_biologiyaek.doc83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Выльгортская СОШ №1»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    «Занимательная биология»

    естественнонаучной направленности

    форма организации образовательной деятельности – Элективный курс. 

    Руководитель: учитель биологии– Попова Г.Н

    с.Выльгорт, 2014

    Пояснительная записка

    Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

    Среди отличительных особенностей элективного курса можно назвать следующие:

    • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
    • Добавлен раздел изучения особенностей природы Сыктывдинского района (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

    Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

    Элективный курс  позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий.  

    Элективный курс предполагает предпрофильную подготовку учащихся и направленную на профориентацию.

    Цель программы:

    Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

    Основные задачи программы:

    Образовательные 

    • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
    • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
    • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
    • Знакомить с биологическими специальностями.

    Развивающие 

    • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
    • Развитие навыков общение и коммуникации.
    • Развитие творческих способностей ребенка.
    • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
    • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
    • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

    Воспитательные 

    • Воспитывать интерес к миру живых существ.
    • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

    Формы организации деятельности учащихся на занятиях 

    • Групповая
    • Индивидуальная

    Формы и методы, используемые в работе по программе:

    1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

    2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

    3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

    4 Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

    Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

    Ожидаемый результат: 

    • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
    • повышение коммуникативности;
    • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
    • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
    • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
    • ведение здорового образа жизни.

    Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

    1. Тестирование.

    2. Занятие контроля знаний.

    3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

    4. Дискуссия.

    5. Проектно-исследовательская работа.

    6. Конференция.

    7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

    8. Отчетная выставка.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Разделы

    Количество часов

    Всего

    Теория

    Практика. Экскурсии

    Организационное занятие

    1

    1

    -

    Ботанические  занятия

    6

    3

    3+1экс.

    Зоологические  занятия

    5

    3

    2

    Микробиологические  занятия

    4

    2

    2

    Творческие  занятия

    1

    1

    1

    Итого:

    17

    10

    8+ 1 экс

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания о  живой природе,  основных  царствах органического мира, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.

    2. Ботанические  занятия   (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические  занятия). Ботанические  занятия  предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты ( в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции  кабинета  биологии.

    3. Зоологические  занятия  (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление  и  просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи, зоогеографы  и  т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.), узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания

    4. Микробиологические  занятия (доклады учащихся,  лабораторные работы, составление  и  просмотр  компьютерных  презентаций). Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и  приготовлении  микропрепаратов.

    5. Творческие занятия. Занимательные занятия: шарады, биологические омонимы, викторины и др.

    Календарно – тематическое планирование  

    № п/п

    Дата

    Тема занятия

    Примечание

    План

    Факт

    1

    Введение. Организационное занятие

    2

    Мир растений. Особенности и многообразие.

    3

    Осенний пейзаж.

    Экскурсия

    4

    Тайны жизни растений.

    Практическая работа

    5

    Кто такие? Где живут? Определение растений.

    Практическая работа

    6

    Растения красной книги Республики Коми

    Практическая работа

    7

    Занимательная ботаника. Биологические шарады, омонимы

    8

    Мир животных. Особенности и многообразие животных

    9

    Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

    Практическая работа

    10

    Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные. Теплокровные животные.

    Практическая работа

    11

    Животные красной книги Республики Коми и меры по их охране.

    12

    Занимательная зоология. Шарады, загадки. Хвостатая викторина.

                13

    Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

    14

    Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

    15

    Клетки растений и  животных.

    Практическая работа

    16

    Выращивание культуры инфузории – туфельки.

    Практическая работа

    17

    Творческие занятия.

    Подготовка и проведение викторин и игр для учащихся начальной школы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

    рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

    Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс

    Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...

    Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"

    Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...

    Рабочая программа элективного курса "Элементарная математика" 10 класс

    Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.Основной цельюкурса является подготовка к успешной сдаче централизованного тестирования, что достигается за счёт углублённого изучения ряда важных тем,...

    Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"

    В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....

    Рабочая программа элективного курса по химии 8 класс

    Данная программа предназначена для проведения элективных занятий с учащимися 8 классов. Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один раз в неделю.Основная идея программы заключается в том, чтобы учащие...

    Рабочая программа элективного курса по географии 10 класс

    Программа элективного курса  “Путешествие по достопримечательностям мира” предназначена для учащихся 10 класса и соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для уча...