ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ» для 8-9 классов
элективный курс на тему

Хэно Вета Владимировна

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ»

для 8-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_svoy_sredi_chuzhih.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с.Самбург Пуровского района

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ»

для 8-9 классов

I. Пояснительная записка

Программа элективного курса «Свой среди чужих» предназначена для изучения учащимися 8-9-х классов образовательной школы. Курс рассчитан на 1 час в неделю, 17 часов в полугодие. Программа курса разработана учителем истории Одежкиной Л.М. МОУ «Гимназия» Республика Хакасия г.Черногорск.

Вся история человечества – это, с одной стороны, сосуществование разных человеческих групп и общностей, экономические, культурные, политические контакты и взаимодействия, а с другой – отношение к “другому” как к чужаку, чуждому, неприемлемому, завоевания, конфликты, войны.

Прошли долгие тысячелетия, прежде чем, пробудилась мысль, что “ мы” может совпадать со всем человечеством и, следовательно, не противостоят никакому “они”. Для человека 21 века, какое бы место он не занимал в социальной структуре, одним из главных качеств является терпимость – умение находить компромисс в различных ситуациях, с уважением относится к представителям других национальностей и религий, вырабатывать у себя навыки практических действий и поведения в духе толерантности.

Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса “Свой среди чужих” отличается от обязательных курсов, так как направлена на формирование атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся.

II. Цель курса:

воспитание у подрастающего поколения миролюбия, уважения к правам человека, отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов;

гуманное отношение к людям другой национальности, вероисповедания, культуры;

развитие способности к восприятию и пониманию другого человека.

III. Задачи курса:

  • научить школьников конструктивно относиться к конфликтам и конструктивно взаимодействовать;
  • развивать коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения между людьми;
  • подвести учащихся к осмысленному восприятию и практическому применению принципа толерантности.

IV. Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Тема №1 Проявление нетерпимости и описание толерантности  (4 часа)

1

Лекция. “Природа толерантности и интолерантности”.

1

2

Практическое занятие. “ Предпочтения рождают многообразие и общность”.

2

3

Семинар. “Признаки толерантности и признаки нетерпимости”.

1

Тема № 2. “Права человека: пределы толерантности – ограничения и ответственность”   (4 часа)

4

Практическое занятие. “Всеобщая Декларация прав человека”.

2

5

Семинар “Я и мои права”.

2

Тема № 3. “Толерантность в школе: социальная практика” (4 часа)

6

Лекция. “Принуждение в школах и возможные стратегии преодоления насилия”.

1

7

Практическое занятие. “ Атмосфера толерантности в классе”.

2

8

Семинар. “Признание различий – основа самооценки”.

1

Тема №4. Миролюбие и миротворчество (5 часа)

9

Лекция. “Организация Объединённых Наций в борьбе за мир. Движение пацифистов”.

1

10

Лекция. “Миротворчество ООН. Политика сдерживания”.

1

11

Практическая работа. “Созидание мира”.

2

12

Обобщающее занятие по курсу

1

ИТОГО:

17

V. Содержание программы

Тема № 1. Проявление нетерпимости и описание толерантности (4 часа)

Лекция. “ Природа толерантности и интолерантности”.

Практическое занятие. “ Предпочтения рождают многообразие и общность”.

Видение ситуации с точки зрения другого человека. Упражнение “Полет на луну”. Выстраивание качественных отношений между участниками игры, готовность признать другого имеющим равные права на определенные жизненные ценности.

Семинар. “Признаки толерантности и признаки нетерпимости”.

Знакомство с возможными стратегиями преодоления насилия. Принципы ценностного воспитания. Многозначность и разнообразие определения интолерантности и толерантности. Составление словаря “Симптомы нетерпимости и знаки толерантности”

Тема № 2. “Права человека: пределы толерантности – ограничения и ответственность”   (4 часа)

Практическое занятие. “Всеобщая Декларация прав человека”.

История создания Декларации прав человека. Упражнение “Словесные ассоциации” с понятием “права человека”. Значение прав человека в жизни людей. Дидактическая игра “Права человека”. Составление списка прав человека данного ученического сообщества.

Семинар “Я и мои права”.

Обмен мнениями о значимости “Всеобщей Декларации прав человека”.Прием “Общий галдеж”. Использование материалов СМИ для иллюстрации трех положений:

- права, которые лишают;

- права, которые защищают;

- права, которые реализуются.

Разработка анкеты: “Основные принципы прав человека”.

Тема № 3. “Толерантность в школе: социальная практика” (4 часа)

Лекция. “Принуждение в школах и возможные стратегии преодоления насилия”.

Практическое занятие. “ Атмосфера толерантности в классе”.

Преобразование конфликта и примирение. Диагностика нетерпимости у учеников. Поведение жертвы, внешний вид жертвы. Как можно предотвратить случаи запугивания в школе. 7 направлений толерантности. Правила как метод разрешения конфликта. Составление классного договора.

