Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Луневич Ирина Николаевна

Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе, помогут учащимся систематизировать полученные знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_elektivnogo_kursa.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса

по географии 9 класс

 «Сложные вопросы географии»

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; программы по географии для общеобразовательных учреждений для 9 класса (базовый уровень), автор В.П. Дронов, 2010 г.; на основе методических рекомендаций к учебнику «География России. Население и хозяйство. Учебник для 9 класса», авторы Дронов В.П., Ром В.Я. (М.: Дрофа, 2009 г.)

Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе, помогут учащимся систематизировать полученные знания. Курс содержит с одной стороны базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой – наиболее актуальные процессы и явления современности: демографические, этнические, социально культурные, экологические, экономические.

Цель курса - формирование у учащихся системы знаний географической картины единого географического мира, формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимодействии.

Задачи курса: способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности; -передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире; формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности.

  1. Содержание курса:

 1.ВВЕДЕНИЕ

 Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации

 2.ФОРМА И РАЗМЕР ЗЕМЛИ

Форма и размер Земли. Почему Земля сплюснута у полюсов и как она вращается. Форма Земли - геоид.

 З.ПЛАН И КАРТА

Понятие карты как модели действительности. Масштаб карты. Язык карты. Проекции карт. Способы картографического изображения. Практическая работа: сравнение карт школьных атласов различных классов и установление различий в показе на них количества объектов, в обобщённости показа береговой линии, рек (зависимость нагрузки карты от назначения).

4. ЛИТОСФЕРА. ТЕКТОНИКА ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ.

Внутреннее строение Земли. Что такое литосферная плита. Почему плиты могут перемещаться по поверхности Земли. Какие факторы способствовали возникновению такой теории (исследования рельефа и магнитного поля дна океанов; размещение очагов землетрясений и др.) Что позволяет объяснить теория литосферных плит. Важные геологические процессы: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) процессы. Экзогенные процессы: Выветривание и его типы: физическое (температурное), химическое и биологическое. Причины разрушения горных пород под воздействием природных факторов. Примеры выветривания пород с различной скоростью на равнинах, в средней полосе, в горах и в пустынях. Геологическая работа поверхностных текучих вод. Эрозионная деятельность рек и её причины (расход воды в единицу времени, масса взвешенного материала и его размеры, скорость течения и т.д.). Аккумулятивная деятельность рек - формирование речных наносов (аллювиального материала) на берегу, в поймах и русле. Образование речных террас. Геологическая работа подземных вод. Образование карстовых форм рельефа, их распространение. Сталактиты и сталагмиты. Геологическая работа ледников. Как образуется лёд. Превращение снега в фирн, а затем в лёд. Современное распространение ледников. Движение льда и его работа: (выпахивание гротовых долин, бараньи лбы); аккумулятивная (различные типы морен). Эндогенные процессы. Вулканизм. Причины извержения вулканов. Вулканические продукты: лава, туф, пепел. Примеры наиболее сильных извержений в истории (Везувий, Кракатау, Безымянный). Распространение вулканов. Использование вулканического пепла. Деформация горных пород. Можно ли «смять» или «разорвать» твёрдые горные породы. Образование складок и разрывов. Роль времени в складкообразовании. Виды основных складок и разрывов. Современные вертикальные и горизонтальные тектонические движения, методы их измерения.

5. ГИДРОСФЕРА И АТМОСФЕРА ЗЕМЛИ

Общая характеристика атмосферы. Общая характеристика земной атмосферы. Состав атмосферы. Изменение температуры воздуха с высотой. Главные климатообразующие факторы. Солнечная радиация. Типы воздушных масс. Роль западного переноса. Климатическое районирование России. Характеристика типов климата и свойственных им типов погоды. Общая характеристика гидросферы. Формы нахождения воды на нашей планете. Главные составные части. Терморегулирующая роль Мирового океана. Круговорот воды в природе и его движущие силы. Главные речные системы: бассейн рек, падение, уклон, скорость течения, их значение для хозяйства. Использование рек. Зависимость рек от климата. Ледовый режим рек. Тип питания. Водные ресурсы РФ, неравномерность их размещения. Сравнительная оценка водных ресурсов разных частей России. Охрана внутренних вод.

6. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Изменения природных комплексов на территории России. Проблемы охраны растительного и животного мира.

