Методическая копилка

Матвеева Валентина Германовна

Статьи, конспекты уроков, календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ 

                  Святскова Э.Е.,

             учитель начальных классов

                   I категории

     МБОУ «Гимназия №2

города  Чебоксары»

«Говоря о гражданском обществе, мы прежде всего исходим из того, что это – требования семьи, общества и государства к результатам образования»

                                                  из послания Президента РФ Д.А. Медведева

Отличительная особенность современной России – ее устремленность в будущее. С развитием демографических процессов повысился спрос на гармоничную, развитую, социально-активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Удовлетворение этого спроса во многом зависит от уровня образования, которое было и остается основным средством развития человека. Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств, содержаний и технологий. Гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала. Главная тенденция здесь – ориентация на развитие личности. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер в том случае, если ученик выступает субъектом обучения. Такой личностный подход требует отношения к ребёнку как уникуму независимо от его индивидуальных особенностей. Ребёнок воспринимает себя как личность и видит её в каждом из окружающих.

Стандарты второго поколения дают ориентацию на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач в самых различных областях человеческой деятельности.

Целью образования теперь является развитие личности и компетентностный подход (иными словами, «образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «готовить пищу»).

Все это обязывает учителя в корне пересмотреть свое отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса.

Коллективная учёба в парах и микрогруппах формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве, включает каждого ученика в активную работу на весь урок, создаёт условия живого непринуждённого общения, меняет принцип взаимоотношений «субъект – объект» (требования стандартов первого поколения) на принцип «субъект – субъект» (требования стандартов второго поколения).

Используя на своих уроках КГСО (коллективно-групповой способ обучения), я руководствуюсь следующими принципами:

---наличие постоянных микрогрупп из 5–6 человек, связанных между собою по интересам, дружескими отношениями и взаимными симпатиями;

---наличие внутри микрогрупп сменных пар учащихся;

---взаимообучение детей в парах и микрогруппах;

---взаимоконтроль;

---взаимоуправление.

При применении КГСО (коллективно-группового способа обучения) в начальной школе мною были разработаны некоторые методы обучения, которые можно использовать в различных ситуациях на уроке:

---изучение материала учебника по любому учебному предмету;

---взаимообмен заданиями;

---решение задач и примеров по учебнику;

---взаимные диктанты;

---заучивание стихов, правил, таблиц сложения и умножения в сменных парах;

---выполнение упражнений и других заданий в парах;

---работа в рабочих тетрадях на печатной основе, по карточкам.

В качестве иллюстрации используемой мной технологии рассмотрим  урок по литературному чтению во втором классе. Тема урока – «В гости к Зимушке-зиме». Цель урока – обобщение знаний изучаемых литературных произведений и произведений фольклора о зиме, способов работы с текстами различных жанров. Каждая микрогруппа (звено) получила задание: подготовить 6 произведений о зиме, изученных раннее на уроках литературного и внеклассного чтения. Это должны быть произведения разных жанров: фольклор, проза русских писателей, авторская сказка, стихи русских классиков, произведения о животных зимой, о зимних праздниках, зимних забавах. Основное условие: отобранные произведения у разных групп не должны совпадать.

Дети самостоятельно в своих звеньях готовились к предстоящему уроку: подбирали рассказы, стихи, сказки, вспоминали способы работы с текстами, выбирали подходящий способ для их группы, для произведения данного жанра. Роль учителя в подготовке к уроку состояла в корректировке самостоятельной работы детей. Учителем было сделано также огромное игровое поле, занявшее всю доску, а дети на уроке труда смастерили несколько игровых кубиков.

В ходе урока каждая команда (группа) бросала свой кубик и, сколько делений выпадало на его грани, столько и делало «шагов». Попадая (или не попадая) на «остановки», где звено должно было представить подготовленное произведение по определённому жанру.

Оригинальность этого занятия состояла в том, что ни ученики, ни сам учитель не знали подробного хода и содержания урока. Всё «решал» кубик. Дети очень хорошо подготовились к этому уроку, они использовали различные способы работы с текстом, которые мы с ребятами постоянно применяем в группах на занятиях, а именно:

---чтение «цепочкой» по предложениям, по абзацам;

---чтение по ролям;

---хоровое чтение;

---подробный и краткий пересказ в лицах;

---инсценирование произведений (с изготовлением самодельных костюмов);

---выразительное рассказывание наизусть.

Опыт коллективно-групповой работы показывает, что у детей в этих условиях происходит перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, цели обучения и самого взаимодействия каждого из участника учебного процесса. Эта форма работы просто не позволяет ученику оставаться пассивным в процессе учёбы, безразличным к другим членам группы, к выполняемому заданию. КГСО стимулируют такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, преодоление замкнутости учеников.

Деятельность учителя как участника и основного организатора работы на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям  и задачам учебно-воспитательного процесса. При этом учителю надо решать некоторые принципиально важные вопросы.

