Программа кружка «Химия окружающей среды» для 5 класса.
методическая разработка (5 класс) на тему

Качанова Елена Викторовна

           Данная программа  кружка «Химия окружающей среды» предназначена для учащихся  5  классов. Она позволяет учащимся реализовать свой интерес к наукам биология, химия и экология, а  также лучше узнать свой край. Программа курса “Химия окружающей среды” базируется на идеях личностно-ориентированного обучения и предполагает использование в учебном процессе развивающего и проблемного обучения, проектной технологии. Много внимания уделяется исследовательской деятельности, проведению практических работ. Курс является подготовительным перед введением науки химия, что способствует привитие интереса к нему. Создание  программы обусловлено необходимостью выполнения социального заказа общества по воспитанию у  школьников этого возраста экологической грамотности и культуры поведения в природе, по формированию природоохранных навыков общения с объектами живой и неживой природы, т. к. очень важно именно в этом возрасте заложить привычку бережно относиться  к природе и разумно использовать её богатства и ресурсы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimiya_okruzhayushchey_sredy.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Химия окружающей среды»  для 5 класса.  

Разработана учителем химии и биологии Качановой Е.В.    

Г.Новошахтинск, Ростовская область, МБОУ СОШ №3.                                                                      

                                                                                  Пояснительная записка.

           Данная программа  кружка «Химия окружающей среды» предназначена для учащихся  5  классов. Она позволяет учащимся реализовать свой интерес к наукам биология, химия и экология, а  также лучше узнать свой край. Программа курса “Химия окружающей среды” базируется на идеях личностно-ориентированного обучения и предполагает использование в учебном процессе развивающего и проблемного обучения, проектной технологии. Много внимания уделяется исследовательской деятельности, проведению практических работ. Курс является подготовительным перед введением науки химия, что способствует привитие интереса к нему. Создание  программы обусловлено необходимостью выполнения социального заказа общества по воспитанию у  школьников этого возраста экологической грамотности и культуры поведения в природе, по формированию природоохранных навыков общения с объектами живой и неживой природы, т. к. очень важно именно в этом возрасте заложить привычку бережно относиться  к природе и разумно использовать её богатства и ресурсы.
          В программу включены как занятия, направленные на знакомство с теоретическими сведениями пропагандистско-информативного характера, так и практические занятия. С целью более близкого общения с природой запланированы экскурсии  по родному краю.
         Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих  и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности, логического мышления.
         Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов, таких как экологическое прогнозирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ на практике.

          Новизна программы заключается в том, что учащиеся, еще не знакомились с наукой химия, а на занятиях кружка уже могут работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и практические работы. Программа адаптирована для категории учащихся с различными базовыми знаниями. Занятия в кружке доступны буквально всем желающим. Курс выстроен таким образом, чтобы учащиеся получили не только сумму определенных знаний по основам наук, но и научились самостоятельности, терпению. Большое внимание уделяется практическим работам по проведению исследовательских мероприятий на территории  г.Новошахтинска.

Задачи данной программы:

  • Наряду с усвоением знаний основ химии и экологии, расширить и углубить представления о природе своего родного края, о мерах его охраны.
  • Повысить  интерес к изучаемому предмету;
  • Воспитать экологическую культуру, ответственное отношение к природе.
  • Усовершенствовать умение проводить опыты и анализы, образцов почвы, воздуха и воды. Уметь их объяснять.
  • Развивать мыслительную, аналитическую и логическую деятельность учащихся;
  • Научить работать самостоятельно, применять знания на практике;
  • Развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, защищать творческий проект;
  • Развивать умение обращаться с химическими приборами, учить соблюдению правил ТБ;
  • Развивать умения анализировать статистическую информацию, экологическую ситуацию в отдельных районах; прогнозировать экологические последствия антропогенной деятельности;

В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, которое предполагает, что ученик должен

Знать:

  • взаимосвязь и зависимость природных и социальных явлений, а также зависимости всего живого от деятельности человека;
  • о роли экологии как междисциплинарной области знаний в решении глобальных проблем современности;

Уметь:

  • выполнять измерения, выдвигать гипотезы, описывать результаты измерений, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;
  • сравнивать, анализировать и давать оценку веществам, окружающим нас;
  • проводить наблюдения, эксперименты с веществами, окружающими нас;
  • использовать положительные свойства веществ, окружающих нас, и предотвращать их отрицательное влияние на живую природу;
  • собирать информацию о веществах и их физиологических свойствах;
  • использовать дополнительную литературу и информацию;
  • использовать лабораторное оборудование для проведения экспериментальных работ;
  • бережно относиться к окружающей среде;
  • применять полученные знания и умения на практике;

После изучения программы данного курса учащиеся должны уметь:

  • проводить опыты с помощью учителя и самостоятельно;
  • работать в группах;
  • проводить микроисследования, обрабатывать полученную информацию;
  • писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.
  • формы проведения занятий могут быть различны: семинар, урок-практикум, практическая работа, мини проекты, лекция.

      Особое внимание уделено практическим работам – формированию практических умений и навыков учащихся.  Организация занятий во многом зависит от технических возможностей учебного заведения, особенно от оборудования химической лаборатории. В качестве инструментария для оценивания результатов можно использовать практические работы, устные и письменные сообщения, индивидуальные дифференцированные задания, защита проектов. 
Курс рассчитан на 70 часов.

Методическое обеспечение.

     Наряду с теоретическими знаниями большое внимание уделяется проектной работе, а также большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам. Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес школьников к данному направлению воспитательной работы.

       Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:

  1. по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у школьников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);
  2. по использованию в практике работы школы: традиционные и инновационные;
  3. по характеру деятельности школьников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;
  4. по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.

Экоинформация используется для обсуждения экологических проблем в мире. Отличительной чертой является использование статистического материала, ярких примеров взаимоотношения человека и природы, дискуссионных фактов, краткость сообщений.

Устные журналы обладают широкими возможностями для рассмотрения различных аспектов проблемы охраны природы в мире, в своей стране, в области.

Беседа широко используется в формировании экологического сознания детей. Беседы могут быть как плановыми, тематическими, так и ситуационными, возникающими на экскурсиях, прогулках. Методическую основу беседы составляет система логически выстроенных, кратких и чётких вопросов, обращённых к детям, побуждающих их к размышлениям над проблемой. Для снятия утомления целесообразно вводить элементы игр, викторин, загадки и т. д.

Игры способствуют расширению знаний о природе, формирует нравственные представления, способность предвидеть следствие по причине, развивает воображение, формирует потребность положительного воздействия на природу, инициативу, находчивость. Выбирая игру, необходимо помнить о том, что тема и форма игры должна соответствовать возрасту и опыту детей.

Экскурсии имеют большое воспитательное значение, так как в ходе них в значительной мере разрешаются противоречия между внешними и внутренними стремлениями воспитанников, между житейскими и научными представлениями, между отрицательным опытом ребёнка и требованиями к нему со стороны воспитателей.

       К числу сравнительно новых в экологическом воспитании можно отнести дискуссию. Целью дискуссии является поиск решения актуальных экологических проблем. Дискуссии формируют научные экологические знания, вырабатывают умения аргументировать свои высказывания, используя научные факты, опираться на мнение известных специалистов

    В связи со сложностью подготовки и проведения в экологическом воспитании пока не нашли широкого применения диспуты, целью которых является формирование у школьников умения отстаивать свою точку зрения в пользу охраны природы, выработка твёрдых взглядов и убеждений.

     Используемые группы методов обучения, наиболее полно решают задачи развивающего обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративные;
  2. Репродуктивные;
  3. Методы проектного обучения;
  4. Методы проблемного обучения;
  5. Проблемное изложение;
  6. Частично-поисковые, или эвристические;
  7. Исследовательские;
  8. Практические: самостоятельная трудовая деятельность, самостоятельная работа с литературой, эксперименты, исследования.

Формы проведения занятий

- традиционная

- беседа

- экскурсия

- лекция

- консультация

- мониторинг

- исследовательская работа

- полевые исследования

Формы организации занятий

  1. коллективная (фронтальная)
  2. групповая (более 2-х человек)

Формы подведения итогов

  1. письменный отчет
  2. экологическая викторина
  3. защита творческого проекта

Сроки реализации образовательной программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, от 10 до 11 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы - 1 год.

