Элективный курс "Окружающая среда и человек"
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Челышева Светлана Игоревна

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_ispravlennyy.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Рабочая программа

элективного курса по биологии

(9 класс)

"Окружающая среда и здоровье человека"

Составлено:

учителем биологии

Челышевой Светланой Игоревной

г. Муром, 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Биология все шире проникает в повседневную жизнь, становится лидером естествознания, резко возрастает значение  биологического образования в подготовке школьников к жизни и труду в следующем столетии.

     Цель элективного курса:

• Учитывая интересы, склонности и способности учащихся, развивать познавательную самостоятельность, исследовательские умения и навыки обеспечивающие возможность трудиться и продолжать профессиональное образование, связанное с предметами естественно-научного цикла.

    Программа рассчитана на 17 часов.

В содержание курса включены наиболее существенные вопросы составляющие основу для формирования у учащихся научной картины мира ответственного отношения к природе, здорового образа жизни, взаимосвязь человека и окружающей среды.

     В программе усилен экологический подход, который позволяет повысить воспитательный потенциал курса, способствует развитию профессиональных устремлений школьников в выборе профессии (эколог, работник СЭС, преподаватель экологии, фармацевт, мед. работник и т.д.).

    Для углубления знаний и расширения кругозора рекомендуются экскурсии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию   полученных   знаний,   программой предусматривается выполнение исследовательских работ.

    В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • место человека в экосистеме Земли;
  • динамику отношений системы "природа - общество";
  • современное состояние и работу по охране окружающей среды;
  • влияние окружающей среды на здоровье человека.

    В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • давать аргументированную оценку основным экологическим проблемам I
  • объяснять их взаимосвязь со здоровьем человека;
  • работать с научно-популярной литературой;
  • применять знания при выполнении ученических исследовательских работ.

    В программе приведен список основной дополнительной и научно-популярной литературы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Развитие интереса и профориентационных устремлений учащихся в выборе профессий, связанных с естественно-научным направлением (анкетирование).

     2. Повышение уровня познавательной самостоятельной деятельности учащихся, на основе которого у школьников должны сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира (тесты, устные ответы на уроках, дискуссии, самостоятельные работы).

     3. Формирование умений и навыков:

  • исследовательской деятельности;
  • защиты рефератов;
  • навыков работы с научно-популярной литературой.

(практические  исследовательские  работы, выступления  на  научно-практических конференциях).

Календарно-тематический план (17 часов).

Наименование

Кол-во

часов

В том числе

Теор.

Практ.

1.

Человек и окружающая среда.

1

1

-

2.

Здоровый образ жизни.

1

1

-

3.

Погода и самочувствие человека.

1

1

-

4.

Поселение, как среда жизни.

Определение засоренности территории.

1

-

1

5.

Среда жилого помещения.

1

1

-

6.

Опасность химического отравления.

1

1

-

7.

Загрязнение природных вод и здоровья человека.

Экскурсия на очистные сооружения.

2

-

2

8.

Загрязнение воздуха и здоровье человека.

1

1

-

9.

Влияние звуков и шума на организм человека.

Шумовое загрязнение территорий.

2

1

1

10.

Продукты питания и здоровье человека.

1

1

-

11.

Современные методы химического анализа.

Экскурсия на станцию санэпидемнадзора.

2

-

2

12.

Адаптация человека к окружающей среде.

1

1

-

13.

Конференция «Среда обитания и здоровье человека».

2

2

-

Содержание курса

  1. Человек и окружающая среда. Здоровье человека, его значение для жизни и деятельности человека, развития общества (1 час).

Связи человека с окружающей средой. Прямое и косвенное воздействие человека на окружающую природу. Современное состояние окружающей среды. Закон экологического оптимума: здоровье - как норма реакции на окружающую среду.

  1. Здоровый образ жизни. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье (1 час).

Понятие о здоровом образе жизни. Образ жизни - фактор здоровья.

