Никитина Людмила Валерьевна

Никитина Людмила Валерьевна

Сайт учителя математики и информатики

Всегда будь готов!!!!

Профессия: учитель математики

Профессиональные интересы: ИКТ

Увлечения: кулинария

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: г.Нижнекамск

Место работы: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов"

Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем "теперь". Во времени ничего нельзя ухватить, помимо "теперь". "Теперь" есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как "теперь" есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается.
Аристотель

Данный сайт содержит материал по математике и информатике, а также внеклассные мероприятия и классные часы, методические разработки.

О себе

Приветствует вас Никитина Людмила Валерьевна, учитель математики и информатики. Родилась я теплой осенью 1987года, поэтому в моей душе всегда много тепла для окружающих. Окончив Казанский педагогический университет в 2010 году, не раздумывая, пришла работать  в школу. Сколько помню себя с детства всегда играла в школу, учила то младшую сестру, то подруг, то приводила одноклассников после школы и опять играла в школу. Мастерила свои учебники, копила деньги на цветной мел, а особенно любила проверять тетрадки.  В школе –всегда была вожатой, возилась с теми, кто помладше. Те детские, теперь уже далёкие годы, наверное, и определили выбор мною моей будущей профессии. Вспоминаются любимые учителя, жестам, мимике и манере, говорить которых я подражала, играя «в школу». Люблю учить детей учиться, чтобы стали не просто самостоятельными, но и «умеющими».  Ученики – это особый мир.  От них можно много взять для себя! Детский мир такой богатый и разнообразный! Школа – это моя жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит, вертится, если, конечно, приложить определенные усилия. Школа – это моя жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит, вертится, если, конечно, приложить определенные усилия. .… Бывают разочарования, не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем? .… Бывают разочарования, не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем? В рамках реализации республиканской акции «Компьютер - учителю»  работаю над проектом в информационной образовательной среде 21 века по программе Intel «Обучение для будущего». Однажды мне пришла в голову мысль: а правильно ли я выбрала профессию? Может, пошла не той дорогой? Если бы я выбрала другую профессию, может, встретила бы любовь, о которой мечтала в юности? И дом мой был бы покрасивее? И деньги бы у нас были? И заглянула бы ко мне попозже если не слава, то какая-никакая известность в узких кругах И сама себе ответила: я выбрала СВОЮ  профессию – профессию учителя. Ни в какой другой сфере не смогла бы я быть более счастливой.Ведь в выборе профессии надо ориентироваться на счастье, которое может дать занятие любимым делом.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

сказки Андерсена

Мой взгляд на мир

Один праведный человек умер и очутился в раю. Там он встретил Бога.
Тот улыбнулся ему и раскрыл свои объятия. Но праведник сразу же на-
чал упрекать Бога: «Всю жизнь я жил по твоим заповедям, я был верен
тебе, я очень много работал! Но как ни старался, я всю жизнь оставал-
ся бедным. У меня не было ни хорошего дома, ни прекрасной жены, ни
маленьких детишек! Ничего! Почему же так?».
Тогда Бог взял его за руку и повел в глубину рая: «Оглянись вокруг! Ви-
дишь: на холме стоит красивый дом? Этот дом – твой. Посмотри, ка-
кая прекрасная женщина ухаживает за садом и как резво бегают вокруг
нее ребятишки. А знаешь, почему ты все это так и не получил?». «Поче-
му?» – с болью в сердце спросил человек. «Потому что ты об этом даже
не мечтал!».

Шутить с мечтой опасно: разбитая мечта может составить несчастье
жизни; гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь или из безумного
воодушевления принести ее в жертву.
Александр Герцен
Это невозможно! – сказала Причина.
Это безрассудство! – заметил Опыт.
Это бесполезно! – отрезала Гордость.
Попробуй... – шепнула Мечта.
Эрих Фрид

 

Мои достижения

Ученица 8 класса, Бухмина Оксана, заняла 7 место на городской олимпиаде по информатике.

Ученица 5 класса, Растремина Анастасия, заняла 5 место на городской олимпиаде по математике.

Моё портфолио

Мероприятия проводимые с классом.