Режим занятий: 2 часа в неделю (всего 70 часов ).

Список литературы

Для педагога

  1. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2008.-203 с.
  2. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002, - 112 с.
  3. Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2001.-112с
  4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2006.-64с.
  5. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2000.
  6. Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2009.-142 с.
  7. http //www.edu.ru - Федеральный центр информационных образовательных ресурсов «Российское образование». http://school-collection.edu.ru
  8. http //www.mon/ gow. ru.-Министерство образования и науки Российской Федерации.
  9. http //www.fsu. mto. ru -  Федеральный совет по учебникам Министерство образования и науки Российской Федерации.
  10. http //him. lseptcmber. ru. - Газета «Химия » и сайт для учителя «Я иду на урок химии».
  11. http //home. uic. tula .ru / -zanchem . - Занимательная химия.

Для учащихся:

  1. Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. Серия «Природоохранная пропаганда», № 22, 2003 г.
  2. Глушко О.В. Лесоведение и экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 1998 г.
  3. Детская энциклопедия. Я познаю мир. – М.: АСТ, 1997 г.
  4. Летние школьные практики по ботанике. Методическое пособие. – М.: МЦМНО, 1998 г.
  5. Материалы Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. – М.: ЦСЮК, 2001 г.
  6. Макшин П.В. Методика определения численности популяции двустворчатых моллюсков. – Пущино, ОНТИПНЦ, 1999 г.
  7. Обзор состояния окружающей природной среды Новгородской области, 2003 г.
  8. Чернова Н.М. Основы экологии. Учебник для 9-11 класса ОУ. – М.: Просвещение, 1999 г.
  9. Чижевский А.Е. Экология у нас дома. Программа по экологическому образованию детей. – Брянск, ИСАР, 1999 г.
  10. Харченко А.Л. Полевая экология. Программа по экологическому образованию. – М.: ИСАР, 1998 г.
  11. http //www.edu.ru - Федеральный центр информационных образовательных ресурсов «Российское образование». http://school-collection.edu.ru
  12. http //him. lseptcmber. ru. - Газета «Химия »
  13. http //home. uic. tula .ru / -zanchem . - Занимательная химия.

                                       Тематическое планирование программного материала.

Дата

          Раздел и тема урока.

Часы

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть и формы её организации

Практическая часть и формы её организации

Раздел 1. Основные понятия экологии и химии.

8

Воспитание  культуры  познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей.

Воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности,

уважения к мнению другого человека, коллективизма;

- воспитывать аккуратность, вежливость;

Воспитание культуры труда, формирующейся в процессе трудовой деятельности.

1. Что такое экология и экологическая культура?

1

Лекция и элементами беседы.

Презентация.

Просмотр презентации.

2.Человек и биосфера.

1

Презентация. Обучающий фильм.

Просмотр презентации и обучающего фильма.

3.Уровни экологических проблем.

1

Презентация.

Подготовка сообщений и докладов.

4.Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.

1

Беседа, лекция.

Подготовка сообщений и докладов.

5.Основы охраны природы.

1

Лекция.

Подготовка сообщений и докладов.

6.Что такое химия? Связь между химией и экологией.

1

Установление причинно – следственных связей между экологией и химией.

Дискуссия.

7.Социологический опрос жителей г.Новошахтинска – «Химия-польза или вред?».

1

Социологический опрос

8.Правила по ТБ в кабинете химии

1

Правила работы с нагревательными приборами и другими реактивами.

Практическая работа №1.

Раздел 2. Характер воздействия вредных веществ на человека.

6

Воспитание культуры труда, формирующейся в процессе трудовой деятельности. Воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, уважения к мнению другого человека, коллективизма;                - воспитывать аккуратность, вежливость;

9.Понятие о ПДК вредных веществ в атмосфере и воде.

1

Лекция, беседа.

Подготовка сообщений и докладов.

10. Понятие о ПДК вредных веществ в почве и пищевых продуктах.

1

Лекция, беседа

Подготовка сообщений и докладов.

11.Очистка загрязнённой поваренной соли.

