Станица педагога-психолога

Паненко Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_k_shkole.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Диагностика

готовности

к

школьному

обучению

Диагностика психологической готовности детей к школе

     В настоящее время в системе образования диагностика готовности детей к обучению в школе проводится в подготовительной группе детского сада и также при поступлении детей в школу. Часто диагностика психологической  готовности подменяется выявлением уровня знаний и умений детей. Между тем психологическая готовность является важной составляющей школьной готовности и предполагает желание пойти в школу, желание учиться. Как правило, диагностику психологической готовности проводят психологи,  но не везде в детских садах имеются такие специалисты и не всегда есть возможность обратиться к ним с целью проведения комплексной диагностики детей.

      Желательно диагностику проводить в виде интересных игровых заданий. Лучше  проводить диагностическую работу, учитывая состояние ребёнка: его хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние и физическое самочувствие. У ребёнка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Длительность одного занятия не должна превышать 30 – 40  минут. При быстром утомлении ребёнка необходимо сделать физкультурную паузу, подвигаться. Обследование проводится за детским столом с детским стулом, воспитателю необходимо сесть на одном уровне с ребёнком, т.е. на детский стул. Дошкольника лучше не сажать лицом к окну, чтобы происходящее за окном не отвлекало его. Рядом не должно быть ничего, что могло бы отвлекать внимание.

        В структуре  психологической готовности выделяются основные компоненты:

  1. личностная готовность
  2. волевая готовность
  3. интеллектуальная готовность.

                             

                               Личностная готовность

     Включает в себя коммуникативную готовность детей, формирование предпосылок внутренней позиции школьника, формирование учебной мотивации.

     Коммуникативная готовность подразумевает достижение ребёнком определённых показателей развития общения со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а  через них и с  их  помощью к самопознанию и самооценке. Развитие общения со взрослыми у детей проходит ряд этапов. В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения. Для внеситуативно-познавательной формы общения ведущей является потребность в уважительном отношении взрослого. Дети хотят похвалы и не желают мириться с замечаниями. Если ребёнок идёт в школу с этой формой общения, то возникают трудности во взаимодействии со взрослым, выступающим в роли учителя. Дети обижаются на замечания, не хотят исправлять ошибки, малопривлекательные задания выполняют хуже или отказываются выполнять вообще.  О коммуникативной готовности к школе дошкольников свидетельствует развитие внеситуативно-личностной формы общения. У ребёнка формируется  представление о взрослом как об учителе и о себе как будущем ученике, а также наиболее успешно усваиваются новые знания, так как ребёнок направлен не только на получение похвалы, а и на то, чтобы правильно выполнить задание. Эта форма общения позволяет детям успешно осваивать  правила поведения в социальном мире.

       

           Диагностика развития общения детей со взрослыми  проводится в процессе наблюдения за детьми в режимных моментах, свободном общении со взрослыми, на занятиях. Психолог выделяет время наблюдения (например, вторник – наблюдение детей в ходе проведения занятия, среда – на прогулке, четверг – в свободной деятельности) и результаты наблюдения заносит в таблицу. Чтобы исключить случайный результат, наблюдение проводится по два раза в каждом режимном моменте, и только в том случае, когда ребёнок находится в своём обычном состоянии, не болеет, не перевозбуждён.

         Показатели развития общения со взрослыми у старших дошкольников, сформированность которых важна будущему ученику ( эти показатели оцениваются в зависимости от степени выраженности их у ребёнка):

             1) Умение слушать и слышать взрослого:

   1 балл – не сосредотачивается на объяснении воспитателя, отвлекается;

    2 балла – слушает задание, начинает выполнять его, при этом отвлекается, разговаривает со сверстниками;

3 балла – внимательно слушает всё, что говорит воспитатель, выполняет задание воспитателя, даже если оно ему не очень интересно.

            2) умение следовать инструкции взрослого:

  1 балл – выполняет только лёгкие задания, сложные задания выполнять отказывается;

  2 балла – сложные задания выполняет частично, не доводит до конца, начинает заниматься другими делами (рисует, разговаривает)

 3 балла – старается  выполнить задание, независимо от его сложности, доводит начатое дело до конца, стремится выполнить указания взрослого.