Какой должна быть школа?
Согласно Закону об образовании, Декларации о
правах ребенка и Декларации о правах инвалидов
любой ребенок имеет право жить в семье и учить-
ся рядом с домом. Поэтому каждая школа должна
быть готова принимать детей с ограниченными воз-
можностями, т.е. стать инклюзивной.
Но это не значит, что можно просто посадить в
класс нескольких особых ребят. Недавно даже по-
явился термин дикая инклюзия, это когда разных
детей собирают в одной группе, но ничего с этим
не делают – а в результате не учится никто. Очень
важно отдавать себе отчет в том, что в неподготов-
ленной среде ребенку может быть нанесен непопра-
вимый вред. Поскольку с особыми детьми должны
работать рядовые учителя, то их к этому, безуслов-
но, необходимо хотя бы минимально подготовить.
В стенах инклюзивной школы каждый взрослый
(библиотекарь, буфетчица, охранник, уборщица) должен понимать, с какими детьми он имеет дело
и к кому надо обратиться при возникновении у по-
следних разного рода проблем.
Вообще философия инклюзивного образования
состоит в том, что школа и ребенок меняются на-
встречу друг другу и от преподавателей требуются
понимание особенностей ученика и в соответствии
с ними изменение педагогических методик. Но при
этом к такому ребенку нельзя относиться иначе, чем
к другим, дети сразу почувствуют фальшь. Школа
должна быть внимательна и к особому ребенку, и к
обычному, в ней должно быть комфортно всем, и это
то, что привлекает родителей, поэтому они охотнее
отдают свое чадо именно в такое образовательное
учреждение.
Если детей с ограниченными возможностями в
классе не много, то при мастерстве педагога учебный
процесс не разрушается, а остальные ребята при-
обретают уникальный опыт общения, который им пригодится в дальнейшем, ведь в школе они долж-
ны получить не только сумму знаний, но и умение
взаимодействовать с самыми разными людьми.
Противоречия налицо
В нашей гимназии есть и слабовидящие, и слабо-
слышащие, и дети с ОВЗ, но большинство наших
особых ребят – учащиеся с расстройствами аутиче-
ского спектра, поэтому мы будем опираться имен-
но на этот опыт. К тому же это те дети, которым
инклюзивное образование необходимо как воздух.
Дома они могут овладевать знаниями, но научиться
общаться (а это их основная проблема) они могут,
лишь пребывая в социуме.
Кроме того, школьная жизнь – это не подготов-
ка к взрослой жизни, а просто жизнь, и особый ре-
бенок тоже имеет право жить, как все.
Давая этим детям возможность получить полно-
ценное образование, мы предоставляем им шанс
реализоваться в будущем. При благоприятном ис-
ходе они могут вырасти и работать в архивах, стать
юристами, программистами или учеными. К сожа-
лению, вполне возможно, что их развитие пойдет
по пути дальнейшей инвалидизации. А это, между
прочим (даже опуская самый важный общегумани-
тарный аспект), невыгодно экономически: общество
должно будет их содержать. Поэтому если сейчас
вложиться в инвалидов, потом они смогут работать
и сами себя обеспечивать.
Лукавство системы образования состоит в том,
что все, что нужно школе, вроде бы прописано, но в
рамках нормативно-подушевого финансирования,
т.е. образовательное учреждение само может вы-
брать, на что потратить деньги – на тьютора или на
повышение зарплаты учителю, чтобы он не уволь-
нялся. Математик работает с 25 детьми, тогда как
тьютор – с одним.
Естественно, администрации интереснее пред-
почесть первого. Ведь прежде всего школа обязана
выдать уровень знаний, ее деятельность оценивают
только по результатам ЕГЭ, ГИА, мониторингов.
Такие данные могут портить статистику работы об-
разовательного учреждения или конкретного педа-
гога, сказываться на аттестации и окладе. А начиная
обучать особого ребенка, мы не можем предвидеть
результаты и потому рискуем. Так что и учитель, и
школа в целом сейчас не защищены. К тому же при
ограниченных средствах школу вынуждают избав-
ляться от «дармоедов» наподобие психологов, при
том что особым детям необходимо постоянное со-
провождение такого специалиста.
По постановлению московского правительства
от 29 декабря 2011 г. дополнительное финансиро-
вание школе положено только на инвалидов. И, не-
смотря на присутствие в законодательстве понятия
ребенок с ОВЗ, подобные льготы на таких детей не
прописаны. А родители детей с аутизмом, как пра-
вило, не занимаются оформлением инвалидности:
не хотят ставить клеймо да и стараются избежать
травмирующей для себя процедуры. Преодолевая сопротивление
В средней школе судьба особого ребенка зависит
от того, насколько все, с кем он взаимодействует,
могут работать в команде и придерживаться одних
и тех же принципов. Наблюдающаяся тенденция
слияния школ и психологических центров ис-
ключительно по территориальному принципу, без
учета специфики разрушает с таким трудом нала-
женные связи, когда специалисты сопровождали
ребенка на всем протяжении его учебы, передавая
его от одного воспитателя или учителя к друго-
му. По сути, укрупнение школ ведет к созданию
огромных комбинатов, деятельность которых на-
правлена на интенсификацию труда педагога. И
