Рабочая программа элективного курса по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) по теме

Программа элективного курса  “Путешествие по достопримечательностям мира” предназначена для учащихся 10 класса и соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_10_klass.docx43.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа элективного курса  “Путешествие по достопримечательностям мира” предназначена для учащихся 10 класса и соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг - один из видов которых - знакомство с

достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.

Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним - это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что - то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы - Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих - Мавзолей Тадж-Махал в Агре в Индии, Стоунхендж в Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие.  Расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов. Ведущим предметом является география.

Содержание программы включает новые знания и новые образы.

Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.

Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Также учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир, используя информационную систему, сетевую инновационную образовательную программу страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир” (автор Пяткова Л.В.)

Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально - экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии - туризмом и сервисом, его направлениями.

Общие цели предпрофильной подготовки:

  • каждое занятие данного курса готовит учащихся к выбору профиля обучения;
  • в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;
  • через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор будущей профессии;
  • современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать интерес к предмету, к выбору будущего профиля, желание изучать данную тему в дальнейшем.

Цель программы:

Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию профильного страноведческого курса “Страны мира”.

Общие задачи программы:

  • вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
  • познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
  • показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
  • воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
  • расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

Данный курс обеспечен информационным материалом: есть набор видеофильмов о достопримечательностях мира, Есть новые справочники “Страны мира”, “Столицы мира”, сетевая инновационная образовательная программа “Как прекрасен этот мир”, в которой представлены достопримечательности по странам мира. Весь информационный материал лежит в основе изучения данного элективного курса.

В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс - конференция, работа со статистическим материалом, заочные экскурсии, занятия в видеозале, заседание “круглого стола”. Занятия по основным вопросам темы проводятся в компьютерном классе.

Содержание программы направлено на передачу географических знаний для подготовки учащихся к выбору определенных профессий, связанных с туризмом и сервисом, международными услугами, экскурсиями.

Результатом успешного прохождения программы может служить участие в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.

Учащиеся должны знать (объяснять):

  • страны и столицы;
  • знаменитые и наиболее интересные достопримечательности.

Учащиеся должны уметь (называть, показывать):

  • уметь работать на компьютере;
  • работать с различными источниками информации;
  • ориентироваться по карте;
  • свободно рассказывать о достопримечательностях мира.

Ожидаемые результаты

Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира, для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора профиля обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в разновозрастных группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.

Система оценивания успешности прохождения курса

В процессе изучения данного курса выполняется 4 зачетных (промежуточных) практических работ (занятия 3, 4, 5, 6) и 1 итоговая - на последнем занятии:

4 зачетные работы - роль экскурсовода по достопримечательностям мира.

Итоговая зачетная работа - участие в иллюстрированной викторине по достопримечательностям мира. После выполнения практических работ ставится оценка “зачтено” или “не зачтено”.

Учебно-тематический план

№п.п

Тема

Кол-во часов

Семинары

1

Введение.

1

2

Политическая карта мира и основные этапы ее формирования

2

1

3

Современная политическая карта мира.

2

1

4

Государства мира.

3

5

Международные организации

3

6

Достопримечательности мира

15

1

7

От города до мегалополиса

3

8

Основные исторические типы городов

3

1

9

Города в территориальной структуре хозяйства

3

1

10

Итоговое занятие

1

Всего

35

5


Содержание программы

Введение. (1час)

Тема 1. Политическая карта мира и основные этапы ее формирования. (2 часа)

Лекция: Что такое политическая карта. Основные этапы ее формирования. Количественные и качественные изменения на политической карте.

Самостоятельная работа: Количественные и качественные изменения на политической карте в разное историческое время.

Семинар: Количественные и качественные изменения на политической карте в разное историческое время.

Тема 2. Современная политическая карта мира. (2 часа)

Семинар: Современная политическая карта мира.

Тема 3. Государства мира. (3 часов)

Лекция: Что такое государство, государственная территория, государственные границы. Типы государств современного мира. Многообразие стран современного мира.

Самостоятельная работа: Составление классификаций стран мира по разным основаниям. Определение типологической принадлежности государства или государств по возможно большему числу оснований.

Семинар: Многообразие и многоликость стран современного мира.

Итоговая проверочная работа: Определение типологической принадлежности государства по возможно большему числу оснований.