            3) Отношение к допущенным ошибкам:

1 балл – не хочет исправлять ошибки, говорит, что у него всё хорошо, обижается в ответ на замечания;

2 балла – исправляет ошибки, но   неохотно;

3 балла – старательно исправляет ошибки, спрашивает у взрослого, правильно ли он теперь сделал.

           4) Направленность бесед со взрослым:

1 балл – темы общения связанны с окружающими предметами;

2 балла – расспрашивает о явлениях окружающего мира, устройстве мира;

3 балла – вопросы касаются особенностей человеческих отношений и личности взрослого.      

  Уровень развития общения ребёнка со сверстниками высчитывается по общему баллу, набранному ребёнком по всем показателям.

      Так как наблюдений несколько, то для каждого наблюдения отдельно высчитывается общий балл. Далее определяется, какой уровень развития общения соответствует этому баллу:

        Уровень ниже среднего – 1 – 5 баллов;

         Средний уровень – 6 – 9  баллов

        Высокий уровень – 10 – 12 баллов

Сферы общения со взрослыми и сверстниками связанны между собой. Опыт общения ребёнка со взрослыми является определяющим фактором в развитии общения детей со сверстниками. Развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, в основе которого лежит изменение содержания коммуникативной потребности. К концу дошкольного возраста преобладает ситуативно-деловая и внеситуативно-деловая формы общения. Последняя наблюдается у немногих детей, но тенденция её развития намечается у всех старших дошкольников. Таким образом, основной потребностью в старшем дошкольном возрасте в общении детей является потребность в сотрудничестве с ровесниками, которая рассматривается, как направленность ребёнка на совместную деятельность  со сверстником, потребность в признании, как утверждение себя среди равных. А также потребность во взаимопонимании и сопереживании, в которой ребёнок стремится разрядить свои эмоциональные состояния, отождествить свои состояния с состоянием сверстника.

        Для диагностики развития общения детей со сверстниками необходимо провести наблюдение за детьми в процессе их общения и совместной деятельности. Лучше всего проводить наблюдение за общением детей в игре, а также в режимных процессах. Психолог наблюдает, как дети взаимодействуют: договариваются, согласовывают замыслы, организовывают совместную деятельность, достигают результата. При организации наблюдения важно учитывать состояние ребёнка. Наблюдение особенностей взаимодействия, присущих ребёнку, необходимо проводить, когда ребёнок находится в обычном для него состоянии, а не в момент резкого изменения поведения, например, когда ребёнок себя плохо чувствует, перевозбуждён.

         Показатели развития общения со сверстниками  у старших дошкольников (эти показатели оцениваются в зависимости от степени выраженности их у ребёнка):

      1) Отношение к результатам действий, желаниям, способам действия сверстника:

     1 балл – не считается с желаниями сверстника, отвергает его предложения в совместной деятельности, учитывает только свои идеи, хочет действовать в общей деятельности самостоятельно, сверстник должен быть в большей части наблюдателем;

     2 балла – ребёнок прислушивается к идеям сверстника, но применяет в деле редко, как правило, объясняя, что лучше так, как он придумал, а партнёр должен помогать осуществлять его замысел;

    3 балла – учитывает идеи и желания сверстника, распределяет работу между партнёрами, отказ от использования некоторых идей объясняет нецелесообразностью предложенных действий.

         2) установление и выполнение правил совместной деятельности;

  1 балл – правила совместной деятельности не устанавливаются детьми, каждый из участников действует независимо и самостоятельно, без помощи сверстника;

  2 балла – договаривается со сверстником о том, чем будут заниматься вместе, но при этом во взаимодействии не могут распределить обязанности, договориться об очерёдности действий;

  3 балла – ребёнок совместно с партнёром обсуждает общий результат, распределяет обязанности, устанавливает и выполняет правила совместной деятельности.

       3) разрешение возникающих конфликтных ситуаций:

  1 балл – не владеет способами выхода из конфликтной ситуации, совместная деятельность распадается из-за невозможности договориться;

  2 балла – при разрешении конфликтных ситуаций пользуется только небольшим набором способов – помощью взрослого, применением силовых способов;

  3 балла – в конфликтных ситуациях использует разные способы их разрешения – договор, обмен, обращение к «судьям», привлечение взрослого и т.д.