здесь уже никого не будет интересовать личность
ученика. Это конвейер, который штампует оди-
наковые детали, а все нестандартное вынужденно
отбраковывается. Конечно, особого ребенка не вы-
гонят, но есть опасность, что, получив негативный
опыт, он уйдет сам.
Экономически школе неинтересны маленькие
классы, а ребенку с ОВЗ они необходимы. В
частности, аутисту гораздо легче адаптироваться в коллективе, где более семейная обстановка и все
знают друг друга.
Нестабильность в системе образования является
для особого ребенка главным риском. Отдавая его
в школу, родители должны рассчитывать на много
лет вперед.
Такой ребенок очень долго привыкает к чему-
либо, для него болезненны любые перемены. Се-
годня нельзя гарантировать, что ему не придется
покинуть школу по обстоятельствам, не имеющим
к нему никакого отношения. Другой вариант неуда-
чи – это когда ребенок сам может отказаться ходить
в школу, еще больше замкнуться в себе.
Итак, с одной стороны, декларируется необходи-
мость индивидуального подхода к каждому учени-
ку, а с другой – критерием успешности становятся
формальные результаты.
Когда в садик или школу приводят особого ре-
бенка, его судьба зависит от понимания, доброй
воли и профессионализма конкретных людей,
встроенных в достаточно жесткую систему, которая
спрашивает с них совсем не то, что нужно детям.
А настоящая инклюзия требует от педагога колос-
сальных усилий.
За последние годы многие московские учителя
приобрели положительный опыт преподавания в
инклюзивных классах, появились соответствую-
щие высококвалифицированные специалисты.
Институт инклюзивного образования МГППУ за-
нимается распространением их опыта. Но эти люди
работают, постоянно преодолевая сопротивление
среды. А насколько больших результатов удалось
бы достичь, если бы им хотя бы не мешали.
Справедливо –
не значит одинаково
Что делать? Пытаться защищать от разрушения те
учебные заведения, которые реально помогают де-
тям, чтобы потом не нужно было начинать все сна-
чала. К сожалению, реформа образования противо-
речит инклюзии и у нас остается мало надежд на
позитивное развитие ситуации.
Декларируется, что все школы должны быть
одинаковыми, и в этом состоит справедливость.
Но справедливо – не значит одинаково. Это ка-
сается и отношения к ребятам в классе, и отно-
шения в государстве к школам.
Дети разные, и, чтобы соответст вовать их по-
требностям, должны существовать разные школы.
Только тогда будет возможность собрать и проана-
лизировать педагогический опыт и каждому ребен-
ку подобрать то, что годится именно ему. Современный подход
Современный подход к дифференцированному
обу чению базируется на том, что подгонять каждо-
го ребенка под образовательный стандарт бессмыс-
ленно. Если главные цели обучения особого ребен-
ка в школе – социализация и усвоение знаний для
раскрытия своего творческого потенциала, то про-
сто необходимо адаптировать программу под его
возможности. Такое право, например, предоставля-
ют педагогам Великобритании. Термин разум ная
адаптация, который там используют, подразуме-
вает доступность учебного материала для ребенка с
проблемами развития. И, между прочим, в инклю-
зивных школах этой страны выделяют методиче-
ские часы для создания индивидуальной програм-
мы. Будем надеяться, что администрация наших
учебных заведений в этом отношении последует
примеру зарубежных коллег.
Хорошим подспорьем в адаптации программы
могут стать существующие планы и пособия для
коррекционных школ. А вопрос о том, каким обра-
зом вести такую работу, учитель и тьютор должны
решать совместно.
Пример 1. На уроке физкультуры для ребенка-
колясочника можно составить маршрут, который он
должен проехать за определенное время, — тропин-
ка, огороженная стойками или флажками. Задание
для других детей будет заключаться в преодолении
того же пути, прыгая на одной ноге.
Пример 2. Для самостоятельной работы учени-
кам класса даются карточки с вариантами заданий.
Не составляет исключение и ребенок с особеннос-
тями развития. Но его задания будут более легки-
ми. Получается, что он трудится вместе со всеми, но
по своей программе.
Многим детям с ограниченными возмож-
ностями трудно усваивать большой объем
информации сразу. Упрощение и разбивка
материала на блоки позволит быстрее по-
нимать и запоминать его. Таким образом
гораздо легче устанавливаются причинно-
следственные связи между отдельными час-
тями информации.
Система общения
Первый этап включения ребенка в учебный про-
цесс – организация структуры общения между ним
и взрослым.
Например, большинство неговорящих ребят
очень хорошо понимают слова, инструкции и эмо-
циональную окраску сообщаемой информации.
Поэтому учитель или тьютор должен прежде всего
совместно с ребенком разработать систему комму-
никации.
Как ученик станет отвечать на вопрос? Он мо-
жет выбирать одну из нескольких картинок или
кивать (издавать звук), когда взрослый указывает
на правильный вариант ответа, печатать слово на
компьютере или стучать ладонью по столу нужное
число раз.
Для ряда детей (с большими проблемами в