Влияние социальной среды на здоровье человека. Болезни нездорового образа жизни: наркомания, табакокурение, алкоголизм.

3. Погода и самочувствие человека. Природа биологических ритмов (1 час).

Прогнозы людей и "эксперименты" природы. Ритмика внешней среды.

Суточные и годовые ритмы в жизни человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Тепличный (парниковый) эффект и его влияние на здоровье человека. Проблемы озонового экрана и последствия для человечества.

  1. Поселение как среда жизни (1 час).

Понятие демографии. Демографические перспективы. Среда жизни человека как фактор здоровья: городских и сельских поселений. Оценка качества среды. "Болезни" мегаполисов.

Практическое исследование "Определение засоренности территории".

 

  5. Среда жилого помещения. Природная среда - источник инфекционных заболеваний (1 час).

Комфортность жилища. Проблема "больных" зданий. Опасные загрязнители интерьера квартиры. Цветовая гамма и здоровье.

Биотическое окружение как часть среды жизни. Опасные микробы. Пути заражения. Защитные силы организма. Эпидемиология.

  1. Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнений (1 час).

Токсичные   и   потенциально-токсичные   вещества   природно-антропогенных экосистем. Источники поступления их в среду. Содержание токсичных веществ в среде. Поступление веществ в организм человека.

Заболевания. Необходимость включения продуктов и отходов производства в глобальные круговороты веществ.

    7. Загрязнение природных вод и здоровье человека (2 часа).

Дефицит пресной воды и причины дефицита. Влияние загрязненной воды на здоровье человека. Болезни "грязной" воды. Предельно допустимый сброс (ПДС). Основные меры по предупреждению загрязнений. Очистные сооружения.

Экскурсия на очистные сооружения.

   8. Загрязнение воздуха и здоровье человека (1 час).

Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь человека. Болезни "грязного"  воздуха.  Предельно  допустимая  концентрация  (ПДК).

Мониторинг. Меры по охране атмосферного воздуха.

    9. Влияние звуков и шума на организм человека (2 часа).

Человек в мире звуков. Шумовое загрязнение воздуха. Возможные последствия влияния шума на организм человека. Шумовая болезнь. Пути предупреждения шумовой болезни.

Практическое исследование "Шумовое загрязнение территорий".

    10. Продукты питания и здоровье (1 час).

Сбалансированное питание. Экологически чистые продукты. Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека. ПДК тяжелых металлов, и нитратов в пищевых продуктах.

    11. Современные методы химического анализа. Экскурсии на станцию СЭ надзора (2 часа).

    12. Адаптация человека к окружающей среде (1 час).

Адаптация человека. Напряжение и утомление. Резервные возможности

человека. Различные способности людей к адаптации. Человек в

экстримальных условиях. Оценка здоровья: самотометрия, психометрия, самооценка, составление родословного дерева. Стратегия выживания в современном мире.

    13. Конференция (2 часа).

Защита исследовательских работ "Среда обитания и здоровье человека".

Тематическое планирование

Темы занятий

Формы занятий

Сроки изучения

Лекции,

беседы

Практические,

лабораторные

работы

Экскурсии

1.

Человек и окружающая среда. Здоровье человека, его значение для жизни и деятельности человека, развитие общества.

1час

2.

Здоровый образ жизни. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье.

1 час

3.

Погода и самочувствие человека. Природа биологических ритмов.

1 час

4.

Поселение, как среда жизни.

Практическое исследование «Определение засоренности территорий»

1 час

5.

Среда жилого помещения.

Природная среда-источник инфекционных заболеваний.

1 час

6.

Опасность химического отравления.

Организм защищается от загрязнений.

1 час

7.

Загрязнение природных вод и здоровье человека.

Экскурсия на очистные сооружения.

2 часа

8.

Загрязнение воздуха и здоровье человека.

1 час

9.

Влияние звуков и шума на организм человека.

Практическое исследование

«Шумовое загрязнение территорий».

1 час

1 час

10.