        4) умение различать и понимать эмоциональные  состояния, настроения сверстников:

  1 балл – ребёнок не различает сходные эмоциональные   состояния ровесников (гневается, злится, сердится, обижается);

   2 балла – различает эмоции и настроения ребят, при этом не проявляет интереса к их состоянию;

  3 балла – видит настроение сверстников, оказывает воздействие на их эмоциональное состояние.

        5) развитие сочувствия и сопереживания:

  1 балл – ребёнок чаще всего не откликается на эмоциональные проявления сверстников, не делится своими переживаниями;

  2 балла – наблюдается желание ребёнка поделиться с детьми своими эмоциями и переживаниями, но отклик на эмоциональные проявления сверстников наблюдается редко;

  3 балла – предлагает различные варианты деятельности, может увлечь своими замыслами.

       Уровень развития общения ребёнка со сверстниками высчитывается по общему баллу, набранному ребёнком по всем показателям:

    Уровень ниже среднего – 1 – 8 баллов

     Средний уровень – 8 – 14 баллов;

     Высокий уровень – 14 – 18 баллов

При переходе ребёнка от дошкольного образа жизни к школьному он адаптируется к новым условиям, к школьным правилам, особенностям школьно-урочной системы, новому детскому коллективу, учителю. Большое значение имеет формирование внутренней позиции школьника. Необходимо учитывать следующие показатели:

  1. отношение ребёнка к предстоящей учёбе в школе;
  2. учебную мотивацию;
  3. представление ребёнка о подготовке к школе, образе жизни школьника, правилах поведения в школе.

   Об отношении ребёнка  к предстоящей учёбе в школе можно узнать из беседы о школе, в которой психолог выясняет: хочет ли ребёнок пойти в школу, зачем необходимо ходить в школу, можно ли не ходить учиться в школу, как ребёнок думает, в школе будет интересно или нет, что там может быть интересного.

      Для исследования формирования внутренней позиции школьника используется методика, разработанная Л. А. Венгером. Ребёнку предлагаются вопросы, а он выбирает один из вариантов описываемого поведения.

           Инструкция: «Послушай меня внимательно. Я буду тебе задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант из двух тебе нравится больше».

  1. Если бы было две школы – одна с уроками русского  языка, математики, чтения, пения, рисования, физкультуры, а другая только – с уроками пения, рисования и физкультуры, в какой из них ты бы хотел учиться?
  2. Если бы было две школы –  одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, в какой из них ты бы хотел бы учиться?
  3. Если  бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие ответы пятёрки, а в другой бы давали сладости и игрушки, в какой из них ты бы хотел учиться?
  4. Если было бы две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать всё, что хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться?
  5. Если было бы две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, в какой из них ты бы хотел учиться?
  6. Если бы у вас в классе заболела бы учительница и директор предложил бы её заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
  7. Если бы мама сказала «Ты у меня ещё маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдёшь на будущий год», - согласился бы ты с таким предложением?
  8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придётся ходить по утрам в школу», согласился бы ты с таким предложением?
  9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Анализ результатов: за каждый правильный ответ даётся – 1 балл, за неправильный -  0 баллов. Внутренняя  позиция считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов и больше.

       Для шестилетних детей наиболее характерными мотивами учения являются следующие: учебно-познавательный мотив; социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения; позиционный, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими; внешние по отношению к учёбе мотивы; игровой мотив; мотив получения высокой отметки. Для определения мотивов учения используется методика М. Р. Гинзбурга.

          Инструкция: «сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». (внешний мотив)

           Второй мальчик «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился.» (учебный мотив)

           Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». (игровой мотив)

         Четвёртый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». (позиционный мотив)

          Пятый мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь». (социальный  мотив).

       Шестой мальчик сказал: « Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки». (мотив получения высокой отметки)

        После прочтения каждого «высказывания»  перед ребёнком выкладывается схематичный рисунок. Ребёнку задаётся вопрос: «Кто, по-твоему, из них прав?» Ребёнок последовательно выбирает три ответа.

      Оценка результатов: О готовности учиться свидетельствует выбор учебного мотива, позиционного и социального. У ребёнка может быть другое сочетание мотивов, важно, чтобы они отражали формирующуюся направленность на учебную деятельность. Если ребёнок выбирает сочетание внешнего и игрового мотивов, то это говорит о том, что у него не сформировано понимание специфики учебной деятельности и её значения, поэтому  в школе ребёнок может испытывать трудности, связанные с нежеланием учиться, потому что в школе для него это не главное.    