1

Правила по ТБ в кабинете химии.

Практическая работа №2.

12.Определение количества нитратов в овощах.

1

Правила по ТБ в кабинете химии.

Практическая работа №3.

13.Проект «Вещества- мутагены и вещества-канцерогены».

1

Научная конференция.

Защита проектов.

14.Проект «Токсиканты и аллергены в окружающей среде».

1

Научная конференция.

Защита проектов.

Раздел 3. Круговорот химических элементов в биосфере.

6

15.Круговорот углерода в природе.

1

Презентация

Просмотр презентации.

Формировать стремление к активной деятельности

по улучшению и сохранению природной среды,

воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности,

уважения к мнению другого человека, коллективизма;

- воспитывать аккуратность, вежливость;

16.Моделирование круговорота углерода в природе.

1

Моделирование.

17. Круговорот азота в природе.

1

Презентация

Просмотр презентации.

18. Моделирование круговорота азота в природе.

1

Моделирование

19.Нефть, уголь и экологические проблемы.

1

Лекция, презентация

Просмотр презентации.

20.Защита презентаций «Экологические последствия использования человеком нефти».

1

Защита презентаций.

Раздел 4. Воздух. Значение воздуха. Источники его загрязнения. Меры борьбы с загрязнением.

10

21. Состав и значение воздуха.
Чистый воздух – эликсир здоровья.

1

Демонстрация опыта, доказывающего состав воздуха.

Практическая работа №4

Воспитание культуры труда. Формировать стремление к активной деятельности

по улучшению и сохранению природной среды,

пропаганде природоохранительных знаний,

нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.

Воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности,

уважения к мнению другого человека, коллективизма;

- воспитывать аккуратность, вежливость;

22. Определение содержания углекислого газа в классной комнате.

1

Демонстрация опыта, доказывающего наличие углекислого газа в воздухе.

Практическая работа №5.

23. Загрязнения атмосферного воздуха.

1

Источники загрязнения.
Выявление источников загрязнения на территории г.Новошахтинска.

Доклады и сообщения.

24. Изменение газового состава атмосферы.

1

Постановка проблемы изменения газового состава атмосферы.

Решение проблемы.

25. Влияние погоды на степень загрязнения воздуха.

1

Наблюдение за погодой и определение степени загрязнения воздуха при циклонах и антициклонах.

Творческий отчет по результатам наблюдения.

26. Проблема озонового экрана. Что такое озоновая дыра?

1

Выявление причин образования озоновых дыр.

Доклады.

27. Источники загрязнения воздуха в г.Новошахтинске.
Что такое кислотные дожди?

1

Экскурсия к основным источникам загрязнения атмосферы.

Исследование осадков на наличие кислотности.

28. Прогнозирование загрязнения атмосферы.

1

Диспут.

29. Мероприятия по охране атмосферного воздуха на территории г.Новошахтинска.

1

Выявление объектов загрязнения воздуха.

Экскурсия.

30.Моделирование процесса образования кислотных дождей.

1

Практический эксперимент.

Раздел 5. Роль воды в природе и жизни человека. Охрана поверхностных вод.

10

31.Роль воды в природе.

1

Лекция с элементами беседы.

Демонстрация схемы круговорота воды в природе.

Воспитание культуры труда. Формировать стремление к активной деятельности

по улучшению и сохранению природной среды,

пропаганде природоохранительных знаний,

нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.

Воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности,

уважения к мнению другого человека, коллективизма;

- воспитывать аккуратность, вежливость;

Воспитание  культуры  познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей.

32.Использование пресных вод в хозяйственной деятельности человека.

1

Конференция.

Демонстрация презентации по данной теме.

33.Свойства воды. Вода растворитель.

1

Растворение твердых веществ. Зависимость растворения от температуры.

Практическая работа № 6

34.Понятие о растворе.

1

Растворение жидкостей и газообразных веществ в воде. Явления, сопровождающие реакции.

Практическая работа № 7

35-36.Источники пресной воды на территории нашего населенного пункта.

2

Экскурсия к водоемам нашего города.

Забор проб.

37.Определение пригодности воды для питья из колодцев, родников и малых рек г. Новошахтинска.