Продукты питания и здоровье.

1 час

11.

Современные методы химического анализа. Экскурсии на станцию СЭ надзора.

2 часа

12.

Адаптация человека к окружающей среде.

1 час

13.

Конференция «Среда обитания и здоровье человека»

2 часа

Адресная направленность.

     Данная программа может помочь учителю, решившему вести курсы по выбору, использовать уже разработанную и апробированную учебную программу профильной подготовки, если она максимально подходит для него, его учеников и образовательного учреждения.

    Элективный курс «Окружающая среда и здоровье человека» может быть использован как пропедевтический. Он поможет учащимся приобрести личный опыт при выборе содержания образования, сделать осознанным и успешно выбрать профиль обучения. Работая творчески, каждый учитель может сделать данный курс интересным для своих учеников. Курс даёт возможность учащимся расширить базу своих биологических и экологических знаний, обогатив их новой информацией. Это поможет углубить знания и определиться с выбором будущей профессии или сферой деятельности.

     Программа отличается возможностью самостоятельной работы учащихся, как с природными объектами, так и с различными источниками информации. Способы получения информации могут быть различными: лекции, собеседования, проведение практических работ, самостоятельная работа с научной и научно - популярной литературой, интернетом, экскурсии. Форма контроля может быть тоже на выбор учителя: самостоятельные работы, тесты, контрольные вопросы и обсуждения, отчёты по экскурсиям и практическим работам, сообщения, составление компьютерных презентаций, конференции.

    На основе содержания программы осуществляется проба сил и проверка устойчивости интересов учащихся к предмету, а также ориентация в выборе дальнейшего образовательного маршрута.

Учебно-методические средства обучения.

1.  Делятицкий С.М. Экологический словарь. - М., 1993г.

2.  Чернова Н.М. Основы экологии. - М., 1997г.

3. Волков В.М. Основы медицинских знаний. - М., 1991г.

4.  Захлебный А.П. Книга для чтения по охране природы.- М., 1986г.

5. Практические задания по экологии.- Владимир, 1994г.

6. Денисова Т.М. Полевая практика по экологии.- Минск, 1999г.

7. Практикум по урбанизации для комплексного исследования территорий.-

    Муром, 1998г.

8.  Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника. - М., 1988г.

9.  Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического

    образования.- М., 1991г.

10.  Литвина И.И. Живите долго.- М., 1994г.

11.  Новиков Ю.В. Природа и человек.- М., 1991г.

12.  Эрхард Ж.П. Планктон: состав, экология, загрязнение.- Ленинград, 1984г.

13. Приложение к газете. Первое сентября. Биология.

Приложение

Практическая работа № 1

Тема: Определение засоренности территорий.

Цель: Ознакомление с основными видами антропогенных загрязнений окружающей среды и методами их экспрессивного анализа.

Оборудование: мерная лента, письменные принадлежности.

Ход работы:                                                                                                                          1. На изучаемой территории найдите места свалок мусора и отходов.

2.Определите размеры площадь и общую площадь территории, занятой под мусор и другие отходы. Нанесите эти места на карту-схему в определенном масштабе.

3.Сделайте описание свалок: тип свалок (бытовая свалка мусора, промышленная свалка отходов производства, узаконена или нет), содержание отходов химических веществ (медь, хром, щелочи и др.),физических тел(строительный и бытовой мусор),способы утилизации отходов(сваливание ,накопление, засыпка грунтом)

4.Состовьте санитарные паспорта для обнаруженных свалок.

Санитарный паспорт свалки.

1. Географическое положение (ориентирование, расстояние до жилья, площадь).

2.Вид свалки (промышленная свалка завода, бытовая городского мусора).

3.Характеристика (отстойник, отвал, свалка).

4. Правовые основы существования(узаконенная или не узаконенная).

5.Загрязнители (химические, биологические объекты, физические тела).

6.Формы складирования (засыпка грунтом, сваливание, накопление).