         

            Интеллектуальная готовность детей к школе проверяется при помощи целого набора текстов и методик, которыми владеют психологи. Предложенные методики «Самое непохожее», «Последовательные картинки», «Пиктограмма» дают возможность педагогу провести комплексную диагностику интеллектуального развития дошкольников.

         «Самое непохожее» (Л. А. Венгер). Позволяет изучить мышление и восприятие детей.

  Проведение теста. Перед ребёнком в ряд выкладывается 8 геометрических фигур: 2 синих круга (маленький и большой), 2 красных круга (маленький и большой), 2 синих квадрата (маленький и большой), 2 красных квадрата (маленький и большой).

         Инструкция: Одну из фигурок (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребёнку и просят: «Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая  - только одна». Указанную ребёнком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: «Почему ты так считаешь, что эти фигурки самые непохожие?» Каждый ребёнок выполняет задание с 2 – 3 фигурками.

        Дети  6 – 7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма – и ориентируются на все эти параметры при выборе фигурки.

     Если у ребёнка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький синий квадраты), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от друга?» так же можно помочь выделить и другие признаки – цвет и форму.

    Уровни выполнения заданий определяются количеством признаков, на которые ориентировался ребёнок при выборе «самой непохожей» фигурки и которые он назвал.

  Ниже среднего уровня – преобладание выбора по одному признаку без называния признака.

  Средний уровень – преобладание выбора по двум признакам и называния одного.

   Высокий уровень – преобладание выбора по трём признакам и называние одного – двух.  

 

         «Последовательные картинки». Методика направлена на изучение словесно-логического мышления.    Ребёнку предлагается серия картинок (5 – 8), в которых рассказывается о каком-то событии. Использованы последовательные картинки теста Д. Векслера.

   Инструкция: «Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чём здесь рассказывается? А теперь разложи карточки так, чтобы получился связный рассказ».

    Если ребёнок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами:  «Кто изображён? Что они делают?» и т.д. Убедившись, что ребёнок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается».  В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать ребёнку. После  того как ребёнок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате этого расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в раскладе допущена ошибка, то ребёнку указывают на неё  в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы сначала  пожарные потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если ребёнок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

      Анализ результатов: При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

          Ребёнок может расположить не только в логической, но и в «житейской» последовательности. Например, ребёнок может положить карточку, на которой мама даёт девочке лекарство, впереди карточки, на которой её осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама лечит всегда ребёнка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако для детей старше 6 – 7 лет подобный ответ считается неправильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребёнка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своём месте. Если ребёнок не может положить её правильно, обследование заканчивают, но если же он исправляет ошибку, задание повторяют с другим набором картинок.

        Ниже среднего уровня – картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.

         Средний уровень – картинки раскладываются  и описываются, следуя житейской логике.

       Высокий уровень – дети раскладывают  и описывают картинки, следуя логике изображённого содержания.

   

«Пиктограмма»  Методика для исследования опосредованной памяти, образного мышления. Ребёнку даётся лист бумаги, простой карандаш.

    Инструкция: «Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нём уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл слова.»

    Проведение теста. Взрослый читает слово, а ребёнок рисует. На каждый рисунок отводится 1 – 2 минуты. Взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребёнок не писал буквы а рисовал. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. Через 20 – 30 после окончания рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки, вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведённых слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова «разлука» ребёнок говорит «расставание» или вместо «вкусный ужин» - «сладкий ужин» или просто «ужин», это ошибкой не считается.

       Для детей 6 – 7  лет нормой будет воспроизведение 10 – 12  слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.

     Набор слов: весёлый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба, развитие, слепой мальчик, страх, весёлая компания.

          Ниже среднего уровня – рисунки мало связаны с темой, либо эта связь поверхностная ( на слово «холодно» ребёнок рисует дерево и объясняет, что ему тоже холодно)

         Средний уровень – адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов (например, развитие)

        Высокий уровень – рисунки отражают суть данного предмета. Например, для «вкусного ужина»   может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой.

       Необходимо отметить те случаи, когда ребёнок рисует практически однотипные, мало связанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае это является показателем хорошей механической памяти, которая компенсирует недостаточный уровень развития мышления.