Тема 4. Международные организации. (3 часа)

Лекция: Международные организации: значение, функции. Политические и политико-экономические. Межправительственные и неправительственные. Глобальные и региональные.

Самостоятельная работа: Составление «визитной карточки» международной организации и «Карты ...(международных организаций)»

Семинар: Международные организации и их роль в современном мире.

Тема 5. Достопримечательности мира (15часов)

Лекция: Комитет ООН - ЮНЕСКО. Положение об охране Объектов Всемирного Наследия. Положение о внесении Объектов в Список. Объекты природные, культурные, заповедные Охраняемые территории. Природные и культурные достопримечательности мира - Объекты Всемирного Наследия по странам мира. Списки Объектов по странам мира. Выделение наиболее интересных и привлекательных для туристов достопримечательностей.

Самостоятельная работа: Определение достопримечательностей по критериям ЮНЕСКО - природные и культурные.

Лекция: Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Европы. Столицы Зарубежной Европы. Экскурсия по достопримечательностям: Елисейские поля, Эйфелева башня, Марсово поле, Сорбонна, Музей Тюссо, Букингемский дворец, Биг - Бэн, аукцион тюльпанов, Трептов - парк, Собор Святого Петра, оперный театр Ла - Скала, Пизанская башня, Колизей, фонтан Треви,катание по каналам Венеции, Дворец Дождя, долина Роз, ледяной отель в Кирунаваре, ветряные мельницы в Нидерландах.

Самостоятельная работа: викторина по достопримечательностям (иллюстрации).

Лекция: Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии. Столицы Зарубежной Азии. Экскурсия по достопримечательностям: мечети, палаточные города Кувейта, оригинальные достопримечательности Омана, ОАЭ; Катманду - памятник культуры, Тадж - Махал, Храм золотого Будды, Храм изумрудного Будды, парк Камней в Японии, гора Фудзияма, Замок Химедзи, Портик, Китайская стена, Храм Неба, усыпальница первого императора, Айерс - Рок (Улуру), оперный театр в Сиднее.

Самостоятельная работа: путешествие по столицам и крупным городам.

Лекция: Америка с севера на юг. Экскурсия по достопримечательностям: Канада - памятник в память терактам в США, Ниагарский водопад, телебашня «Си - Эн - Тауэр»,индейские тотемы. США - Статуя Свободы, мост «Золотые ворота», Долина Монументов, арка в Сент - Луисе,памятник на горе Маунт - Рашмор. Мексика - пирамида Чичен - Ица, птица кецаль, мурали Диего Ривори. Бразилия - водопад Игуасу, Храм Тернового Венца, Статуя Свободы. Эквадор - памятный знак, посвященный экватору. Перу - пустыня Наска.

Лекция: Африка - встреча с прекрасным. Марокко - знаменитые мечети. Вади Сахары - историческая справка. По памятным местам Давида Ливингстона. Водопад Виктория. Пирамиды Гизе. Танзания - национальный парк в Серенгети. Деревня пигмеев. Алмазные рудники в ЮАР.

Семинар: Объекты Всемирного Наследия в России: исторический центр Санкт - Петербурга и его окрестности, Кижский погост, Кремль и Красная площадь в Москве, исторические памятники Новгорода и его окрестностей, Соловецкие острова, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Троицо - Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, церковь Вознесения в Коломенском, девственные леса Карелии, озеро Байкал, вулканы Камчатки, исторический центр Ярославля и его окрестности - Объекты Всемирного Наследия.

Тема 6. От города до мегалополиса (3 часа)

Лекция: Город. Типы городов. Что такое город. Типы городов. Классификации городов

Лекция: Город, городская агломерация, мегалополис - как формы расселения

Самостоятельная работа: Урбанизация и ее глобальный характер

Тема 7. Основные исторические типы городов (3 часа)

Лекция: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока

Самостоятельная работа: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский  город. Средневековые города Западной Европы и Востока

Лекция: Города Нового времени. Города Древней Руси и России (с древнейших времен до начала XX века)

Самостоятельная работа: Города Древнего мира: города Востока, античный город, римский город. Средневековые города Западной Европы и Востока

Лекция: Города XX века. Современные города

Семинар: Города: история и современность. Город - центр своего окружения

Темя 8. Города в территориальной структуре хозяйства (3часа)

Лекция: Города - опорный каркас расселения

Самостоятельная работа: Концепции развития городов Семинар: Города мира: история и современность

Итоговое  занятие. (1 час)


Календарно-тематическое планирование 2012-2013 уч.год

№п\п

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

план.