Обработка результатов и выводы:

 1.Сделайте вывод о степени замусоренности исследуемой территории, о состоянии обнаруженных свалок мусора.

2.Составьте карту свалок.

3.Предложите меры ликвидации свалок, более эффективный способ утилизации отходов исследуемой территории.

4.Полученные результаты и рекомендации передайте в СЭН.

Практическая работа № 2.

Тема: Шумовое загрязнение территорий.

Цель: Ознакомление с основными видами антропогенных загрязнений окружающей среды и методами их экспрессивного анализа.

Оборудование: письменные принадлежности.

Ход работы:

1.Выберите участок городской дороги с интенсивным автомобильным движением.

2.Стоя в 10 метрах от обочины дороги ведите беседу со своим товарищем. Определите уровень шума, принимая во внимание, что уровень человеческой речи равен 40 дб , крик- 60 дб, электропоезд – 90дб,самолет -120дб.

3.Отойдите от проезжей части на 50 метров. Установите этим же способом уровень шума.

4.Тем же способом установите уровень шума со стороны жилого массива, у зеленой полосы со стороны школы и т.д.

Прислушайтесь к шуму, определите его источники, уровень.

6.Составьте таблицу, используя результаты своих ощущений.

Уровень шумового фона.

Виды шума

Уровень шума в дб

1.Транспорт:

А)Автомобили

Б)Железная дорога

В)Авиация

Г)Водный транспорт

Д)Другое

В 10 метрах

В 50 метрах

2.Промышленные объекты

3.Бытовой шум

Обработка результатов и выводы:

1.По результатам нескольких оценок определите среднее значение (в дБ)

2. Сделайте вывод об уровне шума(сильный, слабый, средний).

3.Какое влияние шум может оказывать на растительный, животный мир и человека?

Шкала силы звука (в дб по Н.Ф.Реймерсу).

0-5  -зимний лес в безветренную погоду;

15-20 – шепот на расстоянии в 1 метре;

30 – сельская местность, когда не работают механизмы;

40 – в читальном зале;

60 – 65 –в машбюро;

70 – 75 –в салоне едущего автомобиля;

До 80дб – уровень шума считается допустимым;

85 – 90 –работа отбойного молотка;

100 – работа тяжелого грузовика;

110 – игра поп-группы;

До 110дб – уровень шума считается предельно допустимым, свыше не допустимым;

130 – 135 –раскат грома над головой во время грозы;

140 – взлет реактивного самолета на расстоянии 25 метров;

150 – старт космической ракеты;

160 – выстрел винтовки;

170 – выстрел из артиллерийского оружия.

Общий уровень шума в жилых помещениях не должен превышать 40дб днем и 30дб ночью. Шум уличного движения у стен домов не должен превышать днем 50дб, ночью 40дб.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»

Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...

Элективный курс "Среда Borland Delphi"

Данный элективный курс предназначен для изучения учащимися 11 классов школ, гимназий, колледжей информационно-технологического профиля среды программирования BorlandDelphi, которая хорошо...

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.   ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»...

Тест «Внутренняя среда организма человека. Кровь»

8 классДля получения «5» необходимо правильно ответить не менее чем на  90% вопросов, «4»-не менее, чем на 80% вопросов,  «3»- не менее, чем  70% вопросов.Тема «Внутренняя среда организ...

Влияние комнатных растений на окружающую среду и человека

Презентация и текстовый материал по теме "Влияние комнатных растений на окружающую среду и человека", можно использовать для уроков технологии и биологии, для занятий детского объединения "Комнатное ц...

Элективный курс "Мир , в котором я живу.Экология среды обитания человека и его здоровье"

Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а именно от экологического качества окружающей среды обитания.   ...

Экология среды обитания человека. Элективный курс для учащихся 9 классов.

Курс является логическим продолжением РНК (краевой интегрированный курс биологии, географии и экологии), который  изучается  с 5 по 8 класс. Это межпредметный ориентированный курс по экологи...