освоении речи или сильно стесненных в движениях)
такая система, вероятно, останется единственно возможной. Например, некоторые ученики с
ДЦП всегда будут писать лишь посредством кла-
виатуры.
Восприятие информации
Каждый человек лучше воспринимает новую
информацию одним из трех способов: визуально,
аудиально или кинестетически.
Глазами
Те, кому проще воспринимать и обрабатывать
зрительную информацию, легче понимают картин-
ки (изображения). Если такого человека спросить,
как пройти из пункта А в пункт Б, то он скорее все-
го будет указывать ориентиры: дома, вывески, мага-
зины, кафе, называя их цвет, форму, размеры и т.п.
Такие люди, как правило, любят рисовать; для них
важна красота окружающих предметов.
Ушами
Кто-то лучше всего запоминает материал на слух.
Аудиалы хорошо оперируют цифрами, словами,
звуками. Среди них много писателей, музыкантов.
Эти люди часто говорят о звуках, шуме, тишине.
Телом
При преимущественно кинестетическом способе
восприятия информации для человека важнее всего
ощущения, переживания, движения (в первую оче-
редь физиологические, связанные с телом). Катего-
рии горячо – холодно, быстро – медленно – это
то, что занимает таких людей гораздо сильнее, чем
красиво – некрасиво или громко – тихо.
Способ восприятия информации – источник по-
знавательных ресурсов ребенка. Если ребенок не мо-
жет понять что-то через один канал, то скорее всего
он воспримет тот же материал, но поданный в иной
форме. А уже после того, как он получит некоторое
знание предпочитаемым способом, велик шанс, что
он захочет и сможет усвоить информацию и через
неведущую систему.
Тише едешь – дальше будешь
У двух совершенно разных по поведению учеников
была общая проблема – им было трудно понять, как
происходит сложение десятков и единиц. Проверка
показала, что у обоих преобладает кинестетическое
восприятие информации. И в том и в другом случае
тьютор предложил дробление процесса обучения на
маленькие шаги. И это помогло добиться успехов.
Предположим, нужно сложить 20 и 5. Учитель
стоит перед классом, пишет на доске, комментируя
записи. В то время как он называет числа, тьютор
тихо повторяет их для ребенка, сопровождая свои
слова прикосновениями к нему. При произнесении
«двадцать» (два десятка) тьютор слегка сжимает
предплечье подопечного, затем говорит и, а потом,
сказав пять, сжимает его бедро. После того как эта
последовательность действий повторяется несколь-
ко раз, ребенок при прикосновении к соответст-
вующему месту говорит двадцать или пять. По-
степенно тьютор ускоряет темп и убирает и. Отра-
ботку навыка лучше проводить на индивидуальных
занятиях, а во время урока пояснять речь учителя
телесным воздействием. Если ребенок запутался,
тем же образом можно ему подсказать. Это обуче-
ние превратится для него в веселую игру.
Когда решать такие примеры станет легко, мож-
но перейти к сочетанию телесного и зрительного
стимула, объясняя, как это пишется. С одним из
данных учеников использовались карточки, на каж-
дой из которых была только одна цифра или лишь
один знак действия. материала и повторение
Школьная программа построена на двух основных
принципах: линейном (от простого к сложному)
и концентричном (многократное возвращение к
одной и той же теме на разном уровне; так, «Части
речи», «Состав слова», все математические опера-
ции и пр. с каждым классом изучаются все более
углубленно). Дети с особенностями развития мо-
гут запоминать не весь материал; кроме того, более
трудное для них порой оказывается более понят-
ным. То есть восприятие, переработка информации
и оперирование ею могут происходить мозаично,
фрагментарно. Но это не значит, что если на данном
этапе ребенок усвоит лишь часть информации, то он
не сможет в дальнейшем пользоваться ею в полном
объеме. Достраивание картины может произойти
гораздо позже.
Пример 1. Во французской школе обучения ин-
валидов верховой езде показательные выступле-
ния проходили так. На манеж в коляске выезжал
нарядно одетый ведущий. Он подавал команды
десяти всадникам, которые выполняли элементы
групповой езды. Это очень трудно. Нужно управ-
лять собой, лошадью и соотносить свои движения с
остальными. И, несмотря на то что интеллект этих
ребят был сильно нарушен, упорные тренировки
помогали им добиваться успехов. Чтобы такое мог-
ли делать молодые люди с подобными проблемами,
нужно, чтобы работа с ними начиналась лет с 7–8.
Пример 2. Во время освоения чтения большинст-
во ребят достаточно быстро обнаруживают разницу
между названием буквы и звуком. Но для детей с
нарушениями развития знание о том, что к – звук,
а ка – буква, на определенном этапе может оказать-
ся даже вредным, так как соединить в один слог
две буквы или два звука – это совсем разные вещи.
Учитывая особенности ребенка, тьютор прекратил
фиксировать его внимание на названиях букв, а
стал говорить о них как о звуках. Школьник начал
быстрее осваивать слоги, а затем – слова.
Разнообразные способы подачи материала и час-
тое его повторение позволят ребенку накопить ин-
формацию и объединить ее в общую картину.