1.Организация групп. Здесь можно учитывать большое количество факторов: уровень знаний, индивидуально-психологические особенности, темперамент и так далее.

В моём классе группы постоянные, и их организуют сами ученики. Ребята объединяются в звенья по взаимной симпатии, дружеским связям.

2. Выбор заданий для коллективно-групповой деятельности. От типа и характера заданий зависит эффективность совместной работы на уроке. В своей деятельности я стараюсь давать детям такие задания, в которых бы они проявляли максимум самостоятельности.

3. Критерии результативности коллективно-групповой работы. Следует отметить особую сложность традиционной оценки учителем знаний, умений и навыков ученика при такой форме работы. Но если пользоваться принципами КГСО (взаимообучение, взаимоуправление, взаимоконтроль), то трудностей при оценке деятельности ребёнка можно избежать. Так как при работе в сменных парах дети ставят предварительные оценки друг другу. Затем, при дальнейшей работе над заданием, группа ставит оценку каждому своему члену. Ведущий передаёт список с оценками учителю. Учитель может дополнительно в качестве контроля проверить знания у двух – трёх человек. Обычно эти оценки совпадают, потому что дети ответы своих товарищей оценивают довольно строго.

КГСО позволяет использовать на уроках самые различные передовые педагогические технологии: ставить перед учениками в микрогруппе проблему и самостоятельно находить пути её решения, активизировать деятельность учащихся с помощью игровых технологий, строить учебный процесс на деятельностной основе, на альтернативной основе.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Дьяченко В.К. «Новая педагогическая технология в действии» «Начальная школа». 1994. №4.

2.Кукушин В.С. «Современные педагогические технологии (начальная школа),  Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

3.Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников». – М., 1988

4.Святскова Э.Е. «КГСО как передовая педагогическая технология развивающего обучения». - Чебоксары, 2011г.

5.Святскова Э.Е. «Коллективно – групповой способ обучения на уроках в начальной школе», Чебоксары, ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева, 2007г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по островам лингвинии 2 класс 1 четверть система Л.В.Занкова тестирование с рефлексией

Слайд 2

Старт

Слайд 5

Задание №1 Прочитай слова в транскрипции. Полученные слова запишите. [л’он’а] [й’ура] [й’асный’] [д’эн’]

Слайд 6

Задание №2 Распредели по группам слова: Этажи, жизнь, кит, лететь, тёплая . Все согласные твёрдые Все согласные мягкие Все согласные звонкие Все согласные глухие

Слайд 7

Задание № 3 Раздели слово тёплая на слоги и для переноса Итог: Умеют Не умеют 1.Читать и записывать слова в транскрипции ____ учеников ____ учеников 2.Различать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки ____ ученик ____ ученик 3.Делить слова на слоги и переносить на другую строку ____ ученик ____ ученик

Слайд 9

Задание № 4 Вставь буквы в знакомые орфограммы и обведи нужную букву в скобке: Ж_тели (м,М)осквы, щ_ка из (в,В)олги, выруч_й (о,О)лю, хи___ый (о,О)рёл, ре___а (т, Т)русиха Умение Справились Ошиблись 1 Определение букв-орфограмм в буквосочетаниях и большой буквы в именах собственных _____ уч. ________ уч.

Слайд 13

Задание №5 Прочитай предложения, определи части речи и распредели слова в три группы. Падают жёлтые листья . Солнце красное встаёт . И.сущ. И.прил. Глагол

Слайд 14

Задание №6 Найди и подчеркни главные члены в предложениях : Падают жёлтые листья . Солнце красное встаёт. Справились - ___ уч. Ошиблись - __ уч.

Слайд 16

Задание №7 Перед вами анаграммный текст. Расшифруйте его, определите границы предложений и на конце поставьте нужные знаки препинания ашН тросво мва винралпося теХоит еёщ у сна ывпобать ыМ стгоям гдсева дыра оД чиврест


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Читаем с удовольствием

Слайд 8

Используемые источники : Клипарт книги http://img-fotki.yandex.ru/get/9167/981986.39/0_86277_6923a3b3_orig 2 слайд http://img-fotki.yandex.ru/get/4115/102699435.8ab/0_a3286_fdbffd3a_XL.jpg 3 слайд http://img-fotki.yandex.ru/get/6425/102699435.8ab/0_a3287_3492bd42_XL.jpg 4 слайд http://img-fotki.yandex.ru/get/6424/102699435.8ab/0_a3288_5be21740_XL.jpg 5 слайд http://img-fotki.yandex.ru/get/6428/102699435.8ab/0_a3289_3169848_XL.jpg 6 слайд http://img-fotki.yandex.ru/get/5633/102699435.8ab/0_a328a_cc24a8a2_XL.jpg 7 слайд http://img-fotki.yandex.ru/get/5628/102699435.8ab/0_a328b_59d77c6_XL.jpg