Дата

факт.

1

Введение.

1

05.09

2

Политическая карта мира и основные этапы ее формирования. (2часа)

Что такое политическая карта. Основные этапы её формирования

1

12.09

3

Семинар: Количественные и качественны изменения на политической карте в разное историческое время.

1

19.09

Современная политическая карта мира. (2 часа)

4-5

Семинар: Современная политическая карта мира.

2

26.09

03.10

6

Государства мира. (3 часа)

Государства мира. Что такое государство. Типы государства.

1

10.10

7

Семинар: Многообразие и многоликость стран современного мира.

1

17.10

8

Итоговая проверочная работа. Определение типологической принадлежности государства по возможно большему числу оснований.

1

24.10

9

Международные организации.(3 часа)

Международные организации: значение, функции.

1

31.10

10 11

Семинар: Международные организации их роль в современном мире.

2

14.11

21.11

12

13

Достопримечательности мира (15 часов)

Комитет ООН-ЮНЕСКО.

2

28.11

05.12

14

15

Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Европы.

2

19.12

26.12

16

17

Великое наследие и достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии.

2

16.01

18

19

Достопримечательности Японии, Китая, Индии.

2

23.01

20

Америка с севера на юг.

1

30.01

21

Канада. США.

1

06.02

22

Мексика. Бразилия.

1

13.02

23

Африка - встреча с прекрасным.

1

20.02

24

Семинар: Объекты Всемирного наследия в России.

1

27.02

25

3

Семинар. Природные объекты России.

1

06.03

От города до мегалополиса (3 часа).

26

Город. Типы городов

1

13.03

27

Город, городская агломерация, мегалополис - как формы расселения

1

20.03

28

Урбанизация и ее глобальный характер

1

03.04

Основные исторические типы городов (3 часа)

29

Города Древнего мира.

1

10.04

30

Средневековые города Западной Европы.

1

17.04

31

Города XX века. Современные города

1

24.04

Города в территориальной структуре хозяйства (3 часа).

32

Города - опорный каркас расселения

1

08.05

33

Концепции развития городов

1

15.05

34

Семинар: Города мира: история и современность

1

22.05

35

Итоговое занятие

1

29.05

Учебно-методический комплекс

Литература для учителя

  1. Алексеев А.И. Программа курса “География России” (8-9 классы). 2005.
  2. Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. - Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)
  3. География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”. № 19, № 20, № 42 - 2004.
  4. Ипатова А. Проблемы туризма в России и пути их решения. Курсовая работа.2003.
  5. Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.
  6. Максаковский В.П. Географическая картина мира.-Ярославль.: Верхняя Волга, 1998.
  7. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира,- М.: Просвещение, 2001.
  8. Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.
  9. Некрасова А. География “Золотого кольца” России. Курсовая работа. 2006.
  10. Овчинников Н. Достопримечательности стран бывших республик. Курсовая работа. 2007
  11. Пяткова Л.В. Авторская программа по географии для экспериментального лицея.
  12. Пяткова Л.В. Сетевая инновационная образовательная программа страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир”.

Литература для ученика

  1. 1.Александрова А. Ю. География международного туризма.// География в школе.-2003.-№4.;
  2. 2.Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-08гг.;
  3. Ефремова Е. С. Основы туристического бизнеса.- М.: 2006;
  4. Квартальнов Т. В. Туризм.- М.: 2005.;
  5. Максаковский В. П. Развитие географии международного туризма.// География в школе.-№8.; 2007;
  6. Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.// География в школе.-2002.-№6.;
  7. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник.//Под. Ред. Л. П. Воронковой.- М.: Аспект Пресс, 2006;
  8. Хильченко Л. Н. Практическая работа «Составление картосхем основных районов международного туризма.// География в школе.-2003.-№4.;
  9. Черемисин П. А. Виды современного туризма.// География в школе.- 2006.-№6.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Рабочая программа элективного курса "Рекреационная география" 10 класс

Данная программа создана для преподавания в профильном социально-экономическом классе....

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»

Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...

Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»

Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе,...

Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»

Рабочая программа  элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»...

Рабочая программа элективного курса по географии "Рекреационная география"

Рабочая программаэлективного курса по географии«Рекреационная география»...