Есть ли повод для оптимизма?

Основной поток наркотиков поступает в
нашу страну из Афганистана. За последние не-
сколько лет количество полей, на которых выра-
щивают «травку», увеличилось в 7 раз. И если в
80-е годы наркотики принимали в основном пред-
ставители криминала или творческой интеллиген-
ции, то сегодня их потребляют все слои населения.
По мнению Е.В. Шевченко, нам нужны институты,
которые будут заниматься профилактикой нарко-
зависимых.
Обратный эффект
С точки зрения президента фонда социальных
прог рамм, президента Национальной ассоциа-
ции телерадиовещателей Э.М. Сагалаева СМИ
зачастую предоставляют слишком подробную
информацию о способах производства и источ-
никах психоактивных веществ, а авторы и веду-
К большому сожалению, одной из самых актуальных проблем нашего общества продол-
жает оставаться наркомания. И это несмотря на то, что со стороны государства, ря-
да некоммерческих и общественных организаций, СМИ, образовательных и медицинских
учреждений постоянно предпринимаются различные меры, направленные на борьбу с нар-
команией и ее предупреждением
щие слишком эмоционально и красочно описы-
вают состояние опьянения, что стимулирует ин-
терес читателей и зрителей. Сагалаев полагает,
что журналисты должны освещать проблему с
большой осторожностью, не переходя черты, за
которой такая информация становится вредной
и опасной.
Проблема лечения
Как известно, заставить наркомана добровольно при-
йти к врачу – дело довольно трудное. Шевченко счи-
тает, то нам необходимо создать такую нормативно-
правовую базу, которая бы мотивировала зависимых
людей на прохождение лечения. Это может быть
запрет для наркомана на те или иные профессии, на
получение образования по определенным специаль-
ностям.
Президент Общероссийской профессиональной
психотерапевтической лиги В.В. Макаров уверен,
что поскольку у каждого пациента свои пробле-
мы, то и решать их надо индивидуально. Методы,
использующиеся

Добавить грамоту в портфолио