     

Зрительно-моторная координация. Является одной из составляющих школьной готовности. Ребёнку в процессе учёбы часто приходится одновременно смотреть на предмет ( доску, образец) и списывать, срисовывать то, что он видит.

       Для исследования зрительной моторной координации применяется тест «Бендер»

       Проведение теста. Ребёнку необходимо  скопировать рисунки. Детям даётся лист бумаги, простой карандаш и по очереди три схемы, которые надо скопировать.

         Инструкция. «Скопируй, пожалуйста, эти рисунки. Постарайся выполнить задание как можно точнее, разместив все три фигуры, которые тебе надо срисовать, на одном листе бумаги».    

         Оценка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных ребёнком при рисовании каждой фигуры.

Фигура 1: правильный ромб – 2 балла, размеры фигур приблизительно одинаковые – 2 балла, обе фигуры соприкасаются углами или почти соприкасаются – 1 балл.

Фигура 2: горизонтальная ось проходит через все три вершины – 2 балла, есть хотя бы два чётких угла – 2 балла, число элементов правильное – 2 балла, расстояние между элементами одинаковое – 2 балла.

Фигура 3: у внешней фигуры все углы правильные – 2 балла, внешняя фигура расположена горизонтально – 1 балл, внутренняя фигура лежит посредине большой – 1 балл, внутренняя фигура соприкасается с внешней вверху и внизу – 1 балл.

    В норме дети 6 – 7 лет должны набрать не меньше 10 – 11 баллов.

         Ниже среднего – 7 – 9 баллов и ниже.

         Средний уровень – 10 – 14  баллов.

         Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Для исследования ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ, концентрации внимания используется тест «Корректурная проба».

       Проведение теста. Ребёнку необходимо вычёркивать геометрические фигуры по определённым правилам. На листе нарисованы ряды геометрических фигур, и даётся устная инструкция, как их необходимо зачёркивать. Дети повторяют инструкцию и начинают работу. Работа длится три минуты. По окончании каждой из трёх минут дети отмечают карандашом, где они закончили работу (воспитатель говорит «стоп»)

       Инструкция. «Посмотри внимательно на эти фигуры. Ты должен будешь вычёркивать некоторые из них по определённому правилу. Запомни его хорошенько. Круг ты вычёркиваешь косой линией справа налево, квадрат – слева  направо, а треугольник перечёркиваешь крест-накрест. Повторяю: все кружочки ты зачёркиваешь справа налево,  квадраты – слева направо, а треугольники  перечёркиваешь   крест-накрест. Ты запомнил, что и как надо делать?   Повтори, пожалуйста, а потом начинай работать.»

           Уровень ниже среднего: волевая готовность не сформирована, ребёнок не принимает задание, отвлекается даже при наличии схемы, делает много ошибок уже  в первые минуты работы, иногда начинает рисовать или раскрашивать фигурки. Только напоминание взрослого, его постоянный контроль способны вернуть таких детей к работе. Ошибкой считается не только неправильно зачёркнутая , но и пропущенная фигура.

        Средний уровень: ребёнок принимает задание, но только  в  виде   схемы.

      Высокий уровень:  ребёнок воспринимает словесную инструкцию. Схема деятельности «выстраивается» в сознании ребёнка, и потому он не нуждается во внешних опорах и подсказках.

     Высокий уровень оптимален для школы. Дети, которые в этом возрасте нуждаются во внешней схеме, в принципе готовы к обучению, так как они всё-таки принимают задание. Просто им необходима дополнительная тренировка, особенно тренировка произвольного запоминания. Дети, которые не принимают задание в принципе, к учебной деятельности не готовы.

       Уровень развития концентрации внимания определяется по количеству ошибок. Дети в 6 – 7 лет могут работать без ошибок это время; 1 – 2 ошибки  за 1 минуту – нормальный уровень концентрации внимания.

        При диагностике готовности к школе необходимо помнить о том, что все компоненты психологической готовности к школе не обязательно должны быть максимально развиты, важнее, чтобы присутствовали все эти компоненты, даже если уровень сформированности некоторых из них невысок. В процессе обучения менее развитые качества будут компенсироваться более развитыми, если какой-то компонент полностью отсутствует, то это может привести к неуспешности в учебной деятельности и даже отказу от посещения  школы.