1

Определение пригодности воды для питья.

Практическая работа № 8

38.Определение и сравнение жесткости воды из колодцев, родников и малых рек  г. Новошахтинска.

1

Определение жесткости воды.

Практическая работа № 9

39.Источники загрязнения поверхностных вод на территории г. Новошахтинска.

1

Определение источников загрязнения. Очистка воды активированным углем. Другие способы очистки воды.

Практическая работа № 10

40.Прогнозирование водообеспеченности.

1

Деловая игра.

Всесторонняя оценка реальных запасов вод нашей местности.

Раздел 6. Земельные ресурсы и организация их охраны.

13

41.Что такое почва? Из чего состоит почва?

1

Рассматривание образцов почвы, взятых во время экскурсии.

Экскурсия.

Формировать стремление к активной деятельности

по улучшению и сохранению природной среды,

пропаганде природоохранительных знаний,

нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.

Воспитание культуры труда.

42.Морфологические признаки почв.

1

Определение окраски, механического состава и структуры почвы.

Практическая работа №11.

43.Исследование строения, мощности почвы и её отдельных горизонтов.

1

Рассматривание почвенного монолита.

Экскурсия.

44.Основные типы почв, встречающихся на территории г. Новошахтинска.

1

Определение основных типов почв.
По результатам экскурсии.

Практическая работа № 12

45.Почвенные исследования земель и составление карты почв г.Новошахтинска.

1

Экскурсия.

Отчет и составление простейшей карты.

46-47.Состояние почвенного покрова на территории г.Новошахтинска.

2

Определение влажности почв.

Практическая работа № 13.

48-49.Взятие почвенных образцов в разных местах г.Новошахтинска.

2

Определение гумуса в почвах, взятых с пришкольного участка и на поле.

Практическая работа № 14.

50.Что такое мелиорация.

1

Лекция, беседа.

51.Какие виды мелиорации необходимо провести в г. Новошахтинске.

1

Доклады и сообщения.

52.Что такое агрохимия.

1

Лекция, беседа.

53.Какие мероприятия по охране почв необходимо провести в г.Новошахтинске

1

Работа над проектом.

Научная конференция.

Раздел 7. Разработка проектов, подготовка презентаций, докладов и сообщений.

17

54-55.Способы очистки питьевой воды.

2

Воспитание  культуры  познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей.

Воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности,

уважения к мнению другого человека, коллективизма;

- воспитывать аккуратность, вежливость;

Воспитание культуры труда.

56-57.Проблемы городских и промышленных свалок. Пути решения.

2

Самостоятельная  разработка  проектов, подготовка презентаций, докладов и сообщений  учащихся.

Защита проектов, презентаций, докладов и сообщений  учащихся.

58.Антропогенные источники тяжелых металлов.

1

59-60.Круговорот химических элементов в природе.

2

61.Влажность воздуха и самочувствие человека.

1

62.Экологические последствия использования формальдегида и фенола.

1

63.Химические средства защиты растений.

1

64.Удобрения.

1

65-66.Слайд-презентация «Моя любимая планета».

2

67-69.Природа Дона и её охрана

2

69.Вклад русских ученых в развитие экологии.

1

70.Подведение итогов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по химии "Химия окружающей среды"

Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение здоровья человека – стали актуальными и стабильными проблемами, которые требуют неотложного решения....

Статья "Химия окружающей среды. Пищевые добавки в пищевой промышленности"

В настоящее время вопросами здорового питания занимаются специалисты десятков научных направлений – диетологи, биохимики, микробиологи, технологи и т. д.  Результаты  исследований сост...

Элективный курс "Химия окружающей среды"10 класс

Разработка программы на 34 занятия....

программа элективного курса "Химия окружающей среды"

Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Химия окружающей среды» по химии для 10 а класса

Актуальность данной программы обусловлена тем, что представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствам...

Рабочая программа кружка "Химия вокруг нас" 8 класс

Внеурочная деятельность «Химия вокруг нас» предназначен для обучающихся 9 класса, выбравших предмет химии для сдачи экзамена в форме ОГЭ и планирующих в дальнейшем изучение химии на профильном уровне....

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...