Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»
    материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс) на тему

    Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов, как история путешествий и исследователи, уникальные особенности природы материков Земли и нашей страны, природные и антропогенные комплексы и т.д. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_po_podgotovke_k_oge.doc87.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № С. КОЧУБЕЕВСКОЕ

    СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

    Рабочая программа

    элективного курса

    по географии

    «Подготовка к ОГЭ по географии»

                                                                                           

    Программу составила

    учитель географии высшей категории

    Минникова Наталия Васильевна.

                                                 

    Пояснительная записка

    Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса.

     В основу программы положена идея системно-деятельностного подхода к изучению географии в 9 классе.

    В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения географии совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

     С учетом тенденций новых образовательных стандартов, связанных с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного  и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения географии изменяется содержание и экзаменационной работы в 9-х классах.

     Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов, как история путешествий и исследователи, уникальные особенности природы материков Земли и нашей страны, природные и антропогенные комплексы и т.д.

    Актуальность предлагаемого курса определяется и общественно значимой ролью историко-географической и картографической культуры в системе образования, необходимостью формирования у учащихся целостного представления об истории географических открытий, их значении, природы Земли в целом и ее отдельных территорий.

    Курс рассчитан на 34 часа в 9 классах.

    Общая характеристика структуры экзаменационной работы

    Итоговый контроль проводится в форме тестирования, что соответствует процедуре ГИА, использование такой модели проведения экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учетом принципа вариативности.

    Структура экзамена следующая:

    • 17 заданий общетеоретического характера, на которые требуется выбрать правильный вариант ответа;
    • 10 заданий, требующих краткого ответа в виде слова (словосочетания) или числа (последовательности чисел);
    • 3 задания, на которые необходимо дать детализированный ответ.

    Стоит обратить внимание на такое отличие экзамена: вопросы в ОГЭ по географии сгруппированы не по возрастанию сложности, а по темам, либо вокруг текстовых или графических материалов. Поэтому, во время ГИА по географии необходимо переходить к следующему заданию, если Вы чувствуете, что возникают какие-то сложности – возможно это задание из разряда сложных, и с ходу его не решить.

    Продолжительность ГИА по географии составляет 120 минут. В качестве дополнительных материалов на экзамене разрешается использовать географические атласы, непрограммируемый калькулятор и линейку.

    Соответствие баллов ОГЭ (ГИА) 2016 школьным оценкам следующее:

    • 0-11 баллов – 2;
    • 12-19 баллов – 3;
    • 20-26 баллов – 4;
    • 27-32 балла – 5.

    Распределение заданий, проверяющих содержание отдельных разделов курса географии за основную школу, показано в таблице 1.

    Таблица 1. Распределение заданий по разделам обязательного минимума

    содержания основного общего образования по географии

    Разделы обязательного

    минимума содержания

    основного общего

    образования по

    географии

    Число

    заданий

    Максимальный

    первичный

    балл

    Процент максимального

    первичного балла за задания

    данного раздела от

    максимального первичного

    балла за всю работу,

    равного 32

    1. Источники

    географической

    информации

    6

    6

    19%

    2. Природа Земли

    и человек

    7

    8

    25%

    3. Материки, океаны, народы и страны

    2

    2

    6%

    4. Природопользование и геоэкология

    2

    2

    6%

    5. География России

    13

    14

    44%

    Итого

    30

    32

    100%

    Распределение заданий экзаменационной работы по видам умений и способам деятельности показано в таблице 2.

    Таблица 2. Распределение заданий экзаменационной работы по видам умений и способам действий

    Основные умения

    и способы действий

    Число

    заданий

    Максимальный

    первичный

    балл

    Процент максимального

    первичного балла за задания

    данного вида учебной деятельности от

    максимального первичного

    балла за всю работу,

    равного 32

    1. Требования:

    «Знать/понимать»

    13

    13

    40,6%

    2. Требования «Уметь»

    14

    15

    46,9%

    3. Требования:

    «Использовать приоб- ретенные знания и умения в практической

    деятельности и повсед-невной жизни»

    3

    4

    12,5%

    Итого

    30

    32

    100%

    Цель курса – подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме

    Задачи курса:

    ◦ Повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания;

    ◦ Развивать самостоятельность и формировать исследовательские умения учащихся.

    Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется на

    государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов

    общеобразовательных учреждений по географии

    Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

    В первых двух столбцах таблицы приведены коды требований, в третьем – требования к уровню подготовки выпускников, соответствующие этим кодам.

    Код

    раздела

    Код

    контро-

    лируемого

    треб.

    Требования (умения), проверяемые заданиями

    экзаменационной работы

    1

    Знать / понимать:

    1.1

    основные географические понятия и термины;

    1.2

    различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

    1.3

    результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

    1.4

    географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;

    1.5

    географическую зональность и поясность;

    1.6

    географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

    1.7

    специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

    1.8

    природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

    2

    Уметь:

    2.1

    определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

    2.2

    выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

    2.3

    описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

    2.4

    объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    2.5

    составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

    2.6

    приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

    2.7

    находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

    2.8

    анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

    2.9

    представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости

    3

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    3.1

    определения поясного времени;

    3.2

    чтения карт различного содержания;

    3.3

    решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию

     

    Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

    Формы контроля: творческие  работы, тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал).

    Тематическое планирование курса

    № за-нятия

    Тема занятия

    Вид занятия

    Дата

    1.

    Введение

    Беседа, тест

    2.

    Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

    Защита реферата

    3-4.

    Источники географической информации

    Практикум

    5.

    Планета Земля

    Беседа

    6-9.

    Природа Земли и человек

    Практикум, беседа

    10-19.

    Материки, океаны, народы и страны

    Практикум, беседа

    20-23.

    Природопользование и экология

    Практикум, беседа

    24-29.

    Природа России

    Практикум, беседа

    30-31.

    Население России

    Практикум, беседа

    32-33.

    Хозяйство России

    Практикум, беседа

    34.

    Подведение итогов

     

    Содержание программы

    Введение. Тема, цели, задачи курса. Определение уровня знаний учащихся и их интересов.

    Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Путешественники, совершившие открытия материков и океанов Земли, уникальных природных объектов – Ф. Магеллан, Дж. Кук, В. да Гама, Д. Ливингстон, Х. Колумб, Ф.Ф. Беллисгаузен, М.П. Лазарев и др. Исследователи внутренних территорий Америки и России – А. Никитин, П.П. Семенов-Тян-Шанский и др.

    Источники географической информации. Виды географических карт по содержанию, по охвату территории, по масштабу. Работа с топографическими, общегеографическими, синоптическими картами.

    Планета Земля. Материки и океаны Земли. Размеры и форма Земли. Строение Земли. Оболочки Земли.

    Природа Земли и человек. Движение орбитальное и осевое Земли, его следствия, влияние на человека. Часовые пояса Земли.

    Материки, океаны, народы и страны. Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире.

    Природопользование и экология. Природные ресурсы Земли: виды, особенности образования, география. Последствия использования природных ресурсов человеком.

    Природа России. Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы.

    Население России. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география.

    Хозяйство России. Особенности экономических районов России. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России.

    Подведение итогов.

                  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

    Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

    Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

    Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

    Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

    Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

    Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»

    Рабочая программа  элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»...

    Программа факультатива по географии «Подготовка к ОГЭ»

    Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государст...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

    Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...