Семинар. “Признание различий – основа самооценки”.

Признание со стороны одноклассников – важный источник самооценки. Упражнение “Вместе поможем друг другу вырасти”. Признание – полезный инструмент для выхода из конфликта. Анализ Программы по разрешению конфликтов и обсуждение процедуры “6 шагов к победе без проигравших”. Составление памятки по разрешению конфликтов.

Тема №4. Миролюбие и миротворчество (5 часов)

Лекция. “Организация Объединённых Наций в борьбе за мир. Движение пацифистов”.

Лекция. “Миротворчество ООН. Политика сдерживания”.

Практическая работа. “Созидание мира”.

Выделение государств, где наиболее трудно установить мир на основе принципов толерантности. Классификация конфликтов: этнические, религиозные, расовые, между меньшинством и большинством, политические. Обсуждение причин произошедших конфликтов. Поиск возможности для успешного разрешения конфликтов. Составление карты нетерпимости и оценка своей страны с позиции наличия симптомов нетерпимости. Будущее: демонстрация признаков надежды на пути к толерантности.

VI. Требования к уровню усвоения дисциплины

По окончанию изучения элективного курса учащиеся должны:

  • приводить аргументы для обоснования своего мнения;
  • резко реагировать на все, что нарушает человеческие и конституционные права, права сообщества;
  • использовать ежедневную прессу и другие средства массовой информации для получения сведений по избранным вопросам и проблемам;
  • быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся.

Программа реализуется на основе интерактивных методов обучения с использованием социальных “крючков”, проблемных ситуаций, разборов казусов, разработок памяток.

Общие методические рекомендации

В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:

  • анализ и сопоставление фактов;
  • анализ документов;
  • работа с периодической печатью;
  • оформление памяток;
  • публичные выступления;
  • работа с картой;
  • аргументация своей позиции.

Содержание программы предоставляет возможность использовать следующие формы и приемы:

кооперативный метод обучения; деловые игры; дискуссии; умение активного слушания; мозговой штурм; попс-формула.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование безопасной учебной среды, в которой практикуется диалог, терпимость, плюрализм, уважение демократических ценностей в личных и групповых отношениях.

VII. ЛИТЕРАТУРА

Литература для учителя

  1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М., 2000.
  2. Валитовой Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? – М., 1996.
  3. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е.Щуковой. –М., 1998.
  4. Галагузова М.А., Шеланков В.Е. Кто защитит ребенка в школе // Педагогика. – 1994. - № 5.
  5. Голикова Н.И., Куриленко Т.Ф. Из опыта правового обучения и воспитания учащихся.//Начальная школа - №7, 2001.
  6. Гуманизация российского образования и проблемы защиты детства: Сб. статей. – М., 1995.
  7. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. – Кемерово, 1999.

8. Кракова Я.А. Мир и сотрудничество: Как это можно сделать в классе. –

     М.,1991.

  1. Лаврентьева Л.И., Строгонова Н.В, Ерина Э.Г. Школа и нравственное воспитание личности.//Завуч начальной школы - №6, 2004. С.64 -68.
  2. Никитин А.Ф. Права человека. Учебное пособие для старшей школы.  

– М., 1993.

11. Охрана прав несовершеннолетних: Из практики работы органов

     управления образованием Воронежской области. Пособие для    

     руководителей и практических работников/ Под ред. А.М.Зайцева. –

     Воронеж, 1996.

12. Соколов Я. В. Права человека. – М., 1993.

Литература для учащихся

  1. Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? – М., 1999.
  2. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
  3. Дети ради детей: Программа социальной защиты детей и деятельности детских организаций. – М., 1996.
  4. Кабышев О.А. Права родителей и детей. – М.,1998.

5.  Никитин А.Ф. Права человека. Учебное пособие для старшей школы. –

     М., 1993.

6. Соколов Я. В. Права человека. – М., 1993.

7. Сборник ООН для старшеклассников. – М., 1998.

8. Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса

Данный  элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный  курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...

Программа элективного предмета "Бизнес-немецкий" для учащихся социально-гуманитарного класса

Элективный бизнес-курс по немецкому языку предназначен для учащихся 10—11 классов и составлен на основе методической разработки «Немецкий язык. Бизнес-курс» (авт. Т.Н. Сухова.: «Учитель», Волгог...

Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...

Авторская программа элективного курса "Интернет- среда обучения" 9 класс

Переход к профильному обучению определяет необходимость активизации предпрофильной подготовки школьников. В связи с этим большое значение приобретает всемирная сеть Интернет – как среда, имеющая огром...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Программа элективного курса "Человек среди людей: право и ответственность"

"Возможно, все мы рождаемся, зная, что у нас есть права, - нам просто надо о них напомнить". / Учитель из Румынии /...