7.ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА

Объекты политической карты мира. Независимые государства. Несамоуправляющиеся территории.

8. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ

 Динамика численности населения. Основные демографические показатели. Источники данных о численности населения. Демографическая политика. Динамика численности населения.

9.ГЕОГРАФИЯ ХОЗЯЙСТВА.

Отраслевая структура мировой экономики. География сельского хозяйства. География промышленности. Современные тенденции развития и размещения промышленных предприятий.

  1. Календарно-тематическое планирование:

№ п/п

Тема занятия

Дата

1

Размеры Земли, форма, движение и процессы, связанные с этим

сентябрь

2

Топографическая карта (определение расстояний, направлений, азимута)

сентябрь

3

Построение профиля, чтение топографической карты

сентябрь

4

Процессы определяющие формирование рельефа

сентябрь

5

Построение профиля. Чтение топографической карты

октябрь

6

Размещение гор и равнин

октябрь

7

Климат: общие закономерности, климатические пояса

октябрь

8

Чтение климатограмм, работа с синоптической картой

октябрь

9

Анализ климатограмм, циклоны и антициклоны

ноябрь

10

Природные зоны мира и России

ноябрь

11

ПК мира и России (взаимосвязь компонентов)

ноябрь

12

Гидросфера. Мировой океан части океана, свойства воды, строение дна

ноябрь

13

Поверхностные воды мира и России

декабрь

14

Охрана природы, рациональное и нерациональное природопользование.

декабрь

15

ГП; ЭГП России.

декабрь

16

Население России демографические процессы (определение величины миграционный прирост, плотность населения, численность, плотность)

декабрь

17

Урбанизация в России

январь

18

Структура хозяйства России

январь

19

Факторы размещения отдельных отраслей

январь

20

Возрастающая роль непроизводственной сферы

январь

21

Роль науки в производстве

февраль

22

Разнообразие отраслей машиностроительного комплекса

февраль

23

Размещение отраслей машиностроительного комплекса

февраль

24

ТЭК опора страны

февраль

25

Центральная Россия Население, хозяйство

Март

26

Хозяйство Европейского Севера

Март

27

Хозяйство Северо - Запада

Март

28

Хозяйство Европейского Юга

Март

29

Хозяйство Урала

апрель

30

Хозяйство Западной Сибири

апрель

31

Хозяйство Восточной Сибири

апрель

32

Хозяйство Дальнего Востока

апрель

33

Проблемы охраны природы в России

май

34

Страноведение (определение страны по описанию)

май

  1. Требования к уровню умений и навыков:

 Усвоение содержания курса обеспечивает формирование умений, необходимых для решения конкретных практических задач данного курса:

-оценка сравнительной выгодности географического положения экономических объектов; -оценка геополитического положения России;

 -оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей;

-выделение типов стран по методике много признаковой классификации

-оценка динамики демографической структуры населения стран;

-оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира);

 -оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики;

-оценка факторов размещения промышленных предприятий; анализ статистики по внешней торговле в динамике (объёмы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.

Многочисленные задания курса, выполнение которых способствует развитию навыков самостоятельного добывания знаний и информации (работа с научными и публицистическими текстами, анализ информации по картам, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск необходимой информации, а также в СМИ и Интернете).

Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.

Содержание курса направлено на расширение знаний по основным вопросам географии. Курс рассчитан на 17 часов.

5. Контроль.

1.Текущий контроль: мониторинг, диспут, консультации.

 2.Тематический контроль: тесты, деловая игра

6. Список используемой литературы:

 1. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2010. 2. В.П. Дронов, И.И. География России. Природа России.: учеб.для общеобразоват. Учреждений/ И.И.Баринова.─ 12-е.,стереотип.─ 8 класс. – М.: 2010. – 285с. 3.Атлас География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.

Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Элективный курс по алгебре " Избранные вопросы математики" 10-11 класс

1. Пояснительная записка.2. Содержание обучения.3.Требования к подготовке учащихся.  4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы....

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 11 класс

       Предлагаемый курс позволит учащимся использовать и систематизировать знания, полученные при изучении различных тем школьного курса  алгебры и геометрии, расширит...

Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 10 класс

Предлагаемый курс позволит учащимся использовать и систематизировать знания, полученные при изучении различных тем школьного курса  алгебры и геометрии, расширить знания за рамками этого